Статья 'Человек в системе взаимодействия трёх метакультур' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Человек в системе взаимодействия трёх метакультур

Балагушкин Юрий Евгеньевич

аспирант, сектор истории антропологических учений, Институт философии РАН

119019, Россия, г. Москва, ул. Волхонка, 14

Balagushkin Yurii Evgen'evich

post-graduate student of the Department of the History of Anthropological Doctrines at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences (Institute of Philosophy of RAS).

119019, Russia, Moscow, str. Volkhonka, 14

balagushkin@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2014.10.10627

Дата направления статьи в редакцию:

16-10-2014


Дата публикации:

30-10-2014


Аннотация: Послесловие к переводу статьи американского социолога и философа культуры Эдварда Тирьякяна «Три метакультуры общества модерна: христианская, гностическая, хтоническая». Анализируется понимание американским учёным роли религии в современном обществе, содержание и проблемные моменты его концепции трёх метакультур; функциональные особенности религиозных метакультур христианства, гностицизма и язычества; взаимодействие иноверий с ортодоксальной христианской метакультурой, которое являлось источником внутренних противоречий в западной цивилизации и её предрасположенности к изменениям. Рассматривается философско-антропологический аспект мысли Э.Тирьякяна. Динамика и многообразие форм культуры в современном обществе, по Э.Тирьякяну, рассматриваются с точки зрения культурно-исторического, функционально-смыслового и структурно-аналитического подходов, поиска философско-антропологических аспектов творчества американского мыслителя. Концепция трёх метакультур Э.А.Тирьякяна страдает определённой ограниченностью, так как не учитывает всего многообразия религиозно-культурных течений (в частности, манихейства, герметизма), а также полностью игнорирует светскую культуру с её естественнонаучной и общественно-исторической составляющими. В анализе трёх метакультур Тирьякяна явно обнаруживается философско-антропологический подтекст: человек является элементом социокультурной структуры и агентом процесса ее изменения и развития - такова специфика его двойственной природы, в которой исходная естественная составляющая сопрягается с доминирующей социальной. Для формирования и развития человеческой природы основополагающее значение имеет культурализация. Вместе с сопряжённой с ней социализацией она составляет два основных плана вторичной, социально-исторической природы человека, но одновременно оказывает существенное влияние на первичную, естественную природу человека и тем самым формирует личность. Под влиянием социокультурной среды видоизменяются в той или иной степени проявления человеческой телесности. Индивид идентифицирует себя с определённой метакультурой и в то же время включён в противоречивые связи различных метакультур между собой.


Ключевые слова:

Эдвард Тирьякян, общество модерна, метакультура, христианство, гностицизм, язычество, иноверия, природа человека, культурализация, идентификация

Библиография
1. Abu-Lughod, Janet (1989) Before European Hegemony: The World System AD 1250-1350. New York: Oxford University Press.
2. Adams, Carol J. (1993) Ecofeminism and the Sacred. New York: Continuum.
3. Arrighi, Giovanni (1994) The Long Twentieth Century: Money, Power and the Origins of our Times. London and New York: Verso.
4. Barker, Eileen (1982) New Religious Movements: A Perspective for Understanding Society. New York: Edwin Mullen Press.
5. Bellah, Robert N. (1970) 'Religious Evolution', pp. 20-50 in Robert N. Bellah, Beyond Belief. Essays on Religion in a Post-traditional World. New York: Harper &Row.
6. Berger, Helen A. (1995) The Routinization of Spontaneity', Sociology of Religion 56(1): 49-61.
7. Brandon, George (1993) Ceinture from Africa to the New World. Bloomington: Indiana University Press.
8. Brown, David Hilary (1992) Garden in the Machine: Afro-Cuban Sacred Art and Per¬formance in Urban New Jersey and New York. Ann Arbor, MI: University Microfilms International.
9. Chadwick, Owen (1975) The Secularization of the European Mind. Cambridge and New York: Cambridge University Press.
10. Chase-Dunn, Christopher and Thomas D. Hall (1993) 'Comparing World-systems: Concepts and Working Hypotheses', Social Forces 71(4): 851-86.
11. Drinnon, Richard (1968) 'Introduction' to Mother Earth Bulletin. New York: Green¬wood Reprint Corporation.
12. Eisenstadt, S.N. (1992) Jewish Civilization. The Jewish Historical Experience in a Comparative Perspective. Albany, NY: State University of New York Press.
13. Eisenstadt, S.N. (1984) 'Heterodoxies and Dynamics of Civilization', Proceedings of the American Philosophical Society 128(2): 104-13.
14. Eisenstadt, S.N. (ed.) (1986) The Origins and Diversity of Axial Age Civilizations. Albany, NY: State University of New York Press.
15. Finley, Nancy J. (1991) 'Political Activism and Feminine Spirituality', Sociological Analysis 52(4): 349-62.
16. Griffin, Wendy (1995) 'The Embodied Goddess: Feminist Witchcraft and Female Divinity', Sociology of Religion 56(1): 35-48.
17. Hobsbawm, Eric and Terence Ranger (eds) (1992) The Invention of Tradition. Cam¬bridge and New York: Cambridge University Press.
18. Karenga, Maulana (1988) The African American Holiday of Kwanzaa: A Celebration of Family, Community and Culture. Los Angeles: University of Sankore Press.
19. Kirckpatrick, R. George, R. Rainey and K. Ruhi (1986) 'An Empirical Study of Wiccan Religion in Postindustrial Society', Free Inquiry in Creative Sociology 14: 33-8.
20. Leo, John (1995) 'The Modern Primitives', US News and World Report, 31 July: 16.
21. Madhubuti, Haki R. (1993) Kwanzaa: An African-American Holiday that is Progres¬sive and Uplifting. Chicago: Third World Press.
22. Marie-Daly, Bernice (1991) Ecofeminism: Sacred Matter/Sacred Mother. Chambers-burg, PA: Anima Books.
23. McGaa, Ed (1990) Mother Earth Spirituality: Native American Paths to Healing Our¬selves and Our World. San Francisco: Harper.
24. Merleau-Ponty, Maurice (1964) Signs. Evanston, IL: Northwestern University Press.
25. Murphy, Joseph M. (1988) Santeria: An African Religion in America. Boston: Beacon Press.
26. Murray, Margaret A. (1967) The Witch-cult in Western Europe. Oxford: Clarendon Press.
27. Murray, Margaret A. (1974) The God of the Witches. London and New York: Oxford University Press.
28. Neitz, Mary Jo (1991) 'In Goddess We Trust', p. 353-72 in T. Robbins and D. Anthony (eds) In Gods We Trust. New Brunswick, NJ: Transaction Press.
29. Robertson, Roland (1992) Globalization, Social Theory and Global Culture. London and Newbury Park, CA: Sage.
30. Roof, Wade Clark and William McKinney (1987) American Mainline Religion. Its Changing Shape and Future. New Brunswick, NJ and London: Rutgers University Press.
31. Ruether, Rosemary R. (ed.) (1974) Religion and Sexism. Images of Woman in the Jewish and Christian Traditions. New York: Simon & Schuster.
32. Ruyer, Raymond (1974) La Gnose de Princeton: des savants a la recherche d'une religion. Paris: Fayard.
33. Ruyer, Raymond (1977) Les Cents Prochains Siecles: le destin historique de Vhomme selon la nouvelle gnose americaine. Paris: Fayard.
34. Sorokin, Pitirim A. (1962) Social and Cultural Dynamics, 4 Vols. New York: Bed-minster Press.
35. Tiryakian, Edward A. (1981) 'Sexual Anomie, Social Structure, Societal Change', Social Forces 59(4): 1025-53.
36. Tiryakian, Edward A. (1984) 'L'Anomie sexuelle en France avant la Revolution', Cahiers Internationaux de Sociologie 76:161—84.
37. Turner, Bryan (1984) The Body and Society: Explorations in Social Theory. Oxford and New York: Basil Blackwell.
38. Wallerstein, Immanuel (1974-1984) The Modern World-System, 3 Vols. New York: Academic Press.
39. Warner, R. Stephen (1993) 'Work in Progress toward a New Paradigm for the Socio¬logical Study of Religion in the United States', American Journal of Sociology 98(5): 1044-93.
40. Weber, Max (1958a) 'Religious Rejections of the World and their Directions', in Hans Gerth and C. W. Mills (eds) From Max Weber: Essays in Sociology. New York: Oxford University Press.
41. Weber, Max (1958b) The Religion of India. The Sociology of Hinduism and Budd¬hism, transl. and ed. by Hans Gerth and Don Martindale. New York: Free Press
References
1. Abu-Lughod, Janet (1989) Before European Hegemony: The World System AD 1250-1350. New York: Oxford University Press.
2. Adams, Carol J. (1993) Ecofeminism and the Sacred. New York: Continuum.
3. Arrighi, Giovanni (1994) The Long Twentieth Century: Money, Power and the Origins of our Times. London and New York: Verso.
4. Barker, Eileen (1982) New Religious Movements: A Perspective for Understanding Society. New York: Edwin Mullen Press.
5. Bellah, Robert N. (1970) 'Religious Evolution', pp. 20-50 in Robert N. Bellah, Beyond Belief. Essays on Religion in a Post-traditional World. New York: Harper &Row.
6. Berger, Helen A. (1995) The Routinization of Spontaneity', Sociology of Religion 56(1): 49-61.
7. Brandon, George (1993) Ceinture from Africa to the New World. Bloomington: Indiana University Press.
8. Brown, David Hilary (1992) Garden in the Machine: Afro-Cuban Sacred Art and Per¬formance in Urban New Jersey and New York. Ann Arbor, MI: University Microfilms International.
9. Chadwick, Owen (1975) The Secularization of the European Mind. Cambridge and New York: Cambridge University Press.
10. Chase-Dunn, Christopher and Thomas D. Hall (1993) 'Comparing World-systems: Concepts and Working Hypotheses', Social Forces 71(4): 851-86.
11. Drinnon, Richard (1968) 'Introduction' to Mother Earth Bulletin. New York: Green¬wood Reprint Corporation.
12. Eisenstadt, S.N. (1992) Jewish Civilization. The Jewish Historical Experience in a Comparative Perspective. Albany, NY: State University of New York Press.
13. Eisenstadt, S.N. (1984) 'Heterodoxies and Dynamics of Civilization', Proceedings of the American Philosophical Society 128(2): 104-13.
14. Eisenstadt, S.N. (ed.) (1986) The Origins and Diversity of Axial Age Civilizations. Albany, NY: State University of New York Press.
15. Finley, Nancy J. (1991) 'Political Activism and Feminine Spirituality', Sociological Analysis 52(4): 349-62.
16. Griffin, Wendy (1995) 'The Embodied Goddess: Feminist Witchcraft and Female Divinity', Sociology of Religion 56(1): 35-48.
17. Hobsbawm, Eric and Terence Ranger (eds) (1992) The Invention of Tradition. Cam¬bridge and New York: Cambridge University Press.
18. Karenga, Maulana (1988) The African American Holiday of Kwanzaa: A Celebration of Family, Community and Culture. Los Angeles: University of Sankore Press.
19. Kirckpatrick, R. George, R. Rainey and K. Ruhi (1986) 'An Empirical Study of Wiccan Religion in Postindustrial Society', Free Inquiry in Creative Sociology 14: 33-8.
20. Leo, John (1995) 'The Modern Primitives', US News and World Report, 31 July: 16.
21. Madhubuti, Haki R. (1993) Kwanzaa: An African-American Holiday that is Progres¬sive and Uplifting. Chicago: Third World Press.
22. Marie-Daly, Bernice (1991) Ecofeminism: Sacred Matter/Sacred Mother. Chambers-burg, PA: Anima Books.
23. McGaa, Ed (1990) Mother Earth Spirituality: Native American Paths to Healing Our¬selves and Our World. San Francisco: Harper.
24. Merleau-Ponty, Maurice (1964) Signs. Evanston, IL: Northwestern University Press.
25. Murphy, Joseph M. (1988) Santeria: An African Religion in America. Boston: Beacon Press.
26. Murray, Margaret A. (1967) The Witch-cult in Western Europe. Oxford: Clarendon Press.
27. Murray, Margaret A. (1974) The God of the Witches. London and New York: Oxford University Press.
28. Neitz, Mary Jo (1991) 'In Goddess We Trust', p. 353-72 in T. Robbins and D. Anthony (eds) In Gods We Trust. New Brunswick, NJ: Transaction Press.
29. Robertson, Roland (1992) Globalization, Social Theory and Global Culture. London and Newbury Park, CA: Sage.
30. Roof, Wade Clark and William McKinney (1987) American Mainline Religion. Its Changing Shape and Future. New Brunswick, NJ and London: Rutgers University Press.
31. Ruether, Rosemary R. (ed.) (1974) Religion and Sexism. Images of Woman in the Jewish and Christian Traditions. New York: Simon & Schuster.
32. Ruyer, Raymond (1974) La Gnose de Princeton: des savants a la recherche d'une religion. Paris: Fayard.
33. Ruyer, Raymond (1977) Les Cents Prochains Siecles: le destin historique de Vhomme selon la nouvelle gnose americaine. Paris: Fayard.
34. Sorokin, Pitirim A. (1962) Social and Cultural Dynamics, 4 Vols. New York: Bed-minster Press.
35. Tiryakian, Edward A. (1981) 'Sexual Anomie, Social Structure, Societal Change', Social Forces 59(4): 1025-53.
36. Tiryakian, Edward A. (1984) 'L'Anomie sexuelle en France avant la Revolution', Cahiers Internationaux de Sociologie 76:161—84.
37. Turner, Bryan (1984) The Body and Society: Explorations in Social Theory. Oxford and New York: Basil Blackwell.
38. Wallerstein, Immanuel (1974-1984) The Modern World-System, 3 Vols. New York: Academic Press.
39. Warner, R. Stephen (1993) 'Work in Progress toward a New Paradigm for the Socio¬logical Study of Religion in the United States', American Journal of Sociology 98(5): 1044-93.
40. Weber, Max (1958a) 'Religious Rejections of the World and their Directions', in Hans Gerth and C. W. Mills (eds) From Max Weber: Essays in Sociology. New York: Oxford University Press.
41. Weber, Max (1958b) The Religion of India. The Sociology of Hinduism and Budd¬hism, transl. and ed. by Hans Gerth and Don Martindale. New York: Free Press
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.