по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 09, 2021
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 30-09-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2021
Актуальный вопрос
Соколова А.Н. - Содержание понятия «этническая живопись»: к постановке проблемы c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.9.36273

Аннотация: Рассматривается понятие «этническая живопись», анализируются отечественные и западные источники, в которых оно используется, показаны неоднозначные подходы в его определении. Установлено избегание использования понятия «этническая живопись» в отечественной науке в силу неопределенности и неоднозначности его содержания. Наиболее используемые в этой сфере остаются понятия «национальное искусство», «этнокультурные проявления», «территориально-этнический характер живописи», «национальные черты» и «национальное своеобразие художественных школ». В западной литературе понятие «этническая живопись» может относиться как к народному творчеству, так и профессиональному искусству. Рассматривается соотношение понятий «национальная культура» и «этническая культура». Материалом исследования является живописное искусство черкесов (адыгов) России и Турции. Используя методы компаративистики, сравнительной типологии и искусствоведческий анализ исследуется творчество современных художников-черкесов Турции и России, выявляются специфические и универсальные характеристики их творчества. Автором предложено считать «этнической живописью» произведения профессиональных художников, отвечающих определенным характеристикам. Выдвигаются основные признаки и функции пластического искусства, позволяющие определять его понятием «этническое». К ним относятся 1) фигуративные характеристики (визуализация мифологических и эпических героев и сюжетов, обрядовой и бытовой культуры); 2) трансляция этнических ментальных характеристик и ценностей; 3) конструирование этнической идентичности и солидарности средствами живописи; 4) приобщение к живописному искусству не только элиты, но и широких слоев общества; 5) использование государственного инструментария для распространения и популяризации живописного искусства через образование и просвещение; 6) понимание этнического искусства как важной составляющей национального искусства; 7) развитие этнического искусства через различные контаминации (этнокультурное содержание и модернистская форма или техника; модерновое содержание в традиционном жанре или форме).
Рыжков К.Л. - Классификация интернет-мемов в реалиях 2021 года c. 18-28

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.9.36456

Аннотация: Предметом исследования является корпус интернет-мемов англоязычного и русскоязычного сегмента сети «Интернет». Объектом исследования выступает классификация интернет-мемов, разделение актуальных мемов на категории по различным основаниям. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как возникновение новых способов генерирования контента в интернете, развитие массовой культуры и широкое распространение концепции постиронии, а также отражение в корпусе мемов новейших социальных и политических событий. Особое внимание уделяется подробному анализу конкретных примеров интернет-мемов и их модификации пользователями: сам формат мема предполагает вариабельность и возможность внесения изменений любым потребителем контента.   Основными выводами проведенного исследования являются, во-первых, выделенные и проиллюстрированные примерами новые категории интернет-мемов. Особым вкладом автора в исследование темы следует считать выявленные новые категории мемов: постироничные мемы, мемы, созданные и распространяемые с помощью платформы TikTok, и мемы, связанные отражением в массовой культуре коронавирусной инфекции и ее последствий. Новизна исследования определяется выделением и описанием указанных категорий интернет-мемов, а также обозначением перспектив дальнейшего расширения классификации. Использованы методы контекстуального и структурного анализа корпуса интернет-мемов, выделены и сгруппированы различные типы варьирования мемов, описан потенциал их трансформации.
Музыка и музыкальная культура
Серов Ю.Э. - Музыка балета «Ярославна» Б. Тищенко в контексте обновления отечественного симфонизма 1960–1970-х годов c. 29-38

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.9.36470

Аннотация: В статье исследуется музыка балета «Ярославна» выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Б. Тищенко (1939–2010). Написанный и поставленный в 1974 году, балет стал одним из самых значительных музыкальных свершений тех лет. В исследовании делается акцент на том, что Тищенко сочинял «Ярославну» во всеоружии современных оркестровых средств выразительности, опираясь на древнерусский текст «Слова о полку Игореве». Тищенко не стремился стилизовать свое сочинение, но приблизил слово безымянного летописца к нашей эпохе. Важными для композитора стала не только семантика и стилистика текста, но, прежде всего, его нравственно-этическая составляющая.   Тищенко создавал балет «Ярославна» будучи уже зрелым мастером, превосходно владеющим поразительными возможностями огромного симфонического оркестра. Он вводит в балетную музыку хор, чтобы слово зазвучало с новой силой и максимально рельефно. В статье подчеркивается выдающаяся работа Тищенко с оркестровой фактурой, с разнообразными инструментальными тембрами и красками. Новизна исследования состоит в том, что автор рассматривает музыку балета «Ярославна» в контексте общей линии обновления отечественного симфонизма 1960-1970-х годов, выделяет ведущую роль Б. Тищенко в этом знаменательном процессе. В статье содержатся выводы о том, что сочинение получилось полижанровым, многосоставным, что автор предельно расширил музыкальный словарь отечественной музыкальной культуры. Музыка к балету наполнилась поистине симфоническим содержанием, открыла новые художественные пути, обогатила современную оркестровую палитру.
Актуальный вопрос
Юрасов А.А. - Понятие свободы воли c. 39-54

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.9.36367

Аннотация: Предметом исследования является понятие свободы воли. Часто в современных философских дискуссиях оно или вовсе не эксплицируется, или выражается в виде, весьма далеком от традиционного смысла, который вкладывался в этот термин на протяжении многих столетий. Цель статьи состоит в историко-философской реконструкции понятия свободы воли. Однако интерес, который представляет достижение этой цели, не ограничивается сферой истории философии. От понимания ключевого термина в значительной степени зависит плодотворность теоретических построений, направленных на решение проблемы свободы воли. В статье подробно изложены и обоснованы методологические принципы, в соответствии с которыми затем проведена реконструкция понятия свободы воли. Исследование показало, что свободная воля обладает двумя свойствами, которые можно обозначить как свойство соответствия и свойство независимости. С учетом этого результата свободную волю можно определить как волю, соответствующую системе ценностей индивида и независимую от внешних по отношению к ней факторов. Такая дефиниция обобщает практику употребления данного термина в истории философии. Однако начиная со второй половины XIX в. и в особенности в XX в. сформировалась мощная тенденция к искажению традиционного понятия свободы воли, выраженная в исключении свойства независимости и в определении свободы воли через понятие моральной ответственности.
Художественная культура и творчество
Розин В.М. - О возможности визуального представления идей и вербальных содержаний c. 55-68

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.9.36439

Аннотация: В статье на примерах выставочных произведений искусства, живописи и музыкального движения обсуждается возможность визуального воплощения идей и вербальных содержаний. Автор сопоставляет два этапа развития искусства: в начале ХХ столетия, когда были популярны идеи космизма и многие художники считали, что они могут своим творчеством ускорить наступление нового мира, и в настоящее время, для которого характерен пессимизм в связи с кризисом модерна. Анализируются примеры художественных произведений, характерных для каждого этапа, обсуждается, почему в начале прошлого века художникам удавалось визуально представить сложное вербальное содержание и идеи, а в настоящее время это удается с большим трудом.   Автор выделяет два способа визуализации вербальных содержаний ‒ произведения с концептуальными вербальными пояснениями, все же не позволяющие органично синтезировать визуальный и вербально-понятийный планы, и сложную работу по концептуализации вербальных нарративов. В качестве кейса для уяснения второго способа выбрано театрально-музыкальное-танцевальное действие, спроектированное и реализованное психологом Аидой Айламазьян. Предлагается анализ этого способа как перспективного для решения проблемы визуального воплощения идей и вербальных содержаний. Автор утверждает, что для решения подобных задач нужно, учитывая доступные художнику визуальные выразительные средства, возможную зрительскую аудиторию, собственные эстетические установки, выстроить концепцию художественной реальности замысляемого произведения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.