по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 08, 2021
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 31-08-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2021
Эстетика и теория искусства
Степанова П.М. - Основные концепции культурной антропологии, применяемые в теории и практике антропологического театра c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.8.36248

Аннотация: В статье рассматриваются классические термины и концепции культурной антропологии, которые нашли практическое применение в спектаклях, паратеатральных опытах и акциях польского режиссера экспериментатора Ежи Гротовского (1933-1999) и коллективов современного антропологического театра, продолжающих поиски Гротовского конца ХХ века. Методы и термины культурной (социальной) антропологии А. ван Геннепа, В. Тёрнера, М. Элиаде, Б. Малиновского и структурной антропологии К. Леви-Строса помогают наиболее точно определить специфический терминологический аппарат Гротовского, уникальные практические открытия его творчества и понятийную базу театральной антропологии как одного из важнейших явлений развития современного искусства. Проблемы возникновения и формирования антропологической методологии как основы создания научного аппарата для осмысления ритуально-театральных форм, а также как практического инструмента художественного выражения в театральных и паратеатральных экспериментах, рассматриваются впервые. На базе главных трудов школы культурной антропологии в статье выявляются основные термины современного антропологического театра. В результате исследования методов и подходов культурной антропологии автор выявляет новую уникальную технику работы современных польских театральных коллективов, основанную не на реконструкции театральных форм прошлого, а использующую приём реактуализации мифологических структур в процессе создания ритуально-театрального действа
Философия культуры
Кириллова А.Н., Беломыцев А.А. - Смысловые осцилляции музыкального сопровождения античного культа как основания элементов метамодернизма в творчестве современных оперных режиссёров c. 11-19

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.8.36335

Аннотация: Метамодернизм, понимаемый как одна из разновидностей пост-постмодернизма, привлекает широкое внимание исследователей в последнее десятилетие. Предполагается, что современная культура перешагнула ситуацию постмодерна, тяготея к большей концептуальной и смысловой устойчивости. Выступая в качестве языка самоописания наступившей эпохи, основания метамодернизма находят свое отражение в различных видах искусства. Оперный театр, преодолевая инерцию присущего ему консерватизма, воспринимает данные тенденции, преломляя их в характерной осцилляции между крайними смысловыми полюсами, чье оформление протекало в период античности. Предмет данного исследования – связь между античным музыкальным наследием и метамодернистскими тенденциями в современном оперном театре.   В результате проведенного исследования установлено, что трансляция принципов музыкального оформления античного культа в рамках творчества современных оперных режиссеров подразумевает характерную для музыкального сопровождения культовых форм Древней Греции и Рима осцилляцию между полюсами одноголосия – многоголосия, инструментальности сопровождения – акапельности, импровизационности – предзаданности музыкальных образцов. Парадигмальное усвоение присущих античному культу колебаний, а также отсутствие преднамеренности в их проявлениях (отражающую, отчасти, религиозно-экстативную процессуальность искусства) во многом обуславливают специфицирующие свойства метамодернизма, выделяемые в творчестве Р. Кастелуччи, П. Селларса, Р. Уилсона, Д. Чернякова.
Теоретическая культурология и теория культуры
Семухина Е.А., Шиндель С.В. - Фреймовый подход к изучению культурных феноменов c. 20-27

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.8.36280

Аннотация: Объектом настоящего исследования является религиозная сфера, понимаемая как фрагмент культурной картины мира. Единицей, позволяющей проводить анализ и изучать структуру культурной картины мира, наряду с другими, представляется фрейм культурного феномена. Культурные инварианты носят название базовых фреймов. Предметом исследования стал один из значимых культурных феноменов, базовый фрейм христианской культуры «грех». Автор подробно останавливается на структуре рассматриваемого феномена, анализируя ее уровни, вершинные узлы (слоты), а также факультативные узлы (терминальные слоты). Основным методом исследования является фрейм-анализ. Ранее часто применяемый в социологических, лингвистических и когнитивных исследованиях, фрейм-анализ представляется универсальным инструментом, эффективным и адекватным целям и задачам культурологии. Новизна исследования определяется отсутствием значительного количества работ по фреймовому анализу культурных феноменов при существующем интересе научного сообщества к данному вопросу. Статья становится вкладом в разворачивающуюся в последние годы дискуссию о возможностях фрейм-анализа в культурологии. Проведенный анализ показал, что фрейм, соотносимый с понятием греха, имеет многоуровневую структуру. Основные признаки фрейма — слоты или вершинные узлы качество, свойственное человеку», «основание для наказания», «враг», «зло, нечистая сила», «болезнь», «ошибка» и «беда / несчастье». В структуре фрейма представлен субфрейм «смертные грехи». К терминальным (факультативным) слотам относятся «искупительная жертва», «прощение».
Философия культуры
Жукова Е.М. - Гуманистичность как сущность принципа веротерпимости (на примере идей Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. И. Пирогова) c. 28-41

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.8.36146

Аннотация: В период глобализации различные страты общества выстраивают новую понятийную систему. В этом живом трансформационном процессе переосмысливается фундаментальное понятие веротерпимости: оно «дробится» и обрастает чуждыми коннотациями. Растущий по всему миру религиозный фанатизм ставит проблему веротерпимости чрезвычайно остро. Становится востребованным ее осмысление не только на примере опыта государств, но и в наследии видных представителей различных эпох. Объектом исследования является литературно-философское наследие Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и Н. И. Пирогова. Предмет исследования – принцип веротерпимости в мировоззрении этих мыслителей. Каждый из них представляет собою высокий образец гуманистичности в эпоху тесного взаимодействия различных этносов. Анализ творчества трех деятелей культуры показывает, что при разности мироощущений все они сходились в общегуманистической сути веротерпимости. Принятие веротерпимости как общекультурной универсалии основано на восприятии ими мира как единого организма, в котором различные религиозные традиции не унифицированы, а составляют «единство множественного». Так, если у Л. Н. Толстого гуманистическая природа веротерпимости раскрывается на уровне отдельного индивида, общностей и всего человечества, то у Ф. М. Достоевского эти размышления возникают в связи с темой войны и мира. В соединении с «космическим» мироощущением Н. И. Пирогова эти три взгляда по принципу дополнительности раскрывают различные грани веротерпимости. В работе используются персоналистический, историко-философский и компаративистский подходы.Изучение гуманистических идей русских мыслителей может внести вклад в создание методологической концепции веротерпимости как одной из основ государственной внутренней и внешней политики России в эпоху глобализации.
Художественная культура и творчество
Розин В.М. - Опыт холистического анализа искусства c. 42-53

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.8.36126

Аннотация: В статье сравниваются два подхода – научный, ориентированный на идеалы естествознания, и холистический, гуманитарно ориентированный. Автор относит работу Л.С. Выготского «Психология искусства» к первому подходу и показывает, что в ней, однако, создатель советской психологии помимо естестественнонаучного подхода реализует и гуманитарный. Объектом изучения в этой работе полагается эстетическая реакция, и Выготский показывает, что искусство выступает как своеобразная машина развития человека. В отличие от этого в рамках холистического подхода автор намечает две основные схемы, которые должны схватывать целостность и сущность искусства. Это, с одной стороны, художественная коммуникация, с другой – художественная реальность.   Художественная коммуникация характеризуется двояко: как особая неутилитарная среда жизни и общения человека и также как исторически сформировавшийся семиозис искусства. Обе характеристики автор разъясняет с помощью краткого генезиса становления искусства, показывая одновременно роль философской рефлексии, которой принадлежит главная роль в выделении и характеристике художественной реальности произведений искусства. Автор старается показать, что хотя художественная реальность представляет собой артефакт, который создается с помощью выразительных средств, воспринимается она читателем (зрителем) как мир естественных событий. Последние позволяют читателю полноценно жить и реализовать свою личность. Обсуждаются альтернативные концепции назначения искусства, а также роль художественного творчества и реализации мироощущения писателя.
Эстетика и теория искусства
Белова Д.Н. - Женщины-художники в контексте венского модерна c. 54-70

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.8.36071

Аннотация: В статье анализируются деятельность женщин-художников и проблемы их взаимоотношений в социуме периода венского модерна конца XIX начала -XX вв. Предметом исследования являются работы женщин-художников венского Сецессиона и материалы художественных выставок Бельведера. Подчеркивается, что проблеме взаимоотношений полов в период венского модерна уделялось значительное внимание, культурное и художественное творчество рассматривалось с точки зрения влияния этой проблемы на менталитет и умы общества. Использовался сравнительно-исторический метод исследования, опирающийся на культурологические, философские и искусствоведческие научные материалы; социокультурный подход к историческим событиям при становлении венского модерна.   Актуальность темы обусловлена возросшим интересом к изучению специфики феномена венского модерна и роли женщины в его формировании. Новизна исследования заключается в попытке выявить специфику влияния на культуру венского модерна женского начала, как в качестве художественного образа, занимающего в нем главное место, так и в образе женщин-художников, поддержавших его развитие. Сделан вывод, что несмотря на смену мировоззренческих ориентиров и художественных парадигм fin-de-siècle, проблема взаимоотношения полов и явная конкуренция в творческом процессе женщин-художниц с мужчинами-художниками за свои позиции в профессиональной деятельности оставались ярко выраженными. Выявлено, что на осмысление многоаспектного феномена венского модерна большое влияние оказали женщины-художники (многие из которых были еврейского происхождения, иммигрировавшие или погибшие во время Второй мировой войны), творчество которых было незаслуженно забыто на многие десятилетия.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.