по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 06, 2021
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 06-07-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2021
Культура и наука
Митник М.А. - Новые тенденции экспонирования потолочных светильников типа «люстра» как вопрос целостных выставочных проектов c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.6.35875

Аннотация:  В данной статье автор рассматривает и систематизирует экспонирования люстр как уникальных художественных объектов в пространстве музея. Выявляются особенности по сравнению с экспонированием в пространстве интерьера. Предметом исследования является экспонирование такого сложного и многосоставного предмета декоративно-прикладного искусства как люстра в современных выставочных проектах. На примере анализа наиболее обширной выборки выставок XX и XXI веков, сконцентрированных исключительно на «люстрах» и других видах потолочно-осветительных приборов, была составлена их типология, выявлены особенности демонстрации люстр в этих проектах. В статье подробно рассмотрены репрезентативные примеры выставочных проектов. Впервые проанализирован и систематизирован опыт экспонирования люстр, что особенно актуально в связи с тем, что тема исследования люстр, как части интерьера вызывает сейчас особый интерес не только у ученых, но и у художников и кураторов. В результате автор приходит к выводу, что в наиболее успешных проектах люстры для лучшей демонстрации располагают на уровне глаз зрителя, что позволяет подробно изучить предмет. Люстры выставляются либо как уникальные объекты, либо совместно с другими антикварными и предметами класса люкс, сочетаясь на формально стилевом или на историческом уровне, определяя режимы стилистического восприятия интерьера как отражения культурной программы эпохи.
Теоретическая культурология и теория культуры
Розин В.М. - Переосмысляя сложившееся у автора понимание мира и способ его постижения c. 10-23

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.6.35836

Аннотация: В статье обсуждается актуальная для нашего времени тема ‒ понимание мира и реальности, которые все чаще характеризуются как сложные и неопределенные. Автор, вышедший из Московского методологического кружка (ММК), учившийся у его создателя Г.П. Щедровицкого, пересматривает свои взгляды на трактовку указанной темы. Для этого он разбирает понимание Г.Щедровицким деятельности, сформулированную им задачу преодоления натуралистического подхода в мышлении, изменение взглядов в ММК (переход от построения концепции мышления к построению теории деятельности и дальше «мыследеятельности»). Излагаются полученные автором в исследовании представления о мышлении, как обусловленном целым рядом факторов ‒ историей, культурой, языком, личностью, концепциями, социальностью.   Рассматриваются на примерах из истории философии и науки сначала основные этапы формирования идеальных объектов и роль, которую в этом процессе играют разные факторы, в том числе мышление и деятельность, а затем особенности формирования понимания и картин мира. Переходя к нашему времени, автор показывает, почему в настоящее время трудно понять «порядок мира». В качестве основных причин указываются: двойной переход (завершение модерна и становление «фьючекультуры», проектный характер новаций, несовершенность методологии, в частности, преждевременные, неподготовленные эмпирически обобщения. Автор обращает внимание, что его целью была не критика Г. Щедровицкого и его последователей, а преодоление собственных представлений, без чего, по его убеждению, невозможно дальнейшее продвижение в творчестве, выступающего основой современного мышления.
Философия культуры
Бескровная Л.В., Лукьянова Н.А. - Визуальные образы благополучия в культуре потребления: анализ и интерпретация изображений c. 24-32

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.6.33755

Аннотация: Статья посвящена анализу влияния визуальных образов благополучия на интерпретацию понятия благополучие в культуре потребления. Объектом анализа становятся картины художников – постмодернистов, конструктивистов и гиперреалистов Э. Уорхола, Р. Раушенберга, Д,Джонса, Л.Лоулер, Т. Матина и плакаты реклам-конструкторов А. Родченко. В статье анализируются художественные произведения искусства, так как временной горизонт картин не ограничен рамками «здесь и сейчас». Автор анализирует изображения с семиотических и герменевтических позиций, позволяющих расшифровать содержание значений и смыслов, выраженных в визуальной форме. Художественные изображения становятся объектами исследования визуальной семиотики.     Научная новизна заключается в том, что проведено комплексное социально-философское исследование процесса создания и распространения и переворачивания смыслов в визуальном дискурсе о благополучии. При исследовании художественных произведений используется философский ракурс, отходя от искусствоведческого дискурса. Анализируя произведения искусства, автор устанавливает связь между визуальными образами, культурой общества и социальными конвенциями. Автор приходит к выводу, что визуальные образы благополучия акцентируют социальную составляющую благополучия, навязывают логику общественного потребления, манипулируют общественным сознанием. Визуальные образы становятся средствами опознавания, маркерами общественного благополучия, трансляторами мифов культуры потребления, тонко манипулируя сконструированным Я.
Культурное наследие, традиции и инновации
Попова А.В. - Анализ социокультурного значения китайской традиционной игры «Продвижение по службе» c. 33-43

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.6.36020

Аннотация: Предметом исследования является одна из древнейших китайских настольных игр «Продвижение по службе» («Шэнгуаьту»), насчитывающая более 1000 лет. К сожалению, в настоящее время игра считается забытой в Китае, так как после свержения монархического строя в 1911 г. в нее постепенно перестали играть. «Продвижение по службе» можно назвать азартной, так как своими правилами она напоминает современную «Монополию». Два или более игрока по очереди бросают кости, выпавшее значение на которых решает идти ли игроку вперед или отступить назад. Побеждает тот, кто первым достигнет центра, позиции тайши – наставника императора, старшего из трех князей при дворе.   Актуальность данной работы обусловлена отсутствием исследований данного культурного феномена в российской науке. Исследование проводилось в основном на основе аутентичных материалов на китайском языке. Была выделена связь игры с исторической эпохой, структурой общества и иерархичностью государственной службы, образованием и воспитанием молодежи, конфуцианской доктриной, господствующей в китайском обществе. Основными выводами проведенного исследования является признание, что настольная игра «Шэнгуаньту» обладала важным значением для укрепления культа учености среди молодежи и уважения к государственному бюрократическому аппарату, а в оформлении игрового поля нашла свое отражение народная мудрость китайцев.
Декоративно-прикладное искусство
Cheglakov A.D. - The pursuance of naturalness as one of the key trends in the sphere of modern wooden sculpture: domestic practice c. 44-50

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.6.36004

Abstract: This article is dedicated to modern trends in the art of wooden sculpture. The key question raised in the article consists in drawing the line between art and craft. The problem of distinguishing between these two terms is one of the crucial issues of the theory of art. Having examined the works of multiple contemporary artists in the genre of wooden sculpture, the author comes to the conclusion that the fundamental difference between craft and artistic wooden sculpture is the pursuance of naturalness by the artists, work with unfinished wood, fixation of the natural the beauty of the material, which is not much inherent to craftsmen. Turning to the modern ecological trends, it is suggested that the task of a contemporary artist and a human who desires to live in harmony with nature lies in cognizing the beauty of nature, even in its unsightly forms. The author claims that the greatness of nature is its diversity, in the current era of excessive production (for example, oversaturation), which also pertains to art objects, our shared goal is to working with the objects discovered, which are exposed to minimal processing, and first and foremost, demonstrate the beauty of nature.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.