Конфликтология / nota bene - рубрика Региональные конфликты
по
Конфликтология / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Конфликтология / nota bene" > Рубрика "Региональные конфликты"
Региональные конфликты
Комаха А.А., Ивашкин М.А., Котов М.В. - Взаимоотношения Франции с государствами Ближнего Востока в период президентства Эммануэля Макрона в контексте урегулирования региональных кризисов c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0617.2022.1.37130

Аннотация: Статья посвящена анализу взаимоотношений Франции с государствами ближневосточного региона на современном этапе через призму внешнеполитического курса Э. Макрона, занявшего 14 мая 2017 г. пост Президента государства. Ближневосточное направление внешней политики является традиционным для Республики, в связи с чем входит в сферу внешнеполитических приоритетов действующего лидера. Авторы ставят перед собой следующую цель – выявить суть и ключевые особенности ближневосточного курса Э. Макрона. Для достижения обозначенной цели требуется решить ряд задач, в частности: определить приоритетные направления внешней политики Президента, обозначить круг стран региона, на который распространяются меры выбранного им курса, проанализировать, в каких государствах и в какой степени лидер Республики продолжает политику своих предшественников, находившихся у власти с начала XXI в., и с какими странами Ближнего Востока у Франции изменились отношения. В конечном итоге авторы приходят к выводу о наличии определенных факторов, затрудняющих проведение грамотной политики в регионе, которая бы отвечала интересам всех ближневосточных акторов. В их числе особое место занимают разногласия французского лидера с международными партнерами по ближневосточному регулированию, что в значительной степени усложняет проведение грамотной внешней политики по отношению к странам арабского мира. На данный момент французский лидер все большее внимание уделяет проведению политики европейской интеграции, в связи, с чем на ближневосточном направлении возникает ряд нерешенных вопросов, что в совокупности с внутриполитическими проблемами подрывает авторитет действующего Президента Франции.
Аверьянова-Зайцева Д.А., Барави М.В., Рыжов И.В. - Курдский фактор в ближневосточной политике Саудовской Аравии в контексте отношений с Ираком и Ираном c. 14-27

DOI:
10.7256/2454-0617.2024.2.70540

EDN: RTVTWM

Аннотация: Предметом исследования является сложная взаимосвязь между ближневосточной политикой Саудовской Аравии и курдским вопросом. Она включает в себя изучение отношений, стратегий и действий Саудовской Аравии в отношении курдских групп в регионе, а также факторов, влияющих на ее подход к этому вопросу. Объектом исследования, является ближневосточная политика Саудовской Аравии, то есть это анализ внешнеполитических целей, приоритетов и интересов Саудовской Аравии в ближневосточном регионе, с особым акцентом на то, как курдский фактор влияет на эту политику или пересекается с ней. Это включает в себя изучение дипломатических отношений, проблем безопасности и стратегических расчетов Саудовской Аравии по отношению к Ираку и Ирану, а также ее более широких региональных амбиций. Анализируя курдский фактор в более широком контексте ближневосточной политики Саудовской Аравии, авторы предлагают междисциплинарное понимание, которое соединит области политологии, международных отношений, ближневосточных исследований и курдоведения. Такой междисциплинарный подход позволяет более полно понять сложности, связанные с курдским вопросом, и его последствия для региональной повестки. Научная новизна состоит в том, что: 1. Представлен исторический анализ взаимодействия Саудовской Аравии с курдскими группами в регионе, проливающий свет на прошлую политику, альянсы и конфликты. Контекстуализируя текущие события в исторических рамках, статья предлагает ценную информацию об эволюции подхода Саудовской Аравии к самому курдскому фактору. 2. Оцениваются политические последствия особенностей саудовского подхода к курдскому фактору для региональной стабильности, безопасности, дипломатических и региональных международных отношений. Анализируя потенциальные последствия различных политических решений, статья предоставляет ценные идеи относительно эффективных стратегий управления курдским вопросом в более широких рамках ближневосточной политики. 3. Определенным элементом научной новизны является рассмотрение курдского фактора в более широком контексте ближневосточной политики Королевства Саудовской Аравии. Авторы предлагают междисциплинарное понимание, которое соединит области политологии, международных отношений, ближневосточных исследований и курдоведения. Такой междисциплинарный подход позволяет более полно понять сложности, связанные с курдским вопросом, и его последствия для региональных международных отношений.
Макутчев А.В. - Особенности этнических конфликтов в Африке: сенегало-мавританский кризис (1989-1991) c. 22-32

DOI:
10.7256/2454-0617.2019.2.19014

Аннотация: Проблема этнических конфликтов и сопутствующих им факторов в различных регионах планеты на сегодняшний день является одной из глобальных проблем человечества. В данной статье автор рассматривает историю возникновения и преодоления этнического конфликта в дельте реки Сенегал, возникшего в конце 1980-х годов. Суть конфликта состояла во взаимных территориальных претензиях между чернокожим населением левого берега и арабами, населявшими правый берег реки. Автор выделяет исторические предпосылки, особенности и глубинные причины возникновения данного конфликта. В основу исследования был положен метод историзма с детальным выявлением причинно-следственных связей между явлениями и сравнительно-исторический анализ литературы по теме сенегало-мавританского конфликта. Научная новизна исследования обусловлена тем, что в статье проводится анализ зарубежной литературы по теме сенегало-мавританского конфликта, так как в отечественной историографии данная проблема практически не затронута. На основании этого анализа автор выделяет особенности этнических конфликтов в Западной Африке, в частности, их обусловленность не только межрелигиозными противоречиями, но и климатическими изменениями.
Белков А.Д. - Индийский опыт регионостроительства как способ противостояния конкурентному регионализму в АТР и на Ближнем Востоке c. 27-38

DOI:
10.7256/2454-0617.2024.1.69877

EDN: IHQGKQ

Аннотация: Предметом исследования является современное регионостроительство Индии на примере интеграционных объединений I2U2 и IMEC. Цель работы состоит в определении успешных методов и подходов Индии, которые она использует в интеграционных усилиях в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Изучаются успешные подходы Индии к процессу адаптации к новым вызовам на фоне усиления Китая в регионе. Основой работы является системный подход и анализ статистических данных, а также ивент-анализ и контент-анализ официальных документов, интернет-источников, используются исторический и институциональный методы, методы индукции и дедукции, применяются теории нового регионализма и трансрегионализма, а также теория региональных блоков безопасности. Актуальность исследования детерминирована осложняющейся геополитической ситуацией, в которой России необходимо применять более эффективные практики для быстрой интеграции в этом регионе. Научная новизна состоит в применении теоретических наработок к практико-ориентированному исследованию эмпирически наблюдаемых регионализационных процессов в АТР. В условиях изменяющегося миропорядка Индия использует появившиеся возможности через новое регионостроительство, применяет подходы кооперативного регионализма и трансрегионализма, сотрудничает на всех интеррегиональных площадках. Она находит новых партнеров и рынки для своих товаров, участвует в интеграционных объединениях и выдвигает собственные транспортно-логистические проекты. Это помогает стране упрочить ее лидирующее положение. Интеграционный опыт Индии играет значимую практическую роль для России и для других государств, стремящихся к развитию и лидерству.
Курылев К.П., Морозов А.В. - Влияние украинского кризиса на обстановку в Приднестровье c. 38-49

DOI:
10.7256/2454-0617.2017.3.24149

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является ситуация в непризнанной Приднестровской Молдавской республике. Объектом же исследования выступает кризис на Украине, в контексте рассматривается проблема. Авторы раскрывают влияние украинского кризиса на обстановку в Приднестровье. Особое внимание обращается на то, что с геополитической точки зрения политика официального Киева в отношении Приднестровья развивается параллельно с усилением антироссийской направленности украинской внешней политики. Показывается деструктивное влияние для региона блокады границы непризнанной республики со стороны Украины. В сложившейся ситуации, когда официальный Киев неустанно заявляет об исходящей со стороны Приднестровья военной угрозе Украине, рождается так называемая «дилемма безопасности», феномен которой изучается в работе. Методология исследования определяется его целью и задачами, а также обусловлена подходом и научной позицией авторов. Теоретико-методологической базой статьи выступает совокупность из подходов и методов, которые используются политической наукой на современном этапе для всестороннего анализа архитектуры и структуры международных отношений, а также механизма формирования и функционирования внешней политики отдельных государств. Исследование является междисциплинарным, и реализовано на стыке истории, политологии, конфликтологии, международных отношений. Такой подход позволил наиболее всесторонне и объективно изучить предмет исследования. Основными выводами, к которым приходят авторы является следующее. Государственный переворот на Украине положил начало ухудшению обстановки в ПМР. Докризисная Украина давала возможность развивать более широкие и тесные отношения Тирасполю и Москве. Конфронтация же новых властей Украины с Россией подталкивает официальный Киев использовать географическое положение страны и сложившийся геополитический контекст с целью повлиять на действия Москвы как в отношении самой Украины, так и Приднестровья с целью приблизить момент вывода российского миротворческого контингента с территории ПМР. Российские же власти вынуждены маневрировать и осторожно выстраивать внешнюю политику в регионе. Научная новизна исследования заключается в том, что изучение влияния украинского кризиса на ситуацию в Приднестровье проводится с позиций современного научного знания, привлечения широко корпуса источников и актуальной научной литературы.
Тасулас А. - ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ КИПРА И ПОЗИЦИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА (1953-1959 гг.) c. 42-56

DOI:
10.7256/2454-0617.2020.2.33136

Аннотация: В статье рассматриваются процесс деколонизации Кипра и советская поддержка его борьбы против британского колониализма. В статье описывается, почему случай Кипра заслуживает особого упоминания, и как национальные особенности острова и другие факторы, включая позицию Великобритании, Греции и Турции, повлияли на процесс деколонизации острова. Можно утверждать, что советская политика в пользу самоопределения киприотов, как это было продемонстрировано дипломатическими шагами в Совете Безопасности ООН в 1954-58 гг, действовала в двух направлениях: на ослабление британской мощи в Восточном Средиземноморье и на создание раскола в отношениях между двумя членами НАТО, Греции и Турции, используя их национальные интересы на Кипре. Методологической основой статьи является исследование неопубликованных греческих и советских материалов. Автор опирается на материалы Архива внешней политики Российской Федерации, дипломатических и внешнеполитических архивов министерства иностранных дел Греции и фонда премьер-министра Греции Константиноса Караманлиса. При подготовке статьи автор использовал довольно большой объем публикаций (на трех языках), посвященных исследуемой теме. Такой теоретико-методологический подход позволяет наиболее полно и объективно изучить предмет. По итогам исследования сделан вывод, что тактика Советского Союза, касающаяся кипрского вопроса в 1953-1959 гг., не увенчалась успехом, поскольку разрыв Греции с Турцией и НАТО был в значительной степени преодолен после подписания кипрских соглашений 1959 года. Независимое кипрское государство в рамках Движения неприсоединения и политическая защита кипрских коммунистов (самой сильной коммунистической партии в регионе) означали бы лучший способ обеспечения советской безопасности, поскольку эти субъекты могли бы контролировать использование британских военных баз и расширять советское влияние в регионе.
Айуб Ш., Якуба А., Умар Б., Становов Е. - Проблемы и перспективы развития внешней политики стран зоны Сахеля в контексте современных международных отношений c. 87-98

DOI:
10.7256/2454-0617.2021.3.36905

Аннотация: Предлагаемая статья затрагивает проблемы внешней политики стран зоны Сахеля. Исследование посвящено особенностям политики стран зоны Сахеля в борьбе с рисками и угрозами региональной безопасности. Целью настоящей работы является выявление основных приоритетов и направлений внешней политики стран Сахеля. Методологической основой исследования являются такие методы как историко-сравнительный и историко-генетический. Методология исследования заключается в контент-анализе доктринальных источников стран Сахеля для выделения основных угроз. Они позволили выявить различия между подходами, которые используют Чад, Нигер, Мали и Буркина Фасо для расширения их экономического, политического и военного воздействия в зоне Сахеля. Исследование обладает новизной, поскольку в нем впервые на основе контент-анализа речей лидеров государств зоны Сахеля в ООН исследуется приоретизация угроз для четырех стран и желаемые механизмы по устранению данных угроз. Сегодня задача стран Сахеля заключается в том, чтобы обеспечить посредством реформы своих сил безопасности защиту своего населения и одновременно содействовать развитию в целях установления прочного и стабильного мира во всем регионе. При этом, государства Нигер, Буркина-Фасо, Мали, Чад и регион Сахеля в целом приобрели все большее стратегическое значение для европейской внешней политики и интересов безопасности.
Хабенская Е.О. - Отношения Сенегала с Республикой Гамбия: опыт и перспективы

DOI:
10.7256/2454-0617.2014.1.13241

Аннотация: Отношения Сенегала с бывшей британской колонией Республикой Гамбия (РГ) всегда носили особый, зачастую драматический характер. Особое внимание каждого из четырех сенегальских президентов к укреплению отношений с этой страной – самой маленькой в континентальной Африке – определялось географическим положением Гамбии, расположенной внутри сенегальской территории. Это небольшое государство узкой полосой от Атлантики – на восток на несколько десятков километров «врезается» в самый центр территории Сенегала, отделяя его южную область – Казаманс от северной части страны. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. На границе Сенегала и Гамбии численно доминируют родоплеменные группы диола. Именно это население в наибольшей степени оказалось втянуто в затяжной конфликт в южной области Сенегала – Казамансе. Этот регион уже более тридцати лет является «горячей точкой», одним из центров политической нестабильности в Западной Африки, очагом затяжного внутригосударственного конфликта. С 1982 г. здесь действует Движение демократических сил Казаманса (ДДСК) – политическая организация, наиболее радикальные сторонники которой требуют отделения этой территории от Сенегала и создания независимого государства. ДДСК находит широкую поддержку среди населения региона, особенно среди диола.
Хабенская Е.О. - Отношения Сенегала с Республикой Гамбия: опыт и перспективы c. 89-98

DOI:
10.7256/2454-0617.2014.1.65850

Аннотация: Отношения Сенегала с бывшей британской колонией Республикой Гамбия (РГ) всегда носили особый, зачастую драматический характер. Особое внимание каждого из четырех сенегальских президентов к укреплению отношений с этой страной – самой маленькой в континентальной Африке – определялось географическим положением Гамбии, расположенной внутри сенегальской территории. Это небольшое государство узкой полосой от Атлантики – на восток на несколько десятков километров «врезается» в самый центр территории Сенегала, отделяя его южную область – Казаманс от северной части страны. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. На границе Сенегала и Гамбии численно доминируют родоплеменные группы диола. Именно это население в наибольшей степени оказалось втянуто в затяжной конфликт в южной области Сенегала – Казамансе. Этот регион уже более тридцати лет является «горячей точкой», одним из центров политической нестабильности в Западной Африки, очагом затяжного внутригосударственного конфликта. С 1982 г. здесь действует Движение демократических сил Казаманса (ДДСК) – политическая организация, наиболее радикальные сторонники которой требуют отделения этой территории от Сенегала и создания независимого государства. ДДСК находит широкую поддержку среди населения региона, особенно среди диола.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.