по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 11, 2023
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 02-12-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2023
Архитектура и дизайн
Панкратова А.В. - Дизайн как феномен культуры c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.11.33573

EDN: YUIVBS

Аннотация: Объектом исследования является культура в части её эстетической составляющей (искусства и дизайна). Предметом исследования является дизайн как феномен культуры. Автор предполагает, что дизайн с философской точки зрения содержит смыслы, которые не описываются традиционным рядом эстетических категорий. Автор проводит демаркацию категорий «дизайн» с категориями «искусство» и «эстетическое», последовательно выявляя отличия по следующим параметрам: 1. функциональное отличие; 2. отличие происхождения; 3. семиотическое отличие. Отграничив категорию дизайн от категории искусство, автор выявляет специфическую семиургическую сущность категории дизайн. Семиургичность дизайна связана с проективной деятельностью, то есть деятельностью по созданию новых знаков. Дизайн связан с проектированием вторичной реальности и постепенным удваиванием мира. Основным выводом исследования является попытка выведения формулы философского содержания категории «дизайн». Философская категория «дизайн» связана с эстетической организацией вторичной реальности и характеризуется проективностью (ориентацией на новацию), транзитивностью (ориентацией на реальное применение), функциональностью (направленностью на оптимальное применение), имманентностью (отсутствием связей с трансцендентным) и семиургичностью – функцией создания новых знаков. Семиургичность дизайна заключается в постоянном воспроизводстве самого себя, так как в дискурсе дизайна «новое» становится синонимом дизайна и утрачивает смысл диалектического отрицания «старого». Дизайн связан с символическим удваиванием мира. Причем это удваивание не увеличивает смысл и ценность бытия, а, напротив, усиливает иллюзорность бытия, так как дизайн, в отличие от искусства, не связан с указанием на трансцендентную реальность.
Декоративно-прикладное искусство
Некрасова-Каратеева О.Л. - Арт-мастер Юлия Гусарова – художник многогранного таланта c. 18-41

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.11.68866

EDN: FDMKDG

Аннотация: Статья содержит материалы о творчестве санкт-петербургского художника Юлии Васильевны Гусаровой – мастере, создающей произведения в разных материалах и техниках и обладающей своей собственной тематикой, манерой и стилистикой. Жизнь и творчество художника – это всегда профессионально важный повод для научного искусствоведения, как открытие и изучение нового явления/имени, внутреннего образного мира автора, изучение его художественного дара, уникальной его природы и языка выразительности. Цель статьи – определить основы и характер творчества, отследить динамику личностного развития потомственного художника, осветить проблему профессиональной преемственности в семье художников – В.П. Гусарова, Л.А. Романовой, Ю.В. Гусаровой. Юлия Васильевна многогранно одарена и успешно реализуется в искусстве живописи, в мозаике, в керамике, в текстиле, в научной и педагогической деятельности. Основные темы ее творчества: сюжеты из истории культуры и искусства, впечатления от путешествий, мир моря и морских обитателей, фантастический мир средневекового «бестиария» и современные технологии. В изучении творчества Ю.В. Гусаровой применялись методы: описания произведений, формально-стилистического и формально-структурного анализа, что позволило определить их смысловое содержание и композиционные особенности. Выявлена познавательная направленность содержания ее произведений, созданных на разные историко-культурные темы. Научная новизна состоит в представлении и изучении творчества Ю. Гусаровой, ранее не проводившемся в комплексном исследовании индивидуального творчества автора. Новизна представлена в анализе произведений арт-мастера с позиции расшифровки их символического содержания, биографических сведений о факторах, повлиявших на творчество художника. В статье представлены примеры ее произведений, описываются художественные достоинства, отмечаются теоретические и методико-педагогические аспекты проблем искусства и художественного образования. Материалы статьи предлагаются к публикации впервые. Результаты и методы работы могут быть полезны в искусствоведении для применения в написании монографических работ о творчестве других художников, а также для создания полного представления об особенностях творчества отечественных художников-керамистов XX – XXI вв.
Культура повседневности
Сапанжа О.С. - Произведения предприятий художественной промышленности Ленинграда второй половины ХХ века и их роль в организации жизненной среды (на примере продукции завода «Ленинградский эмальер») c. 42-57

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.11.68976

EDN: FVCAWI

Аннотация: В последнее десятилетие усиливается научный интерес к проблеме вещественного мира советского периода в контексте глобальных политических процессов, с одной стороны, и с точки зрения организации жизненной среды, с другой. Послевоенный и позднесоветский период представляют интересный материал для анализа, так как именно в этот период складывается пространство типического, связанное на уровне государственной политики с оформлением обыденной жизни советского горожанина. Начиная с конца 1940-х годов происходит формирование вещественного наполнения трех уровней повседневной культуры: пространства тела, пространства дома, пространства города. В статье на примере продукции предприятий художественной промышленности Ленинграда и архивных материалов (отчетов предприятий) рассматривается проблема перехода от среды, наполненной частными предметами (1950-е годы), к единой концепции организации среды – дизайну (1960-е годы). Изучение вещественного наполнения пространства обыденного в рамках культурологического подхода предполагает использование структурно-функционального метода. В рамках архивных исследований проводилась источниковедческая оценка материалов – годовых отчетов предприятий. При анализе произведений - продукции предприятий художественной промышленности, использовался комплекс искусствоведческих методов. Впервые представлены материалы артели/завода «Ленинградский эмальер», выбраны и проанализированы некоторые образцы продукции предприятия в контексте изменения стилистических координат и становления технической эстетики. На основании анализа степени изученности фарфоровой и текстильной промышленности Ленинграда послевоенного и позднесоветского периодов, делается вывод о значимости изучения проблемы перехода от стилевого маркера предметной составляющей жизненной среды к дизайнерскому. Этот переход продемонстрирован на примере истории и некоторых произведений из ассортимента предприятия «Ленинградский эмальер». Архивные материалы позволили расширить представление об истории предприятия, обстоятельствах передачи артели в государственное управление и формировании продукции в соответствии с требованиями декоративного минимализма. Анализ художественно оформленных товаров бытового назначения (портсигары, пудреницы) подтверждает тезисы не только о формальной смене художественного языка, но о формировании представлений о новой жизненной среде.
Декоративно-прикладное искусство
Овсянникова Е.В. - Модель корабля как музейный предмет c. 58-71

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.11.39075

EDN: FRKBBI

Аннотация: Модели кораблей являются частью значительного количества собраний отечественных и зарубежных музеев. Такие предметы являются первоисточниками знаний и эмоций, подлинными памятниками истории и культуры, но зачастую относятся к группе воспроизведений музейных предметов, то есть уменьшенных копий оригинальных объектов. В статье анализируются вопросы дефиниции моделей кораблей, соотносятся определения этих предметов в разных источниках. Автор рассматривает модель корабля с точки зрения функций и свойств музейного предмета, утверждает их ценность как подлинников, имеющих значительную историческую и культурную значимость, памятников науки и техники, предметов декоративно-прикладного искусства, этнографических источников. Новизна исследования заключается в изучении автором модели корабля с точки зрения теории музейного предмета. Это позволяет рассматривать модели кораблей с иных, не общепринятых позиций, и считать их полноценными музейными предметами, которые, наряду с оригиналами, подлинниками обладают таким же набором свойств, качеств и особенностей. Основными выводами проведенного исследования является, во-первых, то, что модели кораблей и судов, находящиеся в собраниях музеев, не вторичны по отношению к другим вещественным источникам, во-вторых, что такие предметы в полной мере соответствуют понятию «культурные ценности», являются первоисточниками знаний и эмоций.
Культура повседневности
Си Ц., Федоровская Н.А. - Роль ключевых праздников шерпов в сохранении и трансляции их традиционной культуры в современном Тибете c. 72-86

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.11.69023

EDN: IGKGBG

Аннотация: Цель работы заключалась в выявлении роли праздников этнической группы шерпов в сохранении и преемственности их традиций. Стояли задачи проанализировать характеристики традиционных праздников, таких как Новый год шерпа, религиозные праздники и сельскохозяйственные праздники, и выяснить их роль в современном Тибете. Автор приходит к выводу, что, несмотря на достаточно сильное влияние внешних культурных факторов, значительный пласт традиционной локальной праздничной культуры шерпов сохраняется.  С использованием сравнительно-исторического и типологического подходов и метода системного анализа на основе большого объема информации систематизируются характеристики праздников шерпов. Новизна состоит в обширности собранной информации и ее анализе и обобщении, ранее таких результатов исследований не публиковалось. Автор приходит к выводу, что, несмотря на достаточно сильное влияние внешних культурных факторов, значительный пласт традиционной локальной праздничной культуры шерпов сохраняется. Новый год более подвержен влиянию внешних факторов и изменений во времени и обычаях, тогда как сельскохозяйственные и религиозные праздники сохраняют традиционные обычаи. Среди сельскохозяйственных и религиозных празднеств можно увидеть проявление народных верований шерпов. Китайские шерпы, являясь очень малочисленной этнической группой, становятся важным предметом изучения, как и охрана их культурного наследия, а праздники и фестивали, как яркие показатели их традиционной культуры, представляют еще большую ценность для исследования.
Музыка и музыкальная культура
Розин В.М. - Постижение внутренней формы музыкального произведения или конституирование нового мелоса средствами музыкального движения? c. 87-99

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.11.69066

EDN: ZWRISR

Аннотация: В работе обсуждается альтернатива: постижение внутренней формы музыкального произведения или конституирование нового мелоса средствами музыкального движения. Речь идет об особом жанре искусства, свободном танце, получившим название «музыкальное движение», причем в двух ее важных контекстах ‒ постановке спектаклей и обучении. Анализируется понятие внутренней формы и обращение к нему педагогом и постановщиком спектаклей Аидой Айламазьян. Автор предлагает другое, чем Айламазьян, понимание внутренней формы. Музыкальное движение формально складывается из двух разных начал ‒ восприятия серьезной музыки и организованного движения в широком понимании (позы, напряжения, эмоции, координации движений с другими танцорами); первое начало сложилось в записях и прослушивании музыки, второе ‒ осваивается на занятиях. Вхождение в музыкальное движение происходит, если эти два начала сливаются в одно. Движения танцующих не должны противоречить музыке, не разрушать ее восприятие. Кроме того, они должны задавать новую организацию музыки, а именно такую, которая отвечает замыслу организатора танца. В результате складывается новая предметность ‒ музыкальная интонация, организованная музыкальным движением. В статье предложен новый взгляд на понятие внутренней формы музыкального произведения, а также на понимание самого музыкального движения. Сформулированная альтернатива разрешается, если мы различаем два разных типа работы: обучение музыкальному движению и постановку новых спектаклей. В рамках обучения важно адекватное понимание музыки. Большую роль здесь играет интерпретация музыкального произведения, которая создается на основе семиотических схем. Не меньшее значение - подготовка танцоров музыкального движения, в ходе которой у них формируется новое слышание и понимание музыки. Как педагог Айламазьян опирается на понятие внутренней формы, как постановщик она должна обнаружить новое содержание музыкального произведения, которое можно раскрыть в концерте с помощью музыкального движения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.