Статья 'Представления об Абсолюте в двух монистических парадигмах — в адвайте Шанкары и пара-адвайте Абхинавагупты' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Представления об Абсолюте в двух монистических парадигмах — в адвайте Шанкары и пара-адвайте Абхинавагупты

Лобанов Сергей Владимирович

старший преподаватель, кафедра религиоведения, Свято-Филаретовский православно-христианский институт

105062, Москва, ул. Покровка, д. 29

Lobanov Sergey Vladimirovich

105062, Moscow, ul. Pokrovka, d. 29

losevl@gmail.com

DOI:

10.7256/2454-0757.2014.3.11534

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-1.33333333333-2014


Аннотация: Предметом, рассматриваемым в статье, являются адвайта-веданта и кашмирский шиваизм — две основные монистические системы индийской философии (соответственно представленные взглядами и трудами Шанкары и Абхинавагупты как наиболее ярких своих предситавителей), в которых философский и религиозно-мистический монизм играет парадигмальную роль. Предлагаемое в статье сравнение двух парадигм монизма – адвайты (недвойственности) Шанкары и пара-адвайты (высшей недвойственности) Абхинавагупты – на примере сопоставляемых представлений об Абсолюте позволяет представить малоизученную философию кашмирского шиваизма в компаративном соотнесении с самой известной и наиболее изученной системой индийской мысли. Сравнение проводится на материале санскритских первоисточников обеих монистических систем, включая позиции и аргументацию двух великих монистов и обращение к их собственным высказываниям. В частности, рассматриваются представления Шанкары и Абхинавагупты об Абсолюте как центральном концепте их философских доктрин, представленном в двух различных монистических парадигмах соответственно как «статический» и бездеятельный Абсолют (Брахман) адвайты и «динамический» креативный Абсолют (Ануттара, Шива) пара-адвайты. Тема, поднятая в статье, достаточно перспективна и актуальна для отечественной философской индологии в частности и истории философии в целом, поскольку отчасти восполняет досадный пробел – отсутствие работ по философии кашмирского шиваизма как наиболее изучаемого в настоящее время в зарубежной индологии направления индийской мысли. Интерес к этому еще сравнительно недавно «не замечаемому» исследователями направлению в странах Запада способствовал росту внимания к его академическому изучению и в самой Индии. Между тем, в России литература по кашмирскому шиваизму в основном переводная (с английского) и до сих пор, за исключением диссертации Н. В. Исаевой, отсутствуют диссертационные исследования по данной теме на русском языке. Немногочисленные публикации в виде статей и фрагментарных переводов отдельных первоисточников с санскрита также пока недостаточно восполняют этот пробел. Автор статьи обращается к санскритским первоисточникам, в большинстве своем остающимся все еще непереведенными на русский язык, а также к работам западных и индийских исследователей, вводит в русскоязычный научный оборот новые концепты, санскритские термины и другую информацию, актуальную не только для историков философии, но и для культурологов, религиоведов, индологов и междисциплинарных исследований.


Ключевые слова:

монизм, индийская философия, Шанкара, Абхинавагупта, адвайта-веданта, адвайта, пара-адвайта, кашмирский шиваизм, веданта, пратьябхиджня

Библиография
1. Абхинавагупта. «Ануттараштика» («Восемь строф о несравненном, [о том, выше которого нет]») // Исаева Н. В. Искусство как проводник. Кашмирский шиваизм: Абхинавагупта и Кшемараджа (в сравнении с некоторыми паратеатральными опытами современности). СПб, 2014. С. 269‒276.
2. Иванов В. П. Доктрина Узнавания (Пратьябхиджня-даршана) в трактате «Сарвадаршана-санграха». // Историко-философский ежегодник’2009 / Ин-т философии РАН. М., 2010. С. 247‒254.
3. Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. – М.: Вост. лит., Академический Проект; Гаудеамус, 2009.
4. Исаева Н. В. Шанкара и индийская философия. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.
5. Исаева Н. В. Ортодоксальная религиозно-философская традиция Индии. / Исаева Н. В. // Религии древнего Востока. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. – C. 205-243.
6. Исаева Н. В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. М.,1996.
7. Лобанов С. В. Сравнительный анализ представлений о «непосредственном постижении» (апарокшанубхути) и «самоузнавании» (пратьябхиджня) в монистических системах Шанкары и Абхинавагупты. // Сборник научных статей молодых ученых «Orientalistica Iuvenile». Вып. V ( Материалы Съезда молодых востоковедов России и СНГ (Звенигород, 3 – 5 октября 2012 г.)). – М.: Пробел-2000, 2012. С. 178‒186.
8. Лобанов С. В. Две парадигмы монизма в интерпретации «Бхагавадгиты»: Шанкара и Абхинавагупта. // История философии. № 18. / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. Л.Б. Карелова. – М., 2013. – С. 40-58.
9. Лысенко В. Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986.
10. Мадхавачарья. Сарвадаршана-санграха. Глава «Пратьябхиджня-даршана»./ Пер. с санскрита В. П. Иванова. // Историко-философский ежегодник’2009 / Ин-т философии РАН. М, 2010. С. 255‒271.
11. Пандит Б. Н. Основы кашмирского шиваизма. / Пер. с англ. В. А. Дмитриевой. – М.: Издательство «Профит Стайл», 2004.
12. «Пратьябхиджня-хридая» («Сущность Узнавания»). / Кшемараджа; Пер., вступ. ст., ред. и коммент. Пахомова С.В. – Б.м.. Восток. Афро-азиатские общества: история и современность / Институт востоковедения РАН; Институт Африки РАН; /12229. – М., 2001.
13. Предтеченская Ю. В. Определение Брахмана в Упанишадах: апофатический и катафатический подходы (по комментарию Шанкары к «Тайттирия-упанишаде»). // Историко-философский ежегодник’2009 / Ин-т философии РАН. М, 2010. С. 272‒290.
14. Упанишады. / Пер. с санскрита, исслед., коммент. и Приложение А. Я. Сыркина. Изд. 2-е, доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000.
15. Шанкара. Избранные комментарии на Брахма-сутры Бадараяны. / Пер. с санскрита Н. В. Исаевой. М., 1993. Шохин В. К. Стратификации реальности в онтологии адвайта-веданты. М., 2004.
16. Abhinava Gupta. Īśvarapratyabhijñāvivṛtivimarśinī, ed. by Madhusudan Kaul. KSTS Vol. LXVIII, LXXV and LXXIX. – Srinagar, 1921.
17. Īśvara-pratyabhijñā-vimarśinī 1928 ‒ The Īśvara-pratyabhijñā-vimarśinī of Utpalācārya with the comm. of Abhinavagupta // Kashmir Sanskrit Series. Vol. II. Srinagar, 1928. P. 265‒266.
18. Abhinavagupta. Tantrasāraḥ ‘Nīrakṣīraviveka’ Hindībhāṣyasaṁvalitaḥ prathamaḥ khaṇḍaḥ (adhyāyāḥ 1-7). / Sanskrit text of the Abhinavagupta’s “Tantrasara” (Part I, chapters 1-7) edited with the Hindi commentary by Dr. Paramahamsa Mishra. – Varanasi: Chawkhamba Surabharati Prakashan, 1996.
19. Abhinavagupta. Tantrasāraḥ ‘Nīrakṣīraviveka’ hindībhāṣyasaṁvalitaḥ dvitīyaḥ khaṇḍaḥ (adhyāyāḥ 8-22). / Sanskrit text of the Abhinavagupta’s “Tantrasara” (Part II, chapters 8-22) edited with the Hindi commentary by Dr. Paramahamsa Mishra. – Varanasi: Chawkhamba Surabharati Prakashan, 2000.
20. Abhinavagupta, Rājānaka. A Trident of Wisdom. / Translation of Parātrīśikā-vivaraṇa by Jaideva Singh; edited by Bettina Baumer; with the foreword by Paul Muller-Ortega. – N. Y.: State University of New York Press, Motilal Banarsidass Publishers, 1989. – (SUNY series in Tantric Studies).
21. Bäumer Bettina. Abhinavagupta’s Hermeneutics of the Absolute. Anuttaraprakriyā : An Interpretention of his Parātrīśikā Vivaraṇa. New Delhi, 2011.
22. Barnett, L.D. «The Paramārthasāra of Abhinava Gupta». // The Journal of the Bombay Branch of the Royal Asiatic Society of Great Britain. – London, 1910.
23. Brahmasūtrabhaṣyam of Śrī Śankarācārya. – Calcutta: Advaita Ashrama, 1967.
24. Dasgupta, S.N.. History of Indian Philosophy, 5 Vols. – Cambridge: Cambridge University, 1922-1955. – Vol. I.
25. Deutsch, Eliot. Advaita Vedanta: A Philosophical Reconstruction. – Honolulu: East-West Center Press, 1969. Essence of the Exact Reality or Paramārthasāra of Abhinavagupta. / With English translation and notes by Dr. B. N. Pandit.– New Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. Ltd., 1991.
26. Īśvarapratyabhijñākārikā of Utpaladeva with the Author’s Vṛtti. / Critical edition and annotated translation by Raffaele Torella. – Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 2002.
27. Kaw R. K. The Doctrine of Recognition: Pratyabhijna Philosophy. – Hoshiarpur: Vishvanand Institute, 1967.
28. Mishra Haramohan. A Study in Advaita Epistemology. Delhi, 1990.
29. Mishra, Kamalakar. Kashmir Śaivism: the Central Philosophy of Tantrism. – Portland: Rudra Press, 1993. Moti Lal Pandit. From Dualism to Non-Dualism. A Study of the Evolution of Śaivite Thought. New Delhi, 2010.
30. Muller-Ortega, Paul Eduardo. The Triadic Heart of Śiva: Kaula Tantricism of Abhinavagupta in the Non-Dual Shaivism of Kashmir. – Delhi: Śri Satguru Publications, a Division of Indian Books Centre Indological and Oriental Publishers, 1989.
31. Potter, Karl. Presuppositions of India’s Philosophies. – New Jersey: Prentice-Hall, 1963.
32. Prasad Jwala. History of Indian Epistemology. Delhi, 1987.
33. Pratyabhijñāhṛdayam. The Secret of Self-Recognition. / Sanskrit text with English translation, notes and Introduction by Jaideva Singh. – New Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1991.
34. Raghavan, V. Abhinavagupta and his works. – Varanasi: Chaukhambha Orientalia, 1981.
35. Rajagopal L.V. A Critique of Vedānta. New Delhi, 1993. SenSharma Debabrata. An Introduction to the Advaita Śaiva Philosophy of Kashmir. Varanasi, 2009.
36. Sharma L.N. Kashmir Śaivism. Delhi, 2006. Śivadṛṣṭi of Śrī Somānanda Nātha with the Vritti of Śrī Utpaladeva. / Edited with the Sanskrita commentary & Hindi translation by Dr. Radheshyam Chaturvedi. – Varanasi: Varanaseya Sanskrit Sansthan, 1986.
37. Śiva Sūtras: The Yoga of supreme Identity. / Text of the sūtras and the commentary Vimarśinī of Kṣemarāja translated into English with Introduction, Notes, Running Exposition, Glossary and Index by Jaideva Singh. – Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1988.
38. Śrīmad Bhagavad Gītā Bhāṣya of Śrī Śaṁkarācārya. / With text in Devanagari & English rendering, and Index of first lines of verses; translation by Dr. A.G.Krishna Warrier. – Madras: Śri Ramakrishna Math, 1983.
39. Upaniṣadbhāṣya and Māṇḍukyakārikābhāṣya in Īśādidaśopaniṣadaḥ Śaṅkarabhāṣyasametam. 2 ed. – Delhi: Motilal Banarsidass. 1964.
40. Vireswarananda, Swami. Brahma-sutras according to Śaṅkara. Kolkata, 2011.
References
1. Abkhinavagupta. «Anuttarashtika» («Vosem' strof o nesravnennom, [o tom, vyshe kotorogo net]») // Isaeva N. V. Iskusstvo kak provodnik. Kashmirskii shivaizm: Abkhinavagupta i Kshemaradzha (v sravnenii s nekotorymi parateatral'nymi opytami sovremennosti). SPb, 2014. S. 269‒276.
2. Ivanov V. P. Doktrina Uznavaniya (Prat'yabkhidzhnya-darshana) v traktate «Sarvadarshana-sangrakha». // Istoriko-filosofskii ezhegodnik’2009 / In-t filosofii RAN. M., 2010. S. 247‒254.
3. Indiiskaya filosofiya: Entsiklopediya / Otv. red. M.T. Stepanyants; In-t filosofii RAN. – M.: Vost. lit., Akademicheskii Proekt; Gaudeamus, 2009.
4. Isaeva N. V. Shankara i indiiskaya filosofiya. – M.: Nauka. Glavnaya redaktsiya vostochnoi literatury, 1991.
5. Isaeva N. V. Ortodoksal'naya religiozno-filosofskaya traditsiya Indii. / Isaeva N. V. // Religii drevnego Vostoka. – M.: Izdatel'skaya firma «Vostochnaya literatura» RAN, 1995. – C. 205-243.
6. Isaeva N. V. Slovo, tvoryashchee mir. Ot rannei vedanty k kashmirskomu shivaizmu: Gaudapada, Bkhartrikhari, Abkhinavagupta. M.,1996.
7. Lobanov S. V. Sravnitel'nyi analiz predstavlenii o «neposredstvennom postizhenii» (aparokshanubkhuti) i «samouznavanii» (prat'yabkhidzhnya) v monisticheskikh sistemakh Shankary i Abkhinavagupty. // Sbornik nauchnykh statei molodykh uchenykh «Orientalistica Iuvenile». Vyp. V ( Materialy S''ezda molodykh vostokovedov Rossii i SNG (Zvenigorod, 3 – 5 oktyabrya 2012 g.)). – M.: Probel-2000, 2012. S. 178‒186.
8. Lobanov S. V. Dve paradigmy monizma v interpretatsii «Bkhagavadgity»: Shankara i Abkhinavagupta. // Istoriya filosofii. № 18. / Ros. akad. nauk, In-t filosofii; Otv. red. L.B. Karelova. – M., 2013. – S. 40-58.
9. Lysenko V. G. «Filosofiya prirody» v Indii: atomizm shkoly vaisheshika. – M.: Glavnaya redaktsiya vostochnoi literatury izdatel'stva «Nauka», 1986.
10. Madkhavachar'ya. Sarvadarshana-sangrakha. Glava «Prat'yabkhidzhnya-darshana»./ Per. s sanskrita V. P. Ivanova. // Istoriko-filosofskii ezhegodnik’2009 / In-t filosofii RAN. M, 2010. S. 255‒271.
11. Pandit B. N. Osnovy kashmirskogo shivaizma. / Per. s angl. V. A. Dmitrievoi. – M.: Izdatel'stvo «Profit Stail», 2004.
12. «Prat'yabkhidzhnya-khridaya» («Sushchnost' Uznavaniya»). / Kshemaradzha; Per., vstup. st., red. i komment. Pakhomova S.V. – B.m.. Vostok. Afro-aziatskie obshchestva: istoriya i sovremennost' / Institut vostokovedeniya RAN; Institut Afriki RAN; /12229. – M., 2001.
13. Predtechenskaya Yu. V. Opredelenie Brakhmana v Upanishadakh: apofaticheskii i katafaticheskii podkhody (po kommentariyu Shankary k «Taittiriya-upanishade»). // Istoriko-filosofskii ezhegodnik’2009 / In-t filosofii RAN. M, 2010. S. 272‒290.
14. Upanishady. / Per. s sanskrita, issled., komment. i Prilozhenie A. Ya. Syrkina. Izd. 2-e, dop. M.: Izdatel'skaya firma «Vostochnaya literatura» RAN, 2000.
15. Shankara. Izbrannye kommentarii na Brakhma-sutry Badarayany. / Per. s sanskrita N. V. Isaevoi. M., 1993. Shokhin V. K. Stratifikatsii real'nosti v ontologii advaita-vedanty. M., 2004.
16. Abhinava Gupta. Īśvarapratyabhijñāvivṛtivimarśinī, ed. by Madhusudan Kaul. KSTS Vol. LXVIII, LXXV and LXXIX. – Srinagar, 1921.
17. Īśvara-pratyabhijñā-vimarśinī 1928 ‒ The Īśvara-pratyabhijñā-vimarśinī of Utpalācārya with the comm. of Abhinavagupta // Kashmir Sanskrit Series. Vol. II. Srinagar, 1928. P. 265‒266.
18. Abhinavagupta. Tantrasāraḥ ‘Nīrakṣīraviveka’ Hindībhāṣyasaṁvalitaḥ prathamaḥ khaṇḍaḥ (adhyāyāḥ 1-7). / Sanskrit text of the Abhinavagupta’s “Tantrasara” (Part I, chapters 1-7) edited with the Hindi commentary by Dr. Paramahamsa Mishra. – Varanasi: Chawkhamba Surabharati Prakashan, 1996.
19. Abhinavagupta. Tantrasāraḥ ‘Nīrakṣīraviveka’ hindībhāṣyasaṁvalitaḥ dvitīyaḥ khaṇḍaḥ (adhyāyāḥ 8-22). / Sanskrit text of the Abhinavagupta’s “Tantrasara” (Part II, chapters 8-22) edited with the Hindi commentary by Dr. Paramahamsa Mishra. – Varanasi: Chawkhamba Surabharati Prakashan, 2000.
20. Abhinavagupta, Rājānaka. A Trident of Wisdom. / Translation of Parātrīśikā-vivaraṇa by Jaideva Singh; edited by Bettina Baumer; with the foreword by Paul Muller-Ortega. – N. Y.: State University of New York Press, Motilal Banarsidass Publishers, 1989. – (SUNY series in Tantric Studies).
21. Bäumer Bettina. Abhinavagupta’s Hermeneutics of the Absolute. Anuttaraprakriyā : An Interpretention of his Parātrīśikā Vivaraṇa. New Delhi, 2011.
22. Barnett, L.D. «The Paramārthasāra of Abhinava Gupta». // The Journal of the Bombay Branch of the Royal Asiatic Society of Great Britain. – London, 1910.
23. Brahmasūtrabhaṣyam of Śrī Śankarācārya. – Calcutta: Advaita Ashrama, 1967.
24. Dasgupta, S.N.. History of Indian Philosophy, 5 Vols. – Cambridge: Cambridge University, 1922-1955. – Vol. I.
25. Deutsch, Eliot. Advaita Vedanta: A Philosophical Reconstruction. – Honolulu: East-West Center Press, 1969. Essence of the Exact Reality or Paramārthasāra of Abhinavagupta. / With English translation and notes by Dr. B. N. Pandit.– New Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. Ltd., 1991.
26. Īśvarapratyabhijñākārikā of Utpaladeva with the Author’s Vṛtti. / Critical edition and annotated translation by Raffaele Torella. – Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 2002.
27. Kaw R. K. The Doctrine of Recognition: Pratyabhijna Philosophy. – Hoshiarpur: Vishvanand Institute, 1967.
28. Mishra Haramohan. A Study in Advaita Epistemology. Delhi, 1990.
29. Mishra, Kamalakar. Kashmir Śaivism: the Central Philosophy of Tantrism. – Portland: Rudra Press, 1993. Moti Lal Pandit. From Dualism to Non-Dualism. A Study of the Evolution of Śaivite Thought. New Delhi, 2010.
30. Muller-Ortega, Paul Eduardo. The Triadic Heart of Śiva: Kaula Tantricism of Abhinavagupta in the Non-Dual Shaivism of Kashmir. – Delhi: Śri Satguru Publications, a Division of Indian Books Centre Indological and Oriental Publishers, 1989.
31. Potter, Karl. Presuppositions of India’s Philosophies. – New Jersey: Prentice-Hall, 1963.
32. Prasad Jwala. History of Indian Epistemology. Delhi, 1987.
33. Pratyabhijñāhṛdayam. The Secret of Self-Recognition. / Sanskrit text with English translation, notes and Introduction by Jaideva Singh. – New Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1991.
34. Raghavan, V. Abhinavagupta and his works. – Varanasi: Chaukhambha Orientalia, 1981.
35. Rajagopal L.V. A Critique of Vedānta. New Delhi, 1993. SenSharma Debabrata. An Introduction to the Advaita Śaiva Philosophy of Kashmir. Varanasi, 2009.
36. Sharma L.N. Kashmir Śaivism. Delhi, 2006. Śivadṛṣṭi of Śrī Somānanda Nātha with the Vritti of Śrī Utpaladeva. / Edited with the Sanskrita commentary & Hindi translation by Dr. Radheshyam Chaturvedi. – Varanasi: Varanaseya Sanskrit Sansthan, 1986.
37. Śiva Sūtras: The Yoga of supreme Identity. / Text of the sūtras and the commentary Vimarśinī of Kṣemarāja translated into English with Introduction, Notes, Running Exposition, Glossary and Index by Jaideva Singh. – Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1988.
38. Śrīmad Bhagavad Gītā Bhāṣya of Śrī Śaṁkarācārya. / With text in Devanagari & English rendering, and Index of first lines of verses; translation by Dr. A.G.Krishna Warrier. – Madras: Śri Ramakrishna Math, 1983.
39. Upaniṣadbhāṣya and Māṇḍukyakārikābhāṣya in Īśādidaśopaniṣadaḥ Śaṅkarabhāṣyasametam. 2 ed. – Delhi: Motilal Banarsidass. 1964.
40. Vireswarananda, Swami. Brahma-sutras according to Śaṅkara. Kolkata, 2011.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.