по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 02, 2022
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 04-03-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2022
Культурология и cultural studies
Макарова А.С. - Археологические находки из белого камня в условиях музейного хранения: к проблемам экспонирования и сохранения c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.2.37254

Аннотация: В настоящей статье археологические находки из белого камня (известняка) рассматриваются как особая группа предметов музейного хранения. Предметом исследования становятся способы экспонирования и методические подходы к сохранению памятников данной группы, которые исследуются методами проблематизации, сравнительно-типологического и системного анализа. В статье последовательно рассматриваются предпосылки коллекционирования каменной скульптуры, приводятся основные музейные собрания на территории Российской Федерации, в которых имеются внушительные лапидарные коллекции, делается обзор библиографии, посвященной изучению античной каменной скульптуры и средневековых памятников, и анализируются методы экспонирования и сохранения предметов этой группы.    В результате предпринятого анализа удалось выявить основные экспозиционные практики. Так лапидарные памятники экспонируются как внутри помещений, так и на открытом воздухе. Последний способ, вероятно, восходит к традиции использовать скульптуру в качестве декоративного элемента, однако, в случае с экспонированием музейных предметов, требует значительных усилий для обеспечения должной сохранности. Каменные памятники успешно включаются в тематические и систематические экспозиции, при этом наиболее полноценно информационный потенциал этих предметов удается раскрыть, представив их в специально созданном пространстве лапидария. С точки зрения обеспечения сохранности известняков археологического происхождения выявляется слабая методическая обеспеченность и отсутствие единого подхода к выбору консервационных мер.
Электронная культура и интернет
Дадьянова И.Б. - Современные технологии анимации в веб-дизайне c. 8-17

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.2.36463

Аннотация: Предметом данного исследования выступают анимационные технологии в современной визуальной культуре, их роль и значение в веб-дизайне и тенденции развития. Цель исследования определение роли анимации в современной визуальной культуре, в целом, и в веб-дизайне, в частности. К основным задачам можно отнести, во-первых, анализ тенденций развития сферы анимации, применяемой в веб-дизайне; во-вторых, выделение ключевых характеристик веб-анимации и составление классификации основных анимационных форм; в-третьих, анализ технологического аспекта разработки веб-анимации с приведением конкретных примеров инструментальных средств, реализующих ту или иную технологию. В ходе исследования были использованы как общелогические методы исследования (анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение), так и методы систематизации научных знаний – типологизация и классификация. Новизна исследования заключается в переосмыслении значения анимационных технологий в современной визуальной культуре. В результате исследования были выделены специфические особенности веб-анимации, ее роль в современном веб-дизайне, основные сферы применения, формы, методы и приемы. Также был проанализирован технологический аспект создания веб-анимации, представлена классификация современных веб-технологий, позволяющих решать различные задачи, стоящие перед веб-анимацией.
Художественная культура и творчество
Розин В.М. - Три жизни Екатерины Шапинской (к выходу книги «Время и судьба. Истории моей жизни») c. 18-30

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.2.37345

Аннотация: В статье представлен комментарий и размышления по поводу недавно вышедшей книги известного российского культуролога Екатерины Николаевной Шапинской. Ее судьба сложилась очень необычно: получив образование в СССР, она жила в Индии, где освоила традиционный жанр индийского танца и добилась в этой области значительного успеха, затем вернулась в Россию, где, с одной стороны, познакомила публику с индийскими танцами, а с другой ‒ постепенно, затратив большой труд, перешла из сферы искусства в философию и науку (защитила диссертации, опубликовала научные статьи и книги, стала профессором, читала лекции в университете).    Автор, опираясь на текст вышедшей книги, анализирует не только этот жизненный путь, но и взгляды Шапинской на жизнь и любовь, показывая, что они во многом были обусловлены семьей, социальной реальностью конца прошлого века, перипетиями самой жизни. При этом автор разводит возвышенную любовь-страсть, с которой нередко начинается романтическая любовь, и спокойную родственную любовь в семье. Обсуждаются особенности социальности современного мира, в той или иной мере проявляющиеся в поступках героини книги: двойственность, условность происходящего, распредмечивание реальности. Книга «Время и судьба. Истории моей жизни» интересна еще и тем, что в ней представлена другая модель жизни, отличающаяся от привычной для нас модели, где личность однозначно определяет свою жизнь, ясно ощущает социальную реальность, понимает, что надо делать.
Розин В.М. - Метафора как средствo построения художественной реальности (на примере анализа метафоры «кентавр» в романе Меира Шалева «Эсав») c. 31-42

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.2.37552

Аннотация: В статье вводится новая интерпретация понятия метафоры. Разбираются традиционное, идущее еще от Аристотеля, понятие метафоры, семиотическое понятие, вводящее наряду с обычным метафорическое значение, и довольно сложная конструкция метафоры, предлагаемая К.И. Алексеевым в «Эскизе теории метафоры» (она опирается на методологию Л.С. Выготского, концепцию социальных эстафет Михаила Розова, теории классификации и логическую теорию определений). Автор предлагает анализировать метафору, включая ее не в психику и эстафеты Розова, а в художественную реальность; последняя создается в пространстве художественной коммуникации и творчества художника и зрителя.   В рамках такого подхода метафора характеризуется как особая схема, прием и выразительное средство, позволяющие на основе двух художественных содержаний (потенциальных событий) создать новое содержание (новую предметность), в котором как бы сплавлены («сняты») оба исходных художественных содержаний и за счет своего рода эмерджентного эффекта является для нашего сознания принципиально новое содержание (предметность). Чтобы сделать эти общие утверждения более понятными и конкретизировать их, анализируется метафора «кентавр» в романе Меира Шалева «Эсав». По сути, это гуманитарная реконструкция, основанная на авторской теории художественной реальности. В последней части статьи различаются латентные и выявленные метафоры, метафора и метафорический дискурс, метафоры и схемы.
История искусств
Крус Фахардо Ю. - Боготасо и "критическое искусство" 1948 г. в Колумбии: картины Энрике Грау и Алехандро Обрегона c. 43-56

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.2.37509

Аннотация: Предметом исследования является реакция художников Колумбии на события, произошедшие в стране 9 апреля 1948 года и явившиеся одной из важнейших вех современной истории Колумбии и истории искусства этой страны. В тот день мирная Богота была вовлечена в беспрецедентное в колумбийской истории гражданское восстание, последствия которого повлияли на все сферы жизнедеятельности колумбийского общества. Для искусства это восстание также стало переломным моментом в его развитии. Изменения произошли во всех областях изобразительного искусства: появилась выраженная социальная проблематика, произошел разрыв с академизмом и, конечно же, начиная с событий Боготасо получила свое яркое выражение критическая позиция художников по отношению к явлениям социально-политической жизни Колумбии. В настоящей работе анализируются картины ключевых художников истории колумбийского искусства: Энрике Грау и Алехандро Обрегона. Рассматриваемые произведения отражают события судьбоносного для страны дня 9 апреля 1948 г., по-своему интерпретируя факты этой трагедии, и утверждают важность социально-критической позиции художника в обществе. Методологически это работа с комплексным подходом, включающим культурно-исторический, иконографический, художественно-стилистический анализ произведений. Новизна исследования заключается в изучении реакции художников на политические и социальные репрессии в Колумбии, а также в изучении головокружительных политических и социальных перемен, произошедших после событий Боготасо в 1948 г. и повлиявших на развитие «критического искусства» Колумбии вплоть до наших дней.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.