по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 10, 2022
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 04-11-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2022
Этнология и культурная антропология
Гордиенко Е.В. - Вьетнамский культ духов-покровителей местности (тханьхоанг) и его место во вьетнамской народной религии c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.10.38939

EDN: HJGWYS

Аннотация: В данной статье рассматривается культ духов-покровителей местности тханьхоанг (thành hoàng) во Вьетнаме. Это духи, почитаемые в качестве покровителей деревень, деревенских общин и городских кварталов Вьетнама, защищают от бедствий, эпидемий, войн и т. п. Это мифические, исторические и псевдоисторические персонажи, имеющие заслуги перед местностью и ее жителями. Почитание тханьхоангов коренится в традиционной культуре вьетнамцев и веками выступает неотъемлемой частью т. н. вьетнамской народной религии (tín ngưỡng dân gian Việt Nam). Духи местности входят в пантеон многочисленных божеств и духов (thần), почитаемых вьетнамцами поныне, несмотря на антирелигиозную политику коммунистической партии Вьетнама во второй половине XX в.    В статье описаны основные особенности вьетнамской народной религии - контекста, в котором поныне существует культ тханьхоангов. Определение места культа в религиозной системе позволяет составить представление о роли культа в религиозных практиках вьетнамцев и его связях с другими явлениями вьетнамской народной религии. Проведенное нами сопоставление культа тханьхоангов с аналогичными культами соседних народов позволяет выявить наслоения, связанные с влиянием пришлых религиозно-философских систем – даосизма, конфуцианства, буддизма, христианства, идеологий ХХ в. Благодаря сопоставительному анализу нами предпринята попытка реконструкции истоков и вех развития культа тханьхоангов. Культ тханьхоангов ранее специально не исследовался отечественными востоковедами. Нами предложено первое системное описание культа, его места во вьетнамской религиозной системе и его истоков. Данная статья продолжает цикл наших работ, посвященных различным аспектам культа тханьхоангов.
Прикладная культурология
Попов Д.А. - Соотношение содержательности и развлечения в операх Джакомо Мейербера c. 13-21

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.10.39004

EDN: GFHLSO

Аннотация: Объектом исследования является творчество французского композитора XIX века Джакомо Мейербера, предметом исследования - содержательный и развлекательный компоненты его творчества. Для анализа использованы наиболее известные произведения прославленного маэстро: "Роберт-Дьявол", "Гугеноты", "Пророк", "Динора". Автор рассматривает соотношение "содержательного" и "развлекательного" компонентов в драматургическом и музыкальном построении оперы сточки зрения традиционной для искусства XIX века установки "Развлекая - поучать!". Целью исследования является корректировка тезиса о развлекательности как главном недостатке опер Мейербера, поскольку все произведения сценического искусства, в том числе и его современников, не могут обходиться без развлекательного компонента. Основным выводом исследования является то, что содержательная, поучающая сторона в произведениях Мейербера формально сохраняется, что, на первый взгляд, делает бессмысленным упреки его критиков. Однако при более детальном рассмотрении обнаруживается, что содержание опер выхолащивается, сводится до уровня банальностей и штампов, становится противоречивым и даже нелепым, в то время как развлекательная сторона усиливается и делается ведущей. Таким образом, упрек в развлекательности в адрес Мейербера должен быть скорректирован: их деффект не в том, что они развлекают, а в том, что они утрачивают содержательный компонент. Такая модель соотношения развлекательного и содержательного позднее будет использована и современным массовым искусством.
Художественная культура и творчество
Розин В.М. - Романы А. Богданова: утопия или художественная рефлексия грядущей социальности и дилемм личности автора? c. 22-37

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.10.38929

EDN: GFTMLY

Аннотация: В статье предлагается авторская реконструкция двух романов и отчасти жизни Александра Богданова. В плане методологии автор опирается на опубликованные им исследования искусства и его произведений, которые включают в себя три основных плана – анализ сферы искусства, художественной коммуникации и художественной реальности произведения. Открывается исследование постановкой проблем: ставится под сомнение жанр романов как утопия (автор считает, что это скорее социальное проектирование в форме художественного произведения), непонятны поступки героев, неясно, почему Богданов так парадоксально выстраивает сюжет. Для разрешения этих проблем автор обращается к личности Богданова, показывает ее двойственность: с одной стороны, стремление к власти и вождизму, с другой – отрицание этих ценностей и переключение на научную и преподавательскую деятельность.   Этот заход позволяет выстроить правдоподобную, с точки зрения автора, реконструкцию художественной реальности романов и ее событий. При этом автор различает в художественной реальности два типа событий. Первый тип – это события, которые выстраиваются в ответ на вполне осознанную проблему или задачу. Второй тип не предполагает осознание проблемы, стоящей перед художником (она может ощущаться лишь как неясное неудовлетворение или желание), отсутствует и ясное понимание способа разрешения этой проблемы. Предложенная реконструкция позволяет объяснить также некоторые особенности эволюции самого Богданова: разрыв с Лениным и большевистским руководством, отказ от вождизма, переключение на построение науки «Тектологии».
Эстетика и теория искусства
Белова Д.Н. - Роль кошки в искусстве и культуре Японии c. 38-54

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.10.38889

EDN: GFXALM

Аннотация: Статья посвящена взаимодействию и трансформации мифологического, мистического существа (кошки) с женским образом в японской живописи. Предметом исследования являются изображения кошек и женщин на свитках и гравюрах XVIII-XX вв. Акцентируется внимание на современном мифологическом аспекте японской культуры. Подчеркиваются эстетические каноны восприятия красоты в контексте национальной культуры Японии, основанные на синтоизме и буддизме. Использовались сравнительно-исторический и иконографический методы исследования при анализе культурологических, философских и искусствоведческих научных материалов. Актуальность темы обусловлена возрождением интереса к мифологическому наследию Японии, трансформации мифологических образов и их феминизации в современной массовой культуре. Новизна исследования заключается в сравнительном анализе женских образов и мифологических образов кошек в японской классической живописи и современной культуре каваий, основываясь на философско-эстетических традициях Японии. Новизна исследования заключается в сравнительном анализе женских образов и мифологических образов кошек в японской классической живописи и современной культуре каваий, основываясь на философско-эстетических традициях Японии. Предпринята попытка сопоставления мифологических образов кошек и женских образов как в традиционных, так и современных художественных изображениях. Сделан вывод, что для оценки японских мифологических образов большое значение имеет национальные традиции и менталитет, несмотря на исторический отрезок времени. Особое значение имеет восприятие женских образов в каваий, обусловленных эстетическими и религиозными устоями японского общества, учитывая, что миф плотно вошел в массовую культуру. Подчеркивается, что культура каваий является самостоятельным эстетическим феноменом.
Декоративно-прикладное искусство
Лавров Д.Е. - Традиционные орнаментальные техники в изделиях федоскинской лаковой миниатюры советского периода c. 55-62

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.10.36728

EDN: DRMCJZ

Аннотация: Предметом исследования является анализ путей восстановления орнаментальных техник промысла лукутинской лаковой миниатюры, утраченных к концу XIX в. и воссозданных в течение советского периода. В статье рассматривается деятельность художников-миниатюристов Федоскинской трудовой артели – преемника лукутинского предприятия – по возрождению забытых технологий создания орнамента на лаковых изделиях. Особое внимание уделяется помощи в этом процессе, которую оказало промыслу советское государство. Цель статьи – на примере успешного решения проблемы восстановления утраченных орнаментальных техник федоскинского промысла показать значимую роль поддержки государства в развитии русского народного искусства советского периода.   Используя сравнительно-исторический, историко-типологический, а также историко-генетический методы, автор даёт характеристику различным орнаментальным техникам лукутинских изделий, сравнивая их с особенностями федоскинских изделий ХХ в. Научная новизна исследования состоит в анализе деятельности экспериментальной лаборатории при Федоскинской трудовой артели, восстановившей орнаментальные техники лукутинской миниатюры, а также тому вкладу, который внесли в этот процесс федоскинские мастера М. С. Чижов, В. В. Корсаков, С. Н. Тардасов. Основным выводом статьи является утверждение важности изучения указанных техник промысла для понимания причин расцвета орнаментальных мотивов в федоскинских изделиях в поздний советский период, а также настоящее время.
Музыка и музыкальная культура
Краснобаева Т.А. - Новый взгляд на историю модернизации белорусских цимбал. Проблемы производства, подготовки мастеров и качества инструментов. c. 63-72

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.10.36665

EDN: DOFOID

Аннотация: В статье хронологически преподносятся исторические сведения о модернизации белорусских цимбал в контексте судьбы новаторов. Поднимается проблема перехода в индустриальное общество на примере производства цимбал и гендерных изменений в сфере цимбального искусства. Исследуется влияние социально-политической среды на культурные процессы в обществе. Анализируются истоки проблемы качества белорусского музыкального инструмента цимбалы. Поднимается проблема профессионального образования мастеров музыкальных инструментов, в частности, мастеров изготовителей белорусского народного инструмента цимбалы. Исследуется опыт других стран по обучению мастеров и проведению конкурсов профессионального мастерства среди изготовителей музыкальных инструментов. Изучены неизвестные ранее архивные документы, раскрывающие трагические тайны, белые пятна биографий Жиновича и Сушкевича. Подвергается сомнению устоявшаяся в кругу специалистов догма о заслугах Иосифа Жиновича. Делается вывод, что первый этап модернизации цимбал является революционным, гораздо более значимым, чем последующая доработка. Восстанавливается историческая справедливость в отношении авторов первого этапа модернизации – Захара и Сушкевича. Впервые акцент исследования смещается с цимбалистов педагогов, исполнителей, репертуара, методик обучения на качество инструментов и образование мастеров. Предлагается перенять опыт соседних стран по проведению конкурсов для мастеров, изготавливающих цимбалы, с целью улучшения качества инструмента.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.