по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 12, 2023
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 18-01-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2023
Архитектура и дизайн
Панкратова А.В. - Проблема дизайна как метаязыка информационного пространства c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.68776

EDN: TYYZQY

Аннотация: Объектом исследования является современный дизайн как феномен культуры. Предметом исследования является дизайн как метаязык современного информационного пространства – гиперреальности. Актуальность исследования детерминирована глобализацией общения, характерной для современной социокультурной ситуации: сегодня общение происходит в гиперреальности, что делает национальные языки частным случаем коммуникации – весь мир начинает общаться на метаязыке, понятном в любой точке мира, и сегодня таким универсальным языком становится дизайн. Новизна исследования обусловлена самой постановкой вопроса: до сих пор дизайн не рассматривался как метаязык гиперреальности. Кроме того, в исследовании выявлены проблемы современного дизайна, связанные с современным этапом его функционирования в гиперреальности. Цель исследования – показать, что в условиях глобализированной гиперреальности дизайн становится метаязыком, семиотической системой, надстроенной над семиотической системой, которой является современное информационно-коммуникационное пространство. Основным методом исследования является семиотический анализ дизайн-среды. Исследование, в основном, базируется на материале современного плоского дизайна, который является наиболее репрезентативной формой существования дизайна в настоящее время. Основные выводы исследования: социокультурной средой современного человека является гиперреальность. Гиперреальность является метаязыком по отношению к первичной реальности. Но сама гиперреальность в качестве основного языка использует метаязык, этим метаязыком является дизайн. Дизайн надстраивает над миром вещей систему образов и коннотаций, так создается метаязык, или семиотическая система дизайна. В качестве основной знаковой формы современный дизайн использует знаки-симулякры, так как гиперреальность в своем развитии стремится дистанцироваться от первичной реальности, и вырабатывает свою синтаксическую и парадигматическую структуру, принципиально отличающуюся от первичной реальности. Уникальность дизайна как метаязыка заключается в использовании симулякров, знаков, принципиально не выразительных, не приспособленных для адекватной передачи информации.
Культура повседневности
Корвацкая Е.С. - Предметный мир советской повседневности в иллюстрированных книгах для детей 1950-1960-х годов c. 12-33

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.69124

EDN: XNMNUM

Аннотация: Сегодня тема советской повседневности достаточно популярна как в научной среде, так и в современной иллюстрированной книге, в том числе, в сегменте детской и юношеской литературы. Но сами детские издания до сих пор находятся за рамками исследовательских практик в области изучения культуры повседневности. В статье анализируется предметный мир в отечественной книжной иллюстрации конца 1940-1960-х гг. Целью является определение маркеров повседневной культуры советского города, в частности Ленинграда. Предметом исследования выступают издания, выпущенные в указанный временной период и адресованные детской и подростковой аудитории. Преимущество отдавалось книгам Ленинградского отделения издательства Детгиз (с 1963 года – издательство «Детская литература»), в которых идёт повествование о жизни советского ребенка. В процессе исследования было просмотрено более двухсот изданий по тематикам, связанным с жизнью советского ребенка. В исследование использовался комплекс искусствоведческих методов. Установлено, что в детской иллюстрированной книге конца 1940-1960-х гг. объектами повседневной культуры чаще становились большие предметы, определявшие визуально границы повседневности (мебель, радио и т.д.), а также посуда. Малые предметы интерьера, имеющие декоративную функцию, в большей степени появятся к 1960-м гг., то есть изменятся условия и приоритеты в формировании быта советского гражданина, а в книжной иллюстрации будет формироваться тенденция к детализации мира повседневности. Смена исторических эпох конца 1950-х гг. получила свое отражение в детской книге. Сразу объектами изображения становятся «мебельные наборы» (данный термин используется в каталогах специализированных выставок данного периода для малогабаритных отдельных квартир, меняется стилистика отдельных предметов обстановки. Параллельно возрождается тип большеформатного издания с цветными иллюстрациями. Это позволило художникам создавать более разнообразный мир советской повседневности, его детализировать. В процессе исследования была определена группа художников, уделявшая большое внимание изображению предметов быта. Они создавали собирательный образ будней советской страны. Поэтому в предметном мире, созданном в книжной иллюстрации конца 1940-1960-х гг., пока нельзя отчетливо выделить черты «ленинградского стиля», но можно реконструировать повседневную жизнь советского гражданина.
История искусств
Быкова Е.В. - Иконостасная скульптура XVIII века из собрания Слободского музейно-выставочного центра c. 34-43

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.69175

EDN: WWOBCP

Аннотация: Объектом исследования является деревянная иконостасная скульптура XVIII века из собрания Слободского музейно-выставочного центра. Предметом исследования – являются особенности резьбы иконостасной деревянной скульптуры XVIII века, выполненные мастерами Великого Устюга, а также местными ремесленниками под их влиянием. Цель работы – атрибуция и введение в научный оборот уникальных образцов иконостасной деревянной скульптуры – четыре фигуры ангелов из собрания Слободского музейно-выставочного центра. В работе сделано предположение о источнике поступления и происхождении скульптуры, а так же проведен сравнительный анализ с Великоустюжской и пермской иконостасной резьбой и деревянной пластикой. Деревянная иконостасная скульптура, сохраняя традиции русского православного искусства, вбирает в себя черты европейского искусства, при этом, соответствует народному искусству и отражает черты стиля барокко в местных локальных вариантах. Методология работы опирается на принцип стилистического и технологического анализа в искусствоведении, а также принцип историзма в изучении деревянной пластики в контексте развития искусства Русского Севера. Научная новизна исследования состоит в том, что вводится в научный оборот четыре памятника деревянной пластики XVIII века из собрания Слободского музейно-выставочного центра, сделано их подробное описание и стилистический анализ. Две парные фигуры ангелов находились в иконостасе и держали раму с Распятием, были выполнены устюжскими мастерами в первой половине XVIII века. Две другие фигуры ангелов в молении, выполнены местными мастерами в конце XVIII века, под влиянием устюжских мастеров. Исследование расширяет визуальный ряд и подтверждает мнение историков, что север Вятской губернии находился в тесном контакте с Великим Устюгом, что нашло отражение в оформлении церковных интерьеров, в том числе резном убранстве иконостасов. В дальнейшем изучение коллекции церковного искусства музея г. Слободского позволит восстановить историю развития ремесла резьбы иконостасов, выявить их стилистические особенности и сделать реконструкции интерьеров храмов для экспозиции музея.
Чэнь К. - Особенности португальской колониальной архитектуры в Южной Азии в период с XVI по XVIII вв. c. 44-57

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.41049

EDN: VYXUCC

Аннотация: В данной статье автором проводится анализ португальской колониальной архитектуры в странах Южной Азии в период с XVI по XVIII вв. Автор рассматривает военную, гражданскую и культовую архитектуру, построенную португальцами во время своего присутствия в южно-азиатских колониях. Особенное внимание уделено португальской колониальной архитектуре Индии (в особенности Гоа) и Макао. Также рассматриваются строения в Сингапуре, Таиланде, Малайзии и пр. бывших колониях Португалии в Южной Азии. Автор изучает процесс формирования и особенности особого португальского колониального стиля в военной (фортификационной), гражданской и религиозной (культовой) архитектуре. Выявляются особенности в проектировке, отделке, а также строительных материалов зданий. Новизна исследования заключается в том, что впервые были комплексно рассмотрены образцы португальской колониальной архитектуры в Южной Азии и их архитектурные особенности. Основными выводами данного исследования являются следующие. Во-первых, с одной стороны, европейская архитектурная традиция обогатила культуру южно-азиатского региона. При этом разные типы строений показывают разную степень влияния. Во-вторых, с другой стороны, португальская колониальная архитектура в Южной Азии сама претерпела значительные изменения под влиянием локальных культурных и климатических факторов. Многие изменения, внесенные в классические европейские конструкции зданий, были продиктованы погодными и климатическими особенностями местности. Выбор материала был продиктован климатическими и геологическими особенностями. Также культура местных цивилизаций оказывала влияние и на отделку и декор португальских сооружений.
Электронная культура и интернет
Калинин Д.В., Никитина Е.А. - Влияние экономических цифровых экосистем на формирование социальных представлений субъекта c. 58-69

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.40812

EDN: UFCOMZ

Аннотация: В исследовании, объектом которого является трансформация социальных представлений субъекта в цифровой коммуникативной среде, в качестве предмета выделена трансформация социальных представлений в экономических цифровых экосистемах. Актуальность темы обусловлена растущей конвергенцией цифровых, когнитивных и социальных технологий в формирующемся цифровом обществе, и, как следствие, включением информационных и цифровых технологий в систему социальных взаимодействий. Исследование нацелено на выявление способов, механизмов влияния экономических цифровых экосистем на социальные представления и ценности субъекта. Соответственно, в статье рассматриваются особенности и цели экономических цифровых экосистем, возникающих в процессе развития цифровой экономики. Особое внимание уделено анализу особенностей цифровой коммуникации в экономических экосистемах, создающих новые возможности и способы влияния экосистем на формирование и распространение социальных представлений. Методологическую основу исследования составляют структурно-функциональный и системно-коммуникативный подходы к изучению процессов трансформации социальных представлений и ценностей субъекта. Основной вывод исследования заключается в следующем: в информационном обществе возрастает влияние цифровых экономических экосистем, создающих цифровую среду жизнедеятельности общества, на формирование и трансляцию социальных представлений. Рост влияния в значительной степени обусловлен высокой адаптивностью экосистем к индивидуальности потребителя и цифровыми возможностями персонализации потребления. Новизна заключается во введении понятия «коллективная цифровая надличностная общность», характеризующего особенности способа формирования социальных представлений и ценностей в цифровой среде. В статье показано, что цифровые экосистемы экономики постепенно приобретают функции коллективного субъекта и начинают влиять на конструирование образа мира в цифровой среде. В наибольшей степени это влияние оказывается на молодое поколение, что обусловлено высокой степенью его вовлеченности в цифровую среду.
Изобразительные искусства
Сечин А.Г., Абдуллина Д.А. - Штрихи к иконографии князя Д. А. Голицына: обретение лица c. 70-87

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.69255

EDN: TGQWYV

Аннотация: Объект исследования: ряд произведений, которые идентифицированы различными исследователями как портреты Д. А. Голицына – видного государственного деятеля Российской империи второй половины XVIII в., проявившего себя на ниве дипломатической службы в качестве полномочного представителя Императорского двора. Интерес князя к искусству определил его особую роль в художественном мире Европы, а также в формировании коллекции Эрмитажа в России и в привлечении иностранных художников в страну. Предмет исследования: связь существующих портретных изображений с вехами судьбы Д. А. Голицына и в контексте взаимодействия с художественным миром XVIII в. Несмотря на близкие контакты князя с живописцами, скульпторами, графиками, его портретных изображение в настоящее время известно немного. Метод исследования: иконографический, выяснение главных иконографических признаков внешности князя Д. А. Голицына, которые позволят идентифицировать его изображения. Научная новизна исследования состоит в систематизации имеющегося на сегодня иконографического ряда изображений Д. А. Голицына, в результате чего его широко известный силуэтный портрет оказался созданным современным художником-графиком И. В. Голицыным на основе гравюры, изображающей сына князя, священника католической церкви Д. Д. Голицына. Подобные изображения с учетом предполагаемого внешнего сходства отца и сына представляют собой своего рода контаминацию внешности двух персон. Атрибуция одного из портретов Д. А. Голицына из коллекции наследников его дочери, немецких аристократов Сальм-Сальм, признана ошибочной, поскольку он является копией работы французского живописца первой половины XVIII в. из семейства Куапель и изображает другого человека. Определен круг безусловно бесспорных изображений князя Д. А. Голицына, к которым относятся скульптурные портреты французской художницы Мари-Анн Колло, один из которых теперь находится в частном собрании в Москве, а также профильный рисунок ее мужа Пьера Этьена Фальконе.
Музыка и музыкальная культура
Ещенко А.Б. - Сонорика в сочинениях советских композиторов для безрегистрового баяна c. 88-98

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.69311

EDN: HJNXAG

Аннотация: Объектом исследования являются произведения советских композиторов для безрегистрового баяна. Предмет исследования – сонорная техника в них. Цель работы – рассмотреть специфику применения сонорики в произведениях советских композиторов для безрегистрового баяна. Для достижения цели поставлены для выполнения следующие задачи: определяются типы сонорных звучностей и пути их образования в сочинениях для безрегистрового баяна советских композиторов; рассматривается их фактурное, драматургическое и изобразительное значения; выявляется ряд проблем, связанных с изучением названной композиционной техники. Материалы статьи могут быть использованы в педагогической и исполнительской деятельности баянистов и аккордеонистов, профессиональными композиторами, включаться в программы учебных музыкально-теоретических и музыкально-исторических курсов средних профессиональных и высших учебных заведений. Методологическую базу исследования составляет комплексный подход, включающий в себя общенаучные методы индукции и дедукции, метод систематизации научных знаний – типологизацию, компаративный, структурный, системный и исторический подходы. Научная новизна исследования заключается в том, что сонорика в сочинениях для безрегистрового баяна специально исследуется впервые. В результате проделанного анализа более 1100 произведений советских композиторов для безрегистрового баяна (оригинальные сочинения, обработки народных мелодий, переложения) автор статьи делает вывод о том, что сонорная техника в них применяется нечасто, а используемые сонорные звучности (линии, пятна и полосы), как правило, малозвучны и непродолжительны. Тем не менее, отобрав для иллюстрации своих доводов наиболее показательные примеры из сочинений наиболее известных советских композиторов, автор статьи доказывает, что сонорные звучности употребляются в ключевых драматургических моментах, выполняют разнообразные изобразительные функции и служат фоном мелодически ведущим голосам фактуры. Выявленные направления применения сонорной техники в произведениях советских композиторов для безрегистрового баяна являются подготовительным эволюционным этапом к «расцвету» сонорики в музыке для готово-выборного многотембрового инструмента во второй половине ХХ – первой половине XXI века.
Социология культуры, социокультура
Иванов М.В. - Потенциал развития въездного экстремального туризма из стран Юго-Восточной Азии в Республике Саха (Якутия) c. 99-109

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.69465

EDN: AOYGCK

Аннотация: Формы туризма, связанные с риском и опасностью, сегодня являются динамично развивающимися культурными индустриями во всем мире. Статья посвящена вопросам развития туризма в республике Саха (Якутия), в первую очередь, проблемам привлечения зарубежных любителей экстремального и приключенческого туризма, преимущественно из стран Юго-Восточной Азии. В качестве драйверов туристского потока предлагается обратить внимание на туристов из Китайской Народной Республики. Для реализации грамотной маркетинговой политики по привлечению китайских туристов предложено учитывать особенности традиционной и современной духовной культуры Китая в аспекте туристской мотивации. Для привлечения туристов из КНР считается необходимым разработка и предложение краткосрочных зимних туров с элементами экстрима по центральной Якутии. Статья написана на основе диссертационного исследования автора. Для исследования туристских ценностно-смысловых ориентаций туристов из Юго-Восточной Азии, на примере граждан КНР, были использованы работы китайских исследователей на английском языке. Автор считает, чтобы предложить конкурентный товар на рынке экстремального туризма, необходимо учитывать влияние культурных ценностей и традиций на мотивационные установки, основные требования и ожидания от экстремальных туров в зависимости от региона или страны. Из-за изменения внешнеполитической ситуации в 20-е гг. XXI века, а также увеличившийся поток китайских туристов на международном рынке превращают политику по привлечению туристов из Юго-Восточной Азии основной и определяющей для развития международного туризма в республике. Для развития массового туризма с элементами экстрима предлагается использовать туристские ресурсы центральной Якутии, где можно предложить зимние, краткосрочные туры способные удовлетворить потребности зарубежного, в первую очередь китайского туриста.
О поэзии и прозе
Крохина Н.П., Ершова Л.В., Астахов О.Ю., Романова К.Е., Океанская Ж.Л., Маслов В.Г., Валькевич С.И. - Культурологический смысл концепта «воля» в поэзии К.Д.Бальмонта c. 110-124

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.69363

EDN: AUVDVY

Аннотация: Целью статьи является раскрытие культурологических смыслов, которые для поэта были связаны с концептом «воля». Для достижения данной цели мы прослеживаем эволюцию творчества поэта, в котором культурологический смысл концепта «воля» раскрывается через цепочку взаимосвязанных и взаимодополняющих смыслов: безбрежное хотение поэта-символиста, порыв вдаль и ввысь, обретение свободы, восхищение вольным миром и открытие в природе высшего Божественного – творящего начала. Показано, что концепт «воля» воплощает в поэзии Бальмонта сущность Божьего мира, обращает к основам русской культурной ментальности, раскрывает сближение Божественного и человеческого, свободного и творящего начал как доминант культурологического мировосприятия поэта серебряного века, а также корректирует традиционное представление о поэте как представителе культуры импрессионизма. В нашем культурологическом исследовании методология основана на синхроническом, структурно-функциональном, биографическом, историко-культурном методах. Концепты как единицы «ментальности данной культуры», являются предметом пристального научного изучения как филологов, лингвистов, так и культурологов, философов, психологов. Лингвокультурный подход позволяет получить научные результаты, реализовав меж- и трансдисциплинарные связи при изучении феноменов культуры, которые базируются на естественном языке. Таким образом, концепт «воля» в поэзии Бальмонта сочетает в себе устремление к простору, вширь и ввысь – к бесконечности, свободе, родство поэта с Божественно-свободными и вечно изменчивыми стихиями Божьего мира и творящее начало как постижение души мира и собственной «полновольной» души. Культурологический смысл концепта «воля» воплощает сущность Божьего мира и души поэта. Концепт «воля» в своей многогранности – один из ключевых в поэзии Бальмонта и обращает к основам русской ментальности, а также раскрывает сближение Божественного и человеческого, свободного и творящего начал как доминант мировосприятия поэта серебряного века.
Художественная культура и творчество
Павлова-Борисова Т.В., Борисова А.А. - Воплощение образа народной артистки СССР Анегины Ильиной в якутском изобразительном искусстве и литературе c. 125-142

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.69480

EDN: PAZATX

Аннотация: Статья посвящена воплощению образа якутской оперной певицы, народной артистки СССР Анегины Ильиной в якутском изобразительном искусстве и литературе. Впервые в данной статье рассмотрены вопросы, связанные с раскрытием темы выдающейся женщины-современницы – известном деятеле музыкального искусства как носительнице творческого начала. Предметом исследования является образ талантливой якутской вокалистки запечатленный в лучших произведениях изобразительного искусства (Л.М. Неофитова, В.Р. Васильева, А.Н. Осипова, Л.Д. Слепцовой) и литературы (Сем. Данилова, Е. Неймохова, И. Гоголева, Л. Попова, П. Харитонова, П. Дмитриева, В. Потаповой). Объектом исследования является творчество якутских художников и литераторов второй половины XX - начала XXI вв. В статье впервые исследован ранее неизученный аспект их творчества.   В исследовании были применены общенаучные методы анализа и синтеза, системный, описательный, социокультурный, историко-биографический, иконографический методы, а также искусствоведческий анализ. Основными выводами проведенного исследования являются следующие наблюдения. В данном образе представлены заложенные в национальном сознании народа представления о женской красоте и природном таланте, что свидетельствует о том, что в 60-80 гг. ХХ в. в восприятии якутского общества традиционные представления, основанные на мифологии и фольклоре саха были достаточно крепки и устойчивы. Благодаря природному таланту, обучению в классе народной артистки СССР, профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Н.Л. Дорлиак А.Е. Ильина смогла состояться как выдающийся мастер отечественного академического вокального исполнительства и сама как творческая личность оказала большое влияние на творческое вдохновение многих литераторов, художников и развитие якутского искусства в Республике Саха (Якутия) во второй половине ХХ века.
Прикладная культурология
Ван С. - Анализ механизма защиты нематериального культурного наследия ремесел в Китае c. 143-155

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.69097

EDN: PDDILA

Аннотация: В данной статье в качестве объекта исследования рассматривается нематериальное культурное наследие китайских ремесел, целью которого является глубокое изучение механизма его наследования и защиты. Под нематериальным культурным наследием ремесел понимаются традиционные артефакты и ремесленные изделия, созданные с помощью ремесленного мастерства, а также связанные с ними знания, навыки и формы культурного самовыражения. Такое наследие представляет собой не только совокупность материальных изделий, но и нематериальные проявления культуры, богатые историей, культурой, навыками и философией. Они часто представляют собой историю, традиции и самобытность культуры. Китайские ремесла имеют богатую историю и содержат в себе множество культурных коннотаций и исторических ценностей. Каждое ремесло хранит глубокие культурные традиции и уникальные региональные особенности. В исследовании используются методы анализа научной литературы, изучения конкретных случаев и сравнительного анализа для анализа текущей ситуации в области охраны традиционных китайских ремесел и построения механизма наследования. Новизна статьи заключается в том, что в ней предлагается диверсифицированная система защиты, подчеркивается синергия государства, рынка и общества, а также анализируются извлеченные из опыта выводы в сочетании с конкретными примерами. Выясняется, что, хотя нематериальное культурное наследие Китая в виде ремесел сталкивается с некоторыми проблемами, такими как влияние индустриализации, трансформация рыночной экономики и потеря талантов в области традиционных навыков, его наследование и сохранение может быть эффективно поддержано с помощью таких мер, как совершенствование законов и нормативных документов, усиление общественного образования и расширение участия граждан. В итоге статья призывает к созданию всеохватывающего механизма защиты для достижения устойчивого развития нематериального культурного наследия Китая, основанного на ремесленном производстве. (Данная статья является результатом проекта «Взаимное изучение стратегий сохранения и передачи нематериального культурного наследия России и Китая в области ремесел».)
Экранная культура и экранные искусства
Иващенко Т.C. - Особенность музыкально-звукового континуума в киноэпопее «Война и мир» Сергея Бондарчука c. 156-165

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.43495

EDN: PDSWYG

Аннотация: На примере отечественной экранизации романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» исследуются особенности звуковой составляющей фильма. Проводится сравнительный анализ авторского текста писателя и его кинематографической интерпретации. Значительная часть статьи посвящена вопросам звукорежиссуры, организации акустической (шумовой) среды фильма. Затронуты также проблемы современной реконструкции киноклассики, сложности «перевода» оригинала в новый цифровой формат. Поднимаются вопросы сохранения и популяризации кинематографического наследия России. Отмечается роль региональной системы кинопроката в продвижении отечественной киноклассики, воспитании молодого поколения кинозрителей. Область применения результатов исследования – культурология, теория и практика киноведения, искусствоведение. Научная новизна исследования состоит в анализе музыкально-звукового континуума киноэпопеи Сергея Бондарчука. Впервые предпринята попытка изучить особенности не только музыкального контекста фильма, но и шумовой среды, акустического своеобразия разговорной речи. Проведен подробный анализ закадровых монологов, играющих важную драматургическую роль в киноповествовании. Особое внимание уделено истории отечественной цифровой реконструкции киноэпопеи «Война и мир», предпринятой в 1990-х годах. Отмечается роль современных технологий, позволивших сохранить музыкально-акустическую среду фильма. Также ставится вопрос о необходимости популяризации новой цифровой версии экранизации эпического романа Льва Толстого. Рассматривается перспектива введения в российскую систему образования специального курса по истории отечественного кино.
Художественная культура и творчество
Чан Ж. - Интерпретация символов «снежной живописи» в китайском искусстве как отражение процесса изменений в национальных религиозно-философских и эстетических представлениях c. 166-176

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.69274

EDN: PDYKRI

Аннотация: В статье рассматривается символика «снежной живописи» в контексте развития спектра мотивов и средств художественного выражения, приемов исполнения, который выбирали художники с момента зарождения данной разновидности пейзажного жанра до современной ситуации. Данный анализ реализуется в контексте изменений в рецепции и рефлексии элементов зимних видов, обусловленных трансформациями в миропонимании людей той или иной эпохи, происходящих в социокультурной сфере. Объект исследования – зимний пейзаж в китайской живописи III – конца XX в. Предмет исследования – символическая система в построении художественного пространства в зимнем пейзаже в китайской живописи указанного периода. Цель исследования – определение особенностей пространственного мировосприятия в «снежной живописи» Китая в контексте национальных эстетико-философских представлений. Методология исследования носит междисциплинарный характер и включает в себя изучение вопроса организации пространства и истолкования его символического содержания в живописных произведениях китайских пейзажистов, обращавшихся к образу зимы и мотиву снега на разных исторических этапах. При рассмотрении и анализе произведений китайской живописи применяется иконографический метод и стилистический анализ. Новизна исследования заключается в том, что в нем уточняется понятие «снежной живописи» в контексте развития китайского изобразительного искусства, выделяется круг авторов, обращавшихся к ней, устанавливается определенная преемственность в используемых ими художественно-стилистических и композиционных приемах, а также стоящих за ними философско-эстетических концепций. С последними напрямую связана специфика создания подобных произведений, как и средства моделирования художниками пространства, что раскрывается в выводах исследования. В рамках анализа определяется спектр часто используемых мотивов и образов, предлагается их интерпретация и толкование связанных с ними символических значений. Снег в такой живописи рассматривается как символ красоты, верности, благородства, а также частью «пустоты» в художественном пространстве картины.
Эстетика и теория искусства
Фещенко В.С. - Богословские аспекты формирования теории художественного образа в Византии IV—XIV вв. c. 177-194

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.39361

EDN: PHNNVX

Аннотация: Предмет исследования - формирование богословской теории образа в церковно-художественной традиции христианского искусства. Цель - выявить основные аспекты формирования теории образа в доиконоборческий период на основе трудов представителей каппадокийской школы, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, а так же после утверждения иконопочитания, отразившиеся в работах патриарха Григория Константинопольского, Феодора Студита, Симеона Нового Богослова, Григория Паламы и Патриарха Никифора. Проследить, как отображалось на византийском церковном искусстве влияние богословской мысли. Определить специфические особенности феномена иконописного образа и осветить значение его догматических основ в религиозном искусстве. В исследовании трудов византийских богословов применялся историко-культурный анализ, позволивший более целостно увидеть мировоззрение эпохи, в которой они творили, и идеи, которые они отстаивали.    Исследование позволяет сделать вывод, что для защитников иконопочитания «почва» была подготовлена великими богословами каппадокийской школы, которые в свою очередь обращались и переосмысливали неоплатоническое учение Плотина, Псевдо-Дионисия Ареопагита, преобразовавших их идеи в христоцентрическое учение о спасении. Догматические идеи богословов повлияли на изменение античной художественной формы, сообщив ей новое содержание, которое, в свою очередь, может стать важным критерием, помогающим выделить и оценить подлинную духовность в произведениях церковного искусства. Изучение богословской теории образа является важным элементом в определении верности художественной передачи сути вероучения и понимания сакрального содержания храмовой средневековой живописи, а так же необходимым ориентиром для современных иконописцев, позволяющим избирать в своем творчестве, соответствующую богословским догматам, систему выразительных средств.
Бычков В.В. - Художники-романтики об искусстве c. 195-210

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.39476

EDN: PIYQOK

Аннотация: Известные живописцы романтического направления Филипп Отто Рунге и Каспар Давид Фридрих были не только крупными мастерами кисти, но и теоретиками искусства. Анализу основных их суждений и посвящена настоящая статья. Ее новизна заключается в том, что впервые подвергаются анализу теоретические взгляды, выраженные в текстах обоих художников. Для Рунге характерно пантеистическое переживание Бога, что должно в его понимании находить выражение и в искусстве. Он предлагает собственную диалектику бытия, сущность которой составляют развитие, борьба и взаимоуничтожение в момент достижения совершенства противоположных начал. Ее он и кладет в основу искусства, в котором видит противостояние чувства и рассудка. Особое внимание Рунге уделяет понятию «дух искусства», который возникает на основе чувства взаимосвязи человека со вселенной и предчувствия художником Бога. Искусство в основе своей символично и этим близко к религии. Дух искусства проявляется в том, что можно назвать музыкой, поэзией или символикой произведения.    Фридрих видел в искусстве духовную сущность мира, различал в нем ремесло и «духовное», полагая, что ремеслу можно научиться, а духовное дается человеку от рождения, и далеко не все художники им обладают. Как романтический пейзажист он выступал против иллюзионизма в живописи, утверждая главное значение в искусстве творческой составляющей, рождающейся во внутреннем мире художника. Художник, полагал Фридрих, должен изображать то, что «видит в себе». Чувство играет главную роль в искусстве, поэтому он выдвигает бессознательное на первый план, хотя убежден, что разум и ремесло должны активно участвовать в творческом процессе. Был сторонником зимних, затуманенных, сумеречных пейзажей, которые хорошо выражали романтические настроения.
Изобразительные искусства
Матюнина Д.С., Сизова И.Н., Хижняк Е.А. - Ранние мюнхенские этюды Мстислава Добужинского c. 211-220

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.69025

EDN: PLWMMF

Аннотация: В статье рассматриваются два этюда раннего периода творчества Мстислава Добужинского, относящиеся ко времени его жизни и учёбы в Германии (Мюнхене): "Улица в Мюнхене" (ок. 1899–1901 гг.) и "Мюнхен. Мастерская школы Антона Ашбе" (ок. 1900 г.). Авторы статьи, опираясь на художественно-критическую литературу, посвящённую творчеству Добужинского, а также переписку и мемуары художника и его современников, рассматривают городской пастельный пейзаж и интерьерный этюд конца 90-х гг. XIX века в контексте тех задач, которые ставил перед собой художник в период обучения за границей в школах Антона Ашбе и Шимона Холлоши, а также в русле концептуальных поисков художника как раннего, так и зрелого периодов творчества. В анализе рассматриваемых произведений авторы статьи используют формально-стилистический, описательный методы, исследование особенностей художественной манеры, характера образно-пластического языка произведений, эмоционально-эстетическую оценку. Авторы статьи обнаруживают безусловное совпадение художественных образов, настроя и фактуры ранних этюдов мюнхенского периода художника со словесными описаниями атмосферы Мюнхена конца 1890-х годов и школы Антона Ашбе и его метода, оставленных художником и его современниками в письмах, воспоминаниях, художественно-критических и исторических заметках. Подводя итоги анализу "Улицы Мюнхена" и этюда "Мюнхен. Мастерская школы А. Ашбе" Мстислава Добужинского, авторы приходят к выводу, что особое, тонкое поэтическое настроение двух рассматриваемых произведений, хмурого осеннего пейзажа и светлого солнечного интерьерного этюда, представляя ранний этап эволюции художественной манеры мастера, содержательно и образно отражают концепцию "тихой поэзии", свойственную зрелой графике и живописи художника, последовательно развиваемую им в дальнейшем творчестве
Декоративно-прикладное искусство
Вэй В., Федоровская Н.А. - Особенности строения и виды традиционного головного убора китайских орочонов c. 221-231

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.68896

EDN: PLWUYK

Аннотация: Объектом исследования является шапка традиции китайских орочонов. Предметом исследования является головное украшение китайских орочонов из косульей кожи. В статье рассматриваются основные виды шапки и их структурные особенности и производственная технология. Орочоны изготовляют особенное головное украшение из головной кожи косули, которым демонстрируются пол и статус человека, носящего данное украшение. Орочонскую шапку относят к традиционной китайской одежде, а также рассматривают как один из символов данной нации. На фоне глобализации культура и эстетическое мышление искусства орочонов предоставляют богатые идейные источники и практические направления развитию эстетики и искусства мира. Целью исследования являются характеристики традиционных головных уборов орочонов, символическое значение головных уборов и важность головных уборов из шкур животных. В этой статье используются такие методы исследования, как метод анализа литературы, метод расследования и исследовательского документального интервью и рассмотрено искусство головных украшений орочонов. Автор приходит к следующему выводу: традиционное головное украшение орочонов представляет собой важную составную часть китайской и мировой культуры и часть искусства головных украшений. Головные украшения орочонов в своей долгой истории развития приобрели изящную и привлекательную внешность и изысканное мастерство изготовления. Китайские исследователи уделяют больше внимания эстетическим и этнологическим аспектам изучения данных головных уборов, что создало большой теоретический задел и стало основой справочной информации в данном исследовании. Новизна статьи заключается в распределении символических значений и художественных особенностей головных украшений орочонов, в частности – их шапок. Системно проанализирована история их развития и культурная коннотация, проведено описание и обобщение художественных особенностей и символических значений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.