Статья 'Развитие коммуникативной компетенции студентов технических вузов как стратегия обучения эффективной коммуникации' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Litera
Правильная ссылка на статью:

Развитие коммуникативной компетенции студентов технических вузов как стратегия обучения эффективной коммуникации

Дорфман Оксана Вячеславовна

ORCID: 0000-0001-8621-4189

кандидат педагогических наук

доцент кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова

455000, Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, пр-т Ленина, 26, оф. 206

Dorfman Oxana

PhD in Pedagogy

Associate Professor of the Department of Russian Language, General Linguistics and Mass Communication, Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

455000, Russia, Chelyabinskaya oblast', g. Magnitogorsk, pr-t Lenina, 26, of. 206

mandorffoks@yandex.ru
Чернова Оксана Евгеньевна

ORCID: 0000-0002-0641-7910

кандидат филологических наук

доцент, кафедра русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова

455000, Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, пр-т Ленина, 26, оф. 206

Chernova Oksana

PhD in Philology

Associate Professor, Department of Russian Language, General Linguistics and Mass Communication, Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

455000, Russia, Chelyabinskaya oblast', g. Magnitogorsk, pr-t Lenina, 26, of. 206

ocher08@inbox.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2022.4.37806

Дата направления статьи в редакцию:

03-04-2022


Дата публикации:

10-04-2022


Аннотация: Статья написана на стыке нескольких отраслей науки, отражает одну из проблем вузовского обучения русскому языку в технических вузах. Цель исследования — доказать, что развитие коммуникативной компетенции, которая является важнейшей задачей современного образования, должно осуществляться в свете новых требований. Автор рассматривает вопросы формирования коммуникативной компетенции студентов технических вузов. Утверждается, что филологические дисциплины должны быть включены на всех уровнях высшего образования, что способствует становлению высококвалифицированного специалиста, обладающего не только профессиональными, но и гибкими навыками (soft skills). Актуальность вопросов повышения уровня коммуникативной культуры обучающихся в вузе обусловлена требованиями нового времени, динамикой изменений профессиональной отрасли. Особым вкладом автора в исследование темы является системный взгляд к компетентностному подходу в вузовском обучении: коммуникативная компетенция в системе результатов обучения; в структуре вузовского преподавания; содержательные модули, формирующие коммуникативную компетенцию; дидактические условия, формы, методы и приемы ее развития. Автор останавливается на рассмотрении коммуникативной компетенции УК-4, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования в блоке «коммуникация», проводит обзор формирующих ее дисциплин в технических вузах, выявляя современные тенденции преподавания, анализирует содержание обучения и приводит перечень эффективных методов и приемов формирования коммуникативной компетенции.


Ключевые слова:

коммуникативная компетенция, гибкие навыки, универсальные компетенции, технический вуз, деловая коммуникация, эффективная коммуникация, программа обучения, содержательный модуль, рефлексивный характер обучения, методы развития компетенции

Abstract: The article is written at the junction of several branches of science, reflects one of the problems of university teaching of the Russian language in technical universities. The purpose of the study is to prove that the development of communicative competence, which is the most important task of modern education, should be carried out in the light of new requirements. The author considers the issues of formation of communicative competence of students of technical universities. It is argued that philological disciplines should be included at all levels of higher education, which contributes to the formation of a highly qualified specialist with not only professional, but also flexible skills (soft skills). The relevance of the issues of improving the level of communicative culture of students at the university is due to the requirements of the new time, the dynamics of changes in the professional industry. The author's special contribution to the research of the topic is a systematic view of the competence approach in university education: communicative competence in the system of learning outcomes; in the structure of university teaching; content modules that form communicative competence; didactic conditions, forms, methods and techniques of its development. The author dwells on the consideration of the communicative competence of the CC-4, presented in the Federal State Educational Standard of Higher Education in the block "communication", reviews the disciplines forming it in technical universities, identifying current teaching trends, analyzes the content of training and provides a list of effective methods and techniques for the formation of communicative competence.


Keywords:

communicative competence, flexible skills, universal competencies, technical university, business communication, effective communication, training program, content module, reflexive nature of learning, methods of competence development

С введением в системе образования деятельностного подхода понятие коммуникативной компетенции рассматривается чаще применительно к обучающимся школ, нежели к студентам, особенно технических вузов, хотя аспекты коммуникативной компетенции и ее составляющие обсуждаются довольно длительное время [1-3]. Ретроспективный анализ коммуникативной компетенции, которая определяется как «межфункциональная категория» [4, с. 12], представлен у В. В. Яценко, И. О. Найдис. Авторы убеждены, что ее необходимо декомпозировать на собственно коммуникативную, цифровую и кросскультурную [4, с. 15], а развивать ее требуется «в тесной связи с информационными знаниями, умениями и навыками, вместе с готовностью к решению профессиональных задач» [4, с. 16], что в большей степени достижимо применительно к высшему образованию. Действительно, обучение в вузах сводится к формированию системы универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а коммуникативная входит в группу универсальных.

Во втором десятилетии XXI века в России на смену «компетенциям» пришло понятие «skills», которое все чаще его вытесняет [5]. Коммуникативную компетенцию относят обычно к soft skills, которые, в отличие от профессиональных hard skills, являются метапредметными. Несмотря на довольно широкое распространение понятия, исследователи включают в коммуникативные soft skills различные элементы.

Так, базовые коммуникативные навыки (коммуникативная грамотность) являются, по мнению С. Н. Бацунова, И. И. Дереча и др., одной из четырех групп soft skills. К ним относятся: умение слушать, убеждать и аргументировать, вести переговоры, проводить презентации, публичные выступления, самопрезентация, командная работа, нацеленность на результат, деловое письмо [6].

Умение общаться в соответствии с коммуникационной ситуацией, считывать мимику и жесты, уметь договариваться, грамотно начинать и завершать общение, подводить итоги разговора отнесены к показателям коммуникативной коммуникации у В. В. Лоренц [7, с. 61].

О. П. Горьковая, Н. В. Козловский убеждены, что гибкие поведенческие навыки в большинстве случаев проявляются в процессе коммуникации, которые реализуются в:

- переговорных компетенциях — «умение найти подход к собеседнику и направить разговор в конструктивное русло, для чего необходимо грамотно формулировать мысли, слышать позицию собеседника, быть тактичным в любой ситуации и находить компромисс; умение разрешать конфликты» [8, с.22];

- межотраслевой коммуникации — «умение контактировать с собеседниками, работающими в различных областях, а также преодолевать профессиональное недопонимание с помощью использования разного рода источников информации» [8, с.23];

- коммуникабельности — «навык, способствующий успешному взаимодействию с окружающими людьми, при котором позиции обеих сторон разговора учитываются и считаются важными; необходимо уметь устанавливать контакт с собеседником, слушать и слышать собеседника, понимать его позицию и быть способным подстраиваться под конкретную ситуацию, среду» [8, с.24].

Действительно, перечисленные показатели необходимы для современных выпускников, чтобы быть успешными в профессии. Коммуникативные навыки требуются для решения профессиональных задач, для результативного бесконфликтного взаимодействия с коллегами и партнерами, для грамотной трансляции опыта и его обмена. К сожалению, проведенные исследования [9] демонстрируют, что студенты не вполне знакомы с понятиями hard skills и soft skills, не могут разграничить их элементы, т.е. не только не осознают системный подход к формированию компетенций, но и не способны выстроить личностную траекторию развития гибких навыков, в отличие от жестких профессиональных.

Требования времени таковы, что работодатели придают значение именно гибким навыкам [7, 9, 10, 11], да и сами профессии очень динамично меняются. Подтверждением тому служит «Атлас новых профессий», разработанный специалистами «Сколково» и служащий не только инструментом профориентации, но и определенным навигатором востребованных компетенций. Иногда довольно сложно предположить, какие профессии окажутся нужными и будут пользоваться спросом в ближайшие пять-десять лет. Учитывая, что период обучения бакалавров занимает четыре—пять лет и два года длится обучение в магистратуре, выпускник, не обладающий гибкими навыками, чтобы встроиться в новую профессию, окажется не востребованным на рынке труда.

Проанализируем, как осуществляется формирование коммуникативной компетенции у студентов технических вузов. В рамках ФГОС 3++ УК-4 относится к числу универсальных компетенций и характеризуется следующим содержанием: «способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)». В карте компетенции УК-4 указаны следующие планируемые результаты ее освоения:

1. Выбирает стиль общения на русском языке в зависимости от цели и условий партнерства; адаптирует речь и стиль общения к ситуациям взаимодействия.

2. Ведет деловую переписку на русском и иностранном языках с учетом особенностей стилистики официальных писем и социокультурных различий.

3. Выполняет для личных целей перевод официальных и профессиональных текстов с иностранного языка на русский, с русского языка на иностранный.

4. Публично выступает на русском языке, строит свое выступление с учетом аудитории и цели общения.

5. Устно представляет результаты своей деятельности на иностранном языке, может поддержать разговор в ходе их обсуждения.

И если у студентов гуманитарных направлений подготовки развитие коммуникативных навыков осуществляется средствами многих предметов, то у технических направлений УК-4 формируется обычно лишь двумя дисциплинами, связанными с изучением русского и иностранного языка. Нами был произведен обзор дисциплин, связанных с развитием коммуникативной компетенции для осуществления деловой коммуникации на русском языке, в технических вузах. Их можно объединить в две группы:

1. «Культура научной и деловой речи» (НГТУ), «Практикум по культуре речевого общения» (МИСИС), «Основы практической риторики» (МИСИС), «Русский язык и культура речи» (МГТУ им. Н.Э. Баумана, МТУСИ, Сибстрин, РГУ им. А.Н. Косыгина, МГТУ Станкин, МГУТУ им. К.Г. Разумовского, КамчатГТУ, НИЯУ МИФИ);

2. «Основы деловой коммуникации» (ИРНИТУ, Московский политех), «Деловая коммуникация на русском языке» (МГТУ им. Г.И. Носова), «Деловые бумаги» (МГТУ им. Г.И. Носова), «Деловое общение» (МАИ), «Русский язык и межкультурная коммуникация» (СПбПУ), «Русский язык и деловые коммуникации» (КНИТУ), «Деловая коммуникация» (ДГТУ), «Деловые коммуникации» (РХТУ, МФТИ), «Культура речи: эффективные коммуникации» (ПНИПУ).

Можно заметить, что в названиях часто употребляется словосочетание из формулировки УК-4 — «деловая коммуникация», хотя пока самым распространенным вариантом названия является «Русский язык и культура речи», встречающийся в большем количестве вузов. Анализ рабочих программ показывает, что в первой группе существенная роль отводится нормативному аспекту функционирования русского языка и обучение соблюдению норм в собственной речевой практике, что, безусловно, важно в деловой коммуникации. Но приведенный выше анализ коммуникативной компетенции как soft skills доказывает, что этого недостаточно. Рабочие программы второй группы зачастую включают названные элементы.

Следует отметить, что чаще всего в технических вузах обучение языковой дисциплине осуществляется только в первом (реже — втором) семестре. Необходимо помнить, что практика эффективной коммуникации должна быть непрерывной. Так, Е.А. Шерстянникова характеризует аспекты развития коммуникативной компетенции на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры и приходит к выводу, что это «одна из приоритетных задач современного высшего образования» [12, с. 319].

Каким же должно быть содержание обучения, чтобы коммуникативная компетенция студентов технического вуза была сформирована и развита в достаточной степени? В соответствии с Государственной программой «Развитие образования» до 2024 года должны быть внедрены профессионально-ориентированные и гибкие программы обучения. В этой связи необходимо продумать мобильную структуру дисциплины, ее смысловыми блоками могут стать:

- основы коммуникации и техники общения,

- виды речевой деятельности и речевых ситуаций,

- вербальное и невербальное общение,

- аспекты социальной коммуникации,

- эмоциональный интеллект,

- коммуникативные барьеры и их преодоление,

- бизнес-коммуникация,

- логика аргументации.

Представляется целесообразным выделение базовых и интегративных содержательных модулей курса. «Цель базовых содержательных модулей — дать представление о речи как об инструменте эффективного общения, цель интегративных — о речи как об инструменте эффективного общения в сфере профессиональной коммуникации» [13, с. 241].

В ходе обучения «необходимо учитывать специфику метаязыка той или иной науки, особенности текстов различных специальностей… ведущее место должны занимать тексты общенаучного и узкоспециального характера» [12, с. 318].

Необходимость обращения к текстам для развития коммуникативной компетенции очевидна: «При невозможности отрицания значимости в сегодняшних реалиях цифровых технологий необходимо признать, что условием формирования soft skills (независимо от профиля программы обучения) является умение работать с вербальным текстом» [14, с. 283]. Нецелесообразно разрабатывать единственную программу дисциплины и преподавать ее студентам всех технических направлений подготовки вуза. Такой метод не будет способствовать эффективной коммуникации. Содержательные блоки могут быть тождественными, но используемые для обучения тексты должны отражать специфику отрасли. Это предполагает «анализ ситуаций общения в пределах специальной сферы, подбор речевых тем (фреймов), связанных с будущей работой, составление словарных минимумов для конкретной категории обучаемых [13, с. 241]. В ходе аудиторной и внеаудиторной работы «классифицируются и анализируются специальные профессиональные термины на материале учебно-научных текстов; на научных текстах подъязыка специальности отрабатываются нормы русского языка» [15, с. 34].

О. Б. Сиротинина отмечает, что в каждой сфере общения «возникают свои угрозы в случае недостижения эффективности, но во всех сферах достижение означает результативность коммуникации, т.е. осуществление той цели, которую ставил перед собой адресант» [16, с. 40].

Чрезвычайно важно, чтобы формирование коммуникативной компетенции носило рефлексивный характер. Для этого на первом этапе обучения студент должен составить личную карту коммуникативной компетенции. Обучающийся должен поставить цель, уточнив понятие коммуникативной компетенции применительно к своей отрасли, обозначить индикаторы ее достижения, чтобы отслеживать эти показатели не только на протяжении изучения дисциплины, но и в течение всего периода обучения.

Исследованиями методов и приемов, способствующих развитию коммуникативных навыков студентов технических вузов занимались G. P. Baibekova [10], Х. А. Шайхутдинова [9], L. V. Shaulska [11], О. В. Румянцева [5], О. Б. Ганпанцурова [17], Е. Ю. Кашаева и И. А. Кондратьева [13], Е. Ф. Гладкая [18], М. А. Григорьева, Р. С. Сатретдинова [15], E. Leontyeva [19] и др. Приведем выборку эффективных, на наш взгляд, методов и приемов.

Е. Ф. Гладкая среди форм работы, применяемых при обучении русскому языку и риторике, выделяет визуализации, командные состязания, дебаты. М. А. Григорьева, Р. С. Сатретдинова предлагают творческие задания продуктивного характера, мини-конференции, лингвистические упражнения с элементами ролевой игры [15, с. 34-35]. Х. А. Шайхутдинова убеждена, что нужно организовывать дискуссионные клубы и ораторские курсы, чтобы учиться высказывать свое мнение и отстаивать его и снять страх перед выступлением перед большой аудиторией [9, с. 272]. По мнению О. Б. Ганпанцуровой, значительную роль следует отводить самообучению, структурированию обратной связи, обучению на опыте и нетворкингу, обязательно должны применяться специальные задания, воспитывающие профессионально-личностные качества, а в ходе обучения целесообразно применять метод анализа сюжетных линий на основе бинарных тематических оппозиций [17, с. 309-310]. В учебно-практическом пособии «Эффективные коммуникации» [20] представлены примеры кейсов для ведения деловых переговоров, управления конфликтами, участия в публичном выступлении. Названные методы и приемы могут быть использованы в ходе практических занятий и тренингов, которые должны стать основными формами обучения эффективной коммуникации.

В соответствии с требованиями государственной политики, указаниями официальных документов, тенденциями мирового профессионального сообщества, динамикой изменений профессиональной отрасли формируется новый взгляд на компетентностный подход в образовании. В последние десятилетия все более значимую роль приобретают гибкие навыки, которым необходимо уделять большее внимание в процессе обучения. Коммуникативная компетенция, являясь составляющей soft skills, становится востребованной не только для студентов-гуманитариев; это значимый результат обучения, способствующий успешности выпускника. Исходя из вышесказанного можно заключить, что для эффективного развития коммуникативной компетенции студентов технических вузов необходима актуализация содержания обучения, его форм, методов и приемов.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование представлена работа «Развитие коммуникативной компетенции студентов технических вузов как стратегия обучения эффективной коммуникации».
Актуальность затронутой проблемы не вызывает сомнений. В последние годы отмечается тенденция, что понятие «коммуникативная компетенция» рассматривается чаще применительно к обучающимся школ, нежели к студентам, особенно технических вузов. Однако, результаты обучения в вузе включают в себя формирование системы универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а коммуникативная входит в группу универсальных.
Во втором десятилетии 21 века на смену «компетенциям» пришло понятие «skills». Коммуникативная компетенция относятся к soft skills, которые являются метапредметными и включают различные элементы.
Автором проведен анализ источников литературы. Были выделены базовые коммуникативные навыки (коммуникативная грамотность), состоящие их четырех групп, а также гибкие поведенческие навыки, которые реализуются в: переговорных компетенциях, межотраслевой коммуникации и коммуникабельности. Было отмечено, что выделенные показатели являются необходимыми для современных выпускников, чтобы быть успешными в профессии. Коммуникативные навыки требуются для решения профессиональных задач, для результативного бесконфликтного взаимодействия с коллегами и партнерами, для грамотной трансляции опыта и его обмена.
Однако, проведенные исследования показали, что студенты не знакомы с понятиями hard skills и soft skills, не могут разграничить их элементы, т.е. не только не осознают системный подход к формированию компетенций, но и не способны выстроить личностную траекторию развития гибких навыков, в отличие от жестких профессиональных. В то же время, именно гибкие навыки позволяют выпускнику встроиться в новую профессию и быть востребованным на рынке труда.
В работе был проведен анализ формирования коммуникативной компетенции у студентов технических вузов. В соответствии с ФГОС их можно отнести к числу универсальных. Однако развитие коммуникативных навыков осуществляется только двумя дисциплинами, которые связаны с изучение русского и иностранного языков.
По мнению автора, этого является недостаточно. Важно продумать мобильную структуру дисциплины, ее смысловыми блоками могут стать:
- основы коммуникации и техники общения,
- виды речевой деятельности и речевых ситуаций,
- вербальное и невербальное общение,
- аспекты социальной коммуникации,
- эмоциональный интеллект,
- коммуникативные барьеры и их преодоление,
- бизнес-коммуникация,
- логика аргументации.
Представляется целесообразным выделение базовых и интегративных содержательных модулей курса.
Библиография статьи включает в себя 18 отечественных и зарубежных источников, есть ссылки. Тематика работ соответствует проблематике статьи. Библиография и ссылки оформлены в соответствии с ГОСТ и предъявляемыми требованиями.
Статья актуальна с теоретической и практической точки зрения, отличается несомненной научной ценностью. Однако в работе не выделена научная новизна, а также личный вклад автора в решение поставленной проблемы, а также отсутствуют обобщенные и содержательные выводы по результатам. Следовательно, работа может быть рекомендована к опубликованию после доработки.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.