Конфликтология / nota bene - рубрика Методы и инструменты эмпирических исследований в конфликтологии
по
Конфликтология / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Конфликтология / nota bene" > Рубрика "Методы и инструменты эмпирических исследований в конфликтологии"
Методы и инструменты эмпирических исследований в конфликтологии
Горбачев М.В. - Концепт "политическое проектирование": содержание и основные подходы c. 13-22

DOI:
10.7256/2454-0617.2021.2.35208

Аннотация: Проектирование является одним из востребованных инструментов реализации современной политики в различных сферах, областях, измерениях. Это подтверждается созданием, реализацией, поддержанием многочисленных политических проектов местного, регионального, общегосударственного и глобального уровней. При этом конструирование и выполнение различных политических проектов осложняется отсутствием четкого понимания содержания и основных подходов к пониманию ключевого концепта проектной деятельности — «политического проектирования». В современной социально-гуманитарной научной литературе сформировались четкие подходы к пониманию этапов политического проектирования, субъектов проектной деятельности в политической сфере, ресурсах политического проектирования, критериев эффективности реализации политических проектов, типологизации политических проектов. Однако, сам концепт «политическое проектирование» продолжает оставаться дискуссионным. Его содержание наполняется разными смыслами и значениями, что впоследствии затрудняет исследование остальных аспектов и направлений проектной деятельности в политической сфере. Цель настоящей статьи состоит в обобщении основных подходов к объяснению содержания концепта «политическое проектирование», в корректировке его ключевых параметров, в формулировании его обновленного определения. Методологической основной статьи являются теоретические принципы проектного подхода интерпретации политики. Статья основана на изучении массива публикаций по проектной деятельности, которые относятся как социально-гуманитарным, так и к техническим наукам. В результате проведенного исследования автор формулирует собственное понимание концепта "политическое проектирование", систематизирует основные подходы к объяснению его структуры и содержания, предлагает социально-технологическое измерение ключевых параметров современных политических проектов, разрабатывает дополнительные основания для их типологизации. Также в статье идентифицируются и сравниваются процессуальные, управленческие, прагматические, организационные, социокультурные, исторические, инновационные модели проектной деятельности в политике, описываются их эвристические возможности и концептуальные ограничения. Кроме того, автором разрабатываются критерии оценки качества проектной деятельности в политике, осуществляется их соотнесение с базовыми моделями современного политического проектирования.
Еремин А.А., Николашвили Н.Д., Магомедова А.Д., Попова Д.Р., Андрияхин А.А. - Основные маршруты транзита кокаина из Колумбии в США: сетевой анализ (2010-2018) c. 14-29

DOI:
10.7256/2454-0617.2019.4.31654

Аннотация: Статья посвящена анализу наркотрафика в Западном полушарии. Предметом исследования являются ключевые маршруты трафика кокаина из Колумбии в США и роль различных транзитных пунктов на этом пути на основе данных за 2010-2018 гг. Авторы рассматривают основные составляющие проблемы незаконного оборота кокаина в регионе и маршруты его транспортировки через сушу, море и воздух из первой страны по производству этого наркотического вещества в первую страну по его потреблению. С помощью сетевого анализа существующая система отношений визуализирована в виде сети, что позволяет выделить в ней наиболее влиятельных акторов, оценить их связи и исследовать модель путём математического анализа. Вклад авторов в исследовании данной проблематики заключается в её рассмотрении через призму сетевого анализа и измерения роли каждого актора с помощью сетевого инструментария. В результате исследования даны сравнения трёх ключевых маршрутов между Колумбией и США: через Тихий океан, через Центральную Америку и через Карибский бассейн. Выведено, что наиболее короткими и эффективными, однако в то же время наиболее уязвимыми являются морские пути. Маршруты через ЦАР длиннее и сложнее, но при этом исключение из маршрута таких транзитных пунктов, как Панама, Коста-Рика или Мексика, позволит нанести серьёзный урон по незаконному обороту кокаина в Западном полушарии.
Федотов Д.А., Щеглов М.Ю. - Эскалация турецко-сирийского конфликта в Идлибе в феврале-марте 2020 года: по результатам ивент-анализа c. 18-38

DOI:
10.7256/2454-0617.2021.3.36770

Аннотация: Предметом исследования является эскалация сирийско-турецкого конфликта в феврале - марте 2020 года. Авторами рассматриваются предпосылки конфликта, стадии его развития, причины эскалации и дальнейшая судьба противостояния. В статье приведены позиции трёх противоборствующих акторов: сирийско-российского, турецкого и блока НАТО. В статье подробно рассматривается методология ивент-анализа, применимая к данному конфликту. Авторы акцентируют внимание на ходе событий, который находит своё отражение на графиках. Благодаря использованию метода ивент-анализа, чётко прослеживаются основные векторы, их пересечение: эскалация - примирение. Для рассмотрения проблемы исследования приводятся сводки из СМИ всех сторон конфликта с целью демонстрации особенностей эскалации противоборства.    Новизна исследования заключается в том, что авторы впервые применили метод ивент-анализа для оценки особенностей эскалации военной операции "Весенний щит" в условиях современной гибридной войны. Ивент-анализ позволил рассмотреть конфликт с разных сторон. Сделаны выводы по взаимодействию акторов, то, как акторы влияли на эскалацию и примирение. Авторы делают выводы о том, что наибольшее влияние на эскалацию конфликта оказали сирийская и турецкие стороны, в то время, как Россия выступила в качестве арбитра и основной силы примерная. Конфликтный потенциал Идлибского кризиса по-прежнему остается высоким с характерным свойством затяжного полузамороженного конфликта.
Калиниченко А.О. - Субсидиарность как фактор и технология преодоления кризисов (рецепция принципа субсидиарности в массовом сознании россиян) c. 39-47

DOI:
10.7256/2454-0617.2021.3.36859

Аннотация: В статье представлены некоторые результаты эмпирического исследования массового сознания россиян в аспекте рецепции ими принципа субсидиарности и связанных с этим принципом ценностей. Соответственно, объектом исследования выступило массовое сознание российского общества, а предметом – особенности преломления в этом сознании юридического и политического смыслов принципа субсидиарности, а также степени реализации указанного принципа во взаимоотношениях власти и граждан в России. В качестве основного метода исследования использовался анкетированный социологический опрос, а полученные в результате опроса эмпирические данные прошли статистическую обработку и подверглись сравнительному анализу с данными наиболее авторитетных социологических служб России.   Новизна проведённого исследования состоит в том, что оно впервые рассматривает принцип субсидиарности не только в качестве конституционного федеративного принципа, но и как технологию преодоления кризисов и снижения внутриэлитной конфликтности. На материале пандемии новой коронавирусной инфекции «COVID-19» автор показывает, как по мере преодоления кризиса происходили изменения в сознании россиян в отношении эффективности различных уровней власти, а также какие выводы из указанного кризиса сделал федеральный центр России. В числе основных выводов исследования можно назвать выявленный рост потребности граждан России в сильной и эффективной власти, непосредственно связанной с гражданином и находящейся в пределах его досягаемости. Согласно предположению автора, этой потребности в наибольшей степени будет соответствовать заложенный в обновлённую Конституцию РФ от 2020 г. принцип единой системы публичной власти, в котором наиболее последовательно будет реализовываться принцип субсидиарности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.