Конфликтология / nota bene - рубрика Конфликты в федеративных государствах
по
Конфликтология / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Конфликтология / nota bene" > Рубрика "Конфликты в федеративных государствах"
Конфликты в федеративных государствах
Шакле С. - Иракские курды как политический субъект: история и современность c. 13-22

DOI:
10.7256/2454-0617.2021.1.33651

Аннотация: Данная работа посвящена рассмотрению взаимоотношений между курдской региональной автономией Ирака (КРАИ) и центральным правительством в Багдаде. В первой части даётся краткое изложение предыстории обретения курдами автономии в составе Ирака в конце ХХ в. Затем описываются противоречия, имеющие место в настоящее время, также даётся их описание с точки зрения права (конституции Ирака 2005 г.). Основным методом исследования является описательный, новизной исследования является задействование иностранных источников. Теоретической схемой, в рамках которой производится осмысление кейса является т.н. "парадокс федерализма", подразумевающий стремление автономных регионов к ещё большей автономизации. Основными выводами работы являются следующие. Так, с одной стороны, руководство КРАИ не отказывается от амбиций по обретению полностью независимого, автономного статуса. Об этом, прежде всего, свидетельствует проведение референдума о независимости осенью 2017 г. Свидетельством в пользу этого также может рассматриваться конфликт между руководством КРАИ и Багдадом по вопросу о том, с кем иностранные компании должны заключать договоры о добыче углеводородов. Однако, с другой стороны, при проведении независимой политики руководство курдов наталкивается на непреодолимое сопротивление как со стороны центрального правительства, так и международного сообщества, отказавшихся признавать результаты референдума. Также в руках Багдада остаются инструменты по контролю экономики автономии.
Шакле С. - Проблемы референдума в Иракском Курдистане (2017 г.) c. 23-27

DOI:
10.7256/2454-0617.2021.2.33448

Аннотация: Данная работа призвана пролить свет на ситуацию, связанную с референдумом в Иракском Курдистане осенью 2017 г. Обращаясь к первоисточникам, исследование показывает, что партийные функционеры Патриотического союза Курдистана (ПСК) предупреждали руководство курдской региональной автономии Ирака (КРАИ) в лице Демократической партии Курдистана (ДПК) о последствиях недальновидной политики. Спорные территории, являющиеся предметом дискуссии между руководством Автономии и Багдадом, оказались под контролем войск центрального правительства. Также руководство Ирака сократило долю средств из федерального бюджета на поддержание госслужащих Автономии. Результатом этого стал кризис неплатежей и массовые беспорядки в Автономии.   Новизна исследования заключается в оригинальности темы, которая прежде не получала объективного освещения на русском языке. Впервые в отечественной курдологии используются первоисточники на сорани (диалекте курдского языка). По состоянию на данный момент нельзя сказать, что эти проблемы разрешены окончательно. В любом случае, вина за них лежит на недальновидной и волюнтаристской политике ДПК, если не сказать лично Масуда Барзани, который по итогам референдума был смещён со своего поста. Представители ПСК с самого начала предупреждали о пагубных последствиях проведения референдума в существующих условиях.
Шакле С. - Беспорядки в Ираке 2019-2020 гг.: взгляд из Багдада и Эрбиля c. 35-41

DOI:
10.7256/2454-0617.2020.2.33442

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению массовых беспорядков, охвативших Ирак во второй половине 2019 г., продолжавшихся на начало 2020 г. Их новизной стала, во-первых, продолжительность, а, во-вторых, то, что вовлечённым в них оказался также север страны (с преобладающим курдским населением). Основным требованием протестующих в арабской части страны является изменение существующей административной системы (т.н. "мухасаса"), в соответствии с которой, в частности, предоставляются квоты для представителей этноконфессиональных групп страны (арабов-шиитов, суннитов и курдов). В свою очередь, в Иракском Курдистане также были зафиксированы отдельные акции протеста.   Оригинальность данного исследования заключается в том, что в нём, во-первых, рассматриваются беспорядки в Ираке на современном этапе, а, во-вторых, с точки зрения отношений внутри Ирака между центральным правительством и курдской автономией. В качестве выводов следует отметить, что, во-первых, основной причиной беспорядков является недовольство населения качеством предоставляемых услуг, низкой эффективностью государственного аппарата, высоким уровнем коррупции. Во-вторых, несмотря на то, что нет прямой связи между беспорядками на юге и севере страны, сам факт наличия волнений среди курдов свидетельствует в пользу того, что на севере страны также существует социальное напряжение. Как следствие этого можно сказать, что игнорирование требований арабского населения может - теоретически - привести к расширению протеста на территории всего Ирака.
Ныгусие Кассае В.М. - Этнические конфликты и проблемы их разрешения в Африке в начале XXI века c. 183-189

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.3.21948

Аннотация: Предметом исследования являются социокультурные («этнические») и конфессиональные (религиозные) конфликты на африканском континенте. Особое внимание уделено рассмотрению позитивного и негативного опыта разрешения конфликтных ситуаций в странах с федеративным устройством государственности. Рассмотрены специфические особенности федеративного устройства Эфиопии и Нигерии. В этом контексте анализируются различные механизмы разрешения межэтнических и межконфессиональных противостояний на африканском континенте, в частности, федерализация как способ оптимизации отношений культурно-отличительных групп населения. Методологическая основа исследования – исторический материализм и принцип историзма. Использование метода исторической реконструкции позволило обосновать заключение о том, что многочисленные «межэтнические» и «межконфессиональные» конфликты на Черном континенте обусловлены обострением проблем, экономического, а также социального и политического неравенства различных слоев и групп населения африканских стран. Обоснован вывод о том, что внедрение в практику государственного строительства различных моделей «этнического федерализма» на африканском континенте не позволило смягчить противостояние различных социокультурных, лингвистических и конфессиональных общностей. Напротив, выделение субъектов федеративного государства по «этническому» принципу только обострило противоречия между различными группами населения: конфликты происходят как на горизонтальном («этнос-этнос»), так и на вертикальном («этнос-центр») уровнях.
Ныгусие Кассае В.М. - Этнические конфликты и проблемы их разрешения в Африке в начале XXI века c. 183-189

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.3.68608

Аннотация: Предметом исследования являются социокультурные («этнические») и конфессиональные (религиозные) конфликты на африканском континенте. Особое внимание уделено рассмотрению позитивного и негативного опыта разрешения конфликтных ситуаций в странах с федеративным устройством государственности. Рассмотрены специфические особенности федеративного устройства Эфиопии и Нигерии. В этом контексте анализируются различные механизмы разрешения межэтнических и межконфессиональных противостояний на африканском континенте, в частности, федерализация как способ оптимизации отношений культурно-отличительных групп населения. Методологическая основа исследования – исторический материализм и принцип историзма. Использование метода исторической реконструкции позволило обосновать заключение о том, что многочисленные «межэтнические» и «межконфессиональные» конфликты на Черном континенте обусловлены обострением проблем, экономического, а также социального и политического неравенства различных слоев и групп населения африканских стран. Обоснован вывод о том, что внедрение в практику государственного строительства различных моделей «этнического федерализма» на африканском континенте не позволило смягчить противостояние различных социокультурных, лингвистических и конфессиональных общностей. Напротив, выделение субъектов федеративного государства по «этническому» принципу только обострило противоречия между различными группами населения: конфликты происходят как на горизонтальном («этнос-этнос»), так и на вертикальном («этнос-центр») уровнях.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.