по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 03, 2022
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 03-04-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2022
Сценические искусства
Хохлова Д.Е. - Три дуэта Катарины и Петруччо в балете Джона Кранко «Укрощение строптивой»: к вопросу хореографической трактовки литературного первоисточника c. 1-15

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.3.37642

Аннотация: Предметом настоящей статьи является интерпретация Дж. Кранко образов Катарины и Петруччо в трех дуэтах балета «Укрощение строптивой», изучаемых в контекстуальном сопоставлении с оригинальным текстом – комедией У. Шекспира. Цель исследования – определить место трех дуэтов главных героев в спектакле Кранко, проведя идейно-образные параллели с текстом первоисточника, и выявить выразительные средства и хореографические элементы, примененные балетмейстером при их постановке. В качестве теоретической базы были использованы методы балетоведческого анализа, утвержденные историками балета Добровольской, Красовской, Суриц; методологической основой анализа хореографии стали работы хореографа и теоретика балетного искусства Лопухова. Среди других использованных источников – видеоматериалы из архивов Государственной оперы Штутгарта и Большого театра. Работа над статьей потребовала исторического подхода – привлечения материалов (видеокассет и рецензий) 1969 – 1996 гг.. Также применялись методы идейно-художественного анализа и семантического анализа хореографического построения дуэтов Катарины и Петруччо. Проведенный детальный семантический анализ хореографии и композиции дуэтов главных героев стал основным инструментом исследования. К новым результатам можно отнести выявление и сопоставление постановочных средств, разработанных и использованных хореографом. В первом дуэте это чередование синкопированных pas, акробатические элементы, движения на полу; во втором – пластические имитации забавных и неловких ситуаций; в третьем – технически насыщенное хореографическое развитие дуэтного танца (что соответствует трем фазам развития отношений героев: поединок, насмешки, гармония). Итак, модификацию образов и отношений главных героев Дж. Кранко заключает в три дуэта «Укрощения строптивой», делая их смыслообразующими фрагментами, формирующими концепцию балета, а также авторский взгляд на сюжет комедии У. Шекспира.
Теория коммуникации и медиалогия
Моргунов Г.Б. - Трансформация балаганных представлений в условиях отсутствия физического пространства и конкретной локации. c. 16-29

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.3.35720

Аннотация: Предметом исследования являются преобразования балаганных представлений и карнавальной культуры в условиях отсутствия физической локации и перенесения их в интернет среду. Объектом исследования является балаганное искусство показа, интернет видеоконтент, карнавальная культура. В данной статье через культурологическую призму исследования, изучается и анализируется такой вид искусства показа как балаган. Это визуальное искусство на протяжении всего времени что существует театральное творчество, имело наибольшую популярность среди аудитории простых людей, то есть самой многочисленной. Однако в последнее время сложно встретить нечто подобное на площадных пространствах и экстерьерах городов, поскольку основное зрительское внимание переместилось в интернет пространство. Основными выводами проведенного исследования являются следующие тезисы: -балаган реинкарнировал в интернет пространстве как вид особого развлекательного видеоконтента -карнавал реинкарнировал как способ коммуникации внутри интернет среды -балаганное искусство также продолжает иметь функцию моральной разрядки зрителей -Существование балагана в виртуальном пространстве лишает его сакрального значения для зрителя, из-за потери реального и значимого пространства, а также по причине главной цели – яркие эмоции толпы. Особым вкладом автора в исследование темы является расширенная библиография, включающая 5 иностранных источников. Новизна исследования заключается в том, что описываемая ситуация в интернет пространстве, связанная с экранной культурой, обрела текущюю форму только в последние 10-15 лет, соответсвенно исследования по этой теме как правило достаточны новы.
Историческая культурология и история культуры
Кыргыс З.К., Ондар Б.В. - Колыбельная песня «өпей хөөмей» как историко-культурная память тувинского народа c. 30-40

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.3.37288

Аннотация: В настоящей статье в научный оборот вводится понятие ʻөпей хөөмейʼ – мужская колыбельная песня, исполняемая субстилем хөөмей, исходя из базового вида тувинского горлового пения. Вид народного музицирования, бытующий в традиционной культуре, рассматривается авторами в историко-музыковедческом, психологическом и этнопедагогических аспектах. Цель статьи – определить сущностные смыслы колыбельного хөөмея, отражающего мировоззрение, тип хозяйствования, религию; поэтическое мышление, передающее отношение к ребенку как высшей ценности семьи. В статье показаны исполнительские традиции колыбельного хөөмея (напевы и распевы, вербальные тексты, специфические тембровые признаки и др.). Авторы обращают внимание на наличие единой связующей в системе исполнительской традиции тувинцев (горловое пение, шаманские камлания, приучение маток домашних животных), в основе которых лежит вера в магическую силу слов (заговоров, обращений, благопожеланий). При изучении данного феномена использован комплекс методов: системного, историко-типологического, культурно-исторического, этнокультурологического. В системе горлового пения тувинцев, отличающегося многообразием видов и их разновидностей, колыбельный хөөмей полностью сохранил свое первоначальное значение и функцию, как форма звукотворчества с оригинальным способом звукоизвлечения. Углубленный анализ этого явления в тувинской культуре показал, что его структурными компонентами являются собственные исполнительские традиции (напевы и распевы, вербальные тексты, тембровые окраски и др.); смыслы, характеризующие традиционное мировоззрение, тип хозяйствования, этно- и культурогенез, духовный элемент сознания, религию, этикет и др. Исследование и популяризация колыбельного хөөмея востребованы в современном обществе в решении проблем воспитания в раннем возрасте, когда значимость приобретает учёт закономерностей рефлексии сознания, связанного с ареалом развития и ландшафтом, мировоззрением и ценностными ориентациями семьи, рода и народа.
Художественная культура и творчество
Котляр Е.Р., Ширина Н.С. - Исторический акцидентный шрифт в произведениях художников «Культур-Лиги» c. 41-53

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.3.37588

Аннотация: Предметом исследования является исторический акцидентный шрифт, используемый в произведениях членов еврейской художественной организации. «Культур-Лига». Объектом исследования является акцидентный шрифт как инструмент смысловой и стилистической дефиниции данных произведений в рамках еврейской культуры. В исследовании применены методы анализа визуальных символов в произведениях членов художественной секции «Культур-Лиги» и их семантики, методы синтеза и историзма в формулировке определения исторического акцидентного шрифта. На основании изученных работ А. Г. Шицгал, Т. О. Иваненко, В. И. Лесняка сформулировано определение исторического акцидентного шрифта; на основании работ А. Амишай-Майзельс, Г. Казовского, Б. Хаймовича определены предпосылки возникновения еврейского художественного авангарда и основания объединения «Культур-Лига»; работы по авангардной стилистике и семиотике еврейского искусства И. А. Сергеевой, О. А. Лагутенко, Е. Френкеля позволили осуществить семантико-стилистический анализ акцидентного шрифта в произведениях художников «Культур-Лиги».       Основными выводами исследования являются: 1. Исторический акцидентный шрифт является маркером определенной эпохи и этнонациональной культуры. Его применение позволяет художникам передать на уровне семиотики не только вербальное значение текста, но и расширить его значение до глобального, социокультурного уровня. 2. Еврейское объединение «Культур-Лига» являлось частью общемирового художественного авангарда первой трети ХХ в. Основной целью и программой объединения было развитие еврейской культуры с использованием новых стилистических методов в духе времени, с применением авангардных стилей. Акцидентный еврейский традиционный шрифт являлся четким указанием на принадлежность произведения к еврейской ветви художественного авангарда. Особым вкладом авторов является формулировка определения «исторический акцидентный шрифт». Авторами впервые проведен анализ применения акцидентного шрифта в произведениях художников «Культур-Лиги». Ключевые слова: исторический акцидентный шрифт, «Культур-Лига», авангард, кубофутуризм, экспрессионизм, еврейское местечко, штетл.
Сценические искусства
Азарова В.В. - Французская мистериальная драма в зеркале ХХ века c. 54-72

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.3.37697

Аннотация: В статье рассмотрено отражение основных закономерностей мистерии XIV–XVI веков в музыкально-театральных произведениях французского «синтетического театра» ХХ века. Это «Мученичество святого Себастьяна» Г. д’Аннунцио — К. Дебюсси (1911) и «Благая весть Марии» П. Клоделя (1912–1948). Цель работы: установить особенности действия принципов семантики и композиции жанра, возрожденного в конце XIX века и получившего дальнейшее развитие во французском музыкальном театре. В междисциплинарном, герменевтическом и искусствоведческом подходах к достижению поставленной цели мы различаем компаративистский метод, позволяющий сделать выводы о тождестве и различии элементов названных сочинений, а также о жанровых «кодах» мистериальных драм, вступающих в диалог на значительном (около 300 лет) временном промежутке. Речь идет о диалоге внутри истории западноевропейского театра. В пользу научной новизны и значимости работы мы приводим тезисы об интеграции духовного измерения в пространство мистериальной драмы ХХ века, а также об актуальности духовных посланий французских композиторов ХХ века, создавших мистериальные драмы в русле христианской традиции. Сделаны выводы: О функциях литургических хоров на латыни во французских мистериальных драмах ХХ века, обнаруживающих духовный смысл рассматриваемых в настоящей статье произведений. О взаимодействии сакрального и профанного как ведущего жанрового признака мистериальной драмы XIV–XVI веков и ХХ века. О сохранении французской мистериальной драмой ХХ века пространственного вектора «земля — небо». О связи французской мистериальной драмы ХХ века с духовными проблемами современности. О поисках французской мистериальной драмой ХХ века возможности преодоления расхождений между миром, Богом и человеком. О включении французской мистериальной драмы ХХ века в общекультурный контекст.
Музыка и музыкальная культура
Дунаевская А.Е. - О синтетизме художественного мышления в симфонической картине Андрея Эшпая «Переход Суворова через Альпы» c. 73-84

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.3.37528

Аннотация: В статье предпринята попытка анализа жанровой стилистики симфонической картины Андрея Эшпая «Переход Суворова через Альпы» - сочинения, сочетающего в себе традиции и новации. Подчеркивается интерес композитора к историко-патриотической тематике и самой личности полководца А. В. Суворова. В качестве предмета исследования избраны композиционно-драматургические особенности произведения, выявляемые через специфику языкового моделирования. Осознание картинности как основного жанрообразующего фактора позволило конкретизировать тип симфонической картины, выявить в тексте признаки театральности. Особое внимание уделяется программности как ключу к пониманию сюжета сочинения. Наиболее подробно автор анализирует языковые модели текста в ракурсе взаимообусловленности содержания и жанрово-стилистических компонентов. Научная новизна исследования заключена в исследуемом музыкальном материале, который ранее не изучался. Процесс исследования позволил сделать выводы об уникальности и индивидуально-авторской трактовке сочинения. Было установлено, что способы конкретизации содержания языковых моделей подтверждают наличие театрального кода не только в композиционной логике, но и в самом тексте произведения. Была обнаружена антиномичная природа языковых моделей. Антиномичность в сочетании с трансформационной поэтикой, высотно-волновым принципом развития позволила сделать вывод о сочетании признаков симфонизма и картинности в композиционно-драматургическом решении сочинения, определяющим универсальность и синтетизм композиторского мышления.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.