Статья 'Развитие торговых связей России и Индии в условиях международных санкций на основе транспортного коридора Север-Юг' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Развитие торговых связей России и Индии в условиях международных санкций на основе транспортного коридора Север-Юг

Осипов Евгений Анатольевич

студент, кафедра международного бизнеса и таможенного дела, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

141195, Россия, Московская область, г. Фрязино, ул. Полевая, 23А, кв. 64

Osipov Evgenii Anatol'evich

Student, Department of International Business and Customs Affairs, Plekhanov Russian University of Economics

141195, Russia, Moscow region, Fryazino, Polevaya str., 23A, sq. 64

evg.ospv@gmail.com

DOI:

10.25136/2409-8647.2023.3.43822

EDN:

VAIWBC

Дата направления статьи в редакцию:

16-08-2023


Дата публикации:

29-08-2023


Аннотация: Объектом исследования являются торговые отношения между Россией и Индией в контексте современных экономических и политических условий, включая влияние международного транспортного коридора "Север-Юг" и международных санкций. Предметом исследования является детальный анализ динамики, проблем и перспектив этих отношений, с акцентом на последние изменения в глобальной политической обстановке и их влияния на двустороннюю торговлю. Автор подробно рассматривает различные аспекты торговых отношений, такие как дисбаланс, диверсификацию и стратегическое сотрудничество. Особое внимание уделяется роли МТК "Север-Юг" в укреплении экономических связей. Исследование также затрагивает вопросы параллельного импорта и возможности расширения сотрудничества в области высоких технологий. Новизна исследования заключается в комплексном анализе существующих условий и перспектив развития торговли между двумя странами. Этот анализ включает в себя исследование возможностей для дальнейшего укрепления и расширения сотрудничества, а также предоставляет ценные взгляды и стратегические рекомендации. В заключение, исследование подчеркивает, что несмотря на существующие препятствия, такие как инфраструктурные ограничения и санкции, существует значительный потенциал для укрепления торговых отношений между Россией и Индией, что может способствовать устойчивому экономическому росту и сотрудничеству между двумя странами, открывая новые горизонты для двусторонней торговли и инвестиций.


Ключевые слова:

Индия, международная торговля, международные санкции, МТК, диверсификация, нефть, дисбаланс, экономическое сотрудничество, стратегия, сфера услуг

Abstract: The object of the study is trade relations between Russia and India in the context of modern economic and political conditions, including the impact of the international North-South transport corridor and international sanctions. The subject of the study is a detailed analysis of the dynamics, problems and prospects of these relations, with an emphasis on recent changes in the global political situation and their impact on bilateral trade. The author examines in detail various aspects of trade relations, such as imbalance, diversification and strategic cooperation. Particular attention is paid to the role of the North-South ITC in strengthening economic ties. The study also addresses the issues of parallel imports and the possibility of expanding cooperation in the field of high technologies. The novelty of the study lies in a comprehensive analysis of the existing conditions and prospects for the development of trade between the two countries. This analysis includes exploring opportunities for further strengthening and expanding cooperation, as well as providing valuable insights and strategic recommendations. In conclusion, the study highlights that despite existing obstacles such as infrastructure restrictions and sanctions, there is significant potential for strengthening trade relations between Russia and India, which can contribute to sustainable economic growth and cooperation between the two countries, opening up new horizons for bilateral trade and investment.


Keywords:

India, international trade, international sanctions, ITC, diversification, oil, imbalance, economic cooperation, strategy, service sector

Введение

Замедление глобализационных процессов, мировая геополитическая напряженность, экологические катастрофы, международные санкции - все эти факторы влияют на международные торговые связи, остающиеся ключевым звеном в экономической динамике национальных и региональных хозяйственных систем. В этих условиях страны вынуждены искать новых торговых партнеров и рынки сбыта. В такой ситуации оказалась Россия: в настоящее время РФ является лидером по количеству санкций против нее – 16 535 рестрикций на 14 июля 2023 г [1], поэтому сейчас страна смещает фокус на страны Азиатского региона. Одной из таких стран стала Индия.

Данные, опубликованные в Economic Times[2] и Deccan Herald[3], свидетельствуют, что в 2022 году торговый оборот между Россией и Индией достиг рекордных значений, превысив 38 млрд долл США, что демонстрирует значительное усиление экономической активности между двумя странами по сравнению с предыдущим годом, когда он составлял 13.5 млрд долл США.

В этом контексте становится актуальным рассмотрение торговых маршрутов и инфраструктурных проектов, которые могут способствовать дальнейшему увеличению товарооборота между двумя странами.

В данной работе особое внимание уделяется роли Международного транспортного коридора "Север-Юг" в развитии торговых связей между Россией и Индией. Этот проект, представляющий собой комплексный транспортный маршрут, связывающий порты Северного моря России с портами Индийского океана, предоставляет новые возможности для увеличения товарооборота и укрепления экономических связей между странами.

В условиях международных санкций, ограничивающих доступ России к некоторым глобальным рынкам, МТК "Север-Юг" выступает ключевым элементом, который может способствовать укреплению экономического сотрудничества и расширению торгового взаимодействия между Россией и Индией.

В ходе данного исследования были изучены и оценены возможности развития экономических отношений между Россией и Индией в условиях взаимодействия через транспортный коридор "Север-Юг", учитывая текущее положение России под влиянием международных санкций.

Обзор литературы

Возможности развития торговых отношений России и Индии подтверждаются рядом исследований.

Экономические связи Индии и России имеют долгую историю взаимоотношений, в которых СССР сыграл значительную роль в становлении индийской экономики, особенно в 1950-1980-х годах, когда были построены ключевые объекты инфраструктуры, включая стальной завод в Бхилаи и нефтеперерабатывающий завод в Барауни. Однако, согласно Губиной М.А., в 90-е годы Россия и Индия, отдались друг от друга по причинам логистических проблем и накопившегося долге со стороны Индии, сохранив при этом высокий уровень сотрудничества только в военно-технической сфере и атомной энергетике[4].

С начала 2000-х годов в торговых отношениях двух стран наметился положительный сдвиг с последующим ежегодным темпом прироста товарооборота в среднем на 20%. Однако, несмотря на участие обеих стран в БРИКС и увеличение объемов торговли, Россия и Индия в течение последующих двух десятилетий не являлись друг для друга значимыми партнерами. Согласно, проведенному анализу в статье Родыгиной Н. Ю., Индия рассматривается как важный партнер для Россией в оборонном и энергетическом секторах, несмотря на меняющийся мировой порядок, в котором возникают новые экономические вызовы[5]. При этом, автор подчеркивает, что Россия и Индия должны приложить усилия для развития отношений за пределами оборонного и энергетических секторов, указывая на необходимость устранения правовых и бюрократических барьеров для бизнеса.

Однако, Куприянов А. В., наоборот, считает, что наиболее перспективными являются традиционные области сотрудничества между Россией и Индией, такие как военно-техническое сотрудничество и энергетические проекты с применением стратегии «мягкой силы» в Азии. Автор объясняет это тем, что сотрудничество в этих областях поможет странам расширить свое влияния в регионе Индо-Тихоокеанского бассейна, включая малые островные государства, Африку и непосредственное соседство Индии, и подчеркивает важность Индии не только как самостоятельного рынка, но и как ключевого игрока в региональной торговой сети[6].

Исследования также выявляют некоторый ряд проблем и препятствий в развитии отношений двух стран. К примеру, не присоединившись к санкциям против России, индийские банки и финансовые учреждения всё равно проявляют осторожность в отношении клиринговых платежей. Такая осторожность связана с желанием избежать вторичных санкций в соответствии с законом США 2017 года «О противодействии противникам США посредством санкций». Данный закон вводит различные ограничения для физических и юридических лиц, взаимодействующих с компаниями и индивидами, находящимися под санкциями[7].

В исследовании Белова С. А. также подчеркивается необходимость решения некоторых проблем в построении устойчивых связей в торговле с Индией. Обсуждается отсутствие наземного маршрута для осуществления перевозок товаров и наличие громоздкой бюрократической системы таможенно-тарифного/нетарифного регулирования, что обостряется факторами глобального характера, такими как последствия пандемии COVID-19 и замедление темпов роста мировой торговли в целом [8].

Однако, несмотря на эти препятствия, существуют и пути для улучшения и расширения торговых связей между Россией и Индией. В исследованиях, в частности, обсуждается международный транспортный коридор «Север-Юг», который соединяет Россию с Индией и имеет потенциал расширения до Балтийского, Северного и Арктического регионов, многократно увеличивая объем торговли[9].

В дополнение к этому обсуждается внедрение прямого морского сообщения между портами России и Индией, что может способствовать наращиванию объемов взаимной торговли, особенно в сфере экспорта металлов, минералов и химических продуктов. Работа Щербинина Н.Д., посвященная изучению контейнерных перевозок в Индии, подчеркивает важность диверсификации индийского экспорта, который ранее был в большей степени ориентирован на Соединенное Королевство. Согласно автору, Индия смогла значительно увеличить экспорт таких товаров, как текстиль, оборудование и электроника, в конце прошлого столетия. Агроэкспорт Индии продолжает играть важную роль, что является результатом последствий колониальной политики метрополии[10].

Таблица 1. Обзор научных исследований по проблематике

Автор

Проблема

Губина М.А. и соавторы

Авторы анализируют основные направления сотрудничества, такие как военная промышленность и энергетика, а также существующие проблемы, такие как сложность проникновения на восточноазиатские рынки и влияние западных санкций, при этом они акцентируют внимание на необходимости усиления сотрудничества по различным возможным направлениям: драгоценные камни и металлы, удобрения, фармацевтика и транспортные средства.

Родыгина Н.Ю и соавторы

В работе рассматриваются основные направления стратегического экономического диалога и проводится анализ количественных показателей внешней торговли, товарной номенклатуры экспорта и импорта. При этом авторы указывают на конкретные предложения только в сферах ВПК и энергетики: сотрудничество в области производства запасных частей для военной техники и соглашение о сотрудничестве в углеводородной сфере.

Куприянов А.В.

Автор исследует возможные зоны для реализации совместных российско-индийских проектов и приходит к выводу, что такие возможности существуют практически во всем Индо-Тихоокеанском регионе, включая малые островные государства, Африку и зону непосредственного соседства Индии, в особенности выделяя зоны сотрудничества в энергетике, ВПК и космосе.

Белов С.А. и соавторы

В статье выявлены основные проблемы, такие как громоздкая бюрократическая система, высокие затраты на логистику внутри Индии, негативное влияние санкций со стороны западных стран и влияние пандемии COVID-19 на торговый оборот. Авторы также предлагают меры по решению этих проблем – активизация работы над МТК «Север-ЮГ» и создание ЗСТ между ЕАЭС и Индией.

Петрушина О.М. и соавторы

Авторы раскрывают сущность МТК «Север-Юг» и оценивают его дальнейшее развитие, подчеркивая возможности для увеличения объема торговли, создания специализированных производственных, логистических и транзитных центров, а также преодоления существующего дефицита спроса в странах-членах.

Шербинин Н.Д. и соавторы

Проблема исследования заключается в анализе и определении основных направлений и структуры потоков экспортно-импортных контейнерных грузов Индии, а также в изучении особенностей и ограничений в контейнерных перевозках между Россией и Индией.

Источник: составлено автором

Согласно таблице 1 в российском научном дискурсе ранее хотя и оценивались перспективы развития внешнеторгового и внешнеэкономического российско-индийского сотрудничества, полностью не были раскрыты дальнейшие стратегии и направления для укрепления отношений, и в основном носили частичный характер, ограничиваясь определенными сферами взаимодействия.

В то же время многие исследования в области экономических отношений между Россией и Индией указывали на задачу увеличения товарооборота до 30 млрд долл. США к 2025 году[11]. Однако, эта планка уже была преодолена в 2022 году, и теперь перед обеими странами стоит задача создания новой всесторонней стратегии. Такая стратегия должна учитывать не только исторические особенности двусторонних отношений, но и отвечать современным глобальным вызовам. Главная задача - устранить текущие препятствия, мешающие расширению экономического сотрудничества, и поиск новых путей и возможностей, не ограничиваясь при этом традиционными сферами взаимодействия, военно-промышленной и энергетической, и учитывая влияние международных санкций и возможности использования перспективных логистических маршрутов, таких как МТК «Север-Юг».

Данное исследование призвано восполнить эти пробелы, всесторонне проанализировав текущие и перспективные сферы сотрудничества комплексным подходом и предложив конкретные действия. Результаты статьи могут стать основой для дальнейших исследований и использоваться для разработки и реализации совместных экономических и транспортных стратегий, а также для выявления новых возможностей сотрудничества в обеих странах.

Материал и методы

В первую очередь стоит рассмотреть статистику товарооборота Индии и России. За период первой декады нового тысячелетия общий товарооборот двух стран составил 32.4 млрд долл США (Рисунок 1). За следующее десятилетие (2010-е годы) торговля между Россией и Индией возросла на 135%, достигнув общего объема в 76.4 млрд долл США, что свидетельствует о значительном увеличении торговли между этими двумя странами.

Рисунок 1. Динамика внешней торговли России с Индией

Источник:составлено автором на основании данных Министерства торговли и промышленности Индии (https://tradestat.commerce.gov.in/eidb/Default.asp)

В настоящее время Индия является одним из ключевых торговых партнеров России среди развивающихся государств Азии. За последний год объем импорта из России в Индию возрос в четыре раза, достигнув 46.2 млрд долларов (таблица 2). В 2022–2023 финансовом году этот показатель увеличился на 368%, и доля России в общем импорте Индии достигла 6.5%, что сделало Россию пятым по величине торговым партнером Индии. Такой рост связан в основном с увеличением ввоза российской нефти, особенно после конфликта в Украине и наложения на Россию многочисленных санкций. Ранее Индия редко приобретала российскую нефть из-за высоких транспортных расходов, но в прошлом финансовом году объемы импорта составили от 970 000 до 981 000 баррелей в сутки.[12].

Таблица 2. Товарооборот Индии и России, млрд долл США

/Год*

2018–2019

2019–2020

2020–2021

2021–2022

2022–2023

Общие объемы товарооборота Индии

Товарооборот

844.16

788.07

686.24

1 035.06

1 165.00

Рост, %

-6.64

-12.92

50.83

12.55

В т. ч. экспорт

330.08

313.36

291.81

422.00

450.96

Рост, %

-5.06

-6.88

44.62

6.86

В т. ч. импорт

514.08

474.71

394.44

613.05

714.04

Рост, %

-7.66

-16.91

55.43

16.47

Объемы товарооборота Индии с Россией

Товарооборот

8.23

10.11

8.14

13.12

49.36

Рост, %

22.85

-19.48

61.21

276.08

Доля России в общем объеме, %

0.97

1.28

1.19

1.27

4.24

В т. ч. экспорт

2.39

3.02

2.66

3.25

3.15

Рост, %

26.29

-12

22.56

-3.31

Доля России в общем объеме, %

0.72

0.96

0.91

0.77

0.7

В т. ч. импорт

5.84

7.09

5.49

9.87

46.21

Рост, %

21.45

-22.66

79.92

368.21

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.