|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Осипов-Гогоненков А.С.
Познавательная интуиция и проблема реальности (Общемировоззренческий сдвиг в познавательной установке к. XIX – первой четверти XX вв.)
// Философия и культура.
2014. № 8.
С. 1104-1114.
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.8.10148 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=10148
Познавательная интуиция и проблема реальности (Общемировоззренческий сдвиг в познавательной установке к. XIX – первой четверти XX вв.)
Осипов-Гогоненков Арсений Сергеевич
аспирант, кафедра история философии, ГУ-ВШЭ
121108, Россия, г. Москва, ул. Герасима Курина, 68
Osipov-Gogonenkov Arsenii
121108, Russia, g. Moscow, ul. Gerasima Kurina, 68
|
goship@mail.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.8.10148
Дата направления статьи в редакцию:
31-08-2014
Дата публикации:
14-09-2014
Аннотация:
Статья посвящена анализу субъект-объектного познавательного отношения, которое рассматривается, прежде всего, на материале художественного образа окна. Проводимый в статье метафорический анализ позволяет выявить заложенные в картезианской дуалистической парадигме содержательные возможности, которые и получили свою дальнейшую разработку в переходный для судеб европейского разума период, связанный с конституированием социально-гуманитарных наук в первой половине XXв. Таким образом, с одной стороны, автор открывает изначальную проблематичность новоевропейского субъекта познания; с другой же - выделяемый в статье метафизический аспект этой субъективности позволяет говорить о преемственности в развитии от классики к современным проблемам рациональности. В связи с чем, автор статьи считает, что "антропологический поворот" в философии XX в. обусловлен "эпистемологическим поворотом" XVII в. не столько в отрицательном, формальном смысле, сколько в тематическо-содержательном плане, связанном с метафизическим потенциалом идеала классической рациональности.
Ключевые слова:
метафора познания, образ окна, картезианский дуализм, созерцательная интуиция, рациональная достоверность, неклассический тип рациональности, метафизические основания познания, интуиция тревоги, субъектоцентризм, дорефлексивная реальность
Библиография
1. Бодлер Ш. Цветы зла. Обломки. Парижский сплин. Искусственный рай. Эссе, дневники. Статьи об искусстве. М.: Рипол классик, 1997.
2. Бретон А. Манифест сюрреализма// Поэзия французского сюрреализма: Антология. СПб.: Амфора, 2004. С. 347-388.
3. Гогоненкова Е. Ещё раз о месте метафоры в научном дискурсе: постнеклассический подход// Высшее образование в России. 2005. № 1. С.141-147.
4. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование бога и различие между человеческой душой и телом// Декарт Р. Соч. в 2 т.: Пер. с лат. и фр. Т. 2. М.: Мысль, 1994.
5. Дмитриев Т.А. Проблема методического сомнения в философии Рене Декарта. М.: ИФ РАН, 2007.
6. Гарнцев М.А. Проблема абсолютной свободы у Декарта// Логос. № 8. М.: Изд-во РГГУ, 1996. С. 7–16.
7. Гиляров А.Н. Предсмертные мысли нашего века во Франции// Вопросы философии и психологии. Год VIII. Кн. 2 (37). С. 301–328; Год VIII. Кн. 3 (38). С. 445–485; Год VIII. Кн. 4 (39). С. 702–759. М., 1897.
8. Малларме С. Сочинения в стихах и прозе: Сборник/ Сост. Р. Дубровкин. М.: Радуга, 1995.
9. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
10. Пруст М. Против Сент-Бёва: Статьи и эссе. М.: ЧеРо, 1999.
11. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.
12. Chimisso C. Writing the history of the mind: philosophy and science in France, 1900 to 1960s. 2008. ASHGATE e-BOOK: http://www.ashgate.com.
13. La revolution surréaliste. 1924. № 1.
14. Murat M. Le jugement originel de la réalité// Communications. 2006. Vol. 79. № 1. P. 121–140.
15. Paulan F. Le nouveau mysticisme. P.: Alcan, 1891.
References
1. Bodler Sh. Tsvety zla. Oblomki. Parizhskii splin. Iskusstvennyi rai. Esse, dnevniki. Stat'i ob iskusstve. M.: Ripol klassik, 1997.
2. Breton A. Manifest syurrealizma// Poeziya frantsuzskogo syurrealizma: Antologiya. SPb.: Amfora, 2004. S. 347-388.
3. Gogonenkova E. Eshche raz o meste metafory v nauchnom diskurse: postneklassicheskii podkhod// Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005. № 1. S.141-147.
4. Dekart R. Razmyshleniya o pervoi filosofii, v koikh dokazyvaetsya sushchestvovanie boga i razlichie mezhdu chelovecheskoi dushoi i telom// Dekart R. Soch. v 2 t.: Per. s lat. i fr. T. 2. M.: Mysl', 1994.
5. Dmitriev T.A. Problema metodicheskogo somneniya v filosofii Rene Dekarta. M.: IF RAN, 2007.
6. Garntsev M.A. Problema absolyutnoi svobody u Dekarta// Logos. № 8. M.: Izd-vo RGGU, 1996. S. 7–16.
7. Gilyarov A.N. Predsmertnye mysli nashego veka vo Frantsii// Voprosy filosofii i psikhologii. God VIII. Kn. 2 (37). S. 301–328; God VIII. Kn. 3 (38). S. 445–485; God VIII. Kn. 4 (39). S. 702–759. M., 1897.
8. Mallarme S. Sochineniya v stikhakh i proze: Sbornik/ Sost. R. Dubrovkin. M.: Raduga, 1995.
9. Mikeshina L.A., Openkov M.Yu. Novye obrazy poznaniya i real'nosti. M., 1997.
10. Prust M. Protiv Sent-Beva: Stat'i i esse. M.: CheRo, 1999.
11. Rorti R. Filosofiya i zerkalo prirody. Novosibirsk, 1997.
12. Chimisso C. Writing the history of the mind: philosophy and science in France, 1900 to 1960s. 2008. ASHGATE e-BOOK: http://www.ashgate.com.
13. La revolution surréaliste. 1924. № 1.
14. Murat M. Le jugement originel de la réalité// Communications. 2006. Vol. 79. № 1. P. 121–140.
15. Paulan F. Le nouveau mysticisme. P.: Alcan, 1891.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|