Статья 'Потенциал глаголов мышления в реализации модального значения желательности, возможности в медиадискурсе' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Litera
Правильная ссылка на статью:

Потенциал глаголов мышления в реализации модального значения желательности, возможности в медиадискурсе

Бавула Юлия Ивановна

преподаватель, кафедра русского языка, Филиал Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота "Военно-морская академия" в г. Калининграде

236022, Россия, Калининградская область, г. Калининград, ул. Советский Проспект, 82

Bavula Yuliya Ivanovna

Lecturer of the Russian Language Department of the branch of the Military Educational and Scientific Center of the Navy "Naval Academy" in Kaliningrad

236022, Russia, Kaliningrad region, Kaliningrad, Sovetsky Prospekt str., 82

bavula07@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2023.11.44183

EDN:

ZJSTFM

Дата направления статьи в редакцию:

01-10-2023


Дата публикации:

02-12-2023


Аннотация: В статье на материале медиатекстов рассматриваются глаголы мышления думать, мыслить, решать и их дериваты. Предметом исследования выступают значения ситуативной модальности – значение желательности, возможности, реализуемые глаголами мышления. Цель работы – раскрыть специфику модального функционирования глаголов думать, мыслить, решать и их дериватов. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: 1) выявить модальные значения, реализуемые глаголами думать, мыслить, решать и их дериватами; 2) определить условия модального функционирования вышеуказанных глаголов. Цели и задачи настоящей работы обусловили выбор комплексной методики исследования, включающей следующие методы: функционально-семантический, контекстуальный, описательный. В результате проведенного исследования было установлено, что глаголы мышления думать, мыслить, решать и их дериваты способны реализовывать модальное значение желательности (вариантное значение намерения), возможности, а в ряде случаев комплексное значение «желательность + возможность». Материалы статьи могут быть использованы в вузовских семинарах по актуальным вопросам категории языковой модальности. Научная новизна статьи определяется материалом и предметом исследования. Анализ медиатекстов позволил: 1) установить лексико-грамматическую основу модального функционирования глаголов мышления, в семантике которых имплицитно содержится модальный компонент; 2) определить синтаксические условия реализации значений ситуативной модальности, которые заключаются в наличии при глаголе зависимого (субъектного) инфинитива; 3) сделать вывод о том, что наиболее частотным модальным модификатором в медиадискурсе является глагол решать и его дериваты. Наблюдения и выводы, полученные в результате исследования, стимулируют дальнейшее изучение специфики и условий модального функционирования глаголов мышления в разных сферах жизни общества.


Ключевые слова:

категория модальности, ситуативная модальность, значение желательности, значение возможности, глаголы мышления, несобственно модальные глаголы, модальный экспликатор, зависимый инфинитив, модальные глаголы, медиадискурс

Abstract: The author, based on media texts, examines the verbs of thinking, think, decide and their derivatives. The subject of the study is the meaning of situational modality - the meaning of desirability, possibilities realized by verbs of thinking. The purpose of the work is to reveal the specifics of the modal functioning of the verbs thinking, think, decide and their derivatives. Achieving this goal is facilitated by solving the following tasks: 1) identify modal meanings realized by the verbs think and decide and their derivatives; 2) determine the conditions for the modal functioning of the above verbs. The goals and objectives of this work determined the choice of a comprehensive research methodology, including the following methods: functional-semantic, contextual, descriptive. As a result of the study, it was found that the verbs of thinking and decide and their derivatives are capable of realizing the modal meaning of desirability (variant meaning of intention), possibility, and in some cases the complex meaning of “desirability + possibility”. The scientific novelty of the article is determined by the material and subject of the study. The analysis of media texts made it possible to: 1) establish the lexical and grammatical basis of the modal functioning of verbs of thinking, the semantics of which implicitly contains a modal component; 2) determine the syntactic conditions for the implementation of the meanings of situational modality, which consist in the presence of a dependent (subjective) infinitive with the verb; 3) to conclude that the most frequent modal modifier in media discourse is the verb to decide and its derivatives. Observations and conclusions obtained as a result of the study stimulate further study of the specifics and conditions of the modal functioning of verbs of thinking in different spheres of social life.


Keywords:

modality category, situational modality, desirability value, opportunity value, verbs of thinking, improper modal verbs, modal explicator, dependent infinitive, modal verbs, media discourse

Язык многогранно и многообразно «вписывается» во все сферы жизни современного общества, одновременно является хранилищем традиций и гибкой системой, фиксирующей в динамике «особенности речевого поведения, мировоззрения, аксиологии, этики, эстетики каждой нации» [1, с. 26], выполняет «интеллектуальную и эмоционально-волевую функцию» [2, с. 55].

В современной науке о языке широко распространено мнение о том, что одной из главных форм существования современного социума является язык средств массовой информации, то есть язык массмедиа. «Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, средства массовой коммуникации оказывают влияние на его сознание, на мировосприятие, на тип культуры сегодняшнего дня» [3, с. 10]. Лингвисты активно рассматривают концепцию медиацентричности русской культуры [4, с. 345], концепцию массмедийной речи, выдвигают гипотезу о формировании медийного варианта всего литературного языка, который объединяет все стили в пространстве массмедиа, подчиняя их своим законам [1, с. 27]. Именно поэтому «газетно-публицистический стиль, шире – язык журналистики, массовой коммуникации выступает в качестве приоритетного и полноправного представителя литературного языка» [5, с. 52]. На материале медиатекстов разных хронологических периодов проводятся многоаспектные лингвистические исследования. Медиадискурс, в том числе газетный, «оперативно реагируя на самые последние события в экстралингвистической действительности, отражает происходящие изменения в языковой картине мира, сохраняя при этом глубокую антропоцентричность [6, с. 69]. В научной периодике, уточняет И. Ю. Кукса, газетный текст «традиционно квалифицируется как коммуникативное явление», характеризуется «коммуникативной направленностью к читателю» [7, с. 158], выполняет локутивную, иллокутивную, перлокутивную функции, что в числе прочего обусловливает интерес к понятийно-семантической категории модальности, «обеспечивающей живую связь высказывания с внеязыковой действительностью и устанавливающей его коммуникативный потенциал» [8, с. 4]. Категория модальности в языках европейской системы, в том числе и в русском языке, «охватывает всю ткань речи» [2, с. 57], является «душой предложения», «образуется в результате активной операции говорящего» [9, с. 44], «обладает целым комплексом модальных значений» [8, с. 4], «охватывает широкий круг разнородных языковых явлений» [10, с. 332], рассматривается с позиции трех уровней модальных отношений [11, с. 141 – 147].

В настоящей работе фокус внимания сконцентрирован на отношениях третьего уровня – «отношениях между субъектом действия (носителем признака) и действием (предикативным признаком) [6, с. 11], в частности на выражении и реализации значения желательности, возможности, комплекса значений «желательность + возможность» глаголами мышления думать, мыслить, решать (и их дериватами) в медиадискурсе. Рассматривается один из важнейших содержательно-структурных компонентов категории модальности – ситуативная модальность (в иной терминологии внутрисинтаксическая модальность, предметная модальность, субъектная модальность), посредством которой автор дифференцирует «положение дел» с точки зрения возможности, необходимости, желательности» [6, с. 77; 8, с. 4 – 7]. Глаголы мышления являются важным компонентом речемыслительного процесса, относятся к числу лексических средств выражения ситуативной модальности. Реализация глаголами мышления значения желательности, возможности, комплексного значения «желательность + возможность» в языке современной периодики представляет особый исследовательский интерес, обусловленный недостаточной изученностью вопроса, а также повышенной психологичностью желательности, затрагивающей разные сферы потребностей человека.

Вышесказанным определяется актуальность настоящей работы, объектом которой являются глаголы мышления современного русского языка, регулярно используемые в процессе коммуникации, в том числе в массмедиа, а предметом исследования выступает их модальное значение.

Научная новизна статьи определяется материалом и предметом исследования.

Целью настоящей работы является раскрытие специфики модального функционирования указанной группы глаголов в медиадискурсе.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: 1) выявление модального значения, реализуемого глаголами данной лексико-семантической группы (ЛСГ) в массмедиа; 2) определение условий модального функционирования рассматриваемой ЛСГ.

Цели и задачи настоящего исследования определили выбор комплексной методики, включающей следующие методы: функционально-семантический, контекстуальный, описательный.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что наблюдения и выводы, полученные в результате исследования, позволяют расширить теоретические сведения о функционально-семантической, коммуникативно-прагматической категории модальности, а также стимулируют дальнейшее изучение специфики и условий модального функционирования глаголов мышления.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в вузовских семинарах, на практических занятиях по актуальным вопросам языковой модальности.

Материалом для анализа послужили предложения-высказывания, в составе которых находятся глаголы думать, мыслить, решать и их дериваты, а также конструкции «глагол мышления + инфинитив». Примеры были извлечены из Национального корпуса русского языка (НКРЯ) методом сплошной выборки.

Категория модальности активно изучается более 70 лет. Существует многочисленный ряд научных работ, посвященных теоретическим проблемам языковой модальности (Виноградов 1950, 1975, 1986; Балли 1955; Бенвенист 1974; Золотова 1962, 1973; Гак 1985; Зеленщиков 2009; и др.), посвященных исследованию модальности в диахроническом аспекте (Черепанова 1965; Озолина 1970; Дронова 2002; Ваулина 1988, 2005, 2018; Капрэ 2011; Бавула, Ваулина 2023), разработан функционально-семантический подход к изучению модальности (Бондарко 1971, 1983, 1984, 1996, 2001; Беляева 1985; Гехтляр 1986; Ваулина 1988, 1993, 2010; Павловская 2001); в том числе в теории взаимодействия уровней языка (Щерба 1972; Якобсон 1972; Бенвенист 1974), написан ряд диссертационных исследований, посвященных изучению ситуативной модальности (Загродская 2003; Островерхая 2004; Гапонова 2007; Подручная 2010; Ткаченко 2011), проведен функционально-семантический анализ ситуативной модальности (Шишкина 2001; Алтабаева 2002; Лопатюк 2009; Хюник 2009; Грива 2020 и др.), однако, вопрос реализации значений ситуативной модальности глаголами мышления остается малоизученным (Васильев 1981; Ваулина 1988, 2007; Морослин 2005; Бавула, Ваулина 2023; Бавула 2023).

Значимыми являются следующие положения. В русском языке достаточно частотным средством выражения категории модальности является группа модальных глаголов – модальных модификаторов, выполняющих служебную функцию, способных в сочетании с зависимым инфинитивом выражать основные значения ситуативной модальности: действительность, возможность, необходимость, желательность (например, глаголы мочь, следует, хотеть, желать, намереваться и др.) (см., например: (Золотова 1973; Виноградов 1975; РГ – 1980; Ваулина 1988, 1993; Магдалинская 2015 и др.). Однако «у лингвистов нет единства мнений о составе данной группы лексики в русском языке, принципах ее выделения и описания» [12, с. 674], отсутствие которого обусловлено рядом объективных причин [13, с. 32].

Аналогичную модальную функцию могут выполнять рассматриваемые в статье глаголы мышления думать, мыслить, решать и их дериваты. Вышеуказанные глаголы квалифицируются как несобственно модальные (см., подробнее: Ваулина 1988, 1993, 2007), выполняют «функцию модальных экспликаторов лишь в части своих употреблений в сочетании с субъектным инфинитивом. В других случаях они являются семантически полноценными лексемами, обладающими самостоятельными вещественными значениями» [12, с. 674 – 675].

Обратимся к словарным данным. Глагол думать имеет три основных значения «1. Размышлять, предаваться раздумью». 2. «Полагать, считать, предполагать. 3. Намереваться, собираться делать что-л.» [14]. Из приведенных дефиниций глагола думать становится очевидным, что в первом значении он выступает в своей самостоятельной, немодальной, функции, а во втором и третьем значениях выполняет роль модального модификатора в сочетании с зависимы инфинитивом. Подтверждение тому находим в текстах массмедиа (печатной прессе) из НКРЯ [15].

Ср. соответствующие примеры из НКРЯ:

«… депутат думал, что у его друзей имелся такой документ» (Главные события 2021 года // Парламентская газета, 2021.12.31); «Насколько я знаю, даже Wayfair в Америке, который создавался с самого начала как [мебельный] онлайн-ритейлер, думает над открытием физических магазинов» («Нельзя всю инфляцию перекладывать в цены» // Ведомости, 2021.12.22); «Поэтому, замечает ученый, в Европе здраво думают о расширении ПХГ, а наполнять их наиболее выгодно летом, когда цены на газ ниже» (Ради борьбы с импортным газом ЕС готов пожертвовать Третьим энергопакетом // Ведомости, 2021.12.14).

Ср.: «Он думал после этого основать собственный стартап» = он хотел, желал, намеревался основать стартап (Основатель бразильского Nubank не зря брал пример с «Тинькофф банка» // Ведомости, 2021.12.20); «Географию последней программы, кстати, думают расширить до всего бассейна реки» = хотят, желают, намереваются расширить (Трансграничные реки переведут в «цифру» // Парламентская газета, 2021.05.27); «Думала встретить там нищету, болезни, слезы» = намеревалась (хотела) встретить (О чем умалчивают голоса «Радиоголоса». Правда всегда права // Аргументы и факты, 1984.06.05).

Обратимся к словарным данным глагола мыслить. Так, в Малом академическом словаре указаны следующие значения глагола мыслить: «Мыслить 1. Рассуждать, сопоставлять явления объективной действительности и делая выводы. 2. Представлять в мыслях, мысленно воображать. 3. Рассчитывать, предполагать» [14]. Из словарных дефиниций глагола мыслить следует, что в первых двух значениях он выступает в своей самостоятельной, немодальной, функции, а в третьем значении выполняет роль модального модификатора в сочетании с зависимы инфинитивом.

Ср. соответствующие примеры из НКРЯ:

«…сделать альянс площадкой для политического диалога всех стран, которые мыслят одинаково с НАТО, чтобы противостоять России и Китаю…» (В НАТО намерены обновить стратегическую концепцию для сдерживания России // Ведомости, 2021.02.17); «Люди быстрее мыслят, быстрее соображают, быстрее выполняют те или иные технические действия» («Со «Спартаком» удаляться нельзя» // Известия, 2020.12.23); «…для ВМФ России в Крыму (он) мыслит категориями одной из стран-агрессоров…» (Источник оценил идею украинского политолога о «Перл-Харборе» для России // РИА Новости, 2020.12.22).

Ср.: «Впрочем, и продолжать-то уже абсолютно нечего, словно все, что еще трепетно мыслил сказать, тоже вдруг переметнулось…» = хотел, намеревался, пытался сказать (Валерий Володин. Напрасные похороны, напрасный покойник (промашка смерти) // Волга, 2010); «Ельцин… получил от разведки информацию, что «республиканцы замыслили внедрить в Белый дом красивую молодую женщину, чтобы она соблазнила Клинтона…» = захотели, намеревались внедрить (Книги // Русский репортер, 2014).

Обратимся к словарным дефинициям глагола решить1: 1. После размышления, обдумывания прийти к какому-либо выводу, заключению относительно чего-л. Назначить, наметить к осуществлению. 2. В результате обсуждения вынести заключение, принять постановление. 3. Найти требующийся ответ, определить искомое. Найти разрешение чему-л., объяснив или выполнив что-л. Устар. Устранить, рассеять. Найти способ осуществления, использования чего-л. 4. Стать определяющим, наиболее существенным в чем-л. 5. Устар. Закончить, довести до конца. 6. Прост. Лишить чего-л. Убить; решить2: Книжн. устар. Развязывать; полная непререкаемая власть [14]. Глагол решать имеет те же словарные значения [14]. Следует отметить, что в первом, втором, четвертом, пятом значениях он реализуется как самостоятельный, лексически полноценный глагол, а в третьем и шестом значениях в сочетании с зависимым инфинитивом выступает в качестве модификатора инвариантного значения желательности (с его вариантным значением намерения), возможности. Л. М. Васильев убежден в том, что «акт формирования в процессе размышления каких-либо намерений обозначают глаголы с опорным словом решать с инвариантным значением «мысленно останавливаться на каком-либо намерении», что является тождественным значению «приходить в результате затраченных умственных и волевых усилий к какому-либо намерению, плану действий» [16, с. 137].

Ср. соответствующие примеры из НКРЯ:

«Сама идея очень давно назрела и решает целый комплекс проблем сельхозпроизводителей, минимизирует их убытки и даёт возможность легально повышать плодородие почв», — сказал он «Парламентской газете» (Навоз предлагают считать товаром, а не отходами // Парламентская газета, 2021.12.27); «В новом году особое внимание палата регионов будет уделять документам, которые позволят слаженно работать всем уровням публичной власти, повысят финансирование лесной отрасли и окончательно решат проблемы с оказанием медицинской помощи на местах» (Сколько денег удалось «выбить» сенаторам на школы и дороги // Парламентская газета, 2021.12.24); «Этой категории выезд разрешат только после получения результатов более тщательной проверки, решили власти КНР» (Населению приграничных и портовых городов Китая запретили выезд без теста на COVID-19 // Парламентская газета, 2021.12.11).

Ср.: «Важно, что в среде открытого банкинга пользователи сами управляют своими данными, добавляет она: решают, какой информацией и с какой компанией поделиться, на какой срок разрешить доступ, и могут отозвать согласие в любой момент» = хотят, намереваются поделиться (ЦБ зарегулирует открытые API // Ведомости, 2021.12.12); «GBFoods, производитель продуктов для быстрого приготовления под брендом Galina Blanca, решил уйти из России» = захотел, намерен уйти (Производитель Gallina Blanca продаст предприятие в России // Ведомости, 2021.12.30); «Apple решила бороться с утечкой кадров при помощи крупных премий» = хочет, намеревается, может бороться (Apple решила бороться с утечкой кадров при помощи крупных премий // Ведомости, 2021.12.29); «Химик Сергей Лебедев, который уже много лет занимался проблемой полимеризации, решил принять участие в конкурсе» = хочет, может, намерен принять участие (Как появился синтетический каучук // Парламентская газета, 2021.12.30).

Обратимся к словарным дефинициям возвратного глагола решиться: 1. Остановиться на каком-либо намерении в результате размышления, обдумывания чего-либо. Осмелиться что-либо сделать, отважиться. 2. Получить то или иное разрешение. Окончательно определиться. 3. Прост. Прийти в полную негодность, перестать существовать. Умереть. 4. Прост. Потерять что-л., лишиться чего-л. [14]. Следует отметить, что в первом значении глагол решиться в сочетании с инфинитивом выполняет функцию модального модификатора, реализующего модальное значение намерения, а в других значениях в аналогичных синтаксических условиях – значение возможности.

Обратимся к примерам из НКРЯ:

«Пекинский культуролог Ши Вэньсюэ рассказал ресурсу, что сам недавно решился на вступление в сетевой «общественный комитет» (В Китае чистотой Интернета займутся цифровые «общественные комитеты» // Парламентская газета, 2021.09.01); «Таким образом, наша страна стал первой, кто решился на разработку столь масштабного и одновременно крайне актуального для всего мира документа» (На киберпреступность предложили навалиться всем миром // Парламентская газета, 2021.07.28); «Норма действует до 1 января 2022 года — ранее полагалось, что к этому времени проблема обманутых дольщиков решится, отметили авторы инициативы» (Счета эскроу предложили продлевать автоматически при затягивании строительства // Парламентская газета, 2021.12.10).

Ср.: «Он погиб в день, когда решился дать ход конституционному проекту Михаила Лорис-Меликова» = хотел, намеревался, мог дать ход (Сколько раз пытались убить Александра II // Парламентская газета, 2021.03.13); «Из-за этого эксперт сомневается, что поляки решатся полностью отказаться от закупок российского газа после запуска Baltic Pipe» = захотят, намерены, смогут отказаться (Польша не хочет продлевать контракт с «Газпромом» после 2022 года // Ведомости, 2021.09.16); «А вот слух о том, что Xiaomi решится встроить фронтальную камеру под стекло экрана Mi 11, сетевые инсайдеры опровергают» = захочет, намерена, сможет встроить (Названа дата презентации первого смартфона на Snapdragon 888 // Vesti.ru, 2020.12.22).

Анализ медиатекстов убеждает в том, что рассматриваемые в статье глаголы мышления думать, мыслить, решать и их дериваты способны выполнять функцию модальных модификаторов только в определенных синтаксических условиях – в сочетании с зависимым (субъектным) инфинитивом. Таким образом, глаголы мышления в сочетании с инфинитивом реализовывают инвариантное модальное значение желательности (вариантное значение намерения, попытки), возможности, а в ряде случаев комплексное значение «желательность + возможность». Следует отметить, что ключевая роль в выявлении «оттенка» модального значения, реализуемого глаголами мышления и их дериватами, принадлежит контексту, который позволяет воспринимать коммуникативную ситуацию наиболее полно и адекватно.

В ходе исследования была определена лексико-грамматическая основа модальной специфики глаголов мышления думать, мыслить, решать и их дериватов, в семантике которых имплицитно содержится модальный компонент.

Анализ медиатекстов показал, что наиболее частотным модальным экспликатором значения желательности (намерения), возможности является глагол решать и его дериваты в сочетании с инфинитивом. Важно отметить, что «в формах совершенного вида эти глаголы сближаются или даже семантически совпадают с глаголами намерения» [16, с. 138], а «в семантическом значении глагола решиться содержится частное значение намерения, а также возможности [13, с. 33].

Глаголы мышления думать, мыслить и их дериваты реализовывают аналогичную функцию в сочетании с зависимым инфинитивом значительно реже. Зафиксированы единичные случаи употребления в модальном значении глагола мышления мыслить. Доминирующим является их функционирование как семантически полноценных лексем, обладающих самостоятельным лексическим значением.

Библиография
1. Клушина, Н.И. Национальный стиль и медийный вариант языка // Вестник Томского государственного педагогического университета / Н.И. Клушина. – Вып. 4 (193). 2018. – С. 26-31.
2. Виноградов, В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке / В.В. Виноградов ; Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. – С. 53-87.
3. Володина, М.Н. Язык массовой коммуникации как основное средство информационного воздействия на общественное сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / М.Н. Володина. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 458 с.
4. Кондаков, И.В. Культурология: История культуры России / И.В. Кондаков. – М.: Омега-Л; Высшая школа, 2003. – 616 с.
5. Солганик, Г.Я. О закономерностях развития языка газеты в XX веке // Вестник Московского ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2002. № 2. – С. 39-53.
6. Ваулина, С.С. Коммуникативный потенциал модальности в диахронии и синхронии русского языка / С.С. Ваулина. – Изд-во БФУ им. И. Канта, 2018. – 206 с.
7. Кукса, И.Ю. Матричный подход как способ выражения динамики научных представлений о языковой модальности / И.Ю. Кукса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – Т. 21, № 1, 2022. – С. 140-150.
8. Ваулина, С.С. Модальность. Коммуникация. Текст: сб. науч. тр. / под ред. проф. С.С. Ваулиной. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2021. – 329 с.
9. Балли, Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балли. – М.: Изд-во иностр. лит., 1955. – 416 с.
10. Бергельсон, М.Б. Прагматическая и социокультурная мотивированность языковой формы : дис. … д-ра филол. наук / Бергельсон Мира Борисовна. – М., 2005. – 404 с.
11. Золотова, Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка / Г.А. Золотова. – М.: Наука, 1973. – 352 с.
12. Ваулина, С.С. Новые подходы к изучению русского глагола // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы 2-ой Междунар. науч. конф. / С.С. Ваулина. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – С. 674-679.
13. Бавула, Ю.И. Модальный потенциал глагола мышления решить – решать и его возвратных форм в современном русском языке // Актуальные проблемы преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Часть 1. Гуманитарные дисциплины: сб. науч. статей / под редакцией В.Н. Селедцовой, Н.В. Бубновой / Ю.И. Бавула. – Смоленск: ВА ВПВО, 2023. – С. 30-35.
14. Словарь русского языка (МАС) в 4 т. / Под. ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981–1984.
15. Национальный корпус русского языка. 2003 – 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.ruscorpora.ru (дата обращения 04.08.2023).
16. Васильев, Л.М. Семантика русского глагола / Л.М. Васильев. – М.: Наука, 1981. – 184 с.
References
1. Klushina, N.I. (2018). National style and media version of the language. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University], 4(193), 26-31.
2. Vinogradov, V.V. (1975). Issledovaniia po russkoi grammatike [Tekst]: Izbr. trudy [Selected works. Research on Russian grammar]. Moscow, Science.
3. Volodina, M.N. (2003). The language of mass communication as the main means of information influence on public consciousness. Iazyk SMI kak ob"ekt mezhdistsiplinarnogo issledovaniia [Media language as an object of interdisciplinary research]. Moscow, Publishing house MSU.
4. Kondakov, I.V. (2003). Kul'turologiia: Istoriia kul'tury Rossii [Culturology: History of Russian Culture]. Moscow, Omega-L; Graduate School.
5. Solganik, G.Ia. (2002). On the patterns of development of newspaper language in the twentieth century. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10: Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Ser. 10: Journalism], no 2, pp. 39-53.
6. Vaulina, S.S. (2018). Kommunikativnyi potentsial modal'nosti v diakhronii i sinkhronii russkogo iazyka [Communicative potential of modality in diachrony and synchrony of the Russian language]. Kaliningrad, Publishing house BFU.
7. Kuksa, I.Iu. (2022). Matrix approach as a way of expressing the dynamics of scientific ideas about linguistic modality. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 2, Iazykoznanie [Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 2, Iazykoznanie], 21(1), 140-150.
8. Vaulina, S.S. (2021). Modal'nost'. Kommunikatsiia. Tekst [Modality. Communication. Text]. Kaliningrad, Publishing house BFU im. I. Kanta.
9. Balli, Sh. (1955). Obshchaia lingvistika i voprosy frantsuzskogo iazyka [General linguistics and issues of the French language]. Moscow, Foreign publishing house lit.
10. Bergel'son, M.B. (2005). Pragmatic and sociocultural motivation of the linguistic form. Doctor's thesis. Moscow.
11. Zolotova, G.A. (1973). Ocherk funktsional'nogo sintaksisa russkogo iazyka [Essay on the functional syntax of the Russian language]. Moscow, The science.
12. Vaulina, S.S. (2007). New approaches to studying Russian verbs. Russkaia slovesnost' v kontekste sovremennykh integratsionnykh protsessov. Materialy 2-oi Mezhdunar. nauch. konf. Volgograd [Russian literature in the context of modern integration processes. Materials of the 2nd International. scientific conf.]. Volgograd, pp. 674-679.
13. Bavula, Iu. I. (2023). The modal potential of the verb thinking to solve - solve and its reflexive forms in modern Russian. Aktual'nye problemy prepodavaniia estestvennonauchnykh i gumanitarnykh distsiplin. Chast' 1. Gumanitarnye distsipliny: sb. nauch. statei [Current problems in teaching natural sciences and humanities. Part 1. Humanities: collection. scientific articles]. Smolensk: VA VPVO, pp. 30-35.
14. Evgen'eva, A.P. (1981-1984). Dictionary of the Russian language (MAS) incl. Moscow, Russian language.
15. National Corpus of the Russian Language. (2003–2022). [Electronic resource]. Retrieved from http: www.ruscorpora.ru
16. Vasil'ev, L.M. (1981). Semantika russkogo glagola [Semantics of the Russian verb]. Moscow, The science. 

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензируемый труд как итогово-структурированный в целом сложился. Автор обращает внимание на нетривиальный предмет исследования – оценку потенциала глаголов мышления в реализации модельного значения желательности, возможности. Точечно автор касается медиадискурса, который, бесспорно, онтологически более открыт, является продуктивной средой использования возможностей языка. Привлекает уже в начале сочинения дробность внимания: отмечено, что «в настоящей работе фокус внимания сконцентрирован на отношениях третьего уровня – «отношениях между субъектом действия (носителем признака) и действием (предикативным признаком), в частности на выражении и реализации значения желательности, возможности, комплекса значений «желательность + возможность» глаголами мышления думать, мыслить, решать (и их дериватами) в медиадискурсе». Как таковая цель (вариант задача) ступенчато реализуется на протяжении всей научной наррации. Основной блок тезисов фактически точен, например, это проявляется в следующих фрагментах: «в современной науке о языке широко распространено мнение о том, что одной из главных форм существования современного социума является язык средств массовой информации, то есть язык массмедиа», или «в русском языке достаточно частотным средством выражения категории модальности является группа модальных глаголов – модальных модификаторов, выполняющих служебную функцию, способных в сочетании с зависимым инфинитивом выражать основные значения ситуативной модальности: действительность, возможность, необходимость, желательность (например, глаголы мочь, следует, хотеть, желать, намереваться и др.)» и т.д. Не вызывает сомнения актуальность, научная новизна материала, его теоретическая и практическая значимость: «реализация глаголами мышления значения желательности, возможности, комплексного значения «желательность + возможность» в языке современной периодики представляет особый исследовательский интерес, обусловленный недостаточной изученностью вопроса, а также повышенной психологичностью желательности, затрагивающей разные сферы потребностей человека», «теоретическая значимость данной работы заключается в том, что наблюдения и выводы, полученные в результате исследования, позволяют расширить теоретические сведения о функционально-семантической, коммуникативно-прагматической категории модальности, а также стимулируют дальнейшее изучение специфики и условий модального функционирования глаголов мышления». Работа органично выстроена, логика переходов прозрачна, точна. Точка зрения автора объективно манифестирована, считаю, что потенциально подготовленный читатель сможет выстроить и нужный конструктивный диалог с исследователем. Фактических искажений данных, явных сбивов и нарушений не выявлено. Информационное поле верифицировано отсылками к первоисточникам: «обратимся к словарным данным. Глагол думать имеет три основных значения «1. Размышлять, предаваться раздумью». 2. «Полагать, считать, предполагать. 3. Намереваться, собираться делать что-л.». Из приведенных дефиниций глагола думать становится очевидным, что в первом значении он выступает в своей самостоятельной, немодальной, функции, а во втором и третьем значениях выполняет роль модального модификатора в сочетании с зависимы инфинитивом. Подтверждение тому находим в текстах массмедиа (печатной прессе) из НКРЯ» и т.д. Фон иллюстраций достаточен, анализ вопроса детален, например, ««… депутат думал, что у его друзей имелся такой документ» (Главные события 2021 года // Парламентская газета, 2021.12.31); «Насколько я знаю, даже Wayfair в Америке, который создавался с самого начала как [мебельный] онлайн-ритейлер, думает над открытием физических магазинов» («Нельзя всю инфляцию перекладывать в цены» // Ведомости, 2021.12.22); «Поэтому, замечает ученый, в Европе здраво думают о расширении ПХГ, а наполнять их наиболее выгодно летом, когда цены на газ ниже» (Ради борьбы с импортным газом ЕС готов пожертвовать Третьим энергопакетом // Ведомости, 2021.12.14)» и т.д. Методология работы с языковым материалам конструктивна, современна, нова. Итоги статьи созвучны основному блоку, собственно сам вывод целеположен: «Анализ медиатекстов убеждает в том, что рассматриваемые в статье глаголы мышления думать, мыслить, решать и их дериваты способны выполнять функцию модальных модификаторов только в определенных синтаксических условиях – в сочетании с зависимым (субъектным) инфинитивом. Таким образом, глаголы мышления в сочетании с инфинитивом реализовывают инвариантное модальное значение желательности (вариантное значение намерения, попытки), возможности, а в ряде случаев комплексное значение «желательность + возможность». Следует отметить, что ключевая роль в выявлении «оттенка» модального значения, реализуемого глаголами мышления и их дериватами, принадлежит контексту, который позволяет воспринимать коммуникативную ситуацию наиболее полно и адекватно». Материал, на мой взгляд, продуктивно использовать при изучении курсов лингвистического характера, также он может стать неким подспорьем для формирования / написания новых исследовательских проектов. Отсылка к работам Ш. Балли, Л.М. Васильева, В.В. Виноградова, Н.И. Клушиной, Г.Я. Солганика и других свидетельствуют о хорошей разверстке темы. Формальный грейд издания выдержан, текстового объема достаточно для достижения поставленной цели. Статья «Потенциал глаголов мышления в реализации модального значения желательности, возможности в медиадискурсе» может быть рекомендована к открытой публикации в научном журнале «Litera».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.