Конфликтология / nota bene - рубрика Глобальная геополитика современных конфликтов
по
Конфликтология / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Конфликтология / nota bene" > Рубрика "Глобальная геополитика современных конфликтов"
Глобальная геополитика современных конфликтов
Барави М.В., Кретов А.Д., Тарасова Д.А. - Этнический Курдистан в контексте геополитики XXI века c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0617.2024.1.69609

EDN: QDUTGW

Аннотация: Предметом исследования является курдская государственность и определение роли курдского вопроса и его последствий как для отношений внутри Большого Ближнего Востока, так и как для региональной политики стран Запада в целом. Объектом является борьба курдов за создание собственного национального государства и пути решения курдской проблемы на территории Среднего и Ближнего Востока. Подробно рассматриваются факторы, приводящие к невозможности создания самостоятельного курдского государства в текущих условиях. Авторы также анализируют осложняющую ситуацию обстоятельства, к которым относятся заинтересованность внешних акторов (таких как США и НАТО в целом) использовать курдов для решения собственных геополитических задач в регионе; внутренние противоречия среди самих курдских лидеров, не позволяющие прийти к консенсусу по ряду организационных вопросов и тяжелая экономическая обстановка. Исследование основано на принципах историзма, объективности, системного подхода. В процессе работы были использованы следующие методы: хронологический, генетический, структурный и сравнительный анализ. Авторы приходят к выводу, что на данный момент можно выделить долгосрочную и краткосрочную перспективы решения курдского вопроса, как с позиций самого народа, так и других заинтересованных акторов. Создание курдского государства кажется маловероятным, альтернативой называется, как максимум, предоставление курдским общинам максимальной автономии, как минимум, изменение их правого статуса в странах, в первую очередь в Турции, где их положение максимально уязвимо. Постоянное ухудшение положения курдов и их исключение из легальной повестки в Турции называется возможной причиной гражданской войны. Курдский вопрос не может быть решен военным путем, при этом возможные варианты решения индивидуальны для всех затронутых стран, которые, однако, сами страдают от внутренних кризисов (Сирия, Ирак), а Иран, живущий по законам шариата, также от санкционного давления. Кроме того, единства не существует и в рамках самих курдских общин, что дополнительно осложняет политическую борьбу.
Дейч Т.Л. - Сирийский кризис и борьба с терроризмом: международный аспект c. 8-24

DOI:
10.7256/2454-0617.2017.2.23704

Аннотация: Объект исследования – сирийский кризис и попытки его решения усилиями внешних акторов. Предмет исследования – роль России и Китая в решении сирийского конфликта и борьбе с террористической угрозой. Цель работы – оценить степень террористической угрозы международной безопасности, которую представляет ИГ, вклад в борьбу с ней России, проанализировать политику Китая в вопросах терроризма и конфликта в Сирии, а также отношение к сирийскому кризису и проблеме терроризма таких стран БРИКС, как Индия и Бразилия, а также БРИКС в целом. Методологической основой исследования является сравнительно-политический подход, методы историзма, исторического и политологического анализа и синтеза. Научная новизна работы состоит в том, что, хотя конфликту в Сирии посвящено немало публикаций, международный аспект этой проблемы, и в частности, позиция Китая, а также других стран БРИКС в вопросе решения конфликта и борьбы с терроризмом пока не стали объектом серьезного исследования. Анализ темы представляется актуальным в условиях, когда предпринимаются попытки регулировать кризисы путем силового воздействия, зачастую в обход СБ и Устава ООН, что ведет к эскалации насилия. Автор приходит к выводу, что активизация террористической деятельности, представляющей серьезную угрозу международной безопасности, делает все более очевидной необходимость сотрудничествах ведущих держав мира в решении кризисных ситуаций в целом, и сирийского конфликта, в частности.
Deych T., Serikkalieva A. - Chinese "soft power" in Africa: honoring tradition and expanding engagement c. 15-31

DOI:
10.7256/2454-0617.2017.1.22843

Abstract: The object of this paper is Chinese policy in Africa. The subject of research is ‘soft power’ as a tool of this policy. Chinese researchers use a broad interpretation of this concept - they consider that the main source of 'soft power' of China should be viewed in the context of the Chinese model of development - the foreign policy of China, its national institutions and its international practices in all fields. Everything, excluding military and violent actions, is viewed by them as ‘soft power’: economic assistance, debt relief, cultural and scientific cooperation, etc. This article analyzes the implementation of this concept in Chinese African policy in the areas of education, health, cultural and scientific relations. The method of comparative political analysis and the implementation of new historical sources (primarily, documents of international organizations) allowed the authors to identify the role of 'soft power' instruments in the formation of African elites that are interested in "South-South" format of cooperation. The substantive content of the Chinese ‘soft power’ concept has not received enough attention, and the authors reach a conclusion that Beijing uses actively the means of ‘soft power’ to create the positive image of China in Africa as a friendly country, ready to provide assistance and support to Africans. ‘Soft power’ is a significant instrument for implementation of China’s foreign policy objectives in Africa.
Урнов А.Ю. - США и конфликты в Африке c. 15-42

DOI:
10.7256/2454-0617.2018.3.26863

Аннотация: Предметом исследования является политика администрации президента США Д.Трампа по вопросам, касающимся конфликтных ситуаций в Африке. При рассмотрении общих подходов США к проблеме конфликтов на континенте особое внимание уделено военным, контртеррористическим и миротворческим компонентам этой политики. Действия США по ее реализации показаны на примере Нигерии, Ливии, Южного Судана, Сомали, Демократической Республики Конго и Западной Сахары. Для лучшего понимания сложившейся в этих странах обстановки сделан краткий экскурс в их историю. Автор руководствовался принципом историзма и использовал сравнительно-исторический метод исследования, что позволило ему проследить схожесть и различия в африканских курсах Д.Трампа и его предшественника Б.Обамы. Африканская политика администрации Д.Трампа пока не стала предметом специальных исследований отечественных и зарубежных историков и политологов. Преемственность в африканских делах Б.Обамы и Д.Трампа фактически не изучена. Работа опирается на широкий круг официальных американских источников – высказывания президента, документы Госдепартамента и Африканского командования США (АФРИКОМ). Сделан вывод, что африканская политика США, как и прежде, осуществляется в контексте их гегемонистских претензий на мировое лидерство, хотя при администрации Д.Трампа активность Вашингтона и его финансовые затраты на африканском континенте несколько снизились.
Буневич Д.С. - Польская диаспора как инструмент «мягкой силы» Варшавы на Востоке

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.1.17905

Аннотация: Статья посвящена основным аспектам истории и современности Полонии на Востоке: польским организациям, польскоязычным СМИ и оказываемой им правительственной поддержке. Цель исследования - определить роль проекта "Полония" в реализации восточной политики Польши на данном этапе. Объект исследования - польская диаспора в России и странах СНГ как инструмент мягкой силы. Полония, очевидно, является политическим проектом: Варшава с её помощью пытается сохранять и укреплять своё влияние в бывших советских республиках, используя в качестве основного ресурса лояльную польскую диаспору. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Украинский кризис 2014 г. обозначил начало острой фазы очередного этапа геополитического противостояния на протянувшемся от Балтики до Чёрного моря пространстве, которое на протяжении столетий было зоной столкновения интересов России и Польши. Официальная Варшава настойчиво декларирует свою «незаинтересованность» в судьбе земель Западной Украины, столетиями входивших в состав Польского государства, попутно обвиняя Москву в якобы тайно выдвигавшихся предложениях «раздела Украины». Однако история предшествующих пяти столетий позволяет утверждать, что польские элиты всегда считали земли, расположенные к востоку от Польши, основным направлением своей внешнеполитической экспансии.
Буневич Д.С. - Польская диаспора как инструмент «мягкой силы» Варшавы на Востоке c. 20-28

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.1.67659

Аннотация: Статья посвящена основным аспектам истории и современности Полонии на Востоке: польским организациям, польскоязычным СМИ и оказываемой им правительственной поддержке. Цель исследования - определить роль проекта "Полония" в реализации восточной политики Польши на данном этапе. Объект исследования - польская диаспора в России и странах СНГ как инструмент мягкой силы. Полония, очевидно, является политическим проектом: Варшава с её помощью пытается сохранять и укреплять своё влияние в бывших советских республиках, используя в качестве основного ресурса лояльную польскую диаспору. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Украинский кризис 2014 г. обозначил начало острой фазы очередного этапа геополитического противостояния на протянувшемся от Балтики до Чёрного моря пространстве, которое на протяжении столетий было зоной столкновения интересов России и Польши. Официальная Варшава настойчиво декларирует свою «незаинтересованность» в судьбе земель Западной Украины, столетиями входивших в состав Польского государства, попутно обвиняя Москву в якобы тайно выдвигавшихся предложениях «раздела Украины». Однако история предшествующих пяти столетий позволяет утверждать, что польские элиты всегда считали земли, расположенные к востоку от Польши, основным направлением своей внешнеполитической экспансии.
Байректаревич А. - 25 years after 9/11 – How many Germanies should Europe have?

DOI:
10.7256/2454-0617.2015.1.13572

Аннотация: Ever since the Peace of Westphalia, Europe maintained the inner balance of powers by keeping its core section soft. Peripheral powers like England, France, Denmark, (Sweden and Poland being later replaced by) Prussia, the Ottomans, Habsburgs and Russia have pressed and preserved the center of continental Europe as their own playground. At the same time, they kept extending their possessions overseas or, like Russia and the Ottomans, over the land corridors deeper into Asian and MENA proper. Once Royal Italy and Imperial Germany had appeared, the geographic core ‘hardened’ and for the first time started to politico-militarily press onto peripheries, including the two European mega destructions, known as the two World Wars. Therefore, this new geopolitical reality caused a big security dilemma lasting from the 1814 Vienna congress up to Potsdam conference of 1945, being re-actualized again with the Berlin Wall destruction: How many Germanies and Italies should Europe have to preserve its inner balance and peace? At the time of Vienna Congress, there were nearly a dozen of Italophone states and over three dozens of Germanophone entities – 34 western German states + 4 free cities (Kleinstaaterei), Austria and Prussia. The post-WWII Potsdam conference concludes with only three Germanophone (+ Lichtenstein + Switzerland) and two Italophone states (+ Vatican). Than, 25 years ago, we concluded that one of Germanies was far too much to care to the future. Thus, it disappeared from the map overnight, and joined the NATO and EU – without any accession talks – instantly. West of Berlin, the usual line of narrative claims that the European 9/11 was an event of the bad socio-economic model being taken over by the superior one – just an epilogue of pure ideological reckoning. Consequently – the narrative goes on – the west (German) taxpayers have taken the burden. East of Berlin, people will remind you clearly that the German reunification was actually a unilateral takeover, an Anschluss, which has been paid by the bloody dissolutions affecting in several waves two of the three demolished multinational Slavic state communities. A process of brutal erosions that still goes on, as we see it in Ukraine today.
Bajrektarevic A. - 25 years after 9/11 – How many Germanies should Europe have? c. 24-30

DOI:
10.7256/2454-0617.2015.1.66060

Аннотация: Ever since the Peace of Westphalia, Europe maintained the inner balance of powers by keeping its core section soft. Peripheral powers like England, France, Denmark, (Sweden and Poland being later replaced by) Prussia, the Ottomans, Habsburgs and Russia have pressed and preserved the center of continental Europe as their own playground. At the same time, they kept extending their possessions overseas or, like Russia and the Ottomans, over the land corridors deeper into Asian and MENA proper. Once Royal Italy and Imperial Germany had appeared, the geographic core ‘hardened’ and for the first time started to politico-militarily press onto peripheries, including the two European mega destructions, known as the two World Wars. Therefore, this new geopolitical reality caused a big security dilemma lasting from the 1814 Vienna congress up to Potsdam conference of 1945, being re-actualized again with the Berlin Wall destruction: How many Germanies and Italies should Europe have to preserve its inner balance and peace? At the time of Vienna Congress, there were nearly a dozen of Italophone states and over three dozens of Germanophone entities – 34 western German states + 4 free cities (Kleinstaaterei), Austria and Prussia. The post-WWII Potsdam conference concludes with only three Germanophone (+ Lichtenstein + Switzerland) and two Italophone states (+ Vatican). Than, 25 years ago, we concluded that one of Germanies was far too much to care to the future. Thus, it disappeared from the map overnight, and joined the NATO and EU – without any accession talks – instantly. West of Berlin, the usual line of narrative claims that the European 9/11 was an event of the bad socio-economic model being taken over by the superior one – just an epilogue of pure ideological reckoning. Consequently – the narrative goes on – the west (German) taxpayers have taken the burden. East of Berlin, people will remind you clearly that the German reunification was actually a unilateral takeover, an Anschluss, which has been paid by the bloody dissolutions affecting in several waves two of the three demolished multinational Slavic state communities. A process of brutal erosions that still goes on, as we see it in Ukraine today.
Карякин В.В. - Гражданская война на юго-востоке Украины: опыт сценарного анализа и прогнозирования региональной военно-политической обстановки

DOI:
10.7256/2454-0617.2015.1.14127

Аннотация: Статья посвящена острой геополитической ситуации, складывающейся на Украине и вокруг неё, которые создают новые вызовы и прямые угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации. Сценарный анализ региональной военно-политической обстановки и эволюционное моделирование международных систем на примере украинского кризиса показывает, что данный кризис является результатом целенаправленной политики Запада по превращению Украины в свой стратегический плацдарм для оказания давления на РФ с целью недопущения превращения нашей страны в ведущую мировую державу. Методологической базой исследования выступает системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, наблюдения, моделирования. Украина на мировой геополитической шахматной доске остаётся разменной фигурой ведущих акторов международной политики в их борьбе с Россией за глобальное и региональное лидерство. В случае победы Москвы в данном конфликте Россия прочно займёт место в ряду великих держав и значительно усилит своё влияние на международной арене, что придаст новое геополитическое измерение будущему многополярному миру.
Карякин В.В. - Гражданская война на юго-востоке Украины: опыт сценарного анализа и прогнозирования региональной военно-политической обстановки c. 31-44

DOI:
10.7256/2454-0617.2015.1.66061

Аннотация: Статья посвящена острой геополитической ситуации, складывающейся на Украине и вокруг неё, которые создают новые вызовы и прямые угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации. Сценарный анализ региональной военно-политической обстановки и эволюционное моделирование международных систем на примере украинского кризиса показывает, что данный кризис является результатом целенаправленной политики Запада по превращению Украины в свой стратегический плацдарм для оказания давления на РФ с целью недопущения превращения нашей страны в ведущую мировую державу. Методологической базой исследования выступает системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, наблюдения, моделирования. Украина на мировой геополитической шахматной доске остаётся разменной фигурой ведущих акторов международной политики в их борьбе с Россией за глобальное и региональное лидерство. В случае победы Москвы в данном конфликте Россия прочно займёт место в ряду великих держав и значительно усилит своё влияние на международной арене, что придаст новое геополитическое измерение будущему многополярному миру.
Байректаревич А. - Why is (the Korean peninsula and East) Asia unable to capitalize (on) its successes: Asia needs ASEAN-ization not Pakistanization of its continent

DOI:
10.7256/2454-0617.2014.1.13520

Аннотация: Speculations over the alleged bipolar world of tomorrow (the so-called G-2, China vs. the US), should not be an Asian dilemma. It is primarily a concern of the West that, after all, overheated China in the first place with its (outsourced business) investments. Hence, despite a distortive noise about the possible future G-2 world, the central security problem of Asia remains the same: an absence of any pan-continental multilateral setting on the world’s largest continent. The Korean peninsula like no other Asian theater pays a huge prize because of it. Why is it so? Asia’s success story? Well, it might be easier than it seems: Neither Europe nor Asia has any alternative. The difference is that Europe well knows there is no alternative – and therefore is multilateral. Asia thinks it has an alternative – and therefore is strikingly bilateral, while stubbornly residing enveloped in economic egoisms. No wonder that Europe is/will be able to manage its decline, while Asia is (still) unable to capitalize its successes. Asia – and particularly its economically most (but not yet politico-militarily) advanced region, East Asia – clearly does not accept any more the lead of the post-industrial and post-Christian Europe, but is not ready for the post-West world. How to draw the line between the recent and still unsettled EU/EURO crisis and By contrasting and comparing genesis of multilateral security structures in Europe with those currently existing in Asia, we can easily remark the following: Prevailing security structures in Asia are bilateral and mostly asymmetric, while Europe enjoys multilateral, balanced and symmetric setups (American and African continents too). These partial settings are more instruments of containment than of engagement. Containment will never result in the integration through cooperation. On contrary, it will trigger a confrontation which feeds the antagonisms and preserves alienation on the stage. Therefore, irrespective to the impressive economic growth, no Asian century will emerge with deeply entrenched divisions on the continent, where the socio-political currents of the Korean peninsula are powerful daily reminder that the creation of such a pan-Asian institution is an urgent must.
Байректаревич А. - Why is (the Korean peninsula and East) Asia unable to capitalize (on) its successes: Asia needs ASEAN-ization not Pakistanization of its continent c. 59-64

DOI:
10.7256/2454-0617.2014.1.65848

Аннотация: Speculations over the alleged bipolar world of tomorrow (the so-called G-2, China vs. the US), should not be an Asian dilemma. It is primarily a concern of the West that, after all, overheated China in the first place with its (outsourced business) investments. Hence, despite a distortive noise about the possible future G-2 world, the central security problem of Asia remains the same: an absence of any pan-continental multilateral setting on the world’s largest continent. The Korean peninsula like no other Asian theater pays a huge prize because of it. Why is it so? Asia’s success story? Well, it might be easier than it seems: Neither Europe nor Asia has any alternative. The difference is that Europe well knows there is no alternative – and therefore is multilateral. Asia thinks it has an alternative – and therefore is strikingly bilateral, while stubbornly residing enveloped in economic egoisms. No wonder that Europe is/will be able to manage its decline, while Asia is (still) unable to capitalize its successes. Asia – and particularly its economically most (but not yet politico-militarily) advanced region, East Asia – clearly does not accept any more the lead of the post-industrial and post-Christian Europe, but is not ready for the post-West world. How to draw the line between the recent and still unsettled EU/EURO crisis and By contrasting and comparing genesis of multilateral security structures in Europe with those currently existing in Asia, we can easily remark the following: Prevailing security structures in Asia are bilateral and mostly asymmetric, while Europe enjoys multilateral, balanced and symmetric setups (American and African continents too). These partial settings are more instruments of containment than of engagement. Containment will never result in the integration through cooperation. On contrary, it will trigger a confrontation which feeds the antagonisms and preserves alienation on the stage. Therefore, irrespective to the impressive economic growth, no Asian century will emerge with deeply entrenched divisions on the continent, where the socio-political currents of the Korean peninsula are powerful daily reminder that the creation of such a pan-Asian institution is an urgent must.
Яник А.А. - Продвижение концепции Indo-Pacific как механизм изменения регионального стратегического баланса: от Хаусхофера до Трампа c. 64-83

DOI:
10.7256/2454-0617.2019.4.31457

Аннотация: Предмет статьи – анализ развития представлений о содержании концепта «Индо-Тихоокеанский регион» в официальном дискурсе ряда зарубежных стран – крупнейших бенефициариев продвижения идеи Indo-Pacific. Прослежена история возникновения термина, уточнены хронологические и географические реперы, отмечающие траекторию вхождения идеи Indo-Pacific в информационное пространство, отмечены ее конфликтогенные риски. Сделан вывод, что действия США по продвижению идеи Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) и одноименной стратегии можно расценивать как семантическую политику, являющуюся одним из инструментов сложного комплекса мер, направленного на изменение стратегического баланса в соответствующем регионе мира. Для решения задач исследования были использованы общенаучные методы – анализ, синтез, сравнительно - исторический, сравнительно - правовой подходы, семантический анализ. Показано, что в связи с различными, порой диаметрально противоположными представлениями субъектов, формально составляющих Индо-Тихоокеанский регион, о сути и целях развития этого геостратегического и геоэкономического проекта перспективы Indo-Pacific остаются неопределенными. Продемонстрировано, что не только истоки представлений об ИТР как геостратегическом конструкте, но и методы семантической политики Японии и США восходят к наследию Карла Хаусхофера и временам Второй мировой войны. Даны прогнозы развития ситуации в мегарегионе.
Филиппов В.Р. - Биафра в фокусе внешней политики Франции

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.2.18324

Аннотация: Используя метод исторической реконструкции, автор выясняет причины и характер гражданской войны в Нигерии в 1967-1970 гг. – одного из самых кровавых конфликтов на Африканском континенте за весь постколониальный период. Комплексный анализ исторических источников, в том числе материалов СМИ, воспоминаний участников событий, журналистских расследований, интервью с известными политиками и дипломатами, позволяет выяснить явные и неявные мотивы и цели всех сторон конфликта в этом кровавом противостоянии. Особое внимание автор обращает на выяснении роли Великобритании, Франции, США, Советского Союза, а также ряда африканских стран (таких как Габон и Кот-дИвуар) в развязывании гражданской войны Республике Нигерия, на специфике проявления геополитической доктрины «Франсафрик» в этом конфликте. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Показана тесная связь между событиями в Республике Нигерия и геноцидом социолингвистической группы игбо в нигерийском регионе Биафра. Обоснован вывод о том, что Елисейский дворец три года поддерживал сепаратистов Биафры, предоставляя им материально-техническую и военную помощь, обеспечивая политическую и дипломатическую поддержку самопровозглашенной Республике Биафра с целью сохранения экономических и политических преференций Парижа в этом богатом нефтью регионе. Автор полагает, что гражданская война в Республике Нигерия была ярким свидетельством скрытого противостояния между Францией, с одной стороны, и англосаксами (США и Великобританией), с другой. Обоснован также вывод о том, что помощь Советского Союза федеральному правительству Нигерии была обусловлена стремлением распространить влияние коммунистической идеологии на страны Тропической Африки. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00363, "Внешнее вмешательство во внутренние дела стран "третьего мира" в эпоху "холодной войны": опыт многоуровневого анализа"
Филиппов В.Р. - Биафра в фокусе внешней политики Франции c. 99-113

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.2.68394

Аннотация: Используя метод исторической реконструкции, автор выясняет причины и характер гражданской войны в Нигерии в 1967-1970 гг. – одного из самых кровавых конфликтов на Африканском континенте за весь постколониальный период. Комплексный анализ исторических источников, в том числе материалов СМИ, воспоминаний участников событий, журналистских расследований, интервью с известными политиками и дипломатами, позволяет выяснить явные и неявные мотивы и цели всех сторон конфликта в этом кровавом противостоянии. Особое внимание автор обращает на выяснении роли Великобритании, Франции, США, Советского Союза, а также ряда африканских стран (таких как Габон и Кот-дИвуар) в развязывании гражданской войны Республике Нигерия, на специфике проявления геополитической доктрины «Франсафрик» в этом конфликте. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Показана тесная связь между событиями в Республике Нигерия и геноцидом социолингвистической группы игбо в нигерийском регионе Биафра. Обоснован вывод о том, что Елисейский дворец три года поддерживал сепаратистов Биафры, предоставляя им материально-техническую и военную помощь, обеспечивая политическую и дипломатическую поддержку самопровозглашенной Республике Биафра с целью сохранения экономических и политических преференций Парижа в этом богатом нефтью регионе. Автор полагает, что гражданская война в Республике Нигерия была ярким свидетельством скрытого противостояния между Францией, с одной стороны, и англосаксами (США и Великобританией), с другой. Обоснован также вывод о том, что помощь Советского Союза федеральному правительству Нигерии была обусловлена стремлением распространить влияние коммунистической идеологии на страны Тропической Африки. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00363, "Внешнее вмешательство во внутренние дела стран "третьего мира" в эпоху "холодной войны": опыт многоуровневого анализа"
Филиппов В.Р. - Французский неоколониализм: эволюция «Франсафрик»

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.2.20972

Аннотация: Предметом исследования является динамика африканской политики Франции в постколониальный период. Особое внимание уделено рассмотрению сложного феномена "Франсафрик", представляющего собой особую систему клиентелистских связей между Пятой республикой и ее бывшими заморскими территориями, военно-политический механизм, призванный контролировать осуществление французской неоколониальной стратегии на Черном континенте. Автор рассматривает особенности эволюции политики "Франсафрик" в периоды правления Ш. де Голля, Ж.Помпиду, Ж. д'Эстена, Ф.Миттерана, Ж.Ширака, Н. Саркози, Ф.Олланда. Использование метода исторической реконструкции позволило выявить факторы, определившие особенности африканской политики Елисейского дворца в годы правления того или иного президента. Автор приходит к выводу о том, что французский неоколониализм обусловлен, прежде всего, "энергетическим голодом" Пятой республики, потребностью обеспечить сырьем многочисленные и мощные атомные электростанции, которые покрывают около 75% процентов энергетического баланса страны. Появление на африканском рынке сырья новых игроков, прежде всего, Китая, побуждает Францию к стратегическому альянсу с США и другими странами НАТО. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00363, "Внешнее вмешательство во внутренние дела стран "третьего мира" в эпоху "холодной войны": опыт многоуровневого анализа"
Филиппов В.Р. - Французский неоколониализм: эволюция «Франсафрик» c. 114-128

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.2.68395

Аннотация: Предметом исследования является динамика африканской политики Франции в постколониальный период. Особое внимание уделено рассмотрению сложного феномена "Франсафрик", представляющего собой особую систему клиентелистских связей между Пятой республикой и ее бывшими заморскими территориями, военно-политический механизм, призванный контролировать осуществление французской неоколониальной стратегии на Черном континенте. Автор рассматривает особенности эволюции политики "Франсафрик" в периоды правления Ш. де Голля, Ж.Помпиду, Ж. д'Эстена, Ф.Миттерана, Ж.Ширака, Н. Саркози, Ф.Олланда. Использование метода исторической реконструкции позволило выявить факторы, определившие особенности африканской политики Елисейского дворца в годы правления того или иного президента. Автор приходит к выводу о том, что французский неоколониализм обусловлен, прежде всего, "энергетическим голодом" Пятой республики, потребностью обеспечить сырьем многочисленные и мощные атомные электростанции, которые покрывают около 75% процентов энергетического баланса страны. Появление на африканском рынке сырья новых игроков, прежде всего, Китая, побуждает Францию к стратегическому альянсу с США и другими странами НАТО. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00363, "Внешнее вмешательство во внутренние дела стран "третьего мира" в эпоху "холодной войны": опыт многоуровневого анализа"
Дейч Т.Л. - ООН и проблемы безопасности в Африке и на арабском Востоке c. 171-182

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.3.21969

Аннотация: Объект исследования – деятельность Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности ООН в решении проблем международной безопасности. Предмет исследования – роль ООН и СБ ООН в урегулировании конфликтов в Африке и на арабском Востоке. Особое внимание уделяется позиции России как Постоянного члена СБ ООН, ее участию в решении кризисных ситуаций и борьбе с террористической угрозой. Цель работы – оценить плюсы и минусы деятельности этой международной организации, на протяжении 70 лет остающейся уникальным инструментом предотвращения и урегулирования конфликтов, путем анализа ее усилий по преодолению вызовов и угроз в данном конкретном регионе. Методологической основой исследования является сравнительно- политический подход, методы анализа и синтеза. Научная новизна работы состоит в том, что, хотя ООН посвящено немало публикаций, данный аспект миротворческих усилий организации и роль в этих усилиях России не стал пока объектом серьезного исследования. Анализ темы представляется актуальным в условиях, когда отдельными государствами предпринимаются попытки регулировать кризисы путем силового воздействия, зачастую в обход СБ и Устава ООН, что ведет к эскалации насилия. Актуальность статьи обусловлена и тем, что миротворческая деятельность ООН и СБ постоянно подвергается критике. Автор приходит к выводу, что, хотя ООН справилась с решением своей главной задачи – преодолением глобальной катастрофы, ее деятельность по урегулированию региональных конфликтов, во многом ввиду разных геополитических приоритетов стран-членов, не всегда достигает результатов, что требует принятия необходимых мер по повышению эффективности, прежде всего, СБ ООН, его способности оперативно решать проблемы международной безопасности.
Дейч Т.Л. - ООН и проблемы безопасности в Африке и на арабском Востоке c. 171-182

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.3.68607

Аннотация: Объект исследования – деятельность Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности ООН в решении проблем международной безопасности. Предмет исследования – роль ООН и СБ ООН в урегулировании конфликтов в Африке и на арабском Востоке. Особое внимание уделяется позиции России как Постоянного члена СБ ООН, ее участию в решении кризисных ситуаций и борьбе с террористической угрозой. Цель работы – оценить плюсы и минусы деятельности этой международной организации, на протяжении 70 лет остающейся уникальным инструментом предотвращения и урегулирования конфликтов, путем анализа ее усилий по преодолению вызовов и угроз в данном конкретном регионе. Методологической основой исследования является сравнительно- политический подход, методы анализа и синтеза. Научная новизна работы состоит в том, что, хотя ООН посвящено немало публикаций, данный аспект миротворческих усилий организации и роль в этих усилиях России не стал пока объектом серьезного исследования. Анализ темы представляется актуальным в условиях, когда отдельными государствами предпринимаются попытки регулировать кризисы путем силового воздействия, зачастую в обход СБ и Устава ООН, что ведет к эскалации насилия. Актуальность статьи обусловлена и тем, что миротворческая деятельность ООН и СБ постоянно подвергается критике. Автор приходит к выводу, что, хотя ООН справилась с решением своей главной задачи – преодолением глобальной катастрофы, ее деятельность по урегулированию региональных конфликтов, во многом ввиду разных геополитических приоритетов стран-членов, не всегда достигает результатов, что требует принятия необходимых мер по повышению эффективности, прежде всего, СБ ООН, его способности оперативно решать проблемы международной безопасности.
Филиппов В.Р. - Габон в сетях "Франсафрик"

DOI:
10.7256/2454-0617.2015.3.16067

Аннотация: Используя метод исторической реконструкции, автор раскрывает колониальную сущность французской политики в отношении Габона после второй мировой войны. Комплексный анализ малоизвестных исторических источников (материалов судебных и журналистских расследований, свидетельств известных политиков и дипломатов) позволяет показать интегральную зависимость политической элиты этой небольшой, но богатой нефтью африканской страны от сугубо прагматичных интересов хозяев Елисейского дворца. Зависимость эта обусловлена, прежде всего, необходимостью обеспечения потребностей Пятой республики в нефти и уране. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Обоснован вывод о том, что механизм реализации этой политики типичен для латентной внешней политики Франции: он состоит в создании коррупционных схем, тайных договоренностей между политическими, военными и бизнес элитами двух стран. Пятая республика приводит к власти (а при необходимости и удерживает у власти) в стране зависимых от нее лидеров, а те в свою очередь обеспечивают абсолютные преференции Парижа в экономическом, политическом и военном сотрудничестве.
Филиппов В.Р. - Габон в сетях "Франсафрик" c. 256-270

DOI:
10.7256/2454-0617.2015.3.66893

Аннотация: Используя метод исторической реконструкции, автор раскрывает колониальную сущность французской политики в отношении Габона после второй мировой войны. Комплексный анализ малоизвестных исторических источников (материалов судебных и журналистских расследований, свидетельств известных политиков и дипломатов) позволяет показать интегральную зависимость политической элиты этой небольшой, но богатой нефтью африканской страны от сугубо прагматичных интересов хозяев Елисейского дворца. Зависимость эта обусловлена, прежде всего, необходимостью обеспечения потребностей Пятой республики в нефти и уране. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Обоснован вывод о том, что механизм реализации этой политики типичен для латентной внешней политики Франции: он состоит в создании коррупционных схем, тайных договоренностей между политическими, военными и бизнес элитами двух стран. Пятая республика приводит к власти (а при необходимости и удерживает у власти) в стране зависимых от нее лидеров, а те в свою очередь обеспечивают абсолютные преференции Парижа в экономическом, политическом и военном сотрудничестве.
Хабенская Е.О. - Сенегал И Гвинея-Бисау сквозь призму Казамансского конфликта (1959-1998 гг.)

DOI:
10.7256/2454-0617.2015.3.16181

Аннотация: Объектом исследования стала ситуация в Казамансе (южной провинции Сенегала, культурно и исторически тяготеющей к Гвинее-Бисау), которая на протяжении десятилетий является главным фактором, влияющим на эти отношения. Предметом особого внимания автора – политические, идеологические и культурные детерминанты напряженности в отношениях двух стран. Основной причиной этой напряженности автор считает принципиальные различия идеологических ценностей и, соответственно, политических ориентаций правящих элит Сенегала и Гвинеи-Бисау. Особая острота конфликта в Казамансе, по мнению автора, обусловлена прозрачностью границ и социокультурной, лингвистической и конфессиональной близостью родоплеменных групп (диола, баланте, мандинго), проживающих на сопредельных территориях. С помощью метода исторической реконструкции автор анализирует динамику взаимоотношений двух соседних стран западноафриканского региона в контексте многолетнего конфликта в Казамансе – южной области Сенегала, сопредельной Гвинее-Бисау и претендующей на сецессию. Автор приходит к выводу, что характер взаимоотношений двух государств во многом зависел и от их внутренней обстановки: Гвинея-Бисау, которую постоянно «лихорадило» от военных переворотов и смены лидеров, демонстрировала нестабильность в своем отношении к сепаратистскому движению в Казамансе. Однако, общие проблемы безопасности и контроля над приграничными территориями заставляли лидеров двух стран преодолевать идеологические противоречия и объединяться для совместных действий против сепаратистов.
Хабенская Е.О. - Сенегал И Гвинея-Бисау сквозь призму Казамансского конфликта (1959-1998 гг.) c. 271-282

DOI:
10.7256/2454-0617.2015.3.66894

Аннотация: Объектом исследования стала ситуация в Казамансе (южной провинции Сенегала, культурно и исторически тяготеющей к Гвинее-Бисау), которая на протяжении десятилетий является главным фактором, влияющим на эти отношения. Предметом особого внимания автора – политические, идеологические и культурные детерминанты напряженности в отношениях двух стран. Основной причиной этой напряженности автор считает принципиальные различия идеологических ценностей и, соответственно, политических ориентаций правящих элит Сенегала и Гвинеи-Бисау. Особая острота конфликта в Казамансе, по мнению автора, обусловлена прозрачностью границ и социокультурной, лингвистической и конфессиональной близостью родоплеменных групп (диола, баланте, мандинго), проживающих на сопредельных территориях. С помощью метода исторической реконструкции автор анализирует динамику взаимоотношений двух соседних стран западноафриканского региона в контексте многолетнего конфликта в Казамансе – южной области Сенегала, сопредельной Гвинее-Бисау и претендующей на сецессию. Автор приходит к выводу, что характер взаимоотношений двух государств во многом зависел и от их внутренней обстановки: Гвинея-Бисау, которую постоянно «лихорадило» от военных переворотов и смены лидеров, демонстрировала нестабильность в своем отношении к сепаратистскому движению в Казамансе. Однако, общие проблемы безопасности и контроля над приграничными территориями заставляли лидеров двух стран преодолевать идеологические противоречия и объединяться для совместных действий против сепаратистов.
Семенова Н.К. - Энергетический аспект международных отношений в Центральной Азии: российско-китайское соперничество c. 25-37

DOI:
10.7256/2454-0617.2017.2.23393

Аннотация: Статья посвящена особой роли РФ и КНР в политико-энергетическом сотрудничестве в Центральной Азии в современных условиях усиления конкуренции за контроль над нефтегазовыми регионами, который становится одним из ключевых условий политического и экономического влияния в мире. Предметом исследования является формирование элементов возможного «конкурентного поля» в политико-энергетической сфере РФ-КНР в центральноазиатском регионе. Автор рассматривает такие аспекты проблемы, как динамика российско-китайских интересов в регионе, концептуальные основы региональной энергетической политики России и Китая, реализация концепции «мягкой силы» в ее китайской интерпретации, которая находит свое продолжение в идее социальной гармонии - одной из основных государственных задач КНР. Особое внимание уделяется многоуровневому анализу политико-энергетического интереса к этому региону. Затрагиваются вопросы безопасности при реализации нефтегазовых проектов в зоне Каспия и ЦА. В ходе исследования автор использовал метод периодизации, что позволило проследить динамику российско-китайских интересов в регионе. К политологическим методам, использованным в данном исследовании, относится SWOT-анализ. Данный метод использован при рассмотрении реализации национальных энергетических стратегий РФ и КНР в регионе. Он позволил классифицировать модели энергетической кооперации России и Китая в ЦАР, выявить потенциальные и реальные вызовы и угрозы для национальных интересов России и Китая при реализации энергетических проектов. Автор впервые обратил внимание на содержание российско-китайского политико-энергетического «конкурентного поля» в углеводородной сфере ЦА. Автор обращается к малоизученной проблеме определения характера и механизмов влияния международно-политических факторов на процесс реализации энергетических (углеводородных) интересов России и Китая в ЦА
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.