по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 09, 2023
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 05-10-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2023
Теоретическая культурология и теория культуры
Гуцаленко О.В. - Фольклор и фольклоризм в культурологическом аспекте c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.9.44004

EDN: XJWPJN

Аннотация: Предметом исследования является понятия «фольклор» и «фольклоризм». Целью исследования является выявление особенностей данных понятий в культуре. Фольклор и фольклоризм - два понятия, которые тесно связаны между собой, но в то же время имеют свои существенные различия. Фольклор представляет собой народное творчество, передаваемое из поколения в поколение устным или другим способом. Он является отражением культурной и духовной жизни народа, его верований, обычаев и традиций. В то время как фольклоризм – это использование элементов фольклора в создании новых произведений искусства или культуры. Однако необходимо отметить, что различие между этими двумя понятиями может быть достаточно призрачным. Некоторые исследователи аргументируют, что все высказывания любого автора являются результатом сочетания элементов фольклора и личного стиля автора. Таким образом, можно утверждать, что каждое произведение содержит как элементы фольклора, так и элементы индивидуальности автора. Сопоставления проводятся с целью рассмотрения сходств и отличий терминологических особенностей данных понятий. Научными методами исследования являются: культурно-исторический, описательный, сравнительный и сопоставительный анализ. Данная тема является актуальной и малоизученной в культуре, что составляет научную новизну работы. В статье впервые рассматривается термин «фольклоризм» в сравнении с термином «фольклор». Неопределенность и неустойчивость термина «фольклоризм» стал причиной того, что исследователи редко пользовались им. Рассмотрев различные точки зрения, следует сделать вывод о том, что фольклоризм на ровне с культурой фольклора пронизывает множество аспектов жизни этноса, являясь не только символом традиционной культуры, но средством продвижения и сохранения национального духа народа. Кроме того, такое исследование может быть полезным для дальнейшего развития народной культуры, сохранения ее ценностей.
Философия культуры
Белкина В.А. - Экологическая биоэтика, экологическая и технологическая этика в аспекте становления экологической техносферы c. 9-22

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.9.43984

EDN: ZWWHJL

Аннотация: Актуальность данной темы обуславливается фактом трансформации современной антропосоциотехносферы, которая характеризуется чрезвычайно быстрыми темпами развития новых технологий, имеющих неоднозначные последствия для природы и человека. По нашему мнению, с целью успешной адаптации к данной трансформации должны быть выработаны грамотные установки экологической биоэтики, экологической и технологической этики. Целью исследования является философский анализ репрезентаций этических моделей экологической биоэтики, экологической и технологической этики в аспекте формирования и становления экологической техносферы как формы коэволюционных отношений природы, общества и техногенной цивилизации. Необходимость данного анализа определяется стремлением к нахождению универсальной стратегии построения гармоничных взаимоотношений в системе «природа-человек-техника». Исследование проводится в рамках концепции «новой экологической парадигмы», которая выступает для нас главным теоретико-методологическим ориентиром. Данная концепция базируется на идее, что человечество является частью экосистемы, в связи с чем должны жить в гармонии с природой. В заключении делается вывод о том, что в современном информационном обществе, в связи с нарастающим экологическим кризисом, особое значение приобретает необходимость формирования сетевой, синергетико-коэволюционной концепции, методологии, в качестве которой может выступить концепция экологической техносферы, направленной на построение "нового диалога человека с природой", и предполагающей формирование нового экологического мышления, включая этические установки экологической биоэтики, экологической и технологической этики.
Декоративно-прикладное искусство
Некрасова-Каратеева О.Л. - Философские реминисценции в творчестве художника Михаила Капустина c. 23-38

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.9.44086

EDN: YSERQJ

Аннотация: В статье исследуется искусствоведческая проблема влияния философских течений на актуальное им искусство на примере творчества санкт-петербургского художника-керамиста Михаила Юрьевича Капустина и его философских размышлений, явленных в пластических поисках волнующих образов. Его мировоззрение формировалось в вихре современных ему философских течений, научно-технологических открытий, новых веяний в культуре и современном искусстве. Показана закономерность смены одного философского направления последующим, часто альтернативным, и то, как художники реагировали на это в своем творчестве, находя новые идеалы и расширяя выразительные возможности в изобразительном искусстве. Цель статьи – попытка расшифровать содержательные смыслы произведений художника с опорой на динамику развития его мировоззрения. Предметом исследования являются философские реминисценции в авторских скульптурных и графических произведениях художника-керамиста. Его работы – крупные, своеобразные керамические композиции эпической образности, представляют собой сжатую формулу идеи в напряженном объеме формы. Основные темы его творчества – Человек, Земля, Время. Исследование обладает новизной, т.к. материалы его оригинальны и предлагаются к публикации впервые. В отечественном и зарубежном искусствоведении не было научного исследования творчества М. Капустина. Проведен анализ логической цепочки его творческого процесса как художника-керамиста: идея – художественный образ – материал – технология – произведение. Результаты и методы исследования в этой статье могут быть полезны в искусствоведении для применения в написании монографических работ о творчестве других художников.
Культура и цивилизация
Попова А.В., Шуралева М.А. - Хэмуду как образец неолитической культуры бассейна Янцзы c. 39-55

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.9.39722

EDN: ZHVCYT

Аннотация: Предметом исследования в данной работе является китайская неолитическая культура Хэмуду, с момента открытия которой в 2023 г. исполняется 50 лет. Ее возраст оценивается в 6500-7000 лет. На основе анализа археологических отчетов, материалов музея Хэмуду и исследований китайских и отечественных ученых авторы рассматривают географическое положение древнего поселения Хэмуду, историю его открытия, основные типологические особенности, вследствие чего она была определена как культура периода неолита Восточного Китая. Хэмуду оказала большое влияние на культурогенез китайской цивилизации. К культуре Хэмуду относят более 40 доисторических поселений. В данной статье авторы дали краткую характеристику одного из них – поселения Сянцзяшань (鲞架山遗址). Основными выводами проведенного исследования являются следующие: открытие и определение характерных особенностей и дальнейшее выделение культуры Хэмуду стало крупным прорывом в китайской археологии неолита. Оно доказало, что бассейны реки Янцзы и реки Хуанхэ были местами зарождения древней китайской культуры, что переписало историю развития китайской цивилизации. По своим типологическим особенностям неолитическое поселение Сянцзяшань сходно с Хэмуду, что указывает на их генетическую связь. Остатки раннего периода Сянцзяшань заполнили пробел между вторым и третьим культурными горизонтами поселения Хэмуду, сделав последовательность развития данной культуры более логичной и понятной для исследователей. Все находки, сделанные не только в поселении Хэмуду, но и в Сянцзяшань чрезвычайно важны для понимания развития китайской культуры.
Культурология и cultural studies
Розин В.М. - Как архаический человек познавал и осваивал мир (культурно-семиотическое объяснение) c. 56-68

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.9.44103

EDN: ZHYQVL

Аннотация: В статье представлены культурно-семиотическая реконструкция и объяснение становления архаической культуры и некоторых парадоксальных для нашего сознания представлений людей того времени (понимание затмения, брачных отношений как охоты, техники). Поясняется культурологический подход и предлагается новая трактовка семиотических понятий (знака, знания, схемы, модели), как взаимодополнительных, обеспечивающих целостность архаического семиозиса. Ставится вопрос о том, каким образом архаический человек познавал и осваивал окружающий его мир и самого себя, на какие источники опираются ученые, пытаясь ответить на этот вопрос. Оказывается, что познание и освоение мира архаическим человеком нужно реконструировать и это очень непростая задача, учитывая странность и непонятность архаических представлений. Автор показывает, что схемы создаются и функционируют с опорой на знаки и знания, а модели отличаются от схем, во-первых, способом задания объектов (схема задает свой объект, а модель предполагает предварительное существование моделируемого объекта), во-вторых, оперативными возможностями (модель позволяет рассчитывать и предсказывать, что невозможно для схемы). На основе введенных семиотических понятий намечается реконструкция становления архаической культуры, включающая изобретение схемы души, распространение ее на природные и социальные явления, объяснение жертвоприношений, затмения, брачных ритуалов. В заключение в том ключе объясняется магическая природа архаической техники.
Этнология и культурная антропология
Чжан С. - Исследование художественных изделий из бересты народа орочон в Китае c. 69-76

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.9.40957

EDN: ZJAMES

Аннотация: Целью данной работы является характеристика особенностей берестяного ремесла одного из группы этнических меньшинств – народа орочон, который проживает на северо-востоке Китая. В процессе работы были использованы следующие методы исследования: описание, синтез и классификация. В работе рассматриваются особенности ремесленных изделий народа орочон, а именно: формы, узоры и культурные коннотации этнического берестяного искусства, включая культурную составляющую, историческую эволюцию искусства и его распространение. Задачи исследования: изучение характерных особенностей традиционного изобразительного искусства национальных меньшинств орочонов, классификация традиционного искусства, анализ технологии изготовления изделий, анализ общих характеристик традиционного искусства. Научная новизна исследования: искусство этнических меньшинств Северо-Восточного Китая имеет длинную историю и многообразие видов, обладает глубоким культурным подтекстом, в то время как народ орочон имеет разнообразное наследие народных ремесел, а берестяное ремесло является одним из самых важных элементов. Данный факт и определяет научную новизну настоящего исследования. Выводы: в работе приводится вывод о том, что на этническое берестяное искусство народа орочон оказали влияние следующие факторы: образ жизни народа, его религия и культурное наследие. Искусство народа определяется их стилем и уровнем жизни, религией и культурным наследием.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.