по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 03, 2024
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 04-04-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2024
Виртуальная реальность
Пожаров А.И. - Неогностический миф в киберпространстве c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.70016

EDN: VZEHFE

Аннотация: Предметом исследования является функционирование неогностического мифа в киберпространстве. Подробно рассматриваются такие аспекты темы, как взаимосвязь религии и Интернета с неинструментальной точки зрения на технологии. Цифровые и сетевые технологии рассматриваются как современное вместилище религиозных представлений, а не как инструменты для обращения в свою веру или провозглашения благой вести. С помощью археологического подхода к техническим средствам массовой информации автор предлагает определять глубинные времена цифрового раскрытия технологической мистики, зависящей от специфической технической материальности, характеризующейся беспроводными сетями и мобильными устройствами. В настоящее время в мировой культуре наблюдаются тенденции к конструированию синкретического мифа, в котором содержатся элементы умирающей христианской парадигмы и привносимые в него извне или возникающие вновь тенденции. Категориальный аппарат, выработанный в дискурсе постмодернистской эстетики, позволяет применить для анализа визуальной культуры такие методы, как феноменологический, дискурсивный, герменевтический и архетипический анализ. В исследовании визуального неогностического мифа использованы концепции архетипических моделей, сюжетов, клише, теории эволюции символов, общие культурологические положения психоанализа и концепции мифа. Основными выводами проведенного исследования являются следующие. Гностическая эпистемология лежит в основе воображения киберпространства. В истории Запада есть константа, которую Эрик Дэвис называет «техно-гнозисом». В этом отношении кибергнозис был бы лишь последним воплощением глубокого явления. В мире киберкультуры техногнозис проявляется в хакерской этике, в киберпанк-литературе, в научно-фантастических фильмах и видеоиграх. С помощью археологического подхода к техническим медиа определяются глубинные моменты цифрового, показывающие, что в видеоиграх присутствует технологическая мистика, зависящая от конкретной материальности. Новое метамодернистское восприятие окружающего мира признает не только возможность восприятия различных логических и иррациональных парадигм мироустройства и получения знания о нем, но и придает положительную окраску самому плюрализму, когда разнообразие становится желаннее истинности, что характерно для киберпространства. Новизна исследования заключается в том, что исследование является основой для формирования четкого концептуального представления о феномене неогностического мифа в его визуальной форме (в отличие от вербальной) как динамической культурной модели, порожденной стратегиями цифрового искусства и реализуемой сегодня в медиакультуре.
Философия культуры
Пономарева А.С. - Абсурдизм и его отношение к вере в пьесе Беккета "В ожидании Годо" c. 17-27

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.39307

EDN: ZZAJTU

Аннотация: Целью работы является постановка проблемы отношения абсурдизма к вере, рассмотренное на примере текста литературного произведения С. Беккета "В ожидании Годо". Задачи исследования: дать философский анализ художественных образов, раскрыть специфику отношения к Богу в среде авторов-экзистенциалистов. Объектом исследования выступает текст пьесы" В ожидании Годо", предметом – связь абсурдизма с теологической и провиденциалистской установкой. Философия абсурда рассматривается как доведение экзистенциалистского мышления до своих предельных оснований. Абсурд, как антипод теории провиденциализма, представляет собой полюс в мышлении религиозного человека, отчаявшегося найти причинно-следственные связи в мире. По мнению автора, абсурдизм как философское течение укоренен как раз в религиозном мировоззрении. Автор пытается осуществить ревизию термина «абсурдизм» и найти ответ на вопрос, какое место в абсурдизме занимают поиски Бога. Исследуя произведение С. Беккета «В ожидании Годо», автор стремится доказать, что одним из источников абсурдизма является осознание покинутости Богом (в вариации «Бог умер» или «Бог отвернулся»), которое необходимым образом связывается с приписыванием Богу функции наделения смыслом вещей, процессов, явлений. Основным вкладом автора в исследование темы является выявление теологической установки в качестве базовой для философских направлений, позиционирующих себя как атеистические.
Культурное наследие, традиции и инновации
Ван В. - Молодежная «культура ханьфу» в контексте субкультурной перспективы развития уличной моды Китая c. 28-39

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.70086

EDN: JBKUQI

Аннотация: Развитие молодежного движения «Культура Ханьфу» в Китае продолжается уже более десяти лет. Целью настоящего исследования является выяснение вопроса о важности исторического влияния древней моды на современный костюм ханьфу и его восприятие молодежью страны. Объектом исследования являются общественные отношения. Эмпирический опрос на примере молодых жителей города Чэнду показал, что поклонники «культуры ханьфу» составляют абсолютное большинство, и это в основном женщины широкого возрастного диапазона и ханьская молодежь с более высоким культурным уровнем с хорошим образованием. Автор доказывает, что основными целями молодежного движения ханьфу являются: наследование, распространение и популяризация культуры ханьфу; развитие и инновации культуры ханьфу. На основе проведенных опросов и тестирований автор делает заключение о том, что подъем молодежной «культуры ханьфу» обусловлен главным образом следующими причинами: пробуждение национальной идентичности, вдохновленное продолжающимся развитием глобализации; повышение национального сознания, вызванное акцентом на историческое сознание во внутренней политике в отношении этнических меньшинств.   В процессе исследования использованы следующие методы и методология: Анализ исторических источников: исторических документов, изображений, артефактов и литературы; Анкетирование: среди различных групп населения; Личный опрос; Сравнительный анализ. Методология включала в себя комплексный подход к изучению исторического контекста и его влияния на современную моду. Представленная статья исследует историческое влияние древней моды на современную уличную моду, с учетом анкетирования, личного опроса и анализа исторических временных периодов и форм китайского костюма ханьфу. Основными выводами проведенного исследования являются выявление значительного влияния древней моды на современные тенденции уличной моды, а также понимание важности сохранения исторического наследия в современной моде. Особым вкладом автора в исследование темы является комплексный подход к анализу исторических данных и мнений различных групп общества, что позволило получить более полное представление о влиянии древней моды на современную культуру. Новизна исследования заключается в применении сочетания методов анкетирования, личного опроса и анализа исторических форм для изучения данной темы, что позволило получить уникальные результаты и глубокое понимание эволюции моды.
Искусство и искусствознание
Ли Ю. - Духовная сущность китайского морского пейзажного искусства c. 40-49

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.70121

EDN: IKUSPS

Аннотация: Статья "Духовная сущность китайского морского пейзажного искусства" исследует эволюцию и специфику морского пейзажа в китайской живописи, в контексте духовной и культурной жизни Китая. Жанр морского пейзажа в китайском искусстве начал формироваться относительно поздно, в конце 20 века, и стал значимым для современной пейзажной живописи. Особое внимание в статье уделяется редкости изображения моря и океана в традиционной китайской живописи, обусловленной философскими и эстетическими основаниями. Анализируются изменения в восприятии морской стихии, которые отражают коренные трансформации в мышлении китайского общества. Исследование охватывает исторический период с конца XX века до начала XXI века, выявляя вклад отдельных авторов и влияние западного искусства на развитие жанра. Представленный анализ демонстрирует, как через изучение морской живописи раскрывается уникальное сочетание традиционной китайской и западной эстетики, формируя новый художественный язык и подход к восприятию природы и морской стихии.  В статье используется комплексный подход, включающий историко-сравнительный анализ, стилистическую интерпретацию, чтобы исследовать эволюцию морского пейзажа в китайской живописи и его духовное и философско-эстетическое содержание. Статья исследует духовную сущность китайского морского пейзажного искусства, описывая его развитие как позднее явление в сравнении с западным искусством и как важный элемент в современной живописи Китая. Особое внимание уделяется переосмыслению традиционных художественных методов и подходов к изображению моря, рассматривая это как свидетельство кардинальных изменений в духовной жизни китайского общества. Статья обсуждает, как морской пейзаж отражает философско-эстетические изменения, особенно в последней трети XX и начале XXI веков. Авторы анализируют работы китайских художников, стремящихся найти уникальные художественные языки, интегрируя традиционные и западные элементы. Новизна исследования заключается в глубоком анализе влияния социокультурных изменений на становление и развитие морского пейзажа в китайской живописи, что позволяет лучше понять уникальность и динамику этого жанра в контексте глобальных художественных и культурных течений.
Художественная культура и творчество
Сталинская Е.П. - Ольга Леонидовна Некрасова-Каратеева: к юбилею художника, педагога, ученого и общественного деятеля c. 50-75

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.69774

EDN: PAVKTH

Аннотация: В 2023 г. Ольге Леонидовне исполнилось 80 лет. Материалом данной статьи является жизнь и творчество представителя санкт-петербургской культуры, сочетающего в себе разные направления личностного проявления в искусстве, науке и общественной деятельности. В статье анализируются особенности её авторского творчества; педагогической и культурно-просветительской деятельности; опыт практической педагогики: в художественном развитии детей, в профессиональном образовании студентов, в научном ориентировании аспирантов, в поддержке и дополнительной квалификации практикующих педагогов. Актуальность данной работы заключается в осмыслении значения художественного образования для сохранения и развития отечественной культуры, где личный педагогический опыт Ольги Леонидовны ценен для современного понимания роли и значения художественного образования в гуманитарном воспитании детей, молодежи и взрослых. Цель исследования состоит в определении личных достоинств и вклада О. Л. Некрасовой-Каратеевой в научное изучение психологических особенностей эстетического восприятия, понимания искусства и развития созидательных способностей к художественной деятельности на разных этапах взросления творческой личности. Методология исследования состоит из фактографического и систематического анализа творческо-педагогической судьбы Ольги Леонидовны. Анализ культурно-исторического контекста позволяет более глубоко понять не только саму личность Ольги Леонидовны, но и ее значительный вклад в развитие отечественной культуры, науки и искусства. Новизна исследования заключается – в комплексном подходе к анализу и изучению ее личного творческо-педагогического опыта. Отмечается важное значение научных публикаций О. Л. Некрасовой-Каратеевой в области психологии детского рисования, принципов и методов обучения основам композиции в ДПИ, методологии искусствоведения, организации и участия в научно-практических конференциях. В статье впервые приведены ранние творческие произведения Ольги Леонидовны, описываются художественно-культурные особенности многогранной деятельности, отмечаются теоретические и методико-педагогические аспекты художественного образования, проводимого ею в России. Значимость публикации необходима как пример для современных молодых педагогов-художников в личном участии и в поддержании на высоком уровне и развитии культуры и искусства. В заключение отмечается, что в разных аспектах личностно ориентированных видов деятельности, значение ее вклада велико.
Этнология и культурная антропология
Розин В.М. - Можно ли считать домашними животными пуму Месси, гепарда Герду, пантеру Луну, волчицу Киру? (человек в культуре и мир животных) c. 76-88

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.69503

EDN: RQSSKU

Аннотация: В статье обсуждается новая тенденция заводить в некоторых домах диких животных (больших кошек, лисиц, хорьков и др.), причем оказывается, что поскольку их воспитывают с детства, любят и заботятся о них, они ведут себя как домашние животные (собаки и кошки). Ставится вопрос, можно ли этих животных все же считать домашними или нет. Для решения задаются характеристики, позволяющие различить диких и домашних животных, и ставится вопрос, можно ли их применить к данному случаю. Для осмысления этого нового класса животных вводится понятие «антропожив» и показывается, что их психика отличается от психики диких животных, она ближе к домашним. Предлагается объяснение экспериментов генетика Дмитрия Беляева по одомашниванию серебристых лисиц.   Автор утверждает, что эволюция лис шла под влиянием двух факторов ‒ не только генетического отбора, как считал Беляев, но и воздействия среды, создаваемой человеком, среды, способствующей формированию антропоживов. Обращается внимание на то, что что человек продолжает теснить крупных диких животных. Ему все больше нужно земли под коз, коров, лошадей, свиней, домашних птиц, под сельскохозяйственные угодья. Парадокс ‒ наших больших кошек антропоживов кормят мясом этих домашних животных. В конце статьи гипотеза Беляева, по которой мы являемся «самоодомашнившимися» обезьянами, чьи врожденные психологические склонности, поведение и социальное устройство радикально изменились под действием отбора на пониженную агрессивность, сравнивается с гипотезой автора о роли знаков в происхождении человека. Он показывает, что одомашнивание происходило в результате перехода гоминид к «парадоксальному поведению», потребовавшему на основе сигнальной системы создать знаковую. Последняя позволила гоминидам по команде вожака действовать вопреки биологической очевидности. Необходимым условием этого выступало обусловленное знаками воображение, которое помогло изобрести и первые орудия.
Культура и культуры
Семерицкая О.В. - Нематериальное наследие народных художественных промыслов c. 89-102

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.70042

EDN: UQMIFC

Аннотация: Объектом исследования является нематериальное наследие народных художественных промыслов России как явления традиционной культуры. Особое внимание автора уделено объектному содержанию нематериального наследия промыслов, а также формам их сохранения и актуализации. Исследование берет свое начало с определения понятия нематериального наследия народных художественных промыслов. Формулируется понятие носителя нематериального наследия промыслов. Определение морфологии нематериального наследия промыслов строится на основе анализа нематериальной части художественного, промышленного, этнокультурного и религиозного наследия промыслов. Важной частью исследования является анализ современных практик сохранения и актуализации нематериального наследия промыслов с целью выработки оптимальных форм и методов. Особо подчеркивается значение такой формы сохранения и трансляции нематериального наследия народных художественных промыслов как музеефикация.   Определение понятия нематериального наследия промыслов и структурный анализ этого фрагмента культурного наследия осуществлялось на основании признания наследия системным образованием. Научная новизна данного исследования заключается в определении народных художественных промыслов как явления традиционной культуры, ключевым компонентом которого является традиция, объективированная, в первую очередь, в нематериальном виде. Впервые дается определение понятия нематериального наследия народных художественных промыслов на основе анализа историографии и законотворческой практики и дается морфологический разбор этого вида наследия промыслов на основе обобщения и анализа опыта его сохранения и актуализации. Нематериальное наследие художественных промыслов - художественно-изобразительный язык промысловых изделий, техники и технологии их изготовления и декорирования, социальные способы передачи знаний и мастерства, нравы, быт и жизненный уклад на промысле - обладают высокой ценностью с информационной и аксиологической точек зрения и нуждаются в сохранении и трансляции.
Социология культуры, социокультура
Соколова А.Н. - Современные практики куначества и добрососедства на Юге России c. 103-116

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.40623

EDN: URBMHB

Аннотация: Выявляются современные практики установления добрососедских отношений между субъектами Юга России, реализованные через фестивальные проекты и различные социальные и культурные мероприятия, организованные лидерами общественных организаций и представителями правительственных структур. Показано, как фестиваль «Мир Кавказу», стартовавший в 1996 г., повлиял на установлении мирного диалога между представителями Ингушетии и Осетии, между артистами профессиональных коллективов всего Юга России; психологически настраивал людей на общегражданское единство и позитивное отношение друг к другу. Расширение содержательных рамок Фестиваля, включение в него выставок декоративно-прикладного искусства и демонстраций «Подворий» позволило также расширить состав участников фестивалей, включить в его программы самодеятельные коллективы и солистов. Обсуждаются вопросы выбора локаций фестивалей, их финансирования, установленных традиций и поэтапное расширении географии участников.   Выявлены определенные проблемы фестивалей "Мир Кавказу", связанные с отсутствием новых «живительных сил», нацеленных на достижение генеральной цели – установления мира и согласия на Юге России. Впервые показаны другие практики куначества между творческими коллективами и их руководителями (Виктор Захарченко и Аслан Нехай), а также примеры по продвижению инициатив, направленных на выделение фактов добрососедства и сотрудничества. К ним причислены фестиваль документального кино «Кунаки» и проект «Куначество», осуществляемый силами Министерства по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей Кабардино-Балкарской республики. Задача широкого повсеместного распространения дружественных инициатив сегодня является первоочередной для всех уровней организации общественных взаимодействий. Необходимо фокусировать внимание на том, что объединяет народы, содействуя мирному повседневному сотрудничеству, психологически настраивая людей на общегражданское единство и позитивное отношение друг к другу.
Культурное наследие, традиции и инновации
Аданькина А.В. - Экспонат Государственного музея Востока «Голова с трехлапой жабой»: вопросы атрибуции c. 117-125

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.70063

EDN: WDSZIA

Аннотация: Объектом данного исследования является деятельность музея в сфере хранения, изучения и атрибуции памятников материальной культуры. Предметом работы выступает экспонат постоянной коллекции раздела «Искусство Китая» Государственного музея Востока, обозначенный как «Голова с трехлапой жабой». Цель настоящей статьи – рассмотреть проблемы атрибуции данного музейного предмета и предложить пути к их решению для проведения последующей переатрибуции на основе полученных в ходе изучения новых сведений. Автор рассматривает связь «Головы…» с массовой культурой, разбирает данные Государственного музея Востока о предполагаемых реальных прототипах скульптуры, а также легитимность выдвигаемых предположений. Особое внимание уделяется важности постоянного изучения музеем первоисточников – хранимых предметов, актуализации сведений о них благодаря новым исследованиям и технологиям.  Работа над исследованием велась в рамках междисциплинарного подхода, применялись такие методы как историко-типологический, историко-генетический, сравнительный анализ, а также метод интерпретации произведения искусства. В ходе анализа автором приводятся сведения, на основе которых ставится под вопрос верность утверждений в официальных каналах информации Государственного музея Востока относительно экспоната «Голова с трехлапой жабой». Подвергается сомнению датировка предмета периодом Хань, поскольку годы жизни личностей, указанных в качестве возможных прототипов «Головы…» – Хоу-сяня, Лю Хара и Го Сяна – относятся к более позднему времени. Отмечается, что предполагаемое предназначение «Головы…» – замещение в погребении настоящей у обезглавленного человека – оказывается достаточно поздней практикой и не соотносится с датировкой создания экспоната. Выдвигается гипотеза о возможном не-китайском происхождении традиции подобного вида изображений. Собранные данные могут стать основой для переатрибуции экспоната, более тщательного его изучения и заполнения «белых пятен» в его биографии. Выявление более точной и определенной датировки и региона происхождения данного музейного предмета положительно повлияет на комплексное знание о нем, расширит сведения о погребальной культуре и мифологической традиции Китая.
Художественная культура и творчество
Сонина О.Э. - Концептуальные подходы к дизайну рекламно-информационного сопровождения выставки современного искусства c. 126-141

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.70032

EDN: VVQWCM

Аннотация: В статье рассматриваются принципы художественной организации рекламно-информационного сопровождения международных периодических выставочных проектов современного искусства периода XX-XXI вв., развитие которых обусловлено широким диапазоном художественных практик и поиском эффективных и динамичных средств коммуникации с аудиторией. Объектом исследования являются носители информации о выставочном проекте — печатные издания, наружная реклама, цифровые носители, информационное наполнение выставочной среды. Целью данной статьи является комплексный анализ концептуальных подходов к дизайну рекламно-информационного сопровождения современных российских и зарубежных периодических выставочных проектов. Периодичность позволяет проследить динамику трансформации отдельных элементов выставочного оформления, их взаимосвязь с идейным содержанием выставок, определить выразительные средства и художественно-образные решения дизайна рекламно-информационного сопровождения, выявить общекультурные факторы, влияющие на его становление.      С целью воспроизведения целостной картины развития рекламно-информационного сопровождения биеннале в статье используется системный подход, формально-стилистический и сравнительный методы. Анализ элементов графического оформления систем международной выставки documenta и Уральской индустриальной биеннале современного искусства позволил выявить специфику выставочной айдентики, связь с концептуальным содержанием и организационной структурой проектов. Отмечается, что отличительной чертой художественно-образной организации айдентики является стремление, с одной стороны, сохранить логические или визуальные связи с историей проекта, а, с другой — противопоставить ее предшествующим версиям. Автор статьи приходит к выводу, что развитие дизайна рекламно-информационного сопровождения, как синтетической деятельности, обусловлено постоянным творческим поиском нового концептуального содержания выставки и переосмыслением композиционных средств графического оформления носителей информации о проекте, экспериментами с новыми материалами, вовлекающими посетителей в дискуссию о природе современного искусства.
Искусство и искусствознание
Чжан Ч. - Основные тенденции развития современного искусства волокна в Китае c. 142-152

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.69971

EDN: VZWISH

Аннотация: С укреплением культурных обменов с международным сообществом современное искусство волокна Китая стало быстро развиваться. В связи с этим вскрываются определенные проблемы, которые требуют исследования и решения. Таким образом, предметом исследования стал процесс развития китайского современного искусства волокна, а также уточнение роли, которую сыграло проведение Китаем Международных биеннале искусства волокна «От Лозанны до Пекина» в развитии китайского современного искусства волокна. Цель статьи заключается в следующих аспектах: во-первых, определение роли инновационных технологий в развитии художественной сферы; во-вторых, прослеживание влияния того, как развитие форм и материалов китайского современного искусства волокна влияет на формы творчества художников; наконец, в-третьих, проведение сравнения текущих ситуаций в искусстве волокна в Китае и зарубежных странах с целью выявления ближайшей перспективы развития в этой области.  Для достижения данной цели были использованы научные методы исторический анализ, сравнительный анализ, тематические исследования и контент-анализ для изучения развития современного искусства волокон в Китае и его будущих тенденций. Данное исследование представляет собой глубокий анализ влияния Международной биеннале искусства волокна от Лозанны до Пекина на развитие современного искусства волокна в Китае, исследует роль инновационных технологий в сфере искусства и то, как развитие современных форм и материалов искусства волокна повлияло на творческие формы художников. Вместе с тем, сравнивая современную ситуацию с искусством волокон в Китае и за рубежом, данное исследование раскрывает перспективы развития искусства волокон в Китае. Анализ данной области позволяет сделать вывод, что с углублением художественных обменов в стране и за рубежом рынок и коллекция китайского искусства волокна будут постепенно формироваться, предоставляя художникам больше возможностей для демонстрации и развития, а также продвигая китайское искусство волокна на мировую арену.
Стили, течения, школы
Попова Л.В. - Миф и реальность в творчестве итальянских неореалистов c. 153-164

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.70172

EDN: WZSLAY

Аннотация: Объектом исследования является неореализм ― течение в итальянском кино 1940–1950-х гг. Предметом исследования является творчество режиссеров-неореалистов Роберто Росселлини, Чезаре Дзаваттини, Джузеппе де Сантиса, Витторио де Сики, Альберто Латуады. Черты неореализма присущи также раннему творчеству режиссеров Лукино Висконти («Одержимость» 1943 г., «Земля дрожит» 1948 г.), Федерико Феллини («Дорога» 1954 г., «Ночи Кабирии» 1957 г.), Пьеро Паоло Пазолини («Аккатоне» 1961 г., «Мама Рома» 1962 г.), Микеланджело Антониони «Люди с реки По» 1947 г.). Неореализм складывается под влиянием французского поэтического реализма, а также, под влиянием веризма, особенно, творчества Л. Пиранделло. В центре внимания неореалистов стал человек во взаимодействии с обществом, окружающей средой.  Целью данного исследования является рассмотрение особенностей реализма и неореализма, рассмотрение пространства, создаваемого режиссерами. В данном исследовании применяются различные методы исследования - феноменологический, интертекстуальный, сравнительный, герменевтический, метод контент-анализа - в их сочетании и взаимодополнительности. Научная новизна данного исследования заключена в противопоставлении мифологического и реального пространства в фильмах итальянских режиссеров, а также в применении комплексного подхода. Основным выводом данного исследования является тезис, что миф и реальность в творчестве итальянских неореалистов взаимодействуют друг с другом. Несмотря на документальный подход к съемке, неореалисты создают свою, особую реальность, обращаются к истории и мифу. Понятие «неореализм» довольно сложное, многие его представители называли себя реалистами. В центре внимания неореализма становится человек во взаимодействии с обществом, с окружающей средой. В качестве принципов неореализма можно выделить хоральность, то есть, взаимодействие людей. Отдельной чертой неореализма является обращение к фантазии. Ф. Феллини и М. Антониони открывают новую главу в истории итальянского кинематографа.
Музыка и музыкальная культура
Майданевич Т.Л. - Фортепианные циклы итальянских композиторов конца XIX – первой половины XX века: к проблеме программности c. 165-177

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.70096

EDN: WPSBJG

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является фортепианное творчество итальянских композиторов конца XIX – первой половины XX столетия. Предметом – программность в инструментальной музыке, представленной жанром фортепианного цикла. Опираясь на определение программности Ф. Листа, Б. В. Асафьева и классификацию ее видов, разработанную в трудах отечественных музыковедов М. Г. Арановского, Л. П. Казанцевой, Ю. Н. Хохлова, автор выявляет особенности ее претворения в фортепианных циклах известных итальянских композиторов Ф. Бузони, Дж. Ф. Малипьеро, А. Казеллы, В. Риети, М. Кастельнуово-Тедеско, созданных в исследуемый исторический период. Особое внимание уделяется рассмотрению вопроса о продолжении традиции воплощения программности в фортепианных циклах, заложенной композиторами-романтиками, а также выявлению национальных черт, характерных для итальянского искусства в целом. В статье использован комплексный подход, включающий системно-исторический и сравнительный методы анализа, которые способствовали обнаружить связь с традицией и сравнить различные пути реализации программности в музыкальных сочинениях. Автор также обратился к методу музыкально-теоретического анализа, объединяющему стилистический, структурно-композиционный и тематический подходы. Новизна исследования заключается в развитии одного из важных и актуальных направлений музыкознания, связанного с синтезом искусств, взаимодействием слова и музыки в рамках решения конкретной задачи: претворения различных видов программности. Особым вкладом автора в разработку данной темы является введение в научный оборот новых, ранее не изучавшихся сочинений итальянских мастеров, рассмотрение на их примере различных видов программности в тесной связи со сложившейся в западноевропейском искусстве традицией и выявление путей ее обновления. Важнейшей чертой является целостность фортепианных циклов, формирующаяся на эмоционально-образном, стилистическом, композиционном, тональном уровнях. В заключении делается вывод о своеобразии фортепианных циклов итальянских композиторов, которое проявляется в тесной связи с национальным искусством.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.