Культура и искусство - рубрика Естествознание, техника и культура
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "Естествознание, техника и культура"
Естествознание, техника и культура
Орлова Э.А. - Синергетические идеи в изучении социокультурной микродинамики
Аннотация: в статье рассматриваются методологические возможности использования синергетики при изучении социокультурной микродинамики. Выделяются сходные положения, позволяющие провести аналогии между проблемами, имеющимися в рамках обоих направлений, и путями их решений, между используемыми ключевыми понятиями. Основное внимание уделяется способам исследования процессов порождения социокультурных целостностей и переходов от одних их фазовых состояний к другим
Ванслов В.В. - Научно-технический прогресс и культура
Аннотация: в эпоху техногенной цивилизации возникает и становится все более значительным противоречие между научно-техническим прогрессом и духовной культурой. Возрастают комфортность и внешние блага жизни, создаются новые возможности для технологий искусств и материальной основы художественной культуры. Но негативные последствия научно-технического прогресса ведут ко все большим нарушениям экологического баланса, а также создают социальные явления, способствующие обесценению и деградации человеческой личности. Представления о безграничных возможностях и об исторической бесконечности научно-технического прогресса ошибочны. В будущем неизбежен его коллапс и техногенная катастрофа, которые приведут к смене направления исторического развития. В новой, нетехногенной эпохе научно-технический прогресс потеряет приоритетное значение и будет подчинен задачам духовной культуры.
Е. В. Сальникова - Эволюция носителей информации на переломе к Новому времени: роль медицинского вскрытия и анатомического театра в контексте современной технической визуальной культуры c. 0-0
Аннотация: в центре внимания автора — переход от средневеково-ренессансной эпохи к Новому времени. В статье исследуются изменения, происходившие в XVI–XVII вв. в понимании смерти, в отношении к человеческому телу. Автор рассматривает семантику образов смерти на рубеже средних веков и Ренессанса, интерпретирует различия зрелищ Пляски смерти и анатомического театра, обращает внимание на связь развития анатомии с техническими революциями, в результате которых и рождаются современные электронные носители информации.
Попкова Н.В. - Понимание техники в современной культуре: методологическая реконструкция философских подходов c. 17-27

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.9.36099

EDN: PJAFUO

Аннотация: Предметом исследования являются отражающие понимание техники в современной культуре философские подходы к анализу техники. Проблематизация техники происходит в связи с желанием людей осуществлять управление ею, понижая детерминированность своей жизни внешними силами. Для объяснения связи техники и человека были предложены многочисленные философские подходы — системы взглядов, выражающие определенный способ видения и основанные на базовых понятиях (отражающих основные стороны предмета исследования). В зависимости от приписываемых технике свойств и целей изучения, данными подходами предлагаются различные формы ее осознания и практического освоения. На имеющемся уровне философских знаний эти концепции не систематизированы и не согласованы; подразумеваемые допущения не формулируются открыто, не всегда явно изложены основные проблемы и предпосылки исследования, учитываемые факторы, смысл употребляемых терминов.   Автор приходит к выводу, что наибольшую методологическую пользу принесет анализ этих подходов с помощью логической реконструкции: выделение философских концепций (включая артикуляцию неосознанных представлений), их сопоставление и анализ методологических оснований (выявление принципов, лежащих в их основе). Делается вывод, что наибольший потенциал для исследований имеют: социоприродный подход, анализирующий природу и человеческое общество (порождающее технику) как ступени единой лестницы эволюции, имеющие общие законы функционирования; социотехнологический подход, рассматривающий социокультурные и технические практики как порожденные коммуникационной средой; биотехнологический подход, исследующий природные и технические системы как последовательные ступени эволюции Вселенной, не учитывая субъективный фактор развития техники. В результате, разрабатывая философию техники, объединяющую все многообразие этих подходов и объясняющую их взаимное соответствие, мы проведем анализ антропологических оснований технической деятельности.
Э. А. Орлова - Синергетические идеи в изучении социокультурной микродинамики c. 18-31
Аннотация: синергетический метод определяет новую по сравнению с характерной для науки периода модерна позицию в изучении формирования и динамики систем. В сочетании с идеями постмодерна он открывает широкие возможности для изучения социокультурных процессов, в том числе для использования нового математического инструментария. В статье рассматриваются методологические возможности использования синергетики при изучении социокультурной микродинамики. Выделяются сходные положения, позволяющие провести аналогии между проблемами, имеющимися в рамках обоих направлений, и путями их решений, между используемыми ключевыми понятиями. Основное внимание уделяется способам исследования процессов порождения социокультурных целостностей и переходов от одних их фазовых состояний к другим.
В. В. Ванслов - Научно-технический прогресс и культура c. 27-33
Аннотация: в эпоху техногенной цивилизации возникает и становится все более значительным противоречие между научно-техническим прогрессом и духовной культурой. Возрастают комфортность и внешние блага жизни, создаются новые возможности для технологий искусств и материальной основы художественной культуры. Однако негативные последствия научно-технического прогресса ведут ко все большим нарушениям экологического баланса, создают социальные явления, способствующие обесценению и деградации человеческой личности. Представления о безграничных возможностях и об исторической бесконечности научно-технического прогресса ошибочны. В будущем неизбежен его коллапс и техногенная катастрофа, которые приведут к смене направления исторического развития. В новой (нетехногенной) эпохе научно-технический прогресс потеряет приоритетное значение и будет подчинен задачам духовной культуры.
Розин В.М. - Деятельность в социокультурной и природной среде c. 29-37

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.7.32667

Аннотация: В статье предлагается пересмотреть онтологию деятельности. Такая необходимость возникла, в том числе, в связи с проблемами исследования современной техники. Достаточно очевидно, что инженер и технолог действуют в сложной среде и обусловлены разными ситуациями, но теоретические представления деятельности эти обстоятельства не учитывают. Автор рассматривает традиционную картину и сценарий деятельности. Анализирует несколько ситуаций (экологическую, антропологическую, культурную, социальную, популятивную), влияющих на работу и мышление инженера и технолога. Предлагает новую схему акта деятельности. В работе реализована следующая методология исследования: постановка проблем, ситуационный и сравнительный анализы, типологический анализ, построение нарративной схемы деятельности. В результате удалось охарактеризовать ситуацию, требующую пересмотра онтологии деятельности. Показать необходимость различения нескольких сфер (значимых экологически, антропологически, культурно, социально, популятивно). Наметить схему акта деятельности, включающей по-новому истолкованного субъекта деятельности, нескольких процессов, запускаемых осуществлением деятельности, обратную связь от этих процессов к постановке целей и задач деятельности.
Попкова Н.В. - Социальные дисфункции философии в современном обществе c. 30-45

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.9.32924

Аннотация: В статье рассматривается современное содержание социальных функций философии. Философия, ранее считавшаяся одной из ведущих областей культуры и дававшая мировоззренческие основания для социальных движений, в техногенном обществе теряет популярность. Социальные функции, которые она выполняла ранее и могла бы выполнять сегодня, не встречают заинтересованности в обществе. Наука и политика не обращаются к философии с глобальными вопросами, на которые она всегда искала ответы. Делается предположение, что одна из причин угасания интереса к философии в современную эпоху – ее социальные дисфункции: философия, кроме пользы, способна приносить вред. Методология исследования включает постановку и обсуждение проблем, сравнительный и ситуационный анализ, построение понятий, культурно-исторические сопоставления, типологические построения, обобщения. В результате исследования выявлены две социальные дисфункции философии, которые могут быть причиной ее современной непопулярности. Социально-аксиологическая дисфункция расшатывает основы социального порядка, критикуя основные мировоззренческие принципы культуры. Гиперкритическая дисфункция дезориентирует человека множественностью философских учений и мешает ему выбрать собственные мировоззренческие принципы, показывая опровержимость любого мнения. Делается вывод, что философия могла бы принять более активное участие в гуманизации общества, если она будет стремиться нейтрализовать эти дисфункции и совершенствовать форму изложения философских исследований.
Попкова Н.В. - Место философии в культуре техногенного общества: критика технического разума c. 37-52

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.4.29324

Аннотация: Предметом исследования является положение философии в культуре современного техногенного общества, в том числе — ее необходимость для человека в условиях господства технической рациональности. Автор подробно рассматривает особенности технической рациональности и отличие ее характеристик от философской рациональности. Показаны противоположность взглядов на мир, формируемых этими видами рациональности, и признаки экспансии технической рациональности в область философии. Приведены основные мнения относительно цели философии и ее функций; делается вывод о конфликте целей философской и технической деятельности. Методология исследования включает постановку и обсуждение проблем, сравнительный и ситуационный анализ, культурно-исторические сопоставления, построение понятий, типологические построения, обобщения. Приведены основные постулаты технического разума — принципы, возникшие при технической деятельности и распространяющиеся на другие виды деятельности вследствие экспансии технической рациональности. Делается вывод, что философия также подвергается атаке технического разума, что в значительной степени объясняет ее кризисное положение в современном обществе. Тем не менее, именно философия способна развить новые формы мышления и стать мировоззренческой основой новых, гуманных форм деятельности.
Попкова Н.В. - Техносфера как фактор развития культуры c. 43-52

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.8.23805

Аннотация: В статье рассматривается воздействие техносферы на процессы трансформации культурных норм и образцов. Техносфера как созданная за историю человечества техногенная среда обладает собственными закономерностями, наличие которых признано современной наукой: приходится исследовать эти закономерности и модифицировать социальные практики с их учетом. Техника в современном обществе выступает как механизм порождения новых культурных смыслов, как орудие социализации и личностного развития, как фактор социальных изменений. Ставится вопрос, как рассматривать техносферу: в качестве управляемого объекта (одной из подсистем социума) или подчиняющегося собственным законам субъекта социальных изменений. Анализируются причины и сущность независимости техносферы от воли создавших ее людей. Выделяются два ее источника: недостаточная рационализация процесса творчества и зависимость человека от анонимных закономерностей социальной реальности. Делается вывод, что представление об автономности техносферы содержит скрытые противоречия: оно имеет смысл только для фиксации ее дистанцирования от породившего ее социального контекста, в моделях, элиминирующих социальную обусловленность технической деятельности. Поскольку технические практики есть разновидность социальных практик, регулируемых культурными нормами, при исследовании культурных процессов постулировать автономность техносферы нет необходимости. Тем не менее, значительное воздействие изменяющихся технологий на культуру не подлежит сомнению; особенно явным оно стало с начала активного использования социальных технологий.
Розин В.М. - Изучение и понятие техники (взгляд от методологии и культурологии) c. 74-81

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.4.35331

Аннотация: В статье ставится вопрос о природе техники, в частности, можно ли считать, что есть единая техника, которая эволюционирует и развивается в культуре, или существуют разные техники, которые в генезисе связаны между собой. Рассматриваются аргументы за и против, а также другие проблемы, разрешение которых проливает свет на природу техники. При этом автор приходит к выводу, что инвариантные характеристики техники (техника как артефакт, синергия эффектов природы и деятельности человека, как социальное тело человека, как концептуализация, как условие социальности) представляют собой не онтологию техники, а методологию.   Чтобы разрешить дилемму «техника или техники», анализируются два современных состояния техники ‒ инженерия и технология. Разводится техника как деятельность по созданию технических изделий и техника как техническая среда, существенно определяющая жизнь человека. Утверждается, что к технологии вел деятельностный поворот и поворот, которой позднее связали с менеджментом, включающим исследование и рациональную перестройку деятельности специалистами, подготовленными для решения подобных задач. В конце концов, автор склоняется в пользу принятия тезиса не об одной, а многих техниках. Завершается статья обсуждением Интернета как нового вида техники.
Попкова Н.В. - Философская культура или философская технология?

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.2.14209

Аннотация: В статье рассматриваются сущность философской культуры, причины ее малой востребованности современным массовым сознанием и пути выхода из кризисного положения. Анализируется ситуация с признанием социальной полезности философии в условиях господствующей техногенно-гедонистической рациональности. Сравнивается место философской культуры в рамках культуры классической (в качестве источника основополагающих принципов и понятий) и культуры современной эпохи (когда философия критикуется за бесполезность даже научным сообществом). Исследуется необходимость трансформации философии для современной эпохи. Основные методы исследования, реализованные в работе, — проблематизация, аналогия, методологическая схематизация, рационализация и артикуляция неявных представлений. На примере положения современной науки, перешедшей в стадию технонауки (что означает переход от задачи понимания внешней реальности к задаче ее проектирования, от объяснения — к воспроизведению). Автор рассматривает философию в качестве особой технологии, предназначенной для изменения мира внутреннего, и предлагает развивать философию в направлении, названном технофилософией. Соответственно, каждая философская система рассматривается как совокупность обосновывающих друг друга программ поведения и общения: выделяются основные метафилософские направления, имеющие разные цели исследования, и показывается возможность их истолкования в качестве различных схем автопроектирования личности философа. В результате появляется возможность использовать господство технологически направленного мировоззрения на пользу развития философии, убедительно (для современного менталитета) обосновав ее необходимость для индивида, становящегося личностью. Практическое применение проект технофилософии найдет при переосмыслении этапов развития философии и ее социальных функций, при исследовании неявной или повседневной философии (обыденные представления о жизни, ее цели и ее правилах также являются технологиями).
Попкова Н.В. - Философская культура или философская технология? c. 133-144

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.2.66070

Аннотация: В статье рассматриваются сущность философской культуры, причины ее малой востребованности современным массовым сознанием и пути выхода из кризисного положения. Анализируется ситуация с признанием социальной полезности философии в условиях господствующей техногенно-гедонистической рациональности. Сравнивается место философской культуры в рамках культуры классической (в качестве источника основополагающих принципов и понятий) и культуры современной эпохи (когда философия критикуется за бесполезность даже научным сообществом). Исследуется необходимость трансформации философии для современной эпохи. Основные методы исследования, реализованные в работе, — проблематизация, аналогия, методологическая схематизация, рационализация и артикуляция неявных представлений. На примере положения современной науки, перешедшей в стадию технонауки (что означает переход от задачи понимания внешней реальности к задаче ее проектирования, от объяснения — к воспроизведению). Автор рассматривает философию в качестве особой технологии, предназначенной для изменения мира внутреннего, и предлагает развивать философию в направлении, названном технофилософией. Соответственно, каждая философская система рассматривается как совокупность обосновывающих друг друга программ поведения и общения: выделяются основные метафилософские направления, имеющие разные цели исследования, и показывается возможность их истолкования в качестве различных схем автопроектирования личности философа. В результате появляется возможность использовать господство технологически направленного мировоззрения на пользу развития философии, убедительно (для современного менталитета) обосновав ее необходимость для индивида, становящегося личностью. Практическое применение проект технофилософии найдет при переосмыслении этапов развития философии и ее социальных функций, при исследовании неявной или повседневной философии (обыденные представления о жизни, ее цели и ее правилах также являются технологиями).
Попкова Н.В. - Место техники в античной культуре

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.17555

Аннотация: В статье рассматриваются особенности отношения к технике, характерные для античной культуры. Показано, что, хотя античная цивилизация положила начало многим нововведениям в науке, искусстве и других областях жизни, технический прогресс в ней не поощрялся и уровень развития техники мало отличался от предшествующих древних цивилизаций. Анализируется причина того, что известные античности технические изобретения часто не использовались и забывались. Исследуются мировоззренческие принципы античной культуры, относящиеся к технике и объясняющие причины недостаточного внимания к ее развитию и применению. Основные методы исследования, реализованные в работе, – проблематизация, аналогия, методологическая схематизация, рационализация и артикуляция неявных представлений. Автор рассматривает основные высказывания о технике, принадлежащие античным философам. На примере античных взглядов на человека и его место в космосе показывается не-совместимость господствующего с ту эпоху мировоззрения с активной технической транс-формацией естественных процессов. Причиной того, что античный гений прошел мимо технического прогресса, автор считает обожествление космоса и естественного порядка ве-щей, а также представление о человеке как о частице космоса, а не самостоятельной лично-сти. Подчиненность человеческой жизни космическому закону судьбы, которая была основ-ным принципом античного мировоззрения, не санкционировала попыток изменить естест-венные процессы и ориентировала на совершенствование внутреннего мира человека, а не внешних условий жизни. Практическая значимость подобных исследований вызвана поис-ком новых цивилизационных путей для современного человечества в связи с кризисом тех-ногенной цивилизации. Практическому внедрению экологичных методов хозяйствования (которому мешает инерция техногенно-гедонистического мировоззрения) должны предшест-вовать новые мировоззренческие принципы, изменение отношения людей к себе и к миру.
Попкова Н.В. - Место техники в античной культуре c. 164-171

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.67604

Аннотация: В статье рассматриваются особенности отношения к технике, характерные для античной культуры. Показано, что, хотя античная цивилизация положила начало многим нововведениям в науке, искусстве и других областях жизни, технический прогресс в ней не поощрялся и уровень развития техники мало отличался от предшествующих древних цивилизаций. Анализируется причина того, что известные античности технические изобретения часто не использовались и забывались. Исследуются мировоззренческие принципы античной культуры, относящиеся к технике и объясняющие причины недостаточного внимания к ее развитию и применению. Основные методы исследования, реализованные в работе, – проблематизация, аналогия, методологическая схематизация, рационализация и артикуляция неявных представлений. Автор рассматривает основные высказывания о технике, принадлежащие античным философам. На примере античных взглядов на человека и его место в космосе показывается не-совместимость господствующего с ту эпоху мировоззрения с активной технической транс-формацией естественных процессов. Причиной того, что античный гений прошел мимо технического прогресса, автор считает обожествление космоса и естественного порядка ве-щей, а также представление о человеке как о частице космоса, а не самостоятельной лично-сти. Подчиненность человеческой жизни космическому закону судьбы, которая была основ-ным принципом античного мировоззрения, не санкционировала попыток изменить естест-венные процессы и ориентировала на совершенствование внутреннего мира человека, а не внешних условий жизни. Практическая значимость подобных исследований вызвана поис-ком новых цивилизационных путей для современного человечества в связи с кризисом тех-ногенной цивилизации. Практическому внедрению экологичных методов хозяйствования (которому мешает инерция техногенно-гедонистического мировоззрения) должны предшест-вовать новые мировоззренческие принципы, изменение отношения людей к себе и к миру.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.