Статья 'Аксиологическое содержание раннепифагорейского понимания порядка' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Аксиологическое содержание раннепифагорейского понимания порядка

Лечич Никола Добривоевич

аспирант, кафедра истории философии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, 20

Lecic Nikola

PhD student of the Department of History of Philosophy at National Research University "Higher School of Economics"

101000, Russia, Moscow, str. Myasnitskaya, 20

nikola.lecic@anthesphoria.net

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.4.11946

Дата направления статьи в редакцию:

10-05-2015


Дата публикации:

29-05-2015


Аннотация: Раннепифагорейская космология ставила в центр философского внимания идею порядка (τάξις). Главный вопрос данного исследования – установить, насколько пифагорейское употребление τάξις-а революционно. В статье излагается содержание τάξις-а как термина, используемого для описания порядка в древнегреческой мысли, с акцентом на аксиологические элементы, скрытые в нем. Автор (1) показывает различия в понимании порядка мирового целого у Алкмана и Анаксимандра, (2) расширяет описание этих различий в контексте раннепифагорейской космологии и (3) делает краткое сравнение полученных результатов с некоторыми другими важными досократиками. В решении поставленного вопроса автор опирается на существующие филологические и исторические критические анализы досократических фрагментов. Используя метод феноменологического анализа, ищет в них мыслительные феномены-прецеденты, одновременно избегая проецирования терминов и разделений, появившихся в современных науках, на данные фрагменты. Новизна статьи состоит в том, что, по мнению автора, пифагорейское понимание порядка и беспорядка беспрецедентно в онтологическом и аксиологическом смысле. Tенденция проецирования такого τάξις-а (позже развитого Платоном) на более древних мыслителей необоснована, в первую очередь из-за того, что такое проецирование может сформировать неправильное представление о существовании негативной аксиологии «бесформенного» у этих мыслителей.


Ключевые слова:

греческая философия, ранняя пифагорейская школа, досократики, космос, космология, мировое целое, аксиология, порядок, беспорядок, материя

Abstract: Eary Pythagorean cosmology focused on the philosophical idea of oder (τάξις). The main objective of the present research is to define to what extend the Pythagorean concept of τάξις was a revolutionary idea. In this article Lechich gives a definition of  τάξις as the term used for describing order in ancient Greek philosophy and emphasizes axiological elements hidden in that term. The researcher 1) shows the difference in Alcman's and Anaximander's concepts of the world total, 2) extends the description of these differences in terms of early Pythagorean cosmology, and 3) compares the results of the present research to the ideas of other major Pre-Socratic philosophers. The researcher achieves the objectives of the research based on existing philological and historical critical analysis of Pre-Socratic fragments. Using the method of phenomenological analysis, the researcher tries to find mental phenomena-precedents in these fragments and at the same time avoid projecting definitions and concepts of modern sciences on these fragments. The novelty of the article is caused by the fact that the author makes a statement about Pythagorean interpretation of order having no precedents in ontology and axiology. According to the researcher, the tendency to project the idea of τάξις (which was developed by Plato later) on the concepts of more ancient philosophers has no reasonable grounds, mostly because such projection may create the wrong opinion that ancient philosophers had negative axiology of 'the shapeless'. 


Keywords:

Greek philosophy, early Pythagorean school, Pre-Socratic philosophers, cosmos, universe, cosmology , world total, axiology, order, disorder, materia

Библиография
1. Вернан Жан-Пьер. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988.
2. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии I–III. М.: Партийное издательство, 1932.
3. Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб: Алетейя, 1994.
4. Фрагменты ранних греческих философов, часть I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / под ред. А. В. Лебедева. М.: Наука, 1989.
5. Хайдеггер Мартин. Изречение Анаксимандра, в: Разговор на проселочной дороге: Избраннные статьи из позднего периода творчества. М.: Высшая школа, 1991, 28–68.
6. Barnes, Jonathan. The Presocratic Philosophers. London: Routledge, 1982.
7. Burkert Walter. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1972.
8. Cornford F. M. Mysticism and Science in the Pythagorean Tradition // The Classical Quarterly, Vol. 16, No. 3/4 (1922), 137–150.
9. Diels Hermann. Die Fragmente der Vorsokratiker, Griechisch und Deutsch / her. W. Krantz. Dublin & Zürich: Weidmann, 1974, T. 1–2.
10. Kahn Charles H. Pythagoras and the Pythagoreans: a brief history. Indianapolis: Hackett Pub, 2001.
11. Most Glenn W. Alcman's «Cosmogonic» Fragment (Fr. 5 Page, 81 Calame) // The Classical Quarterly, New Series, Vol. 37, No. 1 (1987), 1–19.
12. Rée Jonathan et al. Philosophy and its past. Hassocks: Harvester Press, 1978.
13. Rorty Richard. The Historiography of Philosophy: Four Genres, в: Rorty Richard et al. (eds.). Philosophy in History: Essays in the Historiography of Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
14. Vlastos Gregory. Theology and Philosophy in Early Greek Thought // The Philosophical Quarterly, Vol. 2, No. 7 (1952), 97–123.
References
1. Vernan Zhan-P'er. Proiskhozhdenie drevnegrecheskoi mysli. M.: Progress, 1988.
2. Gegel' G. V. F. Lektsii po istorii filosofii I–III. M.: Partiinoe izdatel'stvo, 1932.
3. Zhmud' L. Ya. Nauka, filosofiya i religiya v rannem pifagoreizme. SPb: Aleteiya, 1994.
4. Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov, chast' I: Ot epicheskikh teokosmogonii do vozniknoveniya atomistiki / pod red. A. V. Lebedeva. M.: Nauka, 1989.
5. Khaidegger Martin. Izrechenie Anaksimandra, v: Razgovor na proselochnoi doroge: Izbrannnye stat'i iz pozdnego perioda tvorchestva. M.: Vysshaya shkola, 1991, 28–68.
6. Barnes, Jonathan. The Presocratic Philosophers. London: Routledge, 1982.
7. Burkert Walter. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1972.
8. Cornford F. M. Mysticism and Science in the Pythagorean Tradition // The Classical Quarterly, Vol. 16, No. 3/4 (1922), 137–150.
9. Diels Hermann. Die Fragmente der Vorsokratiker, Griechisch und Deutsch / her. W. Krantz. Dublin & Zürich: Weidmann, 1974, T. 1–2.
10. Kahn Charles H. Pythagoras and the Pythagoreans: a brief history. Indianapolis: Hackett Pub, 2001.
11. Most Glenn W. Alcman's «Cosmogonic» Fragment (Fr. 5 Page, 81 Calame) // The Classical Quarterly, New Series, Vol. 37, No. 1 (1987), 1–19.
12. Rée Jonathan et al. Philosophy and its past. Hassocks: Harvester Press, 1978.
13. Rorty Richard. The Historiography of Philosophy: Four Genres, v: Rorty Richard et al. (eds.). Philosophy in History: Essays in the Historiography of Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
14. Vlastos Gregory. Theology and Philosophy in Early Greek Thought // The Philosophical Quarterly, Vol. 2, No. 7 (1952), 97–123.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.