Статья 'В.Беньямин и Д.Кампер: распад ауры и морок медиа' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

В.Беньямин и Д.Кампер: распад ауры и морок медиа

Степин Антон Владимирович

ассистент, кафедра Философии и социальных наук, Нижегородский Государственный Педагогический Университет

603135, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Радио, 9, кв. 50

Stepin Anton Vladimirovich

assistant of the Department of Philosophy and Humanites at Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University)

603135, Russia, Nizhny Novgorod, str. Radio, 9, ap. 50

stepinwelt@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.2.10601

Дата направления статьи в редакцию:

19-01-2015


Дата публикации:

31-03-2015


Аннотация: В статье анализируется поворот немецкоязычной критической теории от В.Беньямина к Д.Камперу, произошедший во второй половине XX века. Тотальная мобилизация мира, осуществляющаяся с помощью технических аппаратов, приводит к распаду ауры в произведении искусства, что означает потерю его собственной истории, уникальности, присутствия. Новые искусства, изначально расположенные к насилию и пропаганде, эстетизируют политику. Этот процесс достигает своего апогея в фашистской Германии. Но в культуре происходит фундаментальное изменение - иконический поворот, связанный с резким возрастанием власти визуальных медиа. Эстетизация политики сменяется эстетизацией действительности, а смерть ауры - "совершенным преступлением". Проводимое компаративное исследование базируется на двух методологических установках: герменевтике с элементами феноменологии и культурно-историческом анализе. Критика культуры приводит В.Беньямина и Д.Кампера к идее революции, которая рассматривается ими в виде инструмента останавливающего историю - стоп-крана. Но пролетариат как угнетенный класс, с которым связывал свои революционные надежды В.Беньямин, уже не способен схватиться за этот рычаг, поскольку стена, на которой он установлен, не социальность, а Реальное. Диктатуру видимости способен разрушить художник, критик абстрактного духа, осуществляющий себя в перформансе, т.е. переплетении времени, места, тела художника и его взаимоотношений со зрителем. Поэтому Д.Кампер разрабатывает идею новой "телесной революции".


Ключевые слова:

В.Беньямин, Д.Кампер, аура, медиа, революция, тело, стоп-кран истории, эстетизация действительности, маргинальность, иконический поворот

Abstract: In his article Stepin analyzes the turn in German critical theory from Walter Benjamin to Dietmar Kamper in the second half of the 20th entury. The total mobilization of the world performed by the means of technical devices leads to the decay of aura in an artwork which means the loss of its history, unique nature and presence. New art initially inclined towards violence and propaganda aestheticizes politics. This process reaches the apogee in Nazi Germany. However, at that very moment culture experiences a fundamental change - the 'iconic' turn caused by the rapidly growing power of visual media. Aestheticization of politics is being replaced with aestheticization of activity and the death of aura is replaced with the 'commited crime'.  The comparative research performed by Stepin is based on the two methodological concepts: hermeneutics with the elements of phenomenology and culture-historical analysis.  Both Walter Benjamin and Dietmar Kamper come to the idea of revolution. They view revolution as a tool to 'stop' the history - the 'shutdown' of history. However, the proletariat Walter Benjamin laid his hopes on cannot get a hold of that trigge because the wall where the trigger is is not the sociality but the Reality. Only a performance artist is able to destroy the dictatorship of visibility and therefore Dietmar Kamper developes the idea of a new 'body revolution'.     


Keywords:

Walter Benjamin , Dietmar Kamper, aura, media, revolution, body, shutdown of history, aestheticization of reality, marginality, iconic turn

Библиография
1. Арендт Х. Вальтер Беньямин // Арендт Х. Люди в темные времена.-М.: Московская шко-ла политических исследований, 2003. – С.175-237.
2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Бень-ямин В. Озарения.-М.: Мартис, 2000.-С.122-152.
3. Беньямин В. Краткая история фотографии // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе.-М.: Медиум, 1996.-С.66-91.
4. Беньямин В. О понимании истории. // Беньямин В. Озарения.-М.: Мартис, 2000.-С.228-236.
5. Кундера М. Бессмертие: Роман.-СПб.: «Азбука-классика», 2008.-416с.
6. Кампер Д. Двуликий Янус медиа. Эстетизация действительности. Возмущение чувств // Кампер Д. Тело. Насилие. Боль: Сборник статей.-СПб.: РХГА, 2010.-С.55-57.
7. Кампер Д. Схватиться за стоп-кран. Искусство в головокружении скоростей // Кампер Д. Тело. Насилие. Боль: Сборник статей.-СПб.: РХГА, 2010.-С.47-54.
8. «Тот, кто видит тело как контейнер, как мусорный контейнер, тот так же видит и челове-ка». См. Кампер Д. Тело, знание, голос и след // Кампер Д. Тело. Насилие. Боль: Сборник статей.-СПб.: РХГА, 2010.-С.93.
9. Кампер Д. Тело, знание, голос и след // Кампер Д. Тело. Насилие. Боль: Сборник статей.-СПб.: РХГА, 2010.-С.87-103.
10. Кампер Д. «Тела-абстракции», антропологический четырехугольник из пространства, по-верхности, линии и точки // Кампер Д. Тело. Насилие. Боль: Сборник статей.-СПб.: РХГА, 2010.-С.65-86
11. Рикер П. История и истина.-СПб.: Алетейя, 2002. – 400с.
12. Степанов М. Тело, образ, текст, знак, сила воображения...: философия тела Дитмара Кам-пера. // Хора. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративисти-ки. – 2008. – №4.-С.106-115
13. Савчук В. Рефлексивная спонтанность Дитмара Кампера // Кампер Д. Тело. Насилие. Боль: Сборник статей.-СПб.: РХГА, 2010.-С.7-29.
14. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступле-ния.-СПб.: Наука, 2007.-С.58-86.
15. Benjamin W. Gesammelte Schriften Bd.1.3.-Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1991.-1280s.
16. Kamper D. Horizontwechsel: Die Sonne neu jeden Tag, nichts Neues unter der Sonne, aber…-München: Fink, 2001. – 181s.
17. Т. М. Любимова Медиа-язык войны в Ливии: языковые технологии, модные во Франции в этом военном сезоне // Национальная безопасность/nota bene.-2012.-2.-C. 96-103.
18. Н. Б. Кириллова Человек и миф в пространстве медиареальности // Культура и искусство.-2012.-2.-C. 78-86.
References
1. Arendt Kh. Val'ter Ben'yamin // Arendt Kh. Lyudi v temnye vremena.-M.: Moskovskaya shko-la politicheskikh issledovanii, 2003. – S.175-237.
2. Ben'yamin V. Proizvedenie iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoi vosproizvodimosti // Ben'-yamin V. Ozareniya.-M.: Martis, 2000.-S.122-152.
3. Ben'yamin V. Kratkaya istoriya fotografii // Ben'yamin V. Proizvedenie iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoi vosproizvodimosti. Izbrannye esse.-M.: Medium, 1996.-S.66-91.
4. Ben'yamin V. O ponimanii istorii. // Ben'yamin V. Ozareniya.-M.: Martis, 2000.-S.228-236.
5. Kundera M. Bessmertie: Roman.-SPb.: «Azbuka-klassika», 2008.-416s.
6. Kamper D. Dvulikii Yanus media. Estetizatsiya deistvitel'nosti. Vozmushchenie chuvstv // Kamper D. Telo. Nasilie. Bol': Sbornik statei.-SPb.: RKhGA, 2010.-S.55-57.
7. Kamper D. Skhvatit'sya za stop-kran. Iskusstvo v golovokruzhenii skorostei // Kamper D. Telo. Nasilie. Bol': Sbornik statei.-SPb.: RKhGA, 2010.-S.47-54.
8. «Tot, kto vidit telo kak konteiner, kak musornyi konteiner, tot tak zhe vidit i chelove-ka». Sm. Kamper D. Telo, znanie, golos i sled // Kamper D. Telo. Nasilie. Bol': Sbornik statei.-SPb.: RKhGA, 2010.-S.93.
9. Kamper D. Telo, znanie, golos i sled // Kamper D. Telo. Nasilie. Bol': Sbornik statei.-SPb.: RKhGA, 2010.-S.87-103.
10. Kamper D. «Tela-abstraktsii», antropologicheskii chetyrekhugol'nik iz prostranstva, po-verkhnosti, linii i tochki // Kamper D. Telo. Nasilie. Bol': Sbornik statei.-SPb.: RKhGA, 2010.-S.65-86
11. Riker P. Istoriya i istina.-SPb.: Aleteiya, 2002. – 400s.
12. Stepanov M. Telo, obraz, tekst, znak, sila voobrazheniya...: filosofiya tela Ditmara Kam-pera. // Khora. Zhurnal sovremennoi zarubezhnoi filosofii i filosofskoi komparativisti-ki. – 2008. – №4.-S.106-115
13. Savchuk V. Refleksivnaya spontannost' Ditmara Kampera // Kamper D. Telo. Nasilie. Bol': Sbornik statei.-SPb.: RKhGA, 2010.-S.7-29.
14. Khaidegger M. Vremya kartiny mira // Khaidegger M. Vremya i bytie: Stat'i i vystuple-niya.-SPb.: Nauka, 2007.-S.58-86.
15. Benjamin W. Gesammelte Schriften Bd.1.3.-Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1991.-1280s.
16. Kamper D. Horizontwechsel: Die Sonne neu jeden Tag, nichts Neues unter der Sonne, aber…-München: Fink, 2001. – 181s.
17. T. M. Lyubimova Media-yazyk voiny v Livii: yazykovye tekhnologii, modnye vo Frantsii v etom voennom sezone // Natsional'naya bezopasnost'/nota bene.-2012.-2.-C. 96-103.
18. N. B. Kirillova Chelovek i mif v prostranstve mediareal'nosti // Kul'tura i iskusstvo.-2012.-2.-C. 78-86.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.