|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Культура и искусство"
> Содержание № 09, 2021
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 30-09-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 09, 2021
Соколова А.Н. - Содержание понятия «этническая живопись»: к постановке проблемы |
|
c. 1-17
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.9.36273
Аннотация: Рассматривается понятие «этническая живопись», анализируются отечественные и западные источники, в которых оно используется, показаны неоднозначные подходы в его определении. Установлено избегание использования понятия «этническая живопись» в отечественной науке в силу неопределенности и неоднозначности его содержания. Наиболее используемые в этой сфере остаются понятия «национальное искусство», «этнокультурные проявления», «территориально-этнический характер живописи», «национальные черты» и «национальное своеобразие художественных школ». В западной литературе понятие «этническая живопись» может относиться как к народному творчеству, так и профессиональному искусству. Рассматривается соотношение понятий «национальная культура» и «этническая культура». Материалом исследования является живописное искусство черкесов (адыгов) России и Турции. Используя методы компаративистики, сравнительной типологии и искусствоведческий анализ исследуется творчество современных художников-черкесов Турции и России, выявляются специфические и универсальные характеристики их творчества. Автором предложено считать «этнической живописью» произведения профессиональных художников, отвечающих определенным характеристикам. Выдвигаются основные признаки и функции пластического искусства, позволяющие определять его понятием «этническое». К ним относятся 1) фигуративные характеристики (визуализация мифологических и эпических героев и сюжетов, обрядовой и бытовой культуры); 2) трансляция этнических ментальных характеристик и ценностей; 3) конструирование этнической идентичности и солидарности средствами живописи; 4) приобщение к живописному искусству не только элиты, но и широких слоев общества; 5) использование государственного инструментария для распространения и популяризации живописного искусства через образование и просвещение; 6) понимание этнического искусства как важной составляющей национального искусства; 7) развитие этнического искусства через различные контаминации (этнокультурное содержание и модернистская форма или техника; модерновое содержание в традиционном жанре или форме).
Рыжков К.Л. - Классификация интернет-мемов в реалиях 2021 года |
|
c. 18-28
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.9.36456
Аннотация: Предметом исследования является корпус интернет-мемов англоязычного и русскоязычного сегмента сети «Интернет». Объектом исследования выступает классификация интернет-мемов, разделение актуальных мемов на категории по различным основаниям. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как возникновение новых способов генерирования контента в интернете, развитие массовой культуры и широкое распространение концепции постиронии, а также отражение в корпусе мемов новейших социальных и политических событий. Особое внимание уделяется подробному анализу конкретных примеров интернет-мемов и их модификации пользователями: сам формат мема предполагает вариабельность и возможность внесения изменений любым потребителем контента. Основными выводами проведенного исследования являются, во-первых, выделенные и проиллюстрированные примерами новые категории интернет-мемов. Особым вкладом автора в исследование темы следует считать выявленные новые категории мемов: постироничные мемы, мемы, созданные и распространяемые с помощью платформы TikTok, и мемы, связанные отражением в массовой культуре коронавирусной инфекции и ее последствий. Новизна исследования определяется выделением и описанием указанных категорий интернет-мемов, а также обозначением перспектив дальнейшего расширения классификации. Использованы методы контекстуального и структурного анализа корпуса интернет-мемов, выделены и сгруппированы различные типы варьирования мемов, описан потенциал их трансформации.
Музыка и музыкальная культура |
Серов Ю.Э. - Музыка балета «Ярославна» Б. Тищенко в контексте обновления отечественного симфонизма 1960–1970-х годов |
|
c. 29-38
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.9.36470
Аннотация: В статье исследуется музыка балета «Ярославна» выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Б. Тищенко (1939–2010). Написанный и поставленный в 1974 году, балет стал одним из самых значительных музыкальных свершений тех лет. В исследовании делается акцент на том, что Тищенко сочинял «Ярославну» во всеоружии современных оркестровых средств выразительности, опираясь на древнерусский текст «Слова о полку Игореве». Тищенко не стремился стилизовать свое сочинение, но приблизил слово безымянного летописца к нашей эпохе. Важными для композитора стала не только семантика и стилистика текста, но, прежде всего, его нравственно-этическая составляющая. Тищенко создавал балет «Ярославна» будучи уже зрелым мастером, превосходно владеющим поразительными возможностями огромного симфонического оркестра. Он вводит в балетную музыку хор, чтобы слово зазвучало с новой силой и максимально рельефно. В статье подчеркивается выдающаяся работа Тищенко с оркестровой фактурой, с разнообразными инструментальными тембрами и красками. Новизна исследования состоит в том, что автор рассматривает музыку балета «Ярославна» в контексте общей линии обновления отечественного симфонизма 1960-1970-х годов, выделяет ведущую роль Б. Тищенко в этом знаменательном процессе. В статье содержатся выводы о том, что сочинение получилось полижанровым, многосоставным, что автор предельно расширил музыкальный словарь отечественной музыкальной культуры. Музыка к балету наполнилась поистине симфоническим содержанием, открыла новые художественные пути, обогатила современную оркестровую палитру.
Юрасов А.А. - Понятие свободы воли |
|
c. 39-54
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.9.36367
Аннотация: Предметом исследования является понятие свободы воли. Часто в современных философских дискуссиях оно или вовсе не эксплицируется, или выражается в виде, весьма далеком от традиционного смысла, который вкладывался в этот термин на протяжении многих столетий. Цель статьи состоит в историко-философской реконструкции понятия свободы воли. Однако интерес, который представляет достижение этой цели, не ограничивается сферой истории философии. От понимания ключевого термина в значительной степени зависит плодотворность теоретических построений, направленных на решение проблемы свободы воли. В статье подробно изложены и обоснованы методологические принципы, в соответствии с которыми затем проведена реконструкция понятия свободы воли. Исследование показало, что свободная воля обладает двумя свойствами, которые можно обозначить как свойство соответствия и свойство независимости. С учетом этого результата свободную волю можно определить как волю, соответствующую системе ценностей индивида и независимую от внешних по отношению к ней факторов. Такая дефиниция обобщает практику употребления данного термина в истории философии. Однако начиная со второй половины XIX в. и в особенности в XX в. сформировалась мощная тенденция к искажению традиционного понятия свободы воли, выраженная в исключении свойства независимости и в определении свободы воли через понятие моральной ответственности.
Художественная культура и творчество |
Розин В.М. - О возможности визуального представления идей и вербальных содержаний |
|
c. 55-68
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.9.36439
Аннотация: В статье на примерах выставочных произведений искусства, живописи и музыкального движения обсуждается возможность визуального воплощения идей и вербальных содержаний. Автор сопоставляет два этапа развития искусства: в начале ХХ столетия, когда были популярны идеи космизма и многие художники считали, что они могут своим творчеством ускорить наступление нового мира, и в настоящее время, для которого характерен пессимизм в связи с кризисом модерна. Анализируются примеры художественных произведений, характерных для каждого этапа, обсуждается, почему в начале прошлого века художникам удавалось визуально представить сложное вербальное содержание и идеи, а в настоящее время это удается с большим трудом. Автор выделяет два способа визуализации вербальных содержаний ‒ произведения с концептуальными вербальными пояснениями, все же не позволяющие органично синтезировать визуальный и вербально-понятийный планы, и сложную работу по концептуализации вербальных нарративов. В качестве кейса для уяснения второго способа выбрано театрально-музыкальное-танцевальное действие, спроектированное и реализованное психологом Аидой Айламазьян. Предлагается анализ этого способа как перспективного для решения проблемы визуального воплощения идей и вербальных содержаний. Автор утверждает, что для решения подобных задач нужно, учитывая доступные художнику визуальные выразительные средства, возможную зрительскую аудиторию, собственные эстетические установки, выстроить концепцию художественной реальности замысляемого произведения.
|
|