по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 01, 2024
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 06-02-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2024
Архитектура и дизайн
Сохацкая Д.Г. - Городское пространство: архетипические модели, морфологические свойства, мифологические сюжеты. Методика комплексного изучения c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.1.69568

EDN: PSNGKN

Аннотация: Объектом исследования является культурное пространство города. Предметом исследования являются морфологические свойства и мифологические сюжеты культурного пространства города (на примере г. Комсомольска-на-Амуре). Автор подробно рассматривает комплексное изучение культурного пространства города в призме историко-культурного, философско-культурологического, психоаналитического, символического, лингвистического и семиологического подходов. Сформирован авторский способ исследования городского пространства, базирующийся на линии мифа (лемниската Бернулли). Изучены и рассмотрены литературные, художественные произведения для выявления архетипических моделей и их морфологических свойств города Комсомольска-на-Амуре. Выявлены некоторые мифологические сюжеты и способы преобразования культурного пространства. Особое внимание уделяется анализу художественных текстов для выявления художественного образа культурного пространства города. Представлено описание ряда архитектурных объектов и интерпретация некоторых декоративных элементов. В исследовании используются традиционные подходы к изучению культурного пространства города, а также предпринимается попытка дополнить границы исследования на основе интерпретации мифических сюжетов, мифологемы с использованием технематической составляющей – Лемнискатой Бернулли. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе традиционных и технематических подходов исследовано культурное пространство города Комсомольска-на-Амуре на основе анализа мифологических сюжетов города Комсомольска-на-Амуре, художественных текстов, литературных и архитектурных произведений. Выявлены морфологические свойства культурного пространства города. Основным выводом исследования является то, что используя междисциплинарный подход в изучении культурного пространства города выявлены возможности в его идентификации. С помощью технематичности или математического анализа, интерпретации литературных и художественных текстов, а также разностороннего комплексного изучения архитектурных объектов и его декоративных, выразительных средств стало возможным трактовать эти знания как способ преобразования культурного пространства города. Данное исследование открывает возможности для более тщательного изучения линии мифа как одного из возможных вариантов преобразования пространства города, сохранении исторического, архитектурного, художественного и литературного наследия.
Культура и культуры
Панкратова А.В. - Эйдическая иерархия как основа вертикально ориентированной эстетики c. 17-30

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.1.69643

EDN: MYDDAS

Аннотация: Объектом данного исследования является организация визуальной культуры в вертикально ориентированной парадигме. Предметом исследования является эйдическая иерархия как основа организации визуальной среды в вертикально ориентированной парадигме. Цель данного исследования – эксплицировать эйдическую иерархию как основу эстетических представлений в вертикально ориентированной парадигме (для дальнейшего конструирования на основе данной умозрительной модели концепции эйдической дизайн-среды). Современная культура пришла к полному эстетическому релятивизму под влиянием модернизма. Сегодня в искусстве допустимо всё, поэтому художников и дизайнеров активно вытесняют из профессии нейросети. Нейросети являются продуктом горизонтально ориентированной культуры, в которой одинаково ценными признаются любые объекты, так как отсутствует апелляция к сверх-объекту. Поэтому сегодня актуальным становится перенести фокус исследовательского внимания на противоположную организацию культуры – вертикально ориентированную, признающую трансцендентную реальность. Такая культура должна иметь четкие критерии искусства, детерминированные эйдической иерархией. В разграничении вертикально и горизонтально ориентированной парадигмы автор опирается на А. Г. Дугина. Основной метод автора – семиотический анализ, позволяющий увидеть трансцендентное означаемое в культуре. Также автор опирается на учение Платона об эйдической иерархичности бытия. Основной вывод исследования заключается в том, что в вертикальной ориентированной парадигме существует четкая эстетическая иерархия, которая сегодня отсутствует в культуре в виду её горизонтальной ориентации. Вертикально ориентированная парадигма связана с представлением об эйдической иерархичности бытия. Канон, складывающийся веками, был инструментом для изображения эйдических форм вещей, не феноменов, а ноуменов. В современной культуре переориентация на наличие сверх-объекта может стать возможностью сохранить профессию художника и само искусство. Данное исследование является частью более крупного исследования, связанного с эйдической составляющей дизайна как феномена культуры. В данной статье важно было осветить момент эйдической иерархичности устройства вертикально ориентированной парадигмы, чтобы в дальнейшем показать, как данный подход может быть реализован в современной визуальной среде.
Антонова А.А. - Культурные и национальные особенности в работах современных художников Южной Кореи c. 31-43

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.1.39661

EDN: MCESPL

Аннотация: Предметом данного исследования выступают актуальные проекты (инсталляции, картины, скульптуры, перфомансы) современных южнокорейских художников, содержащие в себе символы, элементы или культурные артефакты, относящиеся к локальной идентичности страны. В статье предпринята попытка выявления основных тем, мотивов и техник, которые используются в корейском современном искусстве для усиления акцента на вопросах самоидентификации нации в рамках глобальных тем и проблем современного мира. Для осуществления данной цели выделяются основные признанные мировым арт-сообществом южнокорейские художники (Кимсуджа, Со До Хо, Ли Су Гён, Кван Йонг Чан, Пак Чхангён, Хам Гёна, Юн Соннам), творчество которых напрямую связано с традиционными культурными элементами своей страны. Их проекты, темы и техники исследуются с точки зрения взаимодействия глобальных и локальных процессов в современном обществе. Актуальность работы заключается попытке выявить уникальные процессы, протекающие в современном южнокорейском искусстве. Точечные исследования азиатской художественной культуры включают себя зачастую либо исследование творческого пути отдельных артистов, либо рассмотрение основных течений и направлений. В данной работе предпринята попытка посмотреть на южнокорейское искусство с точки зрения тем, технологий, которые присущи только локальной корейской культуре, и выявить точки их соприкосновения с глобальными вопросами и проблемами. В этом и заключается научная новизна исследования. Ряд современных южнокорейских художников, создают произведения искусства на основе своего жизненного опыта, напрямую связанного с традициями своей страны. В их работах возникают темы, связанные с поиском и отражением культурной идентичности и самоидентификации. В работе использованы как общенаучные методы исследования: аналитический, и сравнительный, так и специальный метод искусствоведения: структурно-функциональный.
Чайка Н.М. - Методические принципы преподавания рисунка в процессе подготовки художника анимации и компьютерной графики c. 44-52

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.1.39563

EDN: CIVYIA

Аннотация: Предметом исследования выделены основополагающие методические принципы преподавания рисунка для обучающихся направления подготовки 54.05.03 графика, художник анимации и компьютерной графики кафедры графического искусства и коммуникативного дизайна Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна: принцип поэтапности создания рисунка, выполнение его от цельного к элементарному и наоборот, принцип структурного анализа передачи формы в рисунке, активные методы привлечения к усилению мыслительной активности, проявлению креативности; углубленного изучения изображаемой натуры; применение наглядности, постановка проблемы, систематичная организация натурных постановок, совместные обсуждения выполненных работ, комментарии педагога, пространственное мышления, композиционное построение; самостоятельная работа. Цель: применение методических принципов в работе с обучающимися. Метод: изучение научного, исторического опыта разработки, применения методических принципов. Результаты работы: в курс подготовки художника анимации и компьютерной графики частично внедрены методологические принципы преподавания рисунка. Выявлены некоторые недостатки в работе с абитуриентами и обучающимися первых курсов. Рассмотрены еще не все этапы подготовки обучающихся от абитуриентов до последних курсов, их профессиональное становление в области рисунка. Область применения результатов: обучающиеся направления подготовки 54.05.03 графика, художник анимации и компьютерной графики. Новизна в том, что эти принципы применены именно к данной области обучения. Выводы: Исследованы методологические принципы преподавания рисунка для обучающихся вуза. Выделены необходимые способы и методы образования. Выявлена необходимость проследить применение этих принципов от первого курса до последнего.
Культурное наследие, традиции и инновации
Корнеева А.А. - Сеть литературных музеев Москвы: формирование и современное состояние в контексте историко-культурного процесса c. 53-67

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.1.69565

EDN: CKUVCI

Аннотация: Предметом исследования является сеть литературных музеев Москвы, которая является крупнейшей в стране. В статье рассматривается история формирования и современное состояние сети литературных музеев столицы в контексте историко-культурного процесса. Хронологические рамки охватывают период с XIX в. по настоящее время. Это обусловлено моментом появления в Москве первых протомузейных форм литературных музеев, первых музеев этого профиля, а также становления и развития их сети. Обозначены значимые исторические и культурные предпосылки для возникновения музеев данного профиля. Рассмотрены основные периоды в истории формирования и развития сети литературных музеев в контексте периодизации истории музейного дела и исторического процесса в стране. Выявлены не только литературные, но и близкие им музеи книги, а также учреждения музейного типа литературной тематики, памятные места, связанные с писателями и литературным процессом. Проведен качественный и количественный анализ сети литературных музеев в Москве в контексте историко-культурного процесса, произведена статистическая обработка результатов. Новизна исследования заключается в выявлении общего количества литературных музеев в Москве, включая государственные, муниципальные, ведомственные, общественные, частные и школьные. В рамках данной профильной группы выявлены как монографические музеи, так и музеи истории литературы (отражающие различные явления в истории литературы и литературного процесса и включающие музей национальной литературы, музеи литературных жанров, музеи детской литературы, музеи сказки, музеи литературных произведений и их героев). Проведенный анализ позволяет зафиксировать объективную картину развития сети литературных музеев Москвы в контексте историко-культурного процесса, заполнить лакуны в статистических данных и более полно представить данную профильную группу музеев в рамках музейной сети столицы. Особым вкладом автора в исследование темы является качественно и количественно исследованная история формирования сети литературных музеев Москвы, подтверждающая уже существующую периодизацию, ее соотношение с ключевыми факторами, которые оказали влияние на создание новых литературных музеев: частные лица, общественные организации, политика государства, культурное развитие страны в целом.
Экранная культура и экранные искусства
Прокудин Г.А. - Фильмы жанра космический хоррор, как попытка помыслить мир–не–для–нас. c. 68-78

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.1.69444

EDN: CLZCGE

Аннотация: В статье рассматривается проблема закрытости мира-в-себе в силу непреодолимости человеческой субъективности в процессе познания мира. В философии позитивизма и спекулятивизма тезис о фундаментальной непознаваемости реальности позволяет вывести целый аспект мира, недоступный к познанию аналитическими методами. Эта часть мира в силу своей фундаментальной сокрытости сопротивляется всякому рациональному познанию, но, тем не менее, может проявляться особым образом, имеющим больше общего с мистическим опытом, чем с объективным познанием. Цель статьи – предложить образный язык кинотекстов жанра космического ужаса в качестве способа помыслить мир-в-себе, иначе недоступный для познания. Анализ производится на примере двух текстов – «Сквозь Горизонт» (реж. Пол У. С. Андерсон, 1997) и «Пекло» (реж. Д. Бойл, 2007). В качестве метода исследования выбран системный киноанализ. Экранные произведения анализируются с точки зрения того, как предмет исследования раскрывается через структурные элементы кинопроизведения. Основными выводами исследования являются тезисы о том, что экранные произведения в жанре ужасов, в частности космического хоррора, могут быть использованы как способ помыслить аспект мира, недоступный познанию рациональными методами. Это возможно в силу того, что фундаментальная сокрытость мира-не-для-нас с одной стороны делает его недоступным для традиционного анализа, а с другой - сближает с мистическим опытом. Фильмы жанра космического ужаса, и в особенности те из них, которые являются продолжателями т. н. лавкрафтовской традиции используют характерную пугающую образность чтобы вызвать у зрителя ощущение потустороннего, мистического, создать то же ощущение жуткого, которое возникает когда мир-не-для-нас проявляет себя. Но кроме образов, сама структура повествования фильма и его средства выразительности работают на то, чтобы направить мысль зрителя в сторону осмысления этого странного скрытого от нас мира.
Музыка и музыкальная культура
Порубина М.В. - Вариации на тему «балет» в творчестве Эрика Сати c. 79-92

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.1.69614

EDN: COTHJL

Аннотация: Творчество Эрика Сати, его ценностная оценка, равно как и особенности ненормативного художественного мышления автора неоднократно становились предметом музыковедческих дискуссий, однако по-прежнему целый ряд его художественных открытий в разных жанровых областях остается вне поля зрения исследователей. В предлагаемой статье анализируется балетное творчество французского композитора, ставшее пространством экспериментирования в процессе поиска нового облика музыкально-хореографического спектакля. В качестве материала исследования привлекается не только одиозный «Парад», ставший манифестом «нового искусства», но и другие четыре произведения Эрика Сати в жанре балета, без изучения которых невозможно составить целостную картину этой сферы («Успуд», «Приключения Меркурия», «Эксцентричная красавица», «Спектакль отменяется»). Их рассмотрение с точки зрения эволюции подхода автора к созданию музыки к балетному спектаклю, а также в аспекте выявления содержательно-смысловых, композиционно-драматургических и стилистических новаций является предметом исследования в данной статье.   В процессе изучения проблемы применяется комплексный подход, сочетающий сравнительный и культурно-исторический методы с теоретико-аналитическими инструментами музыкознания. В ходе проведенного анализа автор приходит к выводу, что трансформации подвергаются все компоненты художественного целого балетного спектакля. На сюжетно-смысловом уровне происходит постепенный отказ от традиционного либретто, процессуально раскрывающего фабулу происходящего на сцене, в пользу небольшого сценарного плана, решенного зачастую без сквозного развития и причинно-следственных связей между эпизодами. Композиционно-драматургическое решение балетов опирается на корневую для жанра сюитность, интерпретированную, однако, в модифицированном виде, с активным привлечением комбинаторности и монтажности. Музыкально-стилистический облик спектаклей также зачастую определяется «антиакадемической» концепцией, характерной не только для этого жанра, но и для творчества Эрика Сати в целом. Звуковое пространство балетов композитора в высокой степени гетерогенно и представляет собой микс академических музыкальных традиций с культурой повседневности, как музыкальной (мюзик-холл, кабаре, джаз), так и внемузыкальной (использование в партитуре «Парада» бытовых предметов, воспроизводящих шум городской среды).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.