Культура и искусство - рубрика Культура и цивилизация
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "Культура и цивилизация"
Культура и цивилизация
Сиюхова А.М. - Ночь как предмет культурологического анализа
Аннотация: В статье раскрываются вопросы исследования концепта ночи в современной культурологической, философской и искусствоведческой науке. Анализируется научное освоение концепта ночи как психологического феномена, как природно-культурного фактора социализации индивидов, как обширное поле формирования культурных архетипов коллективного бессознательного. Выявляется закономерность чередования исторических периодов, начиная с первобытной эпохи и заканчивая Новой эпохой, в которых поочередно преобладают «дневной» и «ночной» типы общественного сознания. Подобное чередование проецируется на смену художественных стилей XVIII-XX вв., максимальное убыстрение которого дает основу формированию постмодернистских форм культуры и художественно-эстетической практики.
Севастьянова С.С. - "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского на экране
Аннотация: В ХХ столетии в условиях развития новых технологий представление многих произведений классического искусства поистине преображается. Как совершенно новое явление формируется экранный музыкальный театр, в ресурсах которого находится масса уникальных образцов, среди которых и экранизации фортепианного цикла М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Авторская программа композитора в фильме-балете Б. Хебера, М. Пендлетона и Ч. Дютуа, а также в мультипликационных балетах И. Ковалевской, О. Тэдзуки и А. Алексеева пересматривается, а новый аудиовизуальный текст выходит на совершенно новые обобщения. Экранные версии «Картинок с выставки» представляют собой оригинальные интерпретационные версии, во многом вписывающиеся в характерный для искусства постмодернизма деривационный процесс «игры с текстом».
Сальникова Е.В. - Роль медицинского вскрытия и анатомического театра в эволюции носителей информации
Аннотация: В центре внимания автора - переход от средневеково-ренессансной эпохи к Новому времени. В статье исследуются изменения, которые происходят в XVI-XVII в.в. в понимании смерти, в отношении к человеческому телу. Автор рассматривает семантику образов смерти на рубеже средних веков и Ренессанса. Интерпретирует различия зрелищ Пляски смерти и анатомического театра. Автор обращает внимание на связь развития анатомии с техническими революциями, в результате которых и рождаются современные электронные носители информации.
Кантор В.К. - Серебряный век: культура против цивилизации, или Победа архаических смыслов
Аннотация: с точки зрения автора статьи, Серебряный век показал, что культура способна, восстановив мифические языческие смыслы, уничтожить ту цивилизацию, до которой медленно и трудно доработалась передовая часть народа. Эта артистическая эпоха была реакцией на введение в историческое поле свободы огромных свежих масс людей. Старые системы очеловечения, гуманизации, цивилизации давали сбои — и включилась артистическая система, возвращавшая людей в доцивилизованный этап с реальными мистериями и жертвами в попытке помочь сознанию масс справиться с обрушившейся на них свободой. Человечество как бы сызнова проигрывало свое духовное развитие, сызнова дорабатываясь до предохранительных механизмов цивилизации, но уже способных совладать с человеком массы. Автор делает вывод: после катаклизмов ХХ в. Европа, включая и Россию, возвращается к ренессансной (с опорой на личность) парадигме истории.
Шемякин Я.Г. - Авангард как феномен социокультурного «пограничья»: парадокс рождения целостности в условиях доминанты многообразия
Аннотация: в статье, к написанию которой автора побудил выход в свет фундаментального труда «Авангард в культуре XX века (1900–1930 гг.): Теория. История. Поэтика» (кн. 1–2, М.: ИМЛИ РАН, 2010), авангард рассматривается через призму концепции «пограничности», выявляется эвристический потенциал системного подхода, ставится вопрос об уточнении цивилизационного «лица» авангарда. Автор приходит к выводу, что как социокультурный феномен он глобален, но не универсален, его архаические истоки ограничиваются индоевропейским ареалом; в первые три десятилетия XX в. авангардное движение охватило близкородственные цивилизации двух типов: «классическую» западную субэкумену и «пограничные» цивилизации России, Латинской Америки, Пиренейской Европы и Балкан. Восток, если и был в какой-то степени затронут движением авангарда, то лишь на поверхностном уровне, как чужеродная новация.
Кондаков И.В. - «Новая Русь» и судьба человечества: русская культура в концепции Л. Н. Гумилева

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.7334

Аннотация: статья посвящена этно-исторической концепции русской культуры по Л. Н. Гумилеву, который обнаружил в этнокультурной истории взаимосвязь между этногенезом и культурогенезом, показал зависимость культуры от ландшафта, биосферы, пассионарности других этносов. С его точки зрения, русская культура является евразийским феноменом, пограничным между оседлыми и кочевыми народами, Лесом и Степью, Востоком и Западом. Распад СССР и кризис этнокультурной идентичности многих народов, входивших в состав российской, а затем и советской империй побуждают по-новому оценить теорию этногенеза Гумилева, ее проективные и прогностические возможности применительно к современным социокультурным реалиям России XXI в.
Люсый А.П. - Боги и черти нашей наивности
Аннотация: В статье рассмотрено взаимодействие двух взглядов на наив и близкий ему по смыслу примитив в культуре и искусстве. Отмечены дискуссионные места концппции, сжделаны критические замечания, в целом же продемонстрированный в книге двойной взгляд охарактеризован как исчерпывающая на сегодняшний день картин спонтанных метаморфоз и пониманиия их сути
В. М. Алпатов - Массовое сознание и язык: Япония и Россия c. 0-0
Аннотация: статья посвящена языку как одному из тех компонентов культуры, которые наиболее четко осознаются, представление о которых имеют самые разные носители этой культуры, имеющие различный образовательный уровень. Но массовым стереотипам и предрассудкам могут быть подвержены, как показывают многочисленные примеры, видные писатели, деятели искусства и даже ученые, в том числе языковеды. Само существование массовых представлений относительно языка требует объяснения и оценок. В статье рассматриваются в сравнительном плане массовые представления о языке в двух странах: России и Японии; в отношении многоязычной России речь идет о представлениях носителей русского языка.
Алиев Р.Т., Демина А.В. - Татары на чужбине: опыт межкультурной коммуникации в условиях дальневосточного фронтира c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.11.24642

Аннотация: Статья посвящена анализу опыта межкультурной коммуникации в контексте дальневосточного фронтира, в котором, по мнению авторов, законы функционирования культуры происходят по совершенно иным векторам своего развития. В рамках данной проблемы объектом исследования выступила татарская эмигрантская община Северо-Востока Азии, а предметом — межкультурная коммуникация в контексте анализа жизни татарской общины в условиях фронтира. Исходя из предмета своего исследования, авторы поставили перед собой следующую цель — выявление и анализ культурных паттернов, характерных для процесса адаптации и интеграции татарской общины в социокультурное пространство Китая и Японии. Учитывая тот факт, что поставленная цель сформулирована на стыке нескольких научных проблем, авторы предприняли попытку соответствующим образом проанализировать объект своего исследования, используя в качестве методологических инструментов фронтирную теорию, которая позволила перенести методологический инструментарий из исторической области в культурологическую, и теорию межкультурной коммуникации, раскрывшую динамику трансформации культурных паттернов в контексте проблемы «встречи с Другим/Чужим». Новизна исследования заключается в том, что выявленный опыт межкультурной коммуникации в условиях дальневосточного фронтира, позволяет раскрыть важные законы функционирования культуры в подобных гетеротопных пространствах. Ретроспективный анализ адаптации и интеграции татарских общин в новое социокультурное пространство позволил сделать вывод, что решающую роль в данном процессе сыграли несколько факторов: политический, религиозный, национальный и внешний. Анализ трансформации культурных паттернов в новых для татарских мигрантов условиях выявил изменения лингвистических, вестиментарных и алиментарных культурных характеристик через сохранение старых элементов и заимствование у соседних культур новых.
Донских О.А. - HORROR ZIVILIZATIONIS , или ужас субъективности

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.1.13532

Аннотация: В статье исследуется проблема соотношения культуры и цивилизации. Цивилизация при этом понимается как внешнее выражение культуры, тогда как культура - это содержание цивилизации. Их развитие идет в разных направлениях, поскольку цивилизация движется к максимально возможной объективности, тогда как культура выстраивается, сохраняя субъективный момент. Это ведет к растущему напряжению в отношениях цивилизации и культуры. Цивилизация стремится избавиться от субъективности, однако ни естественные, ни социогуманитарные науки не способны указать способов избавления. Статья написана на основе анализа и синтеза понятий культуры, цивилизации и субъективности в истории науки. Используется также метод восхождения от абстрактного к конкретному. Предлагается оригинальная трактовка понятия субъективности в рамках соотношения культуры и цивилизации. Оказывается, что здание современной цивилизации выстроено на вопиющем несоответствии между возрастающей скоростью движения к единому глобализированному человечеству (на пути технического прогресса, который ввинчивает в свою орбиту общество и самого человека, трансформируя его в объективную, контролируемую составляющую), и уровнем понимания характера этого движения.
Я. Г. Шемякин - Авангард как феномен социокультурного «по граничья»: парадокс рождения целостности в условиях доминанты многообразия c. 7-25
Аннотация: в статье, к написанию которой автора побудил выход в свет фундаментального труда «Авангард в культуре XX века (1900–1930 гг.): Теория. История. Поэтика» (кн. 1–2, М.: ИМЛИ РАН, 2010), авангард рассматривается через призму концепции «пограничности», выявляется эвристический потенциал системного подхода, ставится вопрос об уточнении цивилизационного «лица» авангарда. Автор приходит к выводу, что как социокультурный феномен он глобален, но не универсален, его архаические истоки ограничиваются индоевропейским ареалом; в первые три десятилетия XX в. авангардное движение охватило близкородственные цивилизации двух типов: «классическую» западную субэкумену и «пограничные» цивилизации России, Латинской Америки, Пиренейской Европы и Балкан. Восток если и был в какой-то степени затронут движением авангарда, то лишь на поверхностном уровне, как чужеродная новация.
И. В. Кондаков - «Новая Русь» и судьба человечества: русская культура в концепции Л. Н. Гумилева c. 7-20

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.62080

Аннотация: статья посвящена этно-исторической концепции русской культуры по Л. Н. Гумилеву, который обнаружил в этнокультурной истории взаимосвязь между этногенезом и культурогенезом, показал зависимость культуры от ландшафта, биосферы, пассионарности других этносов. С его точки зрения, русская культура является евразийским феноменом, пограничным между оседлыми и кочевыми народами, Лесом и Степью, Востоком и Западом. Распад СССР и кризис этнокультурной идентичности многих народов, входивших в состав российской, а затем и советской империй побуждают по-новому оценить теорию этногенеза Гумилева, ее проективные и прогностические возможности применительно к современным социокультурным реалиям России XXI в.
Донских О.А. - HORROR ZIVILIZATIONIS, или ужас субъективности c. 7-15

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.1.65877

Аннотация: В статье исследуется проблема соотношения культуры и цивилизации. Цивилизация при этом понимается как внешнее выражение культуры, тогда как культура - это содержание цивилизации. Их развитие идет в разных направлениях, поскольку цивилизация движется к максимально возможной объективности, тогда как культура выстраивается, сохраняя субъективный момент. Это ведет к растущему напряжению в отношениях цивилизации и культуры. Цивилизация стремится избавиться от субъективности, однако ни естественные, ни социогуманитарные науки не способны указать способов избавления. Статья написана на основе анализа и синтеза понятий культуры, цивилизации и субъективности в истории науки. Используется также метод восхождения от абстрактного к конкретному. Предлагается оригинальная трактовка понятия субъективности в рамках соотношения культуры и цивилизации. Оказывается, что здание современной цивилизации выстроено на вопиющем несоответствии между возрастающей скоростью движения к единому глобализированному человечеству (на пути технического прогресса, который ввинчивает в свою орбиту общество и самого человека, трансформируя его в объективную, контролируемую составляющую), и уровнем понимания характера этого движения.
Белова Д.Н. - Мистерия символики смерти в европейской и японской живописи c. 9-26

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.4.29573

Аннотация: Статья посвящена многообразию символики смерти в европейской и японской живописи XV-XXI вв. Предметом исследования являются цветы, рассматриваемые как символическое, мистическое и смысловое обрамление различных видов смерти в европейской и японской живописи. Особое внимание уделено символическому языку цветов в трактовке смерти и различным видам смерти в живописи. Простота, изящество и изысканность японской живописи связаны с темой непостоянства и концентрации на конкретном моменте, что отражено и в живописи цветов. Применялись иконологический и сравнительно-сопоставительный методы исследования с использованием философских, культурологических и исторических научных материалов. Актуальность рассматриваемой темы определяется возрастающим интересом к культуре Японии и ее национальными особенностями. Предпринята попытка сопоставления символики цветов, участвующих в акте смерти и различного отношения европейской и японской культур к её видам. Сделан вывод, что в европейской и японской живописи большое значение имеют национальные традиции и специфика символического наполнения образа цветов, участвующих в оформлении акта смерти. Цветочная символика способствует пониманию красоты и эстетики смерти. Утрата современным европейским обществом старых традиций восприятия смерти идет в разрез с восприятием ее в японской культуре, где художники в образе цветка нашли суть человеческой жизни и смерти.
Белова Д.Н., Гуревич Т.М. - Аксиология возраста в русской и японской картинах мира c. 12-21

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.2.25716

Аннотация: В статье на материале пословиц и поговорок анализируется сформированное разными социально-историческими условиями восприятие возраста человека в языковой картине мира русских и японцев. Мы попытались выявить национально-культурную специфику восприятия такого общечеловечески важного понятия как «возраст», рассмотреть понятийную составляющую и влияние традиционной религии и культов на его формирование. Сопоставляя фразеологизмы о возрастных этапах человеческой жизни и осмысляя их, подчеркнули национальные стереотипы и представления о духовно-этическом опыте и традициях обоих народов. Для этого были использованы сравнительно-сопоставительный, лингвокультурологический анализ, а также описательный метод для уточнения образной картины окружающего мира при взаимодействии человека с ним. Предлагается подход к пониманию многослойной национальной картины мира, выраженной в пословицах и воспринимающейся носителями языка как неоспоримая истина, как мнение народа. Авторы делают вывод о наличие смыслового сходства в паремиологическом фонде двух языков, имеющем отношение к возрастным характеристикам; схожесть биологических и социальных характеристик возрастов в русской и японской культурах, подчеркивают, что специфической чертой обозначения возраста в японских пословицах и поговорках является конкретное обозначение числа лет.
В. К. Кантор - Серебряный век: культура против цивилизации, или Победа архаических смыслов c. 12-17
Аннотация: с точки зрения автора статьи, Серебряный век показал, что культура способна, восстановив мифические языческие смыслы, уничтожить ту цивилизацию, до которой медленно и трудно доработалась передовая часть народа. Эта артистическая эпоха была реакцией на введение в историческое поле свободы огромных свежих масс людей. Старые системы очеловечения, гуманизации, цивилизации давали сбои — и включилась артистическая система, возвращавшая людей в доцивилизованный этап с реальными мистериями и жертвами в попытке помочь сознанию масс справиться с обрушившейся на них свободой. Человечество как бы сызнова проигрывало свое духовное развитие, сызнова дорабатываясь до предохранительных механизмов цивилизации, но уже способных совладать с человеком массы. Автор делает вывод: после катаклизмов ХХ в. Европа, включая и Россию, возвращается к ренессансной (с опорой на личность) парадигме истории.
Т. Г. Скороходова - Новая «стыковая» культура XIX – начала XX века в восточной субэкумене: происхождение и содержание (на примере Бенгальского Возрождения) c. 18-26
Аннотация: автор предлагает теоретическую модель генезиса и динамики новых «стыковых» (Г. С. Померанц) культур в восточных регионах на основе понимания Другого как общей почвы этого процесса. Цивилизационно-культурное пограничье в модели описано как императивное присутствие Другой (Западной) культуры и ее представителей в пространстве традиционной восточной субэкумены. Отношение к Другой культуре и с той, и с другой стороны определяет процесс и результаты взаимодействия. Новая «стыковая» культура является сложным «симфоническим» синтезом ведущих диалог цивилизаций. Эвристические возможности этой модели показаны на примере Бенгальского Возрождения XIX – начала XX в., которое является первым региональным вариантом национально-культурного ренессанса в Индии.
Makarova N.И. - Супружество в Венеции периода позднего Возрождения в свете судебных институтов c. 22-33

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.8.32947

Аннотация: Предметом исследования являются несколько властных институтов Венеции периода позднего Возрождения, которые занимались вопросами брачных отношений. Брак в этот период играл не только важнейшую социальную роль, он также рассматривался церковью как одно из таинств, способствующих спасению верующих. Поэтому вопросы действительности брака или иски о раздельном проживании супругов рассматривались только церковным судом. Государственные институты ведали преступлениями против брака, наблюдали исполнение законов в отношении имущества супругов, решали вопросы опекунства несовершеннолетних и пресекали ненадлежащее поведение супругов в отношении друг друга. Особое внимание уделяется судебным институтам Венеции с точки зрения их деятельности в отношении супружества. Автор пользуется описательным методом, который дополняется и уточняется благодаря сравнительно историческому анализу политических и религиозных институтов рассматриваемой эпохи. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ случаев, например таких, как похищение женщин или нарушение мужчинами обещания жениться, которые по-разному толковались религиозными и светскими судами. В результате, в конце XVI – начале XVII века преобладание в этих вопросах получила светская администрация.
Розин В.М. - От концепции техногенной цивилизации к концепциям посткультуры и культуросоообразной техники c. 34-47

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.8.33488

Аннотация: В статье рассматривается концепция техногенной цивилизации, намеченная академиком В.С. Степиным. Анализируются условия ее мыслимости и недостатки: исторический проект Ф.Бэкона овладения процессами природы, ориентация социальных институтов на реализацию этого проекта, негативные последствия, связанные с подобной реализацией. Автор обсуждает, каким образом обычно предлагают преодолевать эти последствия. Выход, по Степину, состоит не в отказе от научно-технического прогресса, а в при¬дании ему гуманистического измерения; другой вариант (биолог Тимофеев-Ресовский) ‒ максимальное использование современных наук и инженерии, а также разумное и рациональное управление.   Автор формулирует другую концепцию, отличающуюся от высказанных двух. С его точки зрения, на смену культуре модерна приходит новая культуры, которую он называет «посткультурой». В рамках посткультуры будет формироваться и своя специфическая, культуросообразная техника, нужная для решения проблем и задач поскультуры. Кратко характеризуется замысел посткультуры и альтернативы, которые, возможно, придется решать в ходе ее становления, например, необходимость решать проблему сохранения жизни на земле. Автор видит свою задачу в постановке и обсуждении проблем и построении схемы перехода от концепции техногенной цивилизации к концепциям посткультуры и культуросоообразной техники.
Попова А.В., Шуралева М.А. - Хэмуду как образец неолитической культуры бассейна Янцзы c. 39-55

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.9.39722

EDN: ZHVCYT

Аннотация: Предметом исследования в данной работе является китайская неолитическая культура Хэмуду, с момента открытия которой в 2023 г. исполняется 50 лет. Ее возраст оценивается в 6500-7000 лет. На основе анализа археологических отчетов, материалов музея Хэмуду и исследований китайских и отечественных ученых авторы рассматривают географическое положение древнего поселения Хэмуду, историю его открытия, основные типологические особенности, вследствие чего она была определена как культура периода неолита Восточного Китая. Хэмуду оказала большое влияние на культурогенез китайской цивилизации. К культуре Хэмуду относят более 40 доисторических поселений. В данной статье авторы дали краткую характеристику одного из них – поселения Сянцзяшань (鲞架山遗址). Основными выводами проведенного исследования являются следующие: открытие и определение характерных особенностей и дальнейшее выделение культуры Хэмуду стало крупным прорывом в китайской археологии неолита. Оно доказало, что бассейны реки Янцзы и реки Хуанхэ были местами зарождения древней китайской культуры, что переписало историю развития китайской цивилизации. По своим типологическим особенностям неолитическое поселение Сянцзяшань сходно с Хэмуду, что указывает на их генетическую связь. Остатки раннего периода Сянцзяшань заполнили пробел между вторым и третьим культурными горизонтами поселения Хэмуду, сделав последовательность развития данной культуры более логичной и понятной для исследователей. Все находки, сделанные не только в поселении Хэмуду, но и в Сянцзяшань чрезвычайно важны для понимания развития китайской культуры.
Фусу Л.И. - Роль ритуалов в кризисных и лиминальных периодах личности и общества c. 40-45

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.8.30386

Аннотация: Предмет исследования. Предметом исследования являются ритуальные практики и их значение в лиминальных и кризисных ситуациях существования человека и общества. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как место кризисов в существовании и развитии мира, общества и человека, лиминальность как форма кризисных состояний, ритуалы как способ адаптации к лиминальным состояниям и защиты от негативных проявлений кризисных ситуаций. Особое внимание уделяется значению ритуалов поддержания целостности Я-концепции личности и социальной солидарности в обществе. Метод, методология исследования. Статья опирается на психоаналитический подход, также в качестве альтернативы психоанализу автор применяет аналитико-философскую парадигму, используется компаративный метод, методы анализа и синтеза. Новизна исследования. Особым вкладом автора в исследование темы является рассмотрение значения ритуалов для индивида и социума в ситуациях кризисности и лиминальности. Основным выводом исследования является тезис об интегративной роли ритуальных практик, о том, что ритуалы придают повседневной жизни устойчивость, а миру – стабильность. Новизна исследования заключается в привлечении положений аналитической философии к рассмотрению проблемы лиминальности.
Сапожникова О.А. - Ментальность монгольского народа и причины ее социокультурной трансформации c. 42-48

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.11.28014

Аннотация: Ментальность каждого из народов мира является чрезвычайно интересным феноменом истории и современности. Именно по этой причине предметом анализа в статье становится понятие ментальности монгольского этноса. Для автора в определении общих черт монгольской этноментальности приоритетными являются мировоззренческий, психологический, идеологический, географический, языковой факторы. Цель исследования заключается в необходимости раскрыть специфику феномена ментальности монгольского народа, состоящей из своеобразных мировоззренческих, нравственных, психических, чувственных и интеллектуальных аспектов, передающих историческую индивидуальность этноса. Методология работы предопределена целью и задачами исследования, а также самобытностью исследуемого материала. Ее основой стал метод аналитического изучения источников, проясняющий логику и содержание понятия «ментальность монгольского народа». Научная новизна статьи заключается в систематизации существующих знаний в вопросах ментальности монгольского народа и построена на изучении идеи универсальной истории и концепции локальных культур в философско-культурологической мысли. Теоретическая значимость подтверждается тем, что автором приведена характеристика понятий «ментальность монгольского народа», «локальные культуры», «трансформация ментальности монгольского народа» в контексте истории философско-культурологического знания. Практическая значимость подтверждается тем, что полученные результаты позволяют более широко понимать роль понятия «ментальности», идей универсальной истории и концепции локальных культур в формировании современной философии. Результатом работы стала констатация того, что в историческом контексте ментальность монгольского народа выступает неповторимым социокультурным феноменом, который проявляет себя через систему духовных ценностей и содержание духовной жизни народа. А также в индивидуальном и коллективном поведении людей, быту, образе жизни, в обычаях, вкусах, социальных и культурных традициях.
Жукова Л.Е. - Учение Б. К. С. Айенгара в контексте диалога Востока и Запада c. 43-55

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.12.35380

Аннотация: Объектом исследования является диалог культур Востока и Запада. Предметом исследования являются способы и формы ведения данного диалога в творчестве общественно-значимой личности, основателя одной из современных школ йоги Беллура Кришнамачара Сундарараджа Айенгара. В качестве цели исследования принимается рассмотрение различных аспектов взаимодействия Айенгара с представителями западной культуры на ряде этапов его жизнедеятельности. Для достижения этой цели устанавливаются условия ведения диалога, принципы эффективного взаимодействия, способы преодоления непонимания сторон. Автор проводит герменевтический анализ работ всемирно известного учителя йоги, для сбора исследуемой информации используются традиционный анализ текстов, контент-анализ и сравнительный анализ. Б. К. С. Айенгар известен, прежде всего, как основатель одной из школ йоги и популяризатор хатха-йоги, но его социальная роль до настоящего времени не изучена, хотя она заслуживает пристального внимания, учитывая общемировые тренды на здоровый образ жизни, неотъемлемой частью которых является йога. Автор стремится восполнить этот пробел, а также доказывает уникальность деятельности Айенгара в контексте общения Востока и Запада, так как в ней присутствуют все стадии, соответствующие различным подходам к ведению диалога культур. В результате исследования выявляются противоречия в позиции Айенгара в вопросе взаимоотношений западной и индийской культур, обозначается его вклад в возрождение традиций Древней Индии.
Липкин А.И. - СУБЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СПЕЦИФИКА США. 2. Специфические формы американского индивидуализма и коллективизма

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.3.14488

Аннотация: В предыдущей статье была высказана гипотеза, что США представляют собой субцивилизационную общность, которая отличается от европейской специфической формой американского индивидуализма. В этой статье мы рассматриваем, во-первых, специфические формы американского коллективизма, существующего на двух уровнях: на микроуровне различных общин и клубов в виде американской «буржуазной общины», и американские демократические институты на макроуровне страны; во-вторых – три формы американской личности, задающих национальную специфику США и сравниваем отвечающие им формы индивидуализма с европейскими аналогами с целью уточнить субцивилизационную специфику США. В-третьих, проводится сопоставление американских и российских форм индивидуализма и коллективизма. В работе используется сравнительно-исторический анализ с использованием ранее разработанной системы понятий, в центре которой находятся понятия цивилизационной, субцивилизационной и национальной общностей, формирующихся вокруг соответствующего «культурного ядра». Вводится понятие «буржуазной общины» сильно контрастирующее с характерной для российского народнического дискурса понятием "общины", прообразом которой служила "крестьянская община". Дается концентрированное изложение становления американских демократических институтов на макроуровне. Выделяются и анализируются три типа американской личности, отражающие специфику трех регионов США: Новой Англии, Юга и Запада. Дается сравнение типов коллективности и личности в США и России, а также направленности их культур (степени прагматизма и идеализма)
Липкин А.И. - Субцивилизационная специфика США. 2. Специфические формы американского индивидуализма и коллективизма c. 235-245

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.3.66369

Аннотация: В предыдущей статье была высказана гипотеза, что США представляют собой субцивилизационную общность, которая отличается от европейской специфической формой американского индивидуализма. В этой статье мы рассматриваем, во-первых, специфические формы американского коллективизма, существующего на двух уровнях: на микроуровне различных общин и клубов в виде американской «буржуазной общины», и американские демократические институты на макроуровне страны; во-вторых – три формы американской личности, задающих национальную специфику США и сравниваем отвечающие им формы индивидуализма с европейскими аналогами с целью уточнить субцивилизационную специфику США. В-третьих, проводится сопоставление американских и российских форм индивидуализма и коллективизма. В работе используется сравнительно-исторический анализ с использованием ранее разработанной системы понятий, в центре которой находятся понятия цивилизационной, субцивилизационной и национальной общностей, формирующихся вокруг соответствующего «культурного ядра». Вводится понятие «буржуазной общины» сильно контрастирующее с характерной для российского народнического дискурса понятием "общины", прообразом которой служила "крестьянская община". Дается концентрированное изложение становления американских демократических институтов на макроуровне. Выделяются и анализируются три типа американской личности, отражающие специфику трех регионов США: Новой Англии, Юга и Запада. Дается сравнение типов коллективности и личности в США и России, а также направленности их культур (степени прагматизма и идеализма)
Хренов Н.А. - Спустя столетие после первой мировой войны. Война и культура.

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.3.12260

Аннотация: События на Украине, следствием которых являются расхождения в их оценке со стороны России и Запада, возвращают к извечной проблеме взаимоотношений между России и Западом как двумя цивилизациями. Эти взаимоотношения развертываются по принципу диалога, хотя в истории были периоды, когда этот диалог нарушался. Это произошло в годы первой мировой войны, столетие с начала которой мир отмечает в 2014 году. Но обострение отношений между Россией и Западом, о чем свидетельствовала первая мировая война, не было последним. Вторая мировая война явилась следующим актом этой трагедии. Размышляя о двух мировых войнах ХХ века, автор затрагивает один из самых болезненных вопросов истории - имеющее место между разными цивилизациями непонимание, очередную вспышку которого мы наблюдаем и сегодня. В статье сделана попытка осмыслить не только то, какой ущерб наносит столкновение цивилизаций культуре, но и то, как культура проявляет себя в ситуации войны. Одной из основополагающих функций культуры является функция выживания человеческих коллективов в экстремальных ситуациях, в том числе, и в ситуации столкновений между цивилизациями. В связи с этим автор подробно уделяет внимание проблеме ментальности народов, вступивших в конфликтные отношения. Войной обычно занимаются историки и, еще точнее, военные историки. Мало кто исследует психологический фактор войны. Предполагается, что столкновение между цивилизациями это не только столкновение военных потенциалов, но и ментальностей народов. Исследование ментального фактора как значимого признака культуры в истории войн, чему и посвящена данная статья, позволит утвердить новый взгляд и на войну, и на диалог между цивилизациями, и на функции культуры в экстремальных ситуациях.
Хренов Н.А. - Спустя столетие после первой мировой войны. Война и культура. c. 324-335

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.3.65254

Аннотация: События на Украине, следствием которых являются расхождения в их оценке со стороны России и Запада, возвращают к извечной проблеме взаимоотношений между России и Западом как двумя цивилизациями. Эти взаимоотношения развертываются по принципу диалога, хотя в истории были периоды, когда этот диалог нарушался. Это произошло в годы первой мировой войны, столетие с начала которой мир отмечает в 2014 году. Но обострение отношений между Россией и Западом, о чем свидетельствовала первая мировая война, не было последним. Вторая мировая война явилась следующим актом этой трагедии. Размышляя о двух мировых войнах ХХ века, автор затрагивает один из самых болезненных вопросов истории - имеющее место между разными цивилизациями непонимание, очередную вспышку которого мы наблюдаем и сегодня. В статье сделана попытка осмыслить не только то, какой ущерб наносит столкновение цивилизаций культуре, но и то, как культура проявляет себя в ситуации войны. Одной из основополагающих функций культуры является функция выживания человеческих коллективов в экстремальных ситуациях, в том числе, и в ситуации столкновений между цивилизациями. В связи с этим автор подробно уделяет внимание проблеме ментальности народов, вступивших в конфликтные отношения. Войной обычно занимаются историки и, еще точнее, военные историки. Мало кто исследует психологический фактор войны. Предполагается, что столкновение между цивилизациями это не только столкновение военных потенциалов, но и ментальностей народов. Исследование ментального фактора как значимого признака культуры в истории войн, чему и посвящена данная статья, позволит утвердить новый взгляд и на войну, и на диалог между цивилизациями, и на функции культуры в экстремальных ситуациях.
Скороходова Т.Г. - Диалогическая герменевтика как метод понимания Другого в философии Бенгальского Возрождения

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.4.14912

Аннотация: В статье представлена реконструкция метода диалогической герменевтики, который мыслители Бенгальского Возрождения XIX – начала XX в. использовали в процессе понимания Другого. Метод описан как феномен сознания и общий путь понимания Другого, в качестве которого выступает западная культура и её представители. Общность пути понимания обусловлена как обстоятельствами городского колониального общества Индии, где развиваются новое образование и наука, так и общим желанием бенгальских интеллектуалов возрождать и развивать Индию. Допуская наличие некоторого общего для всех бенгальских интеллектуалов метода понимания, автор реконструирует его на основе феноменологического подхода и анализа текстов ключевых личностей эпохи. На основе этой методологии показана структура и особенности понимания Другого, а также действие метода диалогической герменевтики. Метод описан как траектория движения мысли, которая исходит из стремления найти универсальные основания за различиями культур и точки соприкосновения и сходства традиций, а затем от выявления глубинного сходства двигающееся к пониманию различий, обусловленных многообразием жизни. Этот метод открыл пути самопознания для индийской культуры и создал то «понимание как событие» (М. Бубер), благодаря которому Индия открылась взаимодействию с современным миром.
Скороходова Т.Г. - Диалогическая герменевтика как метод понимания Другого в философии Бенгальского Возрождения c. 373-383

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.4.66541

Аннотация: В статье представлена реконструкция метода диалогической герменевтики, который мыслители Бенгальского Возрождения XIX – начала XX в. использовали в процессе понимания Другого. Метод описан как феномен сознания и общий путь понимания Другого, в качестве которого выступает западная культура и её представители. Общность пути понимания обусловлена как обстоятельствами городского колониального общества Индии, где развиваются новое образование и наука, так и общим желанием бенгальских интеллектуалов возрождать и развивать Индию. Допуская наличие некоторого общего для всех бенгальских интеллектуалов метода понимания, автор реконструирует его на основе феноменологического подхода и анализа текстов ключевых личностей эпохи. На основе этой методологии показана структура и особенности понимания Другого, а также действие метода диалогической герменевтики. Метод описан как траектория движения мысли, которая исходит из стремления найти универсальные основания за различиями культур и точки соприкосновения и сходства традиций, а затем от выявления глубинного сходства двигающееся к пониманию различий, обусловленных многообразием жизни. Этот метод открыл пути самопознания для индийской культуры и создал то «понимание как событие» (М. Бубер), благодаря которому Индия открылась взаимодействию с современным миром.
Шилова О.Е. - Роль ЮНЕСКО в охране нематериального культурного наследия

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13516

Аннотация: В статье рассматривается роль, которую играет «Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия» в охране нематериального культурного наследия. Рассматривается содержание Конвенции и институциональная структура органов, созданных данным актом. Исследуются примеры реализации конкретных проектов по охране нематериальных культурных ценностей. Автор делает вывод, что Конвенция сыграла первостепенную роль в защите нематериальных культурных ценностей. По его мнению это отразилось в создании списка всемирного наследия нематериальных культурных ценностей, который вызвал интерес населения различных государств и популяризировал нематериальные культурные ценности. Автор также отмечает, что именно Конвенция создала институциональную основу охраны нематериальных культурных ценностей в лице таких органов как Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия и Фонд нематериального культурного наследия, что, по его словам, позволило конкретно определить на международном уровне ответственных за охрану нематериальных культурных ценностей органов. Автор также утверждает, что именно создание Фонда нематериального культурного наследия – финансирующего совместно с государствами-членами проекты, программы и другие инициативы, направленные на охрану нематериальных культурных ценностей – стало залогом конкретной и эффективной реализации деятельности по охране таких культурных ценностей.
Шилова О.Е. - Роль ЮНЕСКО в охране нематериального культурного наследия c. 611-617

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.65699

Аннотация: В статье рассматривается роль, которую играет «Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия» в охране нематериального культурного наследия. Рассматривается содержание Конвенции и институциональная структура органов, созданных данным актом. Исследуются примеры реализации конкретных проектов по охране нематериальных культурных ценностей. Автор делает вывод, что Конвенция сыграла первостепенную роль в защите нематериальных культурных ценностей. По его мнению это отразилось в создании списка всемирного наследия нематериальных культурных ценностей, который вызвал интерес населения различных государств и популяризировал нематериальные культурные ценности. Автор также отмечает, что именно Конвенция создала институциональную основу охраны нематериальных культурных ценностей в лице таких органов как Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия и Фонд нематериального культурного наследия, что, по его словам, позволило конкретно определить на международном уровне ответственных за охрану нематериальных культурных ценностей органов. Автор также утверждает, что именно создание Фонда нематериального культурного наследия – финансирующего совместно с государствами-членами проекты, программы и другие инициативы, направленные на охрану нематериальных культурных ценностей – стало залогом конкретной и эффективной реализации деятельности по охране таких культурных ценностей.
Липкин А.И. - Субцивилизационная специфика США. 1. Американский индивидуализм c. 618-633

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.65700

Аннотация: Дается описание и генезис американского индивидуализма, составляющего основу субцивилизационной специфики США по сравнению с Европой и, особенно, с Россией. Этот индивидуализм, определяемый «образом жизни» и заселения нового материка, характеризуют идеалы «self made man», «американской мечты», успеха, соревнования и риска. Рассматривается проявление этого индивидуализма в таких характерных для США явлениях как земельная, золотая, нефтяная, мясная «лихорадки», росте городов и колледжей, развитии техники, образования, науки и культуры. В работе используется сравнительно-исторический анализ с использованием ранее разработанной системы понятий, в центре которой находятся понятия цивилизационной и субцивилизационной общностей формирующихся вокруг соответствующего "культурного ядра". Наряду с выделением важнейших компонент свероамериканского субцивилизационного культурного ядра показывается, что именно субцивилизационная специфика американского индивидуализма, заложенная при формировании США в XVII - XIX вв., во многом обуславливает лидерство США в современном постиндустриальном мире. Наряду с этим выделяются социокультурные оснований склонности американцев к «прямому действию» и более простым формам высокой культуры.
Нехаева Т.В. - Михаил Алексеевич Юдин и татарская музыкальная культура 1940-х годов: по материалам казанских архивов

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.20681

Аннотация: В статье дается краткий обзор творческой деятельности в Казани русского советского композитора, профессора Ленинградской и Казанской консерваторий Михаила Алексеевича Юдина (1893-1948). Уникальность и многоплановость деятельности М.А.Юдина находит отражение в отзывах деятелей музыкальной культуры Ленинграда и Казани. Одна из задач данной статьи – рассмотреть основные проблемы музыкального творчества композитора М.А.Юдина в период 1942-1948 годов в Казани. Педагог, общественный деятель, автор большого числа сочинений для хора, М.Юдин стал первым деканом хорового факультета Казанской консерватории, открывшейся в 1945 году. В результате изучения казанских архивных фондов удалось восстановить историю создания некоторых произведений, прояснить детали, отсутствующие или ранее неверно истолкованные факты. В статье подчеркнута заслуга М.А.Юдина в создании в консерватории хоровой капеллы. В эпоху форсированного становления национальных музыкальных культур М.А.Юдин внес свой вклад в развитие оперного жанра в Татарии (опера «Фарида», 1944); плодотворным оказалось его творческое содружество с татарским композитором С.Сайдашевым («Милая Хафиза», 1943), с гармонистом Ф.Туишевым («Пионерская сюита» для струнного квартета).
Нехаева Т.В. - Михаил Алексеевич Юдин и татарская музыкальная культура 1940-х годов: по материалам казанских архивов c. 788-796

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68499

Аннотация: В статье дается краткий обзор творческой деятельности в Казани русского советского композитора, профессора Ленинградской и Казанской консерваторий Михаила Алексеевича Юдина (1893-1948). Уникальность и многоплановость деятельности М.А.Юдина находит отражение в отзывах деятелей музыкальной культуры Ленинграда и Казани. Одна из задач данной статьи – рассмотреть основные проблемы музыкального творчества композитора М.А.Юдина в период 1942-1948 годов в Казани. Педагог, общественный деятель, автор большого числа сочинений для хора, М.Юдин стал первым деканом хорового факультета Казанской консерватории, открывшейся в 1945 году. В результате изучения казанских архивных фондов удалось восстановить историю создания некоторых произведений, прояснить детали, отсутствующие или ранее неверно истолкованные факты. В статье подчеркнута заслуга М.А.Юдина в создании в консерватории хоровой капеллы. В эпоху форсированного становления национальных музыкальных культур М.А.Юдин внес свой вклад в развитие оперного жанра в Татарии (опера «Фарида», 1944); плодотворным оказалось его творческое содружество с татарским композитором С.Сайдашевым («Милая Хафиза», 1943), с гармонистом Ф.Туишевым («Пионерская сюита» для струнного квартета).
Липкин А.И. - Субцивилизационная специфика США. 1. Американский индивидуализм

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13365

Аннотация: Дается описание и генезис американского индивидуализма, составляющего основу субцивилизационной специфики США по сравнению с Европой и, особенно, с Россией. Этот индивидуализм, определяемый «образом жизни» и заселения нового материка, характеризуют идеалы «self made man», «американской мечты», успеха, соревнования и риска. Рассматривается проявление этого индивидуализма в таких характерных для США явлениях как земельная, золотая, нефтяная, мясная «лихорадки», росте городов и колледжей, развитии техники, образования, науки и культуры. В работе используется сравнительно-исторический анализ с использованием ранее разработанной системы понятий, в центре которой находятся понятия цивилизационной и субцивилизационной общностей формирующихся вокруг соответствующего "культурного ядра". Наряду с выделением важнейших компонент свероамериканского субцивилизационного культурного ядра показывается, что именно субцивилизационная специфика американского индивидуализма, заложенная при формировании США в XVII - XIX вв., во многом обуславливает лидерство США в современном постиндустриальном мире. Наряду с этим выделяются социокультурные оснований склонности американцев к «прямому действию» и более простым формам высокой культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.