Конфликтология / nota bene - рубрика Противостояние Великих держав
по
Конфликтология / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Конфликтология / nota bene" > Рубрика "Противостояние Великих держав"
Противостояние Великих держав
Сербина А.С. - Экономические инструменты политического влияния ЕС в Центральной Азии c. 1-22

DOI:
10.7256/2454-0617.2023.4.68783

EDN: RBBYOT

Аннотация: ЕС активно использует экономические возможности для продвижения своих внешнеполитических интересов. Стоит отметить, что для стран Центральной Азии, которые проводят многовекторную и прагматичную внешнюю политику, экономическое взаимодействие с Евросоюзом также приоритетно. Целью исследования является рассмотрение эффективности применения некоторых экономических инструментов влияния ЕС в отношении стран Центральной Азии. Особое внимание уделяется оценке эффективности развития торговых отношений и создания преференциальных режимов, оказания финансовой помощи как инструмента политического принуждения. Предметом исследования выступает оценка конкурентоспособности Европейского Союза в «Большой игре 2.0» за влияние в Центральной Азии на примере реализации трансрегиональных мегапроектов. Дана характеристика основных результатов реализации стратегии Европейского Союза «Глобальные ворота» 2021 г. в Центральной Азии, определена степень его влияния на регион.  Мегапроект «Глобальные ворота» рассматривается с точки зрения пространственного подхода как сознательно конструируемое пространство для привлечения возможностей соседних регионов и достижения определенных задач. Исследование базируется на компаративном анализе, позволяющем сопоставить геоэкономическую стратегию ЕС и Китая в Центральной Азии. Обоснование международно-политической значимости ЕС основывается на теории дискурсивной и «мягкой» силы. На основе метода анализа статистических данных и первоисточников подтверждается позиция, что ограничения в области торговли и инвестиций, условия предоставления финансовой помощи, вводимые Брюсселем для оказания политического давления на страны региона, являются низкоэффективными. Автор приходит к выводу, что политический шантаж со стороны ЕС в отношении центральноазиатских государств снижает уровень их доверия и нормативную силу Брюсселя, а незнание местной специфики и стремление рассматривать регион как единое целое осложняет реализацию совместных проектов и программ. Констатируется, что стратегия ЕС в Центральной Азии проигрывает стратегиям третьих стран. Разворачивающаяся стратегическая конкуренция в регионе заставляет ЕС реализовать стратегические проекты с участием как можно большего числа ключевых партнеров, несмотря на ограниченные финансовые ресурсы.
Шапиро Н.И. - Диверсификация инструментария соперничества великих держав (на примере санкционных мер США против России) c. 22-47

DOI:
10.7256/2454-0617.2022.4.39471

EDN: UPCFIN

Аннотация: К началу 2020-х гг. в инструментарии соперничества ведущих мировых держав значительно расширилось применение экономических форм давления на оппонентов. Яркой иллюстрацией служат действия США – наиболее активного инициатора экономических санкций, обладающего широкими возможностями для их применения благодаря доминирующей роли доллара как основной резервной и расчетной валюты, а также мощи национальной экономики. После начавшегося в 2014 г. украинского кризиса США и их союзники ввели серию санкций против Москвы. Новый раунд ограничений, принятых в условиях проведения Россией спецоперации на Украине с февраля 2022 г., имеет беспрецедентный характер. В этой связи особую актуальность представляет анализ санкционной политики США как ключевого инициатора антироссийских рестрикций. Цель статьи – проанализировать процесс формирования политики санкций США в отношении России в контексте нынешнего этапа кризиса на Украине; оценить эффективность санкций с точки зрения достижения одной из ключевых политических целей – изменения политического курса оппонента. Исследование осуществлено с опорой на теоретические наработки представителей структурного реализма. Методологическую основу работы составляют системный, логико-интуитивный, компаративный подходы.     Сделан вывод, что в условиях интенсификации междержавной конкуренции, являющейся долгосрочным трендом, США диверсифицируют и модернизируют инструменты давления на оппонентов, включая санкции. Это позволяет вести интенсивную конкурентную борьбу в ненасильственных формах, избегая прямой вооруженной конфронтации. Однако низкая эффективность санкций, редко вынуждающих оппонентов изменить политический курс, способствует консервации противоречий в межгосударственных отношениях. Рост взаимных претензий ведущих держав ведет к обострению политической конкуренции, чреватой перерастанием в вооруженное противостояние с применением комплекса традиционных и новых средств принуждения. Курс США на ограничение конкурентоспособности России, ослабление ее отношений с союзниками и партнерами будет продолжен и носит долгосрочный характер.
Аль Асад А., Тимощеня В.А. - Прикладной анализ стратегической конкуренции США и Китая в системе ООН 2017–2022 гг. c. 22-35

DOI:
10.7256/2454-0617.2023.3.39991

EDN: ZKKXGI

Аннотация: Объектом данного исследования является конкуренция США и Китая. Предметом исследования выступает современная роль, подходы и деятельность США и Китая в системе ООН в период 2017–2022 гг. Для проведения исследования авторами производится прикладной анализ позиций Китая и США в Специализированных учреждениях ООН, бюджетных ассигнований государств в сторону организации, а также реакций США и Китая и их союзников на вопросы, связанные с правами человека и демократии на Тайване, в Гонконге и Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Автором также рассматриваются перспективы развития инструментария многосторонней дипломатии Китая. Основные выводы исследования, к которым приходят авторы, заключаются в том, что стратегическое соперничество между США и Китаем продолжит усиливаться в период правления Д. Байдена. Подход администрации Д. Байдена к конкуренции и сотрудничеству с Китаем также будет характеризоваться «национальными интересами» США. После пандемии COVID-19 возникли новые дебаты и конфликты по поводу ценностей, систем и идеологий, что изменило стратегическую конкуренцию между США и Китаем с «США против Китая» на «страны свободного лагеря против Китая», что более благоприятно для США. Это изменение в структуре стратегической конкуренции с Китаем также отражается в том, что США при администрации Д. Байдена также занимаются Тайванем, Гонконгом, Синьцзян-Уйгурским районом. Тибет, и проблемы правления китайской коммунистической партии укрепят единство стран свободной зоны. Дж. Байден, демократ с большой карьерой в Конгрессе перенесет дебаты о «ценностях», «системе» и «идеологии» прав человека и демократии в новые сферы соперничества в стратегической конкуренции между США и Китаем.
Баев А.Д., Рахимов Д.Ё. - Количественный анализ влияния официальной помощи развитию (ODA) со стороны США и Китая на голосование стран Африки к югу от Сахары в Генеральной Ассамблее ООН c. 83-97

DOI:
10.7256/2454-0617.2023.2.39841

EDN: RBCTXY

Аннотация: Предметом исследования является помощь в целях развития США и Китая государствам к Югу от Сахары и её влияние на голосование стран-реципиентов в ГА ООН. Объектом исследования являются отношения США и Китая с государствами Африки к Югу от Сахары. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как помощь в целях развития, а также голосование в ГА ООН. Особое внимание уделяется влиянию помощи в целях развития государств-доноров в лице США и Китая на голосование в ГА ООН государств-реципиентов по ключевым вопросам, представляющим интерес для Китая и США. Основными выводами данного исследования являются следующие: чем больше африканских стран получают больше помощи от Соединенных Штатов, тем больше они склонны голосовать за то же мнение, что и Соединенные Штаты, в Генеральной Ассамблее ООН. С другой стороны, помощь Китая не оказала существенного влияния на сходство внешней политики между Китаем и африканскими государствами-реципиентами. Новизна исследования заключается в проведении регрессионного анализа. В дополнение к размеру помощи африканским странам в Соединенных Штатах и Китае, работа включает переменные, которые могут повлиять на голосование Генеральной Ассамблеи ООН по африканским государствам-реципиентам, в статистическую модель в качестве контрольных переменных, основанных на существующих исследованиях.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.