по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 05, 2022
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 31-05-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2022
Сценические искусства
Хохлова Д.Е. - «Белый» дуэт в балете Дж. Ноймайера «Дама с камелиями»: особенности авторской интерпретации образов Маргариты и Армана c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.5.37921

Аннотация: В настоящей статье автор продолжает изучение хореографических трактовок литературных произведений в творчестве Дж. Ноймайера, в частности – балета «Дама с камелиями». Выявление выразительных постановочных средств и хореографических элементов, использованных Ноймайером при постановке «белого» дуэта Маргариты и Армана , проводится в данной работе с целью определения места этого хореографического фрагмента в спектакле и его значения как для пластического воплощения образов главных героев, так и в контексте эволюции авторского стиля балетмейстера. Автором в процессе исследования применялись сравнительно-исторический, идейно-художественный и аналитический методы, а также метод включенного наблюдения (основанный на личном опыте работы с Ноймайером). Также были использованы видеоматериалы из архивов гамбургского «Ballettzentrum» и московского Большого театра и лекции, проведенные Ноймайером в преддверии московской премьеры «Дамы с камелиями» (записи из архива автора). Проведенный детальный анализ «белого» дуэта позволяет сделать вывод, что изученный хореографический фрагмент заметно отличается от двух других дуэтов Маргариты и Армана. С точки зрения разработки образов главных героев, это единственный эпизод спектакля, в котором Ноймайер позволяет зрителям увидеть светлую лирику в отношениях Маргариты и Армана. В «белом» дуэте хореографические новаторства балетмейстера в области технически насыщенного дуэтного танца, изобилующего верхними поддержками, с отсутствием подготовки к ним и постоянным контролем партнером движений балерины, особенно оправданы. Они являются основным средством пластической выразительности, создающим эффект полетности, неразрывного потока движений, а также визуализацию музыкального legato. Именно такую дуэтную технику (впоследствии активно используемую балетмейстером) можно назвать отличительной чертой хореографического стиля Дж. Ноймайера.
Изобразительные искусства
Фэй Я. - Сюй Бэйхун и его деятельность в области популяризации китайской живописи за рубежом c. 10-18

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.5.37942

Аннотация: В статье проводится анализ международной деятельности выдающегося представителя китайского мира искусства Сюй Бэйхуна. Предметом рассмотрения становятся поездки художника в страны Европы, Юго-Восточной Азии и СССР в 30-х – начале 40-х годов XX века. Особое внимание уделяется тому, как живописец организовывал участие китайских художников в выставочных проектах международного уровня. Дается детальная характеристика наиболее значимым из них. Акцент делается на том, как Сюй Бэйхун отбирал произведения для выставочных проектов, которые можно было бы назвать "чистым и репрезентативным китайским искусством". Также выявляется роль Сюй Бэйхуна в деле популяризации китайского искусства. В статье впервые раскрываются этапы и особенности деятельности выдающегося китайского художника Сюй Бэйхуна, ориентированной на популяризацию китайского изобразительного искусства и культуры за пределами Китая. В качестве вывода утверждается и аргументируется положение о том, что деятельность Сюй Бэйхуна за рубежом, включавшая в себя многообразие форм представления китайской живописи – выставки, лекции, мастер-классы, научные доклады, информационные платформы и пр., стала первым серьезным шагом, который позволил показать наследие китайской художественной культуры широкой общественности за пределами Китая, вывести китайскую живопись на международную арену.
Теория коммуникации и медиалогия
Иванова А.А. - Визуальные средства художественной выразительности итальянской социальной рекламы c. 19-35

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.5.38000

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению визуальных средств художественной выразительности в визуально-кинематографической социальной рекламе Италии. Материалом исследования послужили видеоролики из интернет-архивов некоммерческих организаций и рекламных агентств. Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью социальной рекламы в современном обществе, а новизна — отсутствием работ, посвященных изучению визуальных средств художественной выразительности в рамках социорекламного дискурса Италии. В рамках исследования были применены методы анализа визуальных художественных образов, используемых в итальянской социальной рекламе. Была проведена аналогия между стилистическими фигурами, относящимся к области филологии, и художественно-изобразительными формами исследуемого материала. Как показал анализ, самым популярным визуальным средством художественной выразительности является метафора; автором был выделен ряд моделей метафорических переносов, на которых строится большая часть сюжетов рекламы социального характера, среди которых особое место занимают модели цветовой и зоонимической метафор. В значительной части роликов задействованы и такие средства визуальной художественной выразительности, как аллегория, персонификация, деперсонификация, гипербола, аллюзия. Сделаны важные выводы о культурных особенностях использования данных визуальных стилистических фигур. Особым вкладом автора является разработка классификации метафорических моделей итальянской социальной рекламы, некоторые из которых могут быть применимы и в России ввиду их универсальности.
Художественная культура и творчество
Сталинская Е.П. - Дракон Востока и Запада. Особенности восприятия и интерпретации образа c. 36-44

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.5.38079

Аннотация: В статье проводится анализ особенностей и значений фантазийного образа Дракона в Китае и в европейских странах, их символика в исторических традициях и в современной культуре, общее и разное в отношении к нему. В Китае Дракон – это пример воплощения позитивного отношения людей, символ добра, благополучия и всеобщего поклонения, а в Европе с древних времен – символ злой и опасной силы, а образы легендарных «драконоборцев» признаны героями. Целью написания статьи явилась необходимость осмысления возрождающегося интереса в современном обществе к особенностям интерпретации этого зооморфного символа в культурах Востока и Запада.   Концепции трактовок восточного и западного образа создавались в соответствии с духовными потребностями, которые влияли на их характеристики. Особым авторским вкладом в исследование темы является осмысление национального влияния культурных традиций на формирование художественных качеств в создании образа Дракона. Сделан вывод, что особенности эволюции образов проявились в том, что в европейском искусстве изображения были сориентированы на реалистичную убедительность, а в китайском искусстве - на декоративность. Кроме того, определено, что формирование этого фантастического феномена происходило в соответствии с национальным менталитетом и национальной картиной мира.
Культура повседневности
Зайцева Н.В. - Галантный праздник XVII века как интрумент управления c. 45-59

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.5.36647

Аннотация: В XVII веке во Франции под воздействием галантной эстетики складывается новая светская социально-интегративная модель и новая типология праздника, которая не только распространяется по всей Европы, но и доходит до России. Превращение праздников в инструмент управления происходит под влиянием конкретных социально-политических причин: трансформации рыцарского сословия в придворное под натиском наступающей монархии, окончательного распада старой феодальной системы с ее традиционными связями. Одновременно с этим шло формирование новых связей и новой социальной структуры монархии классического образца. Под влиянием этих процессов королевские праздники превратились из отдыха и увеселения в мощный рычаг политического и социального воздействия, который используется королевской властью. Изучение феномена праздника имеет многоаспектный характер. Однако, никто из исследователей не анализировал праздничную культуру нового времени с точки зрения инструмента управления. В данной статье феномен галантного праздника рассматривается не только как важное социо-культурное явление, но как институт управления элитами, новый инструмент власти, который помогал решить экономические, социальные и психологические проблемы. Под воздействием галантной эстетики во Франции в XVII веке складывается новая сценография праздника - система праздника на нескольких площадках, объединенных одним сюжетом. Это то, что современные специалисты называют методом монтажа и расчленением пространства. Эта сценография отныне войдет в обиход и утвердится в праздничной европейской культуре на столетия.
Художественная культура и творчество
Люй Ч., Кемерова Т.А. - Влияние западных идей женского просвещения на женскую живопись в китайской республике c. 60-73

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.5.37747

Аннотация: В период Китайской Республики Китай находился в сложном контексте слияния восточной и западной культур. Под влиянием западной женской просветительской мысли художницы Китайской Республики вошли в современный контекст Китайской Республики в качестве участников. В этой статье в качестве объекта исследования выступает «новая женская живопись» с 1912 по 1949 год. Исследование включает анализ живописной практики и художественных концепций новых женщин-художников в Китайской Республике. Под воздействием внутренних и внешних факторов их участие в современной трансформации традиционного китайского изобразительного искусства и вклад в развитие новой женской живописи. В работе рассматривается становление новой женской живописи в Китайской Республике с позиций культуры, социологии и образования. Изучая предысторию появления новых женских картин в Китайской Республике, были обнаружены художественная ценность и историческое значение новых женских картин в Китайской Республике. Продемонстрировано, как рождались и развивались новые мастера в столкновении китайского и западного искусства, новых и традиционных идей и концепций. Они освободились от оков феодальных женских представлений и преследовали независимую личность, права и свободу. В искусстве он продвигает современную трансформацию традиционной живописи с его уникальным эмоциональным выражением и слиянием китайского и западного стилей.
Розин В.М. - Три ипостаси танца и подхода к его изучению (социокультурный, семиотический, психотехнический) c. 74-85

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.5.37996

Аннотация: Статья посвящена обсуждению сущности и природе танца. В начале работы автор заявляет свой подход: рассмотрение танца в рамках более широкого целого (реальности культуры и коммуникации), а также развития, анализ новых антропологических образов и идеалов, описание перезагрузки телесности. Опираясь на исследования Аиды Айламазьян, автор характеризует два этапа развития танца: становление классического балета в XIV столетии и формировании свободного танца. В обоих случаях первоначально складывается новый антропологический идеал, реализация которого затем повлекла за собой становление нового образа жизни, преображение телесности и новый синтез телесности в музыке. Эта закономерность подтверждается еще на одной антропопрактике, на карате. В целом танец рассматривается с точки зрения трех подходов: социокультурного (анализ новых антропологических образов и идеалов), семиотического (роль в формировании реальности танца схем и других семиотических сресдтв) и психотехнического (формирование новой телесности и реальности). Указывается на необходимость еще одного плана изучения ‒ психологического. Здесь, например, могут быть рассмотрены «режимы психики». Автор предполагает, что проживание в танце и переживание танцевальных событий – это жизнь личности в определенном режиме, обусловленном танцевальным нарративом и реальностью танца. Без обращения к психологическому плану трудно говорить также о становлении личности танцора.
Изобразительные искусства
Юй В. - Женское искусство Китая c. 86-95

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.5.38062

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы зарождения и становления женского искусства в Китае. Развитие данного художественного направления было обусловлено радикальными социальными преобразованиями, происходившими в стране в ходе реализации политики «открытых дверей», начиная с 1978 года. На материале творчества Ли Хун, Цуй Сювэнь, Фэн Цзяли, Юань Яоминь и др. рассматриваются основные особенности эволюции женского искусства. Поиск и обретение женской идентичности, разрушение психологических барьеров, навязанных традиционными представлениями и стереотипами о женщине, ее телесности, красоте и пр., исследование гендерных различий, отображение женской субъективности, утверждение нового статуса женщины в современном обществе – все это составляет содержание произведений женщин-художников в Китае.   Новизна исследования заключается в том, что в статье изучаются произведения достаточно авторитетных китайских художниц, не представленные раннее российской искусствоведческой науке. Настоящая статья призвана внести вклад в изучение процессов раскрепощения сознания китайцев и повышения статуса женщины в обществе, в том числе как художницы. Размышления о личном опыте, социальных проблемах и исторических судьбах определяют специфику художественного языка женских произведений. Ввиду активных феминистских движений современности, повышения внимания к внутреннему миру женщины и критики в адрес патриархальных устоев обращение к данной теме представляется сегодня весьма актуальным.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.