Культура и искусство - рубрика Виртуальная реальность
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "Виртуальная реальность"
Виртуальная реальность
Кириллова Н.Б. - Человек и миф в пространстве медиареальности
Аннотация: речь в статье идет о новых вызовах информационной эпохи, о глобальных ИКТ, влияющих на развитие многих сфер. В этой связи возросла роль медиакультуры, включающей культуру производства и передачи информации и культуру ее восприятия. Массмедиа все активнее присваивают себе функцию создания новой социально-культурной среды обитания человека – «виртуального» мира, воспринимаемого зачастую как объективная реальность, создают мифы, которые позволяют человеку воспринимать окружающую действительность; но мифы создают и самого человека. Формирование мировоззрения, нравственных ориентаций, целостной «картины мира» – одна из основных функций медиакультуры в современном обществе. В конечном итоге миф с помощью медиа создает особую мифологическую, медийную реальность, которая начинает восприниматься человеком как истина, как объективная реальность. Современный человек оказывается между мифом, созданным массмедиа, и объективной реальностью. Вот почему столь большое значение приобретает «экология культуры в пространстве экрана», важным фактором которой является система медиаобразования. Ее объектом и субъектом выступает «медиачеловек» – новый тип личности XXI в.
Кириллова Н.Б. - Медиалогия как синтез наук
Аннотация: Аннотация: В статье освещаются методологические подходы и теоретические аспекты медиалогии как синтетической гуманитарной науки XXI века, ставшей своеобразным итогом информационной эпохи. Предметом медиалогии являются проблемы формирования и развития медиакультуры в контексте исследований медиареальности: ее антропология и генезис, знаковая система и социальное функционирование, влияние на модернизационные процессы в обществе и мире. В объекте медиалогии – принципы духовной регуляции различных сфер бытия, эволюция социокультурных и политических систем, а также новые мифологии, реформы, информационные войны, проблемы социализации личности и др.
Ларицкая М.Г. - Эстетика визуального стиля, реализация творческой потребности в играх и использование игр в образовательных целях на примере Minecraft c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.5.35591

Аннотация: В данной статье автор рассматривает инструменты и отличительные особенности, позволяющие осуществлять творческую деятельность внутри игры Minecraft, включая корректирование мира, его правил и самого игрового проекта по усмотрению игрока. Также рассматриваются способы применения данной игры в сфере образования, в том числе и в высших учебных заведениях. Предметом исследования является игра Minecraft, а вернее ее особенности, рассматриваемые с точки зрения эстетики, механик и инструментов для осуществления творческой и образовательной деятельности. Проводится сравнительный анализ данного и других игровых проектов, имеющих схожие механики с игрой Minecraft для выявления общих подходящих свойств, особенностей для осуществления обозначенных видов деятельности.    Новизна заключается в изучении ценности игр как многосторонней темы для отечественных исследований и в демонстрации их успешного применения в образовательных целях. Это особенно актуально в связи с тем, что тема исследования видеоигр в отечественном пространстве только начинает свое активное развитие, а вопрос дистанционного образования стоит особенно остро в связи с COVID-19. В результате автор приходит к выводу, что универсальный нейтральный минималистичный стиль Minecraft, в совокупности с другими особенностями данного проекта, позволяет игре стать мощным инструментом для реализации творческих и образовательных проектов.
Пожаров А.И. - Неогностический миф в киберпространстве c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.70016

EDN: VZEHFE

Аннотация: Предметом исследования является функционирование неогностического мифа в киберпространстве. Подробно рассматриваются такие аспекты темы, как взаимосвязь религии и Интернета с неинструментальной точки зрения на технологии. Цифровые и сетевые технологии рассматриваются как современное вместилище религиозных представлений, а не как инструменты для обращения в свою веру или провозглашения благой вести. С помощью археологического подхода к техническим средствам массовой информации автор предлагает определять глубинные времена цифрового раскрытия технологической мистики, зависящей от специфической технической материальности, характеризующейся беспроводными сетями и мобильными устройствами. В настоящее время в мировой культуре наблюдаются тенденции к конструированию синкретического мифа, в котором содержатся элементы умирающей христианской парадигмы и привносимые в него извне или возникающие вновь тенденции. Категориальный аппарат, выработанный в дискурсе постмодернистской эстетики, позволяет применить для анализа визуальной культуры такие методы, как феноменологический, дискурсивный, герменевтический и архетипический анализ. В исследовании визуального неогностического мифа использованы концепции архетипических моделей, сюжетов, клише, теории эволюции символов, общие культурологические положения психоанализа и концепции мифа. Основными выводами проведенного исследования являются следующие. Гностическая эпистемология лежит в основе воображения киберпространства. В истории Запада есть константа, которую Эрик Дэвис называет «техно-гнозисом». В этом отношении кибергнозис был бы лишь последним воплощением глубокого явления. В мире киберкультуры техногнозис проявляется в хакерской этике, в киберпанк-литературе, в научно-фантастических фильмах и видеоиграх. С помощью археологического подхода к техническим медиа определяются глубинные моменты цифрового, показывающие, что в видеоиграх присутствует технологическая мистика, зависящая от конкретной материальности. Новое метамодернистское восприятие окружающего мира признает не только возможность восприятия различных логических и иррациональных парадигм мироустройства и получения знания о нем, но и придает положительную окраску самому плюрализму, когда разнообразие становится желаннее истинности, что характерно для киберпространства. Новизна исследования заключается в том, что исследование является основой для формирования четкого концептуального представления о феномене неогностического мифа в его визуальной форме (в отличие от вербальной) как динамической культурной модели, порожденной стратегиями цифрового искусства и реализуемой сегодня в медиакультуре.
Н. Б. Кириллова - Медиалогия как синтез наук c. 71-83
Аннотация: в статье освещаются методологические подходы и теоретические аспекты медиалогии как синтетической гуманитарной науки XXI в., ставшей своеобразным итогом информационной эпохи. Предметом медиалогии является формирование и развитие медиакультуры в контексте исследований медиареальности: ее антропология и генезис, знаковая система и социальное функционирование, влияние на модернизационные процессы в обществе и мире. Объект медиалогии включает принципы духовной регуляции различных сфер бытия, эволюцию социокультурных и политических систем, а также новые мифологии, реформы, информационные войны, проблемы социализации личности и др.
Токмачев К.Ю. - Об одной идее Алексея Иванова

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.1.16864

Аннотация: Предметом исследования является личность Ивана Грозного. Особое внимание уделяется концептуальной основе интерпретации личности этого противоречивого человека. Автор полагает, что подходы исследователей к личности Грозного были "внешними" и "механическими". На царя проецировались "комплексы условий": исторические, географические, психологические, даже алгебраические, и далее пытались понять царя, как игрушку обстоятельств. В итоге Грозный получался "непросвещенный восточным деспотом", "истерической личностью", "склейкой нескольких персон" или, напротив, "просвещенным самодержцем", "собирателем русских земель", причем даже менее "кровожадным", чем европейские монархи-современники. Автор защищает тезис, что человек, вообще живое, управляется не столько набором внешних обстоятельств (как костный мир), сколько некоторой внутренней программой, текстом и словом, наподобие ЭВМ. Автор ставит задачу найти такую программу для Грозного. Определенной подсказкой для автора послужил роман А. Иванова "Летоисчисление от Иоанна" и фильм П. Лунгина "Царь" (снятый по сценарию А. Иванова). Автор приходит к выводу, что такой программой, внутренней основой поведения Грозного могло быть восприятие окружающего как наступившего Страшного Суда и Конца Света. (Известно, что Конец Света напряженно ожидался в Европе и на Руси на рубеже XV-XVI веков.) При этом (в т.ч. с подачи окружения) Грозный воспринимал себя как Иисуса Христа Второго пришествия, как мессию, "пришедшего судить живых и мертвых". В этом смысле опричнина - "ангельское воинство", а жестокие казни - приговор реально творимого Суда.
Токмачев К.Ю. - Об одной идее Алексея Иванова c. 74-82

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.1.68567

Аннотация: Предметом исследования является личность Ивана Грозного. Особое внимание уделяется концептуальной основе интерпретации личности этого противоречивого человека. Автор полагает, что подходы исследователей к личности Грозного были "внешними" и "механическими". На царя проецировались "комплексы условий": исторические, географические, психологические, даже алгебраические, и далее пытались понять царя, как игрушку обстоятельств. В итоге Грозный получался "непросвещенный восточным деспотом", "истерической личностью", "склейкой нескольких персон" или, напротив, "просвещенным самодержцем", "собирателем русских земель", причем даже менее "кровожадным", чем европейские монархи-современники. Автор защищает тезис, что человек, вообще живое, управляется не столько набором внешних обстоятельств (как костный мир), сколько некоторой внутренней программой, текстом и словом, наподобие ЭВМ. Автор ставит задачу найти такую программу для Грозного. Определенной подсказкой для автора послужил роман А. Иванова "Летоисчисление от Иоанна" и фильм П. Лунгина "Царь" (снятый по сценарию А. Иванова). Автор приходит к выводу, что такой программой, внутренней основой поведения Грозного могло быть восприятие окружающего как наступившего Страшного Суда и Конца Света. (Известно, что Конец Света напряженно ожидался в Европе и на Руси на рубеже XV-XVI веков.) При этом (в т.ч. с подачи окружения) Грозный воспринимал себя как Иисуса Христа Второго пришествия, как мессию, "пришедшего судить живых и мертвых". В этом смысле опричнина - "ангельское воинство", а жестокие казни - приговор реально творимого Суда.
Паулюс П.Й., Овчинников В.М. - Пространственно-временные аспекты развития игровых вселенных на примере РПГ проекта "Готика" c. 76-89

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.6.26597

Аннотация: Объектом исследования выступает феномен вторичной реальности, авторами анализируются теоретические и практические аспекты восприятия природы вторичной реальности. Эти аспекты трактуются авторами как фактор видоизменения массового сознания, основанный на инструментализации предыдущего опыта, что связано с активным использованием в современной массовой культуре ряда базовых мифологем. Воплощением применения мифологем является феномен скандинавского мифа. Предметом исследования является рассмотрение мифологем и разнообразных архетипических конструкций представленных в игровой вселенной "Готика", трактуемой авторами в качестве своеобразного маркера развития соответствующей индустрии Автор в своем исследовании основывался на использовании хронологического и семиотического методов, а также метода историзма Новизна исследования заключается в рассмотрении игровых вселенных (на примере одной из них)в качестве механизма трансформации массового сознания в условиях развития современной массовой культуры Компьютерная индустрия на протяжении нескольких десятилетий активно использовала феномен скандинавского мифа, базирующегося на провинциальности с ощутимой фаталистической тенденцией, что стало одним из факторов популяризации в современном мультикультурном мировом сообществе нордического архетипа со всеми присущими ему атрибутами, связанными как с сознательной, так и с бессознательной эксплуатацией этого видоизмененного образа.
Кузовенкова Ю.А. - Виртуализация граффити и стрит-арта c. 77-89

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.12.27917

Аннотация: Современный мир заметно меняется под влиянием новых технологий. Это обстоятельство обусловило направленность нашего исследования. Его предметом является влияние коммуникационных технологий и форм передачи информации на развитие граффити и стрит-арта. В частности, рассматривается, какие характеристики указанных арт-практик были модифицированы интернетом, который принес с собой такие новые формы передачи информации, как специализированные сайты, социальные сети, фотохостинги, а также позволил транслировать аудио- и видеопередачи и фильмы на широкую аудиторию всем желающим. Исследование построено на полуструктурированных интервью, которые были взяты у граффитчиков и стрит-артистов городов Самарской области. Новизна исследования заключается в том, что нами были выявлены ослабление значимости физических пространств в рассматриваемых арт-практиках, «виртуализация» аудитории и форм признания художника, а также противоречивое отношение представителей граффити и стрит-арта к влиянию интернета на их творчество. Также было установлено, что все указанные изменения выражены в граффити и стрит-арте с разной степенью интенсивности.
Н. Б. Кириллова - Человек и миф в пространстве медиареальности c. 78-86
Аннотация: в статье освещаются вызовы информационной эпохи, влияние информационно-коммуникационных технологий на общественное сознание, рост роли медиакультуры, включающей культуру производства и передачи информации и культуру ее восприятия. Массмедиа все активнее присваивают себе функцию создания новой социально-культурной среды обитания человека — виртуального мира, зачастую воспринимаемого как объективная реальность. Они создают мифы, которые позволяют человеку воспринимать и объяснять окружающую действительность; но мифы создают и самого человека. Формирование его мировоззрения, нравственных ориентаций, целостной картины мира — одна из основных функций медиакультуры в современном обществе. В конечном итоге с помощью медиа создается особая мифологическая медийная реальность. Современный человек оказывается между мифом, созданным массмедиа, и объективной реальностью. Вот почему столь большое значение приобретает «экология культуры в пространстве экрана», важным фактором которой является система медиаобразования. Ее объектом и субъектом выступает медиачеловек — новый тип личности XXI в.
Лапкина Н.А. - Система государственных веб-ресурсов в Республике Абхазия: проблемы информационного поля

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.9883

Аннотация: Интернет пространство в современном мире является обязательной составляющей практически любого явления и события. Все самое важное, интересное, актуальное находит свое отражение в глобальной сети. Быть представленным в виртуальном пространстве - это значит быть в состоянии заявить о себе. Республика Абхазия, государство со сложным политическим статусом, на данный момент является полноценно представленным только в интернет-пространстве, поскольку большинство стран мирового сообщества рассматривают регион, как территорию аннексированную у Грузии. В статье будет подробно проанализировано развитие официальных государственных веб-ресурсов республики, проблемы наполненности информационного поля, сложности развития виртуального сектора, отсутствие своего национального домена верхнего уровня, причины отсталости в развитии негосударственных веб-ресурсов. В качестве методики анализа сайта автор статьи использует свои исследовательские разработки и европейские программы улучшения качества электронных ресурсов по культуре и этнографии.
Лапкина Н.А. - Система государственных веб-ресурсов в Республике Абхазия: проблемы информационного поля c. 607-614

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.64022

Аннотация: Интернет пространство в современном мире является обязательной составляющей практически любого явления и события. Все самое важное, интересное, актуальное находит свое отражение в глобальной сети. Быть представленным в виртуальном пространстве - это значит быть в состоянии заявить о себе. Республика Абхазия, государство со сложным политическим статусом, на данный момент является полноценно представленным только в интернет-пространстве, поскольку большинство стран мирового сообщества рассматривают регион, как территорию аннексированную у Грузии. В статье будет подробно проанализировано развитие официальных государственных веб-ресурсов республики, проблемы наполненности информационного поля, сложности развития виртуального сектора, отсутствие своего национального домена верхнего уровня, причины отсталости в развитии негосударственных веб-ресурсов. В качестве методики анализа сайта автор статьи использует свои исследовательские разработки и европейские программы улучшения качества электронных ресурсов по культуре и этнографии.
Розин В.М. - История «космогуалов» (что это – личный миф, реальность, философско-художественный дискур?)

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.6.15305

Аннотация: Одна из тем статьи – возможность синтеза науки и искусства. Обсуждая ее, автор выстраивает дискур, совмещающий в себя научный и художественный жанры. Опираясь на современные философские, семиотические, психологические и биологические исследования, В.Розин в романной форме излагает концепцию космогуалов – космических пришельцев, питающихся психоизлучениями людей и давно уже направляющих их развитие и эволюцию. В предлагаемой первой части статьи рассказывается, каким образом автор романа Марк Вадимов узнал от информатора Черного о космогуалах и что они собой представляют. Появляется в рассказе и Виктор Зун, трагически погибший друг Вадимова. Заканчивается первая часть статьи комментарием В.Розина, обсуждающим реальность и существование космогуалов. Понятно, что способ построения Розиным демонстрируемого дискурса был не совсем обычным. Он включал в себя как рациональные (философские и научные) соображения, так и художественные, как научные факты, так и фантазии. Скрепляли все эти разнородные элементы методологические соображения и творчество. В результате В.Розину удалось поставить несколько проблем: синтеза научного и художественного мышления, реальности и существования вымышленных феноменов (ведь все явления, даже очень реальные, сначала были когда-то и кем-то вымышлены), объяснения эволюции человечества. Кроме того, он реально построил научно-художественный дискурс, позволяющий обсуждать перечисленные проблемы.
Розин В.М. - История «космогуалов» (что это – личный миф, реальность, философско-художественный дискур?) c. 647-657

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.6.67060

Аннотация: Одна из тем статьи – возможность синтеза науки и искусства. Обсуждая ее, автор выстраивает дискур, совмещающий в себя научный и художественный жанры. Опираясь на современные философские, семиотические, психологические и биологические исследования, В.Розин в романной форме излагает концепцию космогуалов – космических пришельцев, питающихся психоизлучениями людей и давно уже направляющих их развитие и эволюцию. В предлагаемой первой части статьи рассказывается, каким образом автор романа Марк Вадимов узнал от информатора Черного о космогуалах и что они собой представляют. Появляется в рассказе и Виктор Зун, трагически погибший друг Вадимова. Заканчивается первая часть статьи комментарием В.Розина, обсуждающим реальность и существование космогуалов. Понятно, что способ построения Розиным демонстрируемого дискурса был не совсем обычным. Он включал в себя как рациональные (философские и научные) соображения, так и художественные, как научные факты, так и фантазии. Скрепляли все эти разнородные элементы методологические соображения и творчество. В результате В.Розину удалось поставить несколько проблем: синтеза научного и художественного мышления, реальности и существования вымышленных феноменов (ведь все явления, даже очень реальные, сначала были когда-то и кем-то вымышлены), объяснения эволюции человечества. Кроме того, он реально построил научно-художественный дискурс, позволяющий обсуждать перечисленные проблемы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.