по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 02, 2023
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 05-03-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2023
Философия культуры
Усачев А.В. - Идеи русской религиозной философии в научной практике региона c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.2.37643

EDN: DBBXYV

Аннотация: Философские идеи в научной практике служат основой исследовательской позиции, совокупностью методов, которые реализуют замысел в рамках специальности. Философия способна обеспечить прояснение самого широкого контекста и находит отражение в содержании рассуждений и выводах. Наиболее широкое использование философия получает в постановке вопросов, формулировании тем, которые позволяют актуализировать эвристический потенциал гуманитарных специальностей, служит внесению в перечень исследовательских задач и целей проблем и замыслов. Особенно это касается тех тем, которые в силу ряда исторических причин игнорировались и умалчивались. Среди таковых заметное место занимает тема религиозности.   Основным выводом исследования является положение о том, что исследования в области русской религиозной философии представляют собой фундамент современной гуманитарной работы. Она может производится в отдельном регионе страны в качестве опоры гуманитарного знания. Научная практика, которая выражается в диссертационном процессе, в жанре научного доклада, опирается на тексты русских философов, которые были написаны на рубеже XIX - XX столетия. Был сделан вывод о том, что русская философская мысль образует коммуникативное поле в научных процессах, которое позволяет вести конструктивный диалог между различными субъектами научного процесса.
Сценические искусства
Азарова В.В. - Темы христианской духовности, новые пластические формы танца и рецепция визуальных формул во французских музыкально-театральных произведениях ХХ века c. 10-24

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.2.39800

EDN: DAEQZI

Аннотация: Автором статьи впервые рассмотрен комплекс тем христианской духовности в произведениях П. Клоделя, А. Онеггера и О. Мессиана, созданных для французского синтетического театра ХХ века и раскрывающих актуальный смысл истолкования проблем святости и христианского поведения человека. Это темы христианкой любви и жертвоприношения Христу, духовно-нравственных свершений святых на пути к Богу, исцеления страждущих и воскрешения мертвых, невидимых небесных сил — «голоса неба», тема хвалы творениям. Новые пластические формы сценического движения и танца определены автором статьи как неотъемлемые элементы французских произведений для музыкального театра, запечатлевшие новые методы организации сценического пространства. Обнаружены результаты рецепции визуальных формул из живописных произведений XIII и XV веков. Научной новизной отличаются результаты проведенного исследования. В произведениях французского синтетического театра ХХ века функционирует комплекс тем христианской духовности, раскрывающих актуальный смысл истолкования проблемы святости и нравственного поведения человека. Особые пластические формы, подчиненные законам танца, сформировали концепцию «танцующей формы» во французских музыкально-театральных произведениях ХХ века. «Танцующие формы» запечатлели новые методы организации сценического пространства. В синтетических музыкально-театральных произведениях представлена игра формы, пропорций, света, цвета. Рецепция французскими драматургами и музыкантами ХХ века визуальных формул живописи XIII и XV веков привела к расширению диапазона взаимодействующих элементов различных искусств (драма, музыка, живопись, танец, сценическое движение, свето-цветовая сфера) в музыкально-театральных произведениях ХХ века. Визуальные формулы определили новое отношение к фундаментальным ценностям христианства в ХХ веке. Произведения П. Клоделя, А. Онеггера и О. Мессиана на музыкаль-но-театральной сцене выполняют значимые функции, обнаруживая как «мыслящее отношение к прошлому», так и «опосредование с современной жизнью» (Х.-Г. Гадамер).
Прикладная культурология
Ярошенко Е.В., Журавлева Ю.И., Запиров З.М. - Практика применения эргономичности среды в образовательном процессе вуза при реализации дисциплины «Элективные курсы (модули) по физической культуре и спорту» c. 25-32

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.2.37670

EDN: DKHSIN

Аннотация: Предметом исследования является процесс физического воспитания в вузе. Объектом исследования является учебно-тренировочная работа по физической культуре и спорту в вузе. Цель исследования заключается в исследовании эргономичности среды и ее влияние на биомеханику двигательных действий, реализуемых в условиях учебного процесса студентов вуза по дисциплине «Элективные курсы (модули) по физической культуре и спорту». В данной работе авторами были представлены в виде совокупности методы исследования в состав которых входили такие как теоретические (системный анализ, обобщение), эмпирические методы (наблюдение, включенное наблюдение, педагогический эксперимент) и статистические методы. Полученные данные, зафиксированные в ходе исследования, после анализа и статистической обработки позволили констатировать значимость учета влияния эргономичности среды и сформулировать вывод, о необходимости ее использования признавая эффективность ее применения в практике учебного процесса при реализации программного материала дисциплины «Элективные курсы (модули) по физической культуре и спорту» в стенах высшей школы. Область применения результатов. На учебно-тренировочных занятиях по дисциплине «Элективные курсы (модули) по физической культуре и спорту» в высшей школе. Основными выводами проведенного исследования являются использование в образовательном процессе региональных особенностей эргономичности среды. Подобный формат исследований способствует развитию взаимосвязи теории и практики физической культуры и спорта в организации образовательного процесса студентов в вузе, придавая ему не только практико-ориентированный характер, но и потенциально развивающейся науки в условиях конкурентных рыночных обстоятельств. Новизна данного исследования заключается в примении разнообразных спортивные комплексы, оздоровительную ходьбу и площадки для учебно-тренировочных занятий над различным уровнем моря можно добиться увеличения уровня акклиматизационных изменений в организме занимающихся из чего можно сделать вывод о применении эргономичности среды в образовательном процессе вуза.
Художественная культура и творчество
Розин В.М. - «Барышня-крестьянка»: экзистенциальный выбор, сверхтрудный в жизни, но возможный в искусстве c. 33-42

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.2.39727

EDN: DKGTCA

Аннотация: В статье предлагается новая, по сути, культурно-психологическая версия известной повести Пушкина «Барышня-крестьянка». Приводятся разные оценки этого произведения, в том числе авторская, подростковая. Автор утверждает, что современное понимание художественных произведений предполагает анализ культуры, в рамках которой оно создавалось, а также автора этого произведения. Реализуя эту установку, он обсуждает, почему Пушкин переложил на читателя рассмотрение следствий, которые вытекали из последней сцены «Барышни-крестьянки», когда раскрылся обман-игра Лизы. По мнению автора это разрушило бы сюжет, поскольку показало бы, что поведение Лизы и Алексея противоречило принятым в русском обществе того времени представлениям о браке и поступках молодых людей.   Высказывается гипотеза, что Пушкин, сочиняя «Барышню-крестьянку», решал собственную экзистенциальную проблему, на которую ему указал П. Чаадаев, а именно его реальная жизнь противоречила декларируемым Пушкиным ценностям и стихам. Не в состоянии в 1830 году перестроить свою жизнь, Александр Сергеевич идет на компромисс, примиряя реальную и желательную жизнь в сфере искусства, это во многом объясняет особенности «Барышни-крестьянки». В творчестве Марины Цветаевой также имело место использование искусства (и других дискурсов), для преодоления разрыва между реальной и желаемой жизнью, что в определенной мере позволяло реализоваться художнику и сохранить его психическое здоровье.
Искусство и искусствознание
Калоев А.Т., Лащева Е.В. - Академические и массовые жанры в творчестве М. Магомаева c. 43-54

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.2.37826

EDN: DJEYQC

Аннотация: В данной статье рассматриваются академические и массовые жанры в творчестве легендарного певца советской эстрады Муслима Магомаева. Предмет изучения – музыкальное творчество М. Магомаева. Цель исследования – роль творческого наследия одаренного певца, а также, понимание ценности его концертной и артистической деятельности, в процессе становления музыкально-художественного пласта второй половины ХХ века, выявление особенностей его музыкального языка. Теоретической базой исследования явились труды М. Магомаева [16, 17, 22, 23], В. И. Антонова, А. Н. Гусейнова, В. В. Дубовского, И. И. Назарова, И. Ф. Соколовой, Н. Надежина, Р. Рамазанова, С. Бэлза и др. Методологическую основу работы составили исследования: М. Арановского [1], Б. Асафьева [2], А. Искандеровой [7], Л. Казанцевой [9], Т. Левой [12], М. Лобановой [13], И. Маевской [18], М. Михайлова [19, 20, 21], Е. Назайкинского [26, 27, 28, 29], С. Скребкова [38], А. Соколова [39], А. Сохор [41, 42, 43], А. Цукер [47, 48], В. Цуккермана [49]; труды по проблемам музыкальной драматургии Ю. Келдыша [10,11], А. Селицуого [36], И. Соллертинского [40], Т. Черновой [50, 51]. Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые выявлена роль исполнительской интерпретации музыкального наследия М. Магомаева, выявлены стилевые черты исполнителя, музыкальный язык его песен и индивидуальная манера. Выводы данной статьи, могут быть полезны при создании учебно-методической базы для подготовки квалифицированных специалистов в области музыкального искусства. Также, при изучении истории отечественной эстрадной музыки, и при подготовке преподавательских кадров в сфере музыкального образования. Данная проблематика может быть введена в консерваторские дисциплины исторического, теоретического и методического цикла для специальностей: музыковедение, музыкальное искусство, эстрадно-джазовое пение.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.