Культура и искусство - рубрика Декоративно-прикладное искусство
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "Декоративно-прикладное искусство"
Декоративно-прикладное искусство
Некрасова-Каратеева О.Л. - Арт-мастер Юлия Гусарова – художник многогранного таланта c. 18-41

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.11.68866

EDN: FDMKDG

Аннотация: Статья содержит материалы о творчестве санкт-петербургского художника Юлии Васильевны Гусаровой – мастере, создающей произведения в разных материалах и техниках и обладающей своей собственной тематикой, манерой и стилистикой. Жизнь и творчество художника – это всегда профессионально важный повод для научного искусствоведения, как открытие и изучение нового явления/имени, внутреннего образного мира автора, изучение его художественного дара, уникальной его природы и языка выразительности. Цель статьи – определить основы и характер творчества, отследить динамику личностного развития потомственного художника, осветить проблему профессиональной преемственности в семье художников – В.П. Гусарова, Л.А. Романовой, Ю.В. Гусаровой. Юлия Васильевна многогранно одарена и успешно реализуется в искусстве живописи, в мозаике, в керамике, в текстиле, в научной и педагогической деятельности. Основные темы ее творчества: сюжеты из истории культуры и искусства, впечатления от путешествий, мир моря и морских обитателей, фантастический мир средневекового «бестиария» и современные технологии. В изучении творчества Ю.В. Гусаровой применялись методы: описания произведений, формально-стилистического и формально-структурного анализа, что позволило определить их смысловое содержание и композиционные особенности. Выявлена познавательная направленность содержания ее произведений, созданных на разные историко-культурные темы. Научная новизна состоит в представлении и изучении творчества Ю. Гусаровой, ранее не проводившемся в комплексном исследовании индивидуального творчества автора. Новизна представлена в анализе произведений арт-мастера с позиции расшифровки их символического содержания, биографических сведений о факторах, повлиявших на творчество художника. В статье представлены примеры ее произведений, описываются художественные достоинства, отмечаются теоретические и методико-педагогические аспекты проблем искусства и художественного образования. Материалы статьи предлагаются к публикации впервые. Результаты и методы работы могут быть полезны в искусствоведении для применения в написании монографических работ о творчестве других художников, а также для создания полного представления об особенностях творчества отечественных художников-керамистов XX – XXI вв.
Некрасова-Каратеева О.Л. - Философские реминисценции в творчестве художника Михаила Капустина c. 23-38

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.9.44086

EDN: YSERQJ

Аннотация: В статье исследуется искусствоведческая проблема влияния философских течений на актуальное им искусство на примере творчества санкт-петербургского художника-керамиста Михаила Юрьевича Капустина и его философских размышлений, явленных в пластических поисках волнующих образов. Его мировоззрение формировалось в вихре современных ему философских течений, научно-технологических открытий, новых веяний в культуре и современном искусстве. Показана закономерность смены одного философского направления последующим, часто альтернативным, и то, как художники реагировали на это в своем творчестве, находя новые идеалы и расширяя выразительные возможности в изобразительном искусстве. Цель статьи – попытка расшифровать содержательные смыслы произведений художника с опорой на динамику развития его мировоззрения. Предметом исследования являются философские реминисценции в авторских скульптурных и графических произведениях художника-керамиста. Его работы – крупные, своеобразные керамические композиции эпической образности, представляют собой сжатую формулу идеи в напряженном объеме формы. Основные темы его творчества – Человек, Земля, Время. Исследование обладает новизной, т.к. материалы его оригинальны и предлагаются к публикации впервые. В отечественном и зарубежном искусствоведении не было научного исследования творчества М. Капустина. Проведен анализ логической цепочки его творческого процесса как художника-керамиста: идея – художественный образ – материал – технология – произведение. Результаты и методы исследования в этой статье могут быть полезны в искусствоведении для применения в написании монографических работ о творчестве других художников.
Быкова Ю.И. - Ювелиры, работавшие по царскому заказу в России в петровское время. Биография. Организация труда. Стилистика c. 27-51

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34368

Аннотация: Целью исследования является комплексное рассмотрение всех групп золотых, серебряных и алмазных дел мастеров, работавших по царскому заказу в Москве и Санкт-Петербурге в конце XVII — первой четверти XVIII в. (их биографии, организация труда и творчество), а также анализ стилистической эволюции в художественном образе изделий из драгоценных металлов этого периода. Для достижения обозначенной цели данной работы автором был применен комплексный метод, основанный на сочетании искусствоведческого и историко-культурного подхода. Объектом исследования является искусство ювелиров петровского времени. Для достижения поставленной цели автор обратился к неопубликованным архивным документам и памятникам декоративно-прикладного искусства из собраний отечественных музеев. Автору статьи удалось обобщить и проанализировать опубликованный материал, посвященный творчеству ювелиров этого времени, а также ввести в научный оборот новые сведения о мастерах на основе архивных документов. Исследование показало, что в начале XVIII в. царский заказ выполняли несколько групп ювелиров, живших в Москве и Петербурге, находившихся как на государственной службе, так и являвшихся «вольными» мастерами. Работа с архивными документами позволила уточнить национальность некоторых иностранных специалистов и время их приезда в Россию. Автор статьи предположил связь между отношением заказчика-монарха к придворной культуре и стилистикой произведений декоративно-прикладного искусства.
Быкова Ю.И. - Новые сведения о творчестве придворного ювелира Якоба Дублона (1702–1768) и его роль в создании Малых императорских корон c. 29-44

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.12.28356

Аннотация: Объектом исследования является биография и творчество придворного ювелира Якоба Дублона, работающего по царскому заказу в период правления императрицы Елизаветы Петровны. Также отдельное внимание уделено и его родному брату серебряных дел мастеру Мартину Карлу Дублону. Также предметом исследования становятся некоторые памятники ювелирного искусства, хранящиеся в собраниях отечественных музеев. Особый интерес представляют обстоятельства создания и использования в различных церемониалах Малых императорских корон в первой половине XVIII в. В своей статье автор применил комплексный метод исследования (на сочетании искусствоведческого и историко-культурного подхода), что позволило более многогранно рассмотреть основные научные проблемы. Автору статьи впервые в отечественной искусствоведческой науке удалось установить происхождение двух выдающихся ювелиров, работающих при русском дворе в середине XVIII в., Якоба и Мартина Карла Дублон и выяснить, что они являлись носителями традиций нюрнбергских златокузнецов. Найденные автором в архивах документы позволили значительно расширить научное представление о творчестве этих мастеров, узнать об исполненных ими царских заказах. В ряде случаях, удалось «опознать» ювелирные вещи, созданные Якобом Дублоном на изобразительном материале. Исследование показало, что Якоб Дублон внес значительный вклад в развитие русского ювелирного искусства. С именем этого мастера оказалось связано и создание новых императорских регалий. Именно Дублон определил стилистику этих инсигний, утвердившуюся на всю вторую половину XVIII столетия. Также, удалось рассмотреть проблему создания, использования и бытования Малых корон в первой половине XVIII в., которая ранее не поднималась в научной литературе.
Канокова Ф.Ю. - Комплексы традиционных женских головных уборов ногайцев c. 33-38

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.4.26010

Аннотация: Автор подробно рассматривает различные виды традиционных женских головных уборов ногайцев, бытовавших у всех этнографических групп, начиная с XIV в. (образование Ногайской Орды) и, заканчивая XX в., (завершающая стадия формирования народного ногайского женского костюма). Выявляет их знаковую функцию. Посредством комплексного анализа исследуемых объектов изучает их стилистику, технологию изготовления, техники декора, связи с обычаями и религиозными представлениями, что способствует вычленению детского, девичьего, свадебного и женского комплексов головных уборов. В связи с недостаточной изученностью исследуемого вопроса, помимо общих и частных методов культурологического и искусствоведческого исследования, использован метод полевой этнографии. Новизна исследования заключается в выявлении и комплексном анализе большого круга женских головных уборов, описанных и запечатлённых в письменных и изобразительных источниках, представленных в музейных и частных коллекциях в регионах компактного проживания отдельных этнографических групп ногайцев. Впервые выделены локальные особенности и общие характерные черты, выделяющие головные уборы ногаек в отдельную группу.
Cheglakov A.D. - The pursuance of naturalness as one of the key trends in the sphere of modern wooden sculpture: domestic practice c. 44-50

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.6.36004

Abstract: This article is dedicated to modern trends in the art of wooden sculpture. The key question raised in the article consists in drawing the line between art and craft. The problem of distinguishing between these two terms is one of the crucial issues of the theory of art. Having examined the works of multiple contemporary artists in the genre of wooden sculpture, the author comes to the conclusion that the fundamental difference between craft and artistic wooden sculpture is the pursuance of naturalness by the artists, work with unfinished wood, fixation of the natural the beauty of the material, which is not much inherent to craftsmen. Turning to the modern ecological trends, it is suggested that the task of a contemporary artist and a human who desires to live in harmony with nature lies in cognizing the beauty of nature, even in its unsightly forms. The author claims that the greatness of nature is its diversity, in the current era of excessive production (for example, oversaturation), which also pertains to art objects, our shared goal is to working with the objects discovered, which are exposed to minimal processing, and first and foremost, demonstrate the beauty of nature.
Лавров Д.Е. - Традиционные орнаментальные техники в изделиях федоскинской лаковой миниатюры советского периода c. 55-62

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.10.36728

EDN: DRMCJZ

Аннотация: Предметом исследования является анализ путей восстановления орнаментальных техник промысла лукутинской лаковой миниатюры, утраченных к концу XIX в. и воссозданных в течение советского периода. В статье рассматривается деятельность художников-миниатюристов Федоскинской трудовой артели – преемника лукутинского предприятия – по возрождению забытых технологий создания орнамента на лаковых изделиях. Особое внимание уделяется помощи в этом процессе, которую оказало промыслу советское государство. Цель статьи – на примере успешного решения проблемы восстановления утраченных орнаментальных техник федоскинского промысла показать значимую роль поддержки государства в развитии русского народного искусства советского периода.   Используя сравнительно-исторический, историко-типологический, а также историко-генетический методы, автор даёт характеристику различным орнаментальным техникам лукутинских изделий, сравнивая их с особенностями федоскинских изделий ХХ в. Научная новизна исследования состоит в анализе деятельности экспериментальной лаборатории при Федоскинской трудовой артели, восстановившей орнаментальные техники лукутинской миниатюры, а также тому вкладу, который внесли в этот процесс федоскинские мастера М. С. Чижов, В. В. Корсаков, С. Н. Тардасов. Основным выводом статьи является утверждение важности изучения указанных техник промысла для понимания причин расцвета орнаментальных мотивов в федоскинских изделиях в поздний советский период, а также настоящее время.
Овсянникова Е.В. - Модель корабля как музейный предмет c. 58-71

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.11.39075

EDN: FRKBBI

Аннотация: Модели кораблей являются частью значительного количества собраний отечественных и зарубежных музеев. Такие предметы являются первоисточниками знаний и эмоций, подлинными памятниками истории и культуры, но зачастую относятся к группе воспроизведений музейных предметов, то есть уменьшенных копий оригинальных объектов. В статье анализируются вопросы дефиниции моделей кораблей, соотносятся определения этих предметов в разных источниках. Автор рассматривает модель корабля с точки зрения функций и свойств музейного предмета, утверждает их ценность как подлинников, имеющих значительную историческую и культурную значимость, памятников науки и техники, предметов декоративно-прикладного искусства, этнографических источников. Новизна исследования заключается в изучении автором модели корабля с точки зрения теории музейного предмета. Это позволяет рассматривать модели кораблей с иных, не общепринятых позиций, и считать их полноценными музейными предметами, которые, наряду с оригиналами, подлинниками обладают таким же набором свойств, качеств и особенностей. Основными выводами проведенного исследования является, во-первых, то, что модели кораблей и судов, находящиеся в собраниях музеев, не вторичны по отношению к другим вещественным источникам, во-вторых, что такие предметы в полной мере соответствуют понятию «культурные ценности», являются первоисточниками знаний и эмоций.
Гаврицков С.А., Вандышева О.В., Кочеткова И.П. - Синтез материалов в декоративно-прикладном искусстве: металл и керамика. История и современные тенденции c. 65-73

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.3.29151

Аннотация: Тема синтеза материалов в декоративно-прикладном искусстве представляется недостаточно изученной в современных научных исследованиях. Целью и предметом исследования данной статьи стало изучение и анализ синтеза керамики и металла, как особого направления в декоративном искусстве, взаимосвязи художественных произведений, выполненных из этих материалов, с другими видами искусства и дизайна, а также влияние технологической составляющей на создание единого художественного образа, полученного в результате органичного взаимодействия двух разнородных материалов. Здесь мы подразумеваем создание качественно нового художественного явления, влияющего на материальную, эстетическую и духовную сферы человека Методология изучения данного вопроса базируется на комплексном сочетании искусствоведческих и культурологических методов, а также на опыте практической работы авторов. Был проведен сравнительно-исторический и художественно-стилистический анализ различных декоративных композиций, был затронут технологический аспект данного вопроса В данной статье впервые предпринята попытка комплексного изучения и обобщения вопроса синтеза материалов (на примере металла и керамики) в декоративно-прикладном искусстве. В результате проведенной работы были выявлены характерные особенности создания художественных произведений из керамики и металла, их специфика, эстетика и функциональное предназначение в разные периоды времени. Также были обозначены общие тенденции происходящих изменений в области выразительных художественных средств, связанных с изменение мировосприятия художников, с появлением новых технологий производства и пластических приемов формообразования. Современные произведения декоративного искусства отличаются своей гуманистической направленностью, обращением к внутреннему миру человека, преобладанием образно-эмоциональной стороны над традиционными формальными компонентами ремесла.
Чернова А.В. - Художественная керамика Приморского края России: этапы развития c. 70-82

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.3.30669

Аннотация: Целью настоящей работы является определение этапов развития художественной керамики в Приморском крае России и их специфики. Установлено, что история художественной керамики Приморья, как и современное ее состояние, изучены недостаточно. История художественной керамики Приморья рассматривается в контексте производств и предприятий, ее развивающих и производящих. Рассматривается роль в формировании и развитии художественной керамики Приморья трех заводов - Владивостокского фарфорового завода, Артемовского фарфорового завода и Спасского завода художественной керамики Методологическим основанием послужил комплексный подход, включающий историко-сравнительный и историко-типологический методы, формально-стилистический метод, а также метод наблюдения Источниками исследования являются произведения художественной керамики приморского происхождения из фондов музеев и частных коллекций, электронные ресурсы, в том числе, сайты организаций, материалы, опубликованные в СМИ, а также интервью с мастерами-керамистами. Сделаны выводы о двух этапах развития приморской художественной керамики - первый этап – деятельность заводов фарфора в городах Владивостоке и Артеме и завода художественной керамики в городе Спасске-Дальнем, что повлекло за собой приток в Приморский край дипломированных специалистов в области декоративно-прикладного искусства и формирование оригинального стиля приморской художественной керамики; и второй этап – новые формы бытования художественной керамики в Приморье после закрытия заводов и создания частных мастерских различной направленности, развивающих керамическую отрасль декоративно-прикладного искусства, в том числе его сувенирное направление, использование изделий из глины и фарфора в дизайне ландшафта и интерьера, применение керамики в инклюзии и инклюзивном образовании.
Чернова А.В., Васильева Е.А., Федоровская Н.А. - Мастера декоративно-прикладного искусства Спасского завода художественной керамики в поиске уникального стиля c. 77-88

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.6.38189

EDN: TVRYNV

Аннотация: Значение и художественные результаты дальневосточных керамических производств, запущенных во второй половине XX века и ликвидированных в начале XXI века, а также творчество работавших на них мастеров и художников в настоящее время изучены недостаточно. В Приморском крае это во многом связано с общим упадком отрасли, сложностью сбора первичной информации, отсутствием достоверных данных, проблемой атрибуции изделий и т.д. Предметом исследования является деятельность мастеров-художников, работавших на заводе художественной керамики города Спасск-Дальний Приморского края. Исследование проведено с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, включающих сравнительно-исторический, биографический, формально-стилистический, а также методов интервью и включенного наблюдения, позволивших выявить ключевые фигуры мастеров, повлиявших на формирование собственного уникального стиля, характерного для этого завода. В результате исследования установлено, что формирование творческого коллектива осуществлялось как из приезжих специалистов, имеющих профильное образование, так и из местных художников. В числе наиболее значимых мастеров Спасского завода художественной керамики - Е. Е. Скурихин, А. И. Горнич, С. В. Данилюк, З. Х. Желандинова. В. А. Лавренова, А. А. Лупей, Н. Б. Овчинникова, Л. Ю. Скрынникова, О. Тимофеева. Эти художники внесли значительный вклад в совершенствование технологий формования и декора утилитарных и высокохудожественных изделий. Результаты деятельности мастеров-керамистов привели к значительной эволюции форм и видов декора изделий Спасского завода художественной керамики, создав собственный стиль, основанный на этническом и региональном колорите. Представленные сведения могут быть применены для атрибуции керамических изделий, изучения специфики авторской художественной керамики XX – XXI веков, формирования общей картины эволюции российского декоративно-прикладного искусства.
Ван С. - Современное керамическое искусство Китая: взгляд с позиций художественного рынка c. 86-95

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.8.43723

EDN: VSBGGO

Аннотация: Объектом настоящего исследования выступает современное китайское искусство в контексте последних тенденций развития глобального и национального арт-рынка. Предметом исследования является проблема недооцененности современного керамического искусства Китая и его потенциал с позиций художественного рынка. Рассматривается история вопроса, проводится анализ основных направлений развития исследований в данной предметной области. Кроме того, в статье уточняется существующее в Китае понятие «современное керамическое искусство». Особое внимание уделяется анализу наиболее значительных современных предметов китайской керамики, представленных на внутреннем арт-рынке страны. Выявляются особенности художественного своеобразия мастеров Ли Цзюшэна, Ван Силяня, Чжана Сунмао, Го Айхэ. Научная новизна исследования связана с развитием представлений о современном керамическом искусстве Китая, его роли в современном арт-рынке, как на национальном, так и на международном уровнях. Впервые выявляются критерии востребованности современного фарфора; утверждается идея о том, что проблема собирания современных предметов китайской керамики остается на периферии научного дискурса. Особым вкладом является осуществляемое впервые в науке установление и обоснование художественной ценности ряда произведений, которые были проданы на различных аукционах за баснословные деньги. Основными выводами исследования являются следующие. В настоящее время развитие арт-рынка свидетельствует о том, что эксперты начинают осознавать художественную ценность современного китайского искусства керамики. Наибольший интерес у коллекционеров вызывают работы в духе «керамической живописи» с применением современных технологий, которые позволяют расширить выразительные возможности росписи по фарфору. Бум коллекционирования современного китайского фарфора, наблюдаемый с начала XXI века, свидетельствует о высоком уровне художественного исполнения предметов современного керамического искусства Китая, а также о таких качествах, как инновационность и нестандартность в плане выбора тем, визуальных эффектов, выражения авторской идеи, переосмысления академических традиций.
Быкова Ю.И. - Драгоценное обрамление жалованных «персон» в петровское время c. 89-109

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.10.36687

Аннотация: Целью исследования является комплексное изучение драгоценного обрамления жалованных царских «персон» в России в петровское время. Автор статьи поставил задачи рассмотреть проблемы, связанные с возникновением подобных наград в России, с обстоятельствами создания драгоценных оправ этого времени, с мастерами, их изготавливающими, с возможными «прототипами» рисунка алмазного обрамления, с аналогичными западноевропейскими наградами и т.д. Для достижения обозначенной цели данной работы автором был применен комплексный метод, основанный на сочетании искусствоведческого и историко-культурного подхода. Объектом изучения стали наградные знаки – царские «персоны» первой четверти XVIII в. (эмалевые и живописные миниатюрные портреты Петра I, а также чеканные медали). При работе над статьей были использованы как письменные (неопубликованные архивные документы), так и изобразительные (портреты вельмож петровского времени, представленные с этими наградами; изображение «персон» на литографиях середины XIX в.) источники и др. Благодаря исследованию удалось определить, что драгоценные оправы жалованных царских «персон» первой четверти XVIII в. имели общий рисунок, восходящий к единому образцу. Скорее всего, при создании обрамления наградных знаков в России мастера опирались на внешний вид царских «персон», привезенных Петром I из Англии и Голландии после Великого посольства. Эти западные образцы, в свою очередь, имели «дизайн», характерный для подобных королевских наград XVII в. В результате проведенной работы установлены имена некоторых ювелиров, изготовлявших алмазные обрамления «персон» в России в это время. Это «иноземцы» Я. Вестфаль, К. Болдан, И. Яспер. Причем значительную часть таких обрамлений (более ста) создал Якоб Вестфаль. Рисунок драгоценной оправы, заложенный в царских «персонах» в петровское время, продолжит свое существование в подобных же наградах российских правителей и в XVIII–XIX вв.
Вэй В., Федоровская Н.А. - Особенности строения и виды традиционного головного убора китайских орочонов c. 221-231

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.68896

EDN: PLWUYK

Аннотация: Объектом исследования является шапка традиции китайских орочонов. Предметом исследования является головное украшение китайских орочонов из косульей кожи. В статье рассматриваются основные виды шапки и их структурные особенности и производственная технология. Орочоны изготовляют особенное головное украшение из головной кожи косули, которым демонстрируются пол и статус человека, носящего данное украшение. Орочонскую шапку относят к традиционной китайской одежде, а также рассматривают как один из символов данной нации. На фоне глобализации культура и эстетическое мышление искусства орочонов предоставляют богатые идейные источники и практические направления развитию эстетики и искусства мира. Целью исследования являются характеристики традиционных головных уборов орочонов, символическое значение головных уборов и важность головных уборов из шкур животных. В этой статье используются такие методы исследования, как метод анализа литературы, метод расследования и исследовательского документального интервью и рассмотрено искусство головных украшений орочонов. Автор приходит к следующему выводу: традиционное головное украшение орочонов представляет собой важную составную часть китайской и мировой культуры и часть искусства головных украшений. Головные украшения орочонов в своей долгой истории развития приобрели изящную и привлекательную внешность и изысканное мастерство изготовления. Китайские исследователи уделяют больше внимания эстетическим и этнологическим аспектам изучения данных головных уборов, что создало большой теоретический задел и стало основой справочной информации в данном исследовании. Новизна статьи заключается в распределении символических значений и художественных особенностей головных украшений орочонов, в частности – их шапок. Системно проанализирована история их развития и культурная коннотация, проведено описание и обобщение художественных особенностей и символических значений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.