Статья 'Роль античной философии в эволюции ранней тринитарной мысли Аврелия Августина' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Роль античной философии в эволюции ранней тринитарной мысли Аврелия Августина

Фокин Алексей Русланович

кандидат философских наук

старший научный сотрудник, Институт философии Ран

Москва, 119991, Волхонка, 14

Fokin Aleksei Ruslanovich

PhD in Philosophy

Moscow, 119991, Volkhonka, 14

al-fokin@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2014.1.10254

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-0.444444444444-2014


Аннотация: Статья посвящена изучению вопроса о влияния античной философии на эволюцию ранней тринитарной мысли Аврелия Августина (354-430). Для ранней формы тринитарной доктрины Августина, испытавшей на себе сильное влияние неоплатонической метафизики, были характерны две разновидности: философская анагогия, предполагающая постепенное восхождение души из чувственного мира в мир умопостигаемый посредством просвещения всеобщим Разумом и познания бестелесной Истины, причиной Которой выступает Высочайша Мера; и тринитарная онтология, подразумевающая, что в каждой сотворенной вещи можно наблюдать три базовых характеристики (единство, форма, порядок и т. п.), предполагающие тройственную структуру самой их Первопричины — Божественной Троицы, «следы» Которой разум может обнаружить в мире. Эта ранняя форма тринитарной доктрины Августина, обусловленная влиянием на него со стороны как неоплатонической метафизики и психологии, так и аристотелевской логики, теории познания и речи, постепенно трансформировалась в зрелую «психологическую теорию» Троицы, где внутренняя жизнь Божественной Троицы познается по аналогии со структурой индивидуального самосознания человеческой души, или «тринитарного cogito», частным случаем которого у раннего Августина была неоплатоническая «умопостигаемая триада» (быть, жить, мыслить), впоследствии трансформировавшаяся в другие «психологические триады», характерные для зрелой религиозно-философской мысли Августина.


Ключевые слова:

античная философия, религия, христианство, патристика, теология, тринитарная доктрина, неоплатонизм, аристотелизм, метафизика, психология

Библиография
1. Augustin Handbuch / Hrsg. V. H. Drecoll. Tübingen, 2007.
2. Augustinus-Lexikon / Ed. C. Mayer et al. Basel, 1996–2002.
3. Ayres L. Augustine and the Trinity. Cambridge, N.Y., 2010.
4. Barnes M. R. Augustine in Contemporary Trinitarian Theology // Theological Studies 56 (1995). P. 237–250; Idem. Re-reading Augustine’s Theology of the Trinity // The Trinity: An Interdisciplinary Symposium on the Trinity / Ed. S. T. Davis, D. Kendall, G. O’Collins. Oxford, N. Y., 1999. P. 145–176.
5. Bell D. Esse, Vivere, Intellegere: The Noetic Triad and the Image of God // Recherches de théologie ancienne et médiévale 52 (1985). P. 5–43.
6. Boyer Ch. Christianisme et néo-platonisme dans la formation de saint Augustin. Paris, 1920.
7. Верещатский П. Плотин и Августин в их отношении к тринитарной проблеме // Православный собеседник, 7–8 (1911). С. 171–197; 9 (1911). С. 305–328.
8. Cavallera F. Les premières formulas trinitaires de saint Augustin // Bulletin de literature ecclésiastique 31 (1930). P. 97–123.
9. Cipriani N. Le fonti cristiane della dottrina trinitaria nei primi Dialogi di S. Agostino // Augustinianum 34 (1994). P. 264–312; Idem. La presenza di Mario Vittorino nella riflessione trinitaria di S. Agostino // Augustinianum 42 (2002). P. 261–313.
10. Du Roy O. L’intelligence de la foi en la Trinité selon saint Augustin. Genèse de sa théologie trinitaire jusqu’en 391. Paris, 1966.
11. Fattal M. Plotin chez Augustin. Paris, 2006.
12. Gerber Ch. T. The Spirit of Augustine's Early Theology. Contextualizing Augustine’s Pneumatology. Farnham (Surrey, UK), Burlington (USA), 2012.
13. Gioia L. Theological Epistemology of Augustine’s “De Trinitate”. Oxford, N. Y., 2008.
14. Зяблицев Г., диак. Богословие блаженного Августина и античная философия // Церковь и время, 1 (1991). С. 65–76.
15. Hadot P. L’image de la Trinité dans l’âme chez Victorinus et chez saint Augustin // Studia Patristica, 6 (1962). P. 409–442; Idem. Porphyre et Victorinus. Paris, 1968. Vol. I–II.
16. Huber G. Das Sein und Absolute. Basel, 1955.
17. Legrand L. La notion philosophique de la Trinité chez saint Augustin. Paris, 1931.
18. Manchester P. The noetic triad in Plotinus, Marius Victorinus and Augustine // Neoplatonism and Gnosticism / Ed. R. T. Wallis, J. Bregman. Albany, N. Y., 1992. P. 207–222.
19. Морескини К. История патристической философии. М., 2011.
20. Ноздрин В. В. Философско-теологические истоки тринитарной концепции Аврелия Августина. Канд. дисс. Спб., 2009.
21. Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. 43. Stuttgart, 1953.
22. Pepin J. Études sur les lectures philosophiques de saint Augustin. Amsterdam. 1977; Idem. Le tout et les parties dans la connaissance de la mens par elle-même (De Trin. X 3, 5–4, 6). Nouveaux schemes porphyriens chez saint Augustin // Gott und sein Bild. Augustins «De Trinitate» im Spiegel gegenwärtiger Forschung / Hrsg. J. Brachtendorf. Paderborn, 2000. S. 105–126.
23. Schindler A. Wort und Analogie in Augustins Trinitätslehre. Hermeneutische Untersuchungen zur Theologie. Tübingen, 1965.
24. Sullivan J. E. The Image of God: The Doctrine of St. Augustine and its Influence. Dubuque (Iowa). 1963.
25. Theiler W. Porphyrios und Augustin. Halle, 1933.
26. Wassmer Th. The Trinitarian Theology of Augustine and His Debt to Plotinus // The Harvard Theological Review 53 (1960). P. 261–268.
References
1. Augustin Handbuch / Hrsg. V. H. Drecoll. Tübingen, 2007.
2. Augustinus-Lexikon / Ed. C. Mayer et al. Basel, 1996–2002.
3. Ayres L. Augustine and the Trinity. Cambridge, N.Y., 2010.
4. Barnes M. R. Augustine in Contemporary Trinitarian Theology // Theological Studies 56 (1995). P. 237–250; Idem. Re-reading Augustine’s Theology of the Trinity // The Trinity: An Interdisciplinary Symposium on the Trinity / Ed. S. T. Davis, D. Kendall, G. O’Collins. Oxford, N. Y., 1999. P. 145–176.
5. Bell D. Esse, Vivere, Intellegere: The Noetic Triad and the Image of God // Recherches de théologie ancienne et médiévale 52 (1985). P. 5–43.
6. Boyer Ch. Christianisme et néo-platonisme dans la formation de saint Augustin. Paris, 1920.
7. Vereshchatskii P. Plotin i Avgustin v ikh otnoshenii k trinitarnoi probleme // Pravoslavnyi sobesednik, 7–8 (1911). S. 171–197; 9 (1911). S. 305–328.
8. Cavallera F. Les premières formulas trinitaires de saint Augustin // Bulletin de literature ecclésiastique 31 (1930). P. 97–123.
9. Cipriani N. Le fonti cristiane della dottrina trinitaria nei primi Dialogi di S. Agostino // Augustinianum 34 (1994). P. 264–312; Idem. La presenza di Mario Vittorino nella riflessione trinitaria di S. Agostino // Augustinianum 42 (2002). P. 261–313.
10. Du Roy O. L’intelligence de la foi en la Trinité selon saint Augustin. Genèse de sa théologie trinitaire jusqu’en 391. Paris, 1966.
11. Fattal M. Plotin chez Augustin. Paris, 2006.
12. Gerber Ch. T. The Spirit of Augustine's Early Theology. Contextualizing Augustine’s Pneumatology. Farnham (Surrey, UK), Burlington (USA), 2012.
13. Gioia L. Theological Epistemology of Augustine’s “De Trinitate”. Oxford, N. Y., 2008.
14. Zyablitsev G., diak. Bogoslovie blazhennogo Avgustina i antichnaya filosofiya // Tserkov' i vremya, 1 (1991). S. 65–76.
15. Hadot P. L’image de la Trinité dans l’âme chez Victorinus et chez saint Augustin // Studia Patristica, 6 (1962). P. 409–442; Idem. Porphyre et Victorinus. Paris, 1968. Vol. I–II.
16. Huber G. Das Sein und Absolute. Basel, 1955.
17. Legrand L. La notion philosophique de la Trinité chez saint Augustin. Paris, 1931.
18. Manchester P. The noetic triad in Plotinus, Marius Victorinus and Augustine // Neoplatonism and Gnosticism / Ed. R. T. Wallis, J. Bregman. Albany, N. Y., 1992. P. 207–222.
19. Moreskini K. Istoriya patristicheskoi filosofii. M., 2011.
20. Nozdrin V. V. Filosofsko-teologicheskie istoki trinitarnoi kontseptsii Avreliya Avgustina. Kand. diss. Spb., 2009.
21. Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. 43. Stuttgart, 1953.
22. Pepin J. Études sur les lectures philosophiques de saint Augustin. Amsterdam. 1977; Idem. Le tout et les parties dans la connaissance de la mens par elle-même (De Trin. X 3, 5–4, 6). Nouveaux schemes porphyriens chez saint Augustin // Gott und sein Bild. Augustins «De Trinitate» im Spiegel gegenwärtiger Forschung / Hrsg. J. Brachtendorf. Paderborn, 2000. S. 105–126.
23. Schindler A. Wort und Analogie in Augustins Trinitätslehre. Hermeneutische Untersuchungen zur Theologie. Tübingen, 1965.
24. Sullivan J. E. The Image of God: The Doctrine of St. Augustine and its Influence. Dubuque (Iowa). 1963.
25. Theiler W. Porphyrios und Augustin. Halle, 1933.
26. Wassmer Th. The Trinitarian Theology of Augustine and His Debt to Plotinus // The Harvard Theological Review 53 (1960). P. 261–268.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.