по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 07, 2022
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 01-08-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2022
Философия культуры
Зайцева Н.В. - Понятие неуловимого «le je ne sais quoi» как категория галантной эстетики. c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.7.36085

Аннотация: С середины прошлого века ведутся споры вокруг классицистической доктрины, которые размывают, казалось бы, ясную картину искусства XVII века и показывают, что наряду с эстетикой классицизма, эстетикой правил и порядка существовала другая галантная эстетика. В этом споре о классицизме и эстетических теориях XVII века понятию «неуловимого» отведено особое место, поскольку именно она демонстрирует неоднозначность и сложность картины искусства этого периода. Понятие «неуловимого» стоит в основе вечной дилеммы искусства XVII века, выбора между красотой и грацией, рациональным и иррациональным. Однако, в современных исследованиях, при всей актуальности темы стиля и стиля эпохи, данной эстетической категории не уделяется достаточного внимания. Данная статья показывает как широкое обсуждение этого понятия в салонной среде приводит к тому, что принцип «неуловимого» становиться требованием и признаком галантной манеры поведения. На протяжении всего XVII века - во всех дискуссиях и спорах утверждаются две точки зрения на природу «неуловимого» - рационалистическая, согласно которой, если даже мы не знаем законов и природы неуловимого, то это не значит, что их не существует и мистическая, которая возводила это понятие к чему-то сверхъестественному, божественному. В статье показывается как рассуждения о неуловимом и, вытекающее из нее представления о красоте и грации, размывают идеальную теорию классицизма и демонстрируют сложную картину представлений и эстетических вкусов XVII века.
Актуальный вопрос
Крючкова С.Е. - Культура диалога: метафизический аспект c. 12-21

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.7.38340

EDN: DJUFLR

Аннотация: Объектом исследования является культура диалога, ее содержательная и нормативная составляющие, предметом – метафизические основания культуры диалога. Подробно рассматриваются различные подходы к пониманию природы диалога в исторической традиции, начиная с античности и заканчивая современностью. В ходе анализа особое внимание уделяется выявлению онтологических предпосылок и гносеологических установок в наиболее значимых теоретических подходах к пониманию природы диалога. Выявлены продуктивные методологические идеи феноменологии, «философии диалога», теории коммуникативного действия. Особое внимание уделено анализу эвристических и аналитических возможностей концепции «Другого», как основы признания исходной равноправности участников диалога и формирования установки на «мирное» разрешение разногласий. Показана роль культуры диалога (в виде признаваемых норм и соблюдения правил взаимодействия) как важной составляющей взаимопонимания и толерантности. Выявлена особенность рецепции античного подхода к диалогу в неориторическом проекте ХХ века. Показано, что нормативность одного из наиболее значимых современных подходов к построению теории аргументации – прагма-диалектического, имеет корни в античной традиции диалога. В качестве одного из важных выводов обосновывается, что идеальная модель «критической дискуссии», разработанная в бельгийской школе прагма-диалектики, выступает не только методологической основой современной теории культуры диалога, но и руководством в деле его организации и структурирования, создавая хорошие возможности для достижения возможного консенсуса. Новизна исследования заключается в выявлении философско-мировоззренческих основ концепции «критической дискуссии» и методологического значения «морального кодекса», соблюдение «заповедей» которого ведет к повышению культуры диалога, как необходимого условия в процессе поиска общих смыслов, без которых невозможно преодолеть высокую конфликтогенность современного общества.
Эстетика и теория искусства
Ван Ц., Во Е. - О гуманистическом духе и поэтической эстетике российских анимационных фильмов (на примере творчества Юрия Норштейна) c. 22-30

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.7.38359

EDN: SHHGXU

Аннотация: Под влиянием французских кинорежиссеров-авангардистов, создавших творческий метод «монтажного фильма», в начале ХХ века советский режиссер Сергей Эйзенштейн разработал технику, получившую название «интеллектуальный монтаж». Позже известный кинорежиссер Андрей Тарковский сконструировал внутреннюю правду фильма с помощью поэтического выражения, придав ему тем самым неповторимую поэтическую эстетику. Эта форма кинотворчества оказала глубокое влияние на российское анимационное кино. Настоящая статья посвящена изучению специфики российской мультипликации на примере картин Юрия Норштейна, в частности анализу гуманистического духа и поэтической эстетики. Особое внимание в статье уделяется символике кинообразов произведений Ю. Норштейна и особенностям отражения реальности в мультипликации.    Основным выводом настоящего исследования является следующее заключение: в отличие от голливудской анимации с эпатажным созданием визуальных смыслов, в российских мультипликационных произведениях спокойное повествование с приданием символического значения деталям постепенно поднимается до уровня философского осмысления. Картины Юрия Норштейна полны символами и метафорами, вызывающими у зрителей разнообразные ассоциации и дающими волю их воображению. Содержание мультипликационных картин характеризуется глубиной и многоуровневой системой значений, воплощающих в себе русскую национальную культуру и картину мира. Сочетание реалистических традиций с передовыми техническими приемами отличают работы режиссера от американской анимации.
Социология культуры, социокультура
Калайкова Ю.В., Панкина М.В. - Выбор как объект культурологического исследования c. 31-42

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.7.38527

EDN: BBGJWX

Аннотация: Объектом исследования является репрезентация феномена «выбора» через оптики современных научных работ в различных сферах. Предмет — культурологический подход в формировании современного знания о выборе. Современные исследователи хоть и не исключают культурной детерминанты в формировании выбора, однако культурно-обусловленным практикам совершения выбора уделяется сравнительно мало внимания относительно истолкования индивидуальных аспектов выбора, принципов и закономерностей рационального и иррационального выбора, проблем сознания и свободы выбора. Цель работы заключается в реконструкции актуальных интерпретаций выбора и методов исследования выбора, а также в определении места культуры в структуре современного знания о выборе через теоретический анализ корпуса современных научных работ (прежде всего, зарубежных статей), предметом изучения которых является «выбор» во множестве своих проявлений: психологические и социокультурные аспекты выбора, доля и значение рациональности в исследованиях выбора, возможность совершения «свободного выбора», агентность выбора и др. Показано, что выбор как процесс и результат зиждется на культурных, социальных и психологических факторах, в основе которых лежат интериоризированные субъектом знания, внешне распределенные между множеством социальных и материальных агентов. Исследования выбора в разных дисциплинах полностью не игнорируют потенциал влияния социокультурных факторов на выбор и процесс его формирования. Определить характер и степень этого воздействия комплексно и междисциплинарно возможно в рамках культурологического исследования. Изучение выбора как совокупности культурных практик должно происходить под эгидой различных наук, подходы которых позволят многомерно сконструировать культурные практики с учетом технико-материального, эпистемологического, семиотического и нормативного измерений.
Культура тела
Бербенец О.А. - Мода и физическая рекреация, или факторы, формирующие модные тренды физической рекреации приморцев c. 43-56

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.7.36060

EDN: ANDVYM

Аннотация: Предметом исследования является формирование модных трендов физической рекреации жителей Приморского края. На основе теорий, разработанных философами и культурологами, был проанализирован феномен моды с позиции концептуального ее понимания как подражание кому-либо, появившаяся как отражение изъянов элиты. В впоследствии у моды появились собственные функции: 1) содействовала в некотором роде социальному выравниванию между элитой и массой; 2) способствовала развитию индивидуальности. Было установлено, что феномен моды присутствует не только в одежде, стиле, является элементом повседневности, но и оказывает влияние на образ жизни и физическую активность. В числе факторов, влияющих на формирование модных тенденций физической рекреации, автор выявила: 1) появление модернизированных видов спортивного инвентаря, в основе которых лежит инженерно-конструкторские и дизайнерские идеи; 2) разработка новых спортивных техник подготовки, знакомство с которыми происходит благодаря визуальным средствам коммуникации и сети Интернет; 3) фактор развития бизнеса, ориентированного либо на предоставление услуг, либо продажу спортивных товаров; 4) государственная политика по популяризации массового спорта и физической рекреации через инвестирование в строительство в объекты спортивной инфраструктуры. В статье выявлена роль факторов, оказывавших влияние на формирование модных трендов на физическую рекреацию населения Приморского края в 1970 – 2021 годах. Задачи: раскрыть взаимовлияние тенденций моды и прогресса на формирование модных тенденций занятий физической культурой приморцев. Источниковую базу статьи составляют нормативно-правовые документы Правительства Российской Федерации и Приморского края, интервью (стратегии, программы). Методологической основой статьи является концепция повседневности, дополненная экономическим и культурно-гендерным подходами, оказавшими наибольшее влияние на формирование модных трендов физической рекреации жителей Приморского края, отраженными в работах культурологов, философов.
Художественная культура и творчество
Ракова О.А., Раков М.П. - Религиозная живопись Александра Смирнова в русле традиций славянской культуры c. 57-67

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.7.38317

EDN: ACYEOH

Аннотация: Автор настоящей статьи ставит перед собой цель раскрыть особенности религиозной живописи Александра Смирнова в контексте общей культуры славянских народов. Данный анализ производится на основе диптиха указанного автора, состоящего из двух образцов изобразительного искусства – «Чудесный лов рыбы» и «Благословение хлебов», чья история создания относится к 1991-1993 гг. Структура статьи условно подразделяется на две части, первая из которых посвящена анализу пластического языка диптиха в русле традиций славянской культуры. Анализируется организационный строй диптиха через призму традиционной русской символики. Рассматривается преемственность некоторых форм выражения и трансформация их в ключе религиозного современного искусства. Во втором разделе с точки зрения композиционной целостности разбирается диптих Александра Смирнова «Чудесный лов рыбы» и «Благословение хлебов». Также рассматривается смысловая и эстетическая составляющая данного диптиха через анализ ритмических и композиционных построений. В качестве методов исследования используется сравнение, анализ и синтез. В результате проведенного исследования было установлено, что использование художественного пластического языка оказывается нужным мастеру, поскольку позволяет вести диалог с реципиентом, раскрывая перед ним всю глубину сущности евангельской трагедии. Неслучайным оказывается основа диптиха – христианское учение, которое наиболее полно отражает феномен человеческого бытия, перекликающийся с современностью.
Искусство и искусствознание
Липов А.Н. - Джон Милтон Кейдж. Взгляд на самого известного композитора американского авангарда ХХ в. c. 68-81

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.7.36139

EDN: AEZRGC

Аннотация: Предметом исследования в статье является творчество американского композитора Джон Милтона Кейджа (1912-1992), который считается одним из самых известных и влиятельных авангардистских музыкантов ХХ века. Идеи композитора о звуке, «открытой форме музыки», «случайных операциях», «расширенных» музыкальных инструментах и мн. др. были разработаны в сложных технических, дискурсивных, институциональных, культурных и политических условиях жизни в США, постоянно изменяющихся в процессе его долгой и продуктивной карьеры. В статье в философско-эстетическом ключе анализируется «художественно-теоретическое» наследие композитора Джона Кейджа и показывается, каким образом его творчество проблематизировало художественные изобретения в музыке, размыв границы между художественными выразительными формами, а его наследие стало не только междисциплинарным, но и трансдисциплинарным, вследствие чего музыкальные эксперименты композитора нашли свое отражение в творчестве таких американских художников, как Билл Чайлдс, Фриц Райнер, Дэвид Тюдор, Кристиан Вольф, Мортон Фельдман, Эрл Браун, Ла Монте Янг, Полина Оливерос, Корнелиус Кардью и др. Научная новизна статьи состоит в том, что автор предпринимает попытку осмысления творческого пути композитора, как одного из радикальных новаторов в музыке, музыкальные новации которого в течение 50-х, 60-х гг. ХХ в. привели к парадигматическим изменениям во всех областях американского искусства. Кейдж фундаментально перестроил представления о том, чем была и чем может быть музыка, став со временем одним из самых влиятельных авангардных композиторов своего времени, в значительной степени предопределившим тенденции движения американской музыкальной культуры ХХ в. Экспериментальное новаторство Кейджа, способность композитора уловить дух времени и предвосхищение многих творческих идей, связанных с природой звука, сделали его произведения неотъемлемой частью мировой культуры, важной вехой в современном развитии музыки
Архитектура и дизайн
Сонина О.Э., Вильчинская-Бутенко М.Э. - Системность как свойство визуальной идентификации выставки c. 82-95

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.7.38419

EDN: AHCKME

Аннотация: В статье приводятся результаты системного анализа визуальной идентификации выставочных проектов и выявляется специфика проектирования выставочной айдентики, которая является важным средством коммуникации, привлекающим посетителей. В рамках данной статьи авторы ставят задачу обобщения опыта идентификации выставочных проектов и выявления специфики проектирования выставочной айдентики.Предметом исследования является айдентика современных выставочных проектов России, Германии, Финляндии, Австралии и Китая, в которых все элементы, начиная от логотипа, полиграфической продукции, сайта до оформления пространства экспозиций взаимосвязаны и представляют собой единый комплекс. Анализируются проекты, созданные в крупных музеях, имеющих узнаваемый бренд и сложившуюся репутацию у посетителей, так и небольшие выставочные проекты, организаторы которых могут затрачивать минимальные средства на реализацию. На основе финского опыта проектирования музейной айдентики систематизируются современные подходы к созданию выставочных проектов различной направленности, в которых экспозиция и носители информации о ней проектируются как единая система, в которой формообразование, типографика и визуальные метафоры формируют единое образное решение, расширяя возможности носителей рекламной информации о выставочном проекте и задействуя новые каналы передачи информации. Делается вывод о специфике выставочной айдентики и факторах, ее детерминирующих: специфичность выставки как специального мероприятия предопределяет комплексный подход к разработке айдентики для обеспечения синергийного взаимодействия элементов системы визуальной идентификации.
Сценические искусства
Розин В.М. - Трансформация театра: античный и новоевропейский театр, режиссерский театр XX столетия, театр «социальных перемен» c. 96-114

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.7.38420

EDN: AYIZOD

Аннотация: Анализ становления античного театра автор связывает с формированием в древней Греции искусства, театральной коммуникации (в том числе, позиций автора, артиста и зрителя), театра как особого пространства, осознанием искусства и природы древнегреческой драмы в «Поэтике» Аристотеля. В культуре нового времени античный канон театра устанавливается заново, поскольку древнегреческие произведения переосмысляются с точки зрения отношения к средневековому наследию и социальной реальности становящегося нового времени. Новая социокультурная ситуация предопределила три важные следствия для театра: во-первых, кардинально изменяется содержание историй, которые пишут драматурги, во-вторых, меняется зритель, в-третьих, начинается бурный рост театров в складывающихся национальных государствах.    Эти новации иллюстрируются на примере французский театр времен Людовика XIV и Расина. Во второй половине XIX, начале XX столетия складывается режиссерский театр. Режиссер рассматривает артиста как одно из «выразительных средств» наряду с другими (музыкой, декорациями, театральной одеждой, символикой и пр.). Автор выдвигает предположение, что на режиссерский театр оказала влияние рефлексия музыки. В режиссерском театре артист не исчезает, как утверждает Кугель, а напротив, он создает напряженное поле смыслов, общения и действий; пока артист на сцене сохраняется исходное, идущее ее от архаических времен и религии, общение зрителей и творцов произведений искусства. Проблемы, встающие в режиссерском театре, обсуждаются на примере театральной постановки «Евгений Онегин», которую осуществил Римас Туминас. В заключении обсуждается документальный театр и театр соучастия. В обоих случаях театр остается театром: спектакль держится за счет игры актеров, создается второй, полноценный мир художественной реальности, хотя зрители принимают участие в конституировании происходящего, они, тем не менее, одновременно остаются зрителями, наблюдая и переживая возникающие с их участием события.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.