по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 05, 2021
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 06-06-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2021
Виртуальная реальность
Ларицкая М.Г. - Эстетика визуального стиля, реализация творческой потребности в играх и использование игр в образовательных целях на примере Minecraft c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.5.35591

Аннотация: В данной статье автор рассматривает инструменты и отличительные особенности, позволяющие осуществлять творческую деятельность внутри игры Minecraft, включая корректирование мира, его правил и самого игрового проекта по усмотрению игрока. Также рассматриваются способы применения данной игры в сфере образования, в том числе и в высших учебных заведениях. Предметом исследования является игра Minecraft, а вернее ее особенности, рассматриваемые с точки зрения эстетики, механик и инструментов для осуществления творческой и образовательной деятельности. Проводится сравнительный анализ данного и других игровых проектов, имеющих схожие механики с игрой Minecraft для выявления общих подходящих свойств, особенностей для осуществления обозначенных видов деятельности.    Новизна заключается в изучении ценности игр как многосторонней темы для отечественных исследований и в демонстрации их успешного применения в образовательных целях. Это особенно актуально в связи с тем, что тема исследования видеоигр в отечественном пространстве только начинает свое активное развитие, а вопрос дистанционного образования стоит особенно остро в связи с COVID-19. В результате автор приходит к выводу, что универсальный нейтральный минималистичный стиль Minecraft, в совокупности с другими особенностями данного проекта, позволяет игре стать мощным инструментом для реализации творческих и образовательных проектов.
Философия культуры
Поляков А.А. - "Отец деизма": проблемы исследования философии Герберта из Чербери c. 12-24

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.5.34681

Аннотация: В статье представлена краткая история публикаций трактата Герберта из Чербери (1583-1648) «Об истине» (1624), критическая реакция современников английского мыслителя на его идеи и сравнительный анализ «символов веры» английского мыслителя, его современника Гуго Гроция (1583-1645), Генри Болингброка (1678-1751), Томаса Чабба (1679-1747) и автора «библии деизма» «Христианство древнее как мироздания» Мэтью Тиндла (1657-1733). В исследованиях часто можно встретить закрепившееся мнение о роли Герберта как об «отце деизма». Однако в последние годы данная тема очень часто остаётся нераскрытой,   из-за чего остаётся неясным, почему Герберта из Чербери следует считать основоположником деистической философии. Кроме того, в статье произведён подробный анализ критики религиозной философии деизма английского мыслителя и указано, какие элементы его учения вызвали спорную реакцию среди современников. Целью статьи является указание на наиболее существенную часть наследия Герберта из Чербери, которая, впоследствии, присутствовала в религиозной философии сторонников учения деизма. Статья является особенно актуальной для отечественного читателя, так как рассматриваемая в ней тема почти не затрагивалась в работах на русском языке.
Актуальный вопрос
Сошникова И.А. - Петербургский балет в модной фотографии c. 25-36

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.5.35687

Аннотация: Предметом исследования является петербургский балет в интерпретации мастеров модной фотографии. Цель работы – анализ специфики современной модной фотографии и исследование феномена обращения к теме балета на примере деятельности выдающихся фотографов моды. Рассмотрены примеры обращения к петербургскому балету в творчестве выдающихся профессионалов в сфере модной фотографии: Ричарда Аведона, Патрика Демаршелье, Деборы Турбевилль и работы российских фотографов. Особое внимание уделяется изучению модной фотографии не столько, как жанра фотоискусства, а как важного инструмента рекламы. При проведении исследования применены следующие методы: исторический, сравнительный, аналитический, в том числе визуального анализа, а также междисциплинарного. Актуальность модной фотографии связана с возрастающим значением визуализации в жизни современного человека, она играет солидную роль в социальной, культурной и мифологической жизни общества. В статье выделены аспекты обращения фотографов моды к теме балета, проанализированы особенности использования балетных образов в фотографии, определена их роль как визуальной составляющей рекламных кампаний в модной индустрии, описаны преимущества и эффективность их применения в рекламе и презентации продуктов. Отмечается частота обращений к теме балета в модной фотографии и повышение за счет этого ее художественного и культурного значения.
Культура и культуры
Шишкин А.Г. - Репертуарный театр продюсерского типа – тенденция и способы бытия диалога культур в современной музыкально-театральной культуре (на примере театра «Урал Опера Балет») c. 37-46

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.5.35614

Аннотация: В статье рассматривается новая модель репертуарного оперного театра продюсерского типа, возникшая на стыке традиционного репертуарного и проектного, или продюсерского театров: она представляет собой особый канал межкультурной коммуникации. Оперный спектакль порождает пространство, которое одновременно разворачивается в нескольких измерениях – музыкальном, вербальном и визуальном, – он являет собой форму полилога авторов музыкально-сценического произведения и его постановщиков, становится реализацией диалога культур и превращается в уникальную форму творчества, когда его субъекты – представители различных культурных систем. Это подтверждают конкретные художественные опыты диалога культур в современной опере на примере практики екатеринбургского театра «Урал Опера Балет» и его проектов «Сатьяграха», «Пассажирка», «Греческие пассионы», «Три сестры».         Практическую проверку и подтверждение получают ряд важных идей теоретической и исторической культурологии: в сфере художественной культуры реализуется важнейшая предпосылка эффективности любой деятельности - единство теории и практики. Выяснено, что при работе продюсера в рамках репертуарного театра продюсерского типа необходимо учитывать требования времени, решаемые в поле диалога культур. Показано, что диалог культур выступает доминирующей тенденцией в развитии театральной культуры, способствующий творческому процессу более эффективно реагировать на запросы времени. Доказано, что произведение, созданное в процессе диалога культур, включающее полифонию голосов в плоть своего содержания, требует особой работы со зрителями, которые также вступают с произведением в диалог.
Прикладная культурология
Розин В.М. - «Содержанием образования является культура» (концепция иноязычного образования Е.И. Пассова, опередившая время) c. 47-57

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.5.35498

Аннотация: В статье рассматривается концепция иноязычного образования Е. Пассова. В ней автор различает две части: одну, представляющую общую новую концепцию образования, ориентированную культурологически и персоналистически, другую, представляющую собой конкретизацию этой концепции относительно преподавания иностранных языков. Обсуждаются введенные Е. Пассовым понятия общения и ситуации, выступающие посредниками концепта «диалога культур» В.С. Библера и новой семиотически-коммуникативной практики преподавания иностранному языку. Автор показывает, что Е. Пассов предлагает кардинально перестроить парадигмальные основания образования, ориентируя его на диалог культур, индивидуализацию, общение, равные горизонтальные отношения учителя с учащимися. В связи с этим на первое место в образовательном процессе он ставит не познание и усвоение нормативных содержаний, а, с одной стороны, хотение как процесс и условие мотивации к научению, с другой ‒ становление духовного человека и компетенции созидательной деятельности. Анализируются предлагаемые Е. Пассовым способ и средства конкретизации общей иноязычной концепции образования ‒ моделирование культуры, типологизация ситуаций общения и языковых значений, приемы и технология, используемые в иноязычном образовании. Автор обращает внимание на то, что приемы и технологию Е. Пассов понимает не традиционно, а как компетенции и способности, выработанные самим молодым человеком в ходе образования.
Культурное наследие, традиции и инновации
Розин В.М. - Опыт нетрадиционного изучения поэтики художественных произведений (на материале книги Меера Шалева «Фонтанелла») c. 58-75

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.5.35746

Аннотация: В статье автор предлагает нетрадиционный подход к изучению поэтики художественных произведений, предполагающий учет личности читателя и анализ именно той реальности, которую тот воссоздает и переживает. В качестве эмпирического материала берется авторский анализ поэтики романа Меера Шалева «Фонтанелла». В этом произведении выделяются четыре большие темы: любви главного героя книги Михаэля, творения нового мира с самого начала, характеристика ценностей, которые держат человека в жизни, обсуждение особенностей художественной реальности, которую Меер Шалев выстраивает как художник. Осмысляя первую тему, автор выделяет несколько образов любви в «Фонтанелле», более подробно характеризуя мистическую любовь главного героя к молодой женщине Ане, любовь в семье и браке, любовь к детям.     При этом он обсуждает не только то, каким образом Меер Шалев понимает и описывает в «Фонтанелле» любовь, но и рассказывает о собственном авторском понимании любви. В сюжете второй темы автор выделяет две линии: история деда главного героя, Апупы, который несет через всю страну на своих плечах любимую Амуму в поисках места, где они могли бы создать дом и семью, и история постепенного превращения в город небольшого поселения, созданного на горе Апупой и Амумой, и несколькими семьями евреев внизу долины. Обсуждая в третьей теме, опоры, на которые опирается человек в жизни, автор выделяет такие ценности как труд, любовь, семья и род, творчество, показывая, что Михаэль не одинок, его любят, он приобщается к истории семьи и рода, и сам ‒ к истории Израиля и еврейской культуры, черпая силы у героев этой истории. В последней части статьи характеризуется реальность «Фонтанеллы» и дается объяснение, почему она понравилась автору.
Экранная культура и экранные искусства
Осипов С.В. - Играя со стереотипами: Россия и русские в анимационном сериале «Симпсоны» (1989-2020 гг.) c. 76-100

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.5.33404

Аннотация: Предметом исследования является образ СССР/России в отражении популярного анимационного телесериала "Симпсоны" на протяжении последних 30 лет, учитывая как способ подачи заложенной в медиатексте информации, так и сложность/простоту декодирования этой информации зрителем, многозначность/однозначность трактовок и т.д. Выделяются следующие связанные с СССР/Россией темы: иммиграция в США и жизнь иммигрантов на новой родине, холодная война, коммунизм и антикоммунизм, русская культура, Россия как соперник Соединенных Штатов. Отслеживаются динамика, разнообразие и специфика использования советской/российской тематики на протяжении 30 с лишним лет в контексте динамики отношений СССР/России и Запада, включая политические, социальные, культурные и пр. нюансы. Междисциплинарное исследование, рассматривающее произведение массовой культуры в контексте политической истории конца XX - начала XXI вв. Новизна исследования заключается как в выявлении основых тем "русского присутствия" в сериале (на основании анализа почти 700 телевизионных эпизодов), так и в определении способов подачи этих тем (нивелирование устоявшихся стереотипов или же разоблачение их прямым текстом ради противодействия манипуляциям с общественными настроениями). Оспаривая утверждение об идеологии "Симпсонов" как о чисто неолиберальной, автор указывает на более сложную и критичную по отношению к американскому обществу картину мира "Симпсонов". Россия занимает в этом мире особое место в силу сложных двусторонних отношений со времен холодной войны, чье наследие так до конца и не преодолено. Неискоренимым рудиментом холодной войны является ассоциация России с коммунизмом, причем «коммунизм» становится синонимом любого инакомыслия. Россия также ассоциируется с богатой культурой, но культурой highbrow, малоинтересной большинству обычных граждан. Культурное несовпадение лишь усиливает общие сложности взаимопонимания, основанные на политическом противостоянии и неизжитых идейных предрассудках, против которых и направлен основной сатрический запал "Симпсонов".
Искусство и искусствознание
Рашитов Д.Д., Лестев А.Е. - Современное ювелирное искусство Казани: ювелирные модели архитектурных памятников c. 101-113

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.5.33445

Аннотация: Предметом исследования статьи является современная история развития казанского ювелирного искусства. В статье рассматривается развитие казанского ювелирного искусства 2000-х годов. Рассматривается создание масштабных ювелирных произведений искусства в виде моделей известных архитектурных памятников. Рассказывается об авторах и исполнителях данных работ. Материалом для исследования послужили иконографические источники – уникальные фотографии образцов ювелирного искусства, а также свидетельства очевидцев – мастеров, выполнявших данные ювелирные произведения. Один из авторов является непосредственным участником и соавтором рассматриваемых ювелирных работ. Таким образом, в статье широко использован метод включенного наблюдения, интервьюирование, а также источниковедческий анализ.   Научная новизна связана, прежде всего, с хронологической близостью исследуемого периода. В статье приводятся новые ранее не опубликованные фотографии рассматриваемых произведений ювелирного искусства. В статье приводятся новые факты о возрождении ювелирного искусства Казани в постсоветский период. Анализируются источники возрождения казанского ювелирного искусства, рассмотрены особенности ювелирных произведений. Также приводятся неизвестные сюжеты и история произведений ювелирного искусства после их создания. Сделан вывод о том, что возрождение ювелирного искусства, отчасти утраченного в советский период, в Казани началось лишь в конце девяностых – начале двухтысячных годов. После снятия ряда законодательных ограничений ювелиры получили возможность экспериментировать и создавать настоящие произведения искусства.
Эстетика и теория искусства
Белова Д.Н. - Женские образы в китайской и японской живописи c. 114-138

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.5.35526

Аннотация: В статье анализируются женские образы в китайской и японской живописи (бидзинга). Предметом исследования являются изображения китайских красавиц на свитках X-XVII вв. и японских на гравюрах XVII-XIX вв., уделено внимание творчеству современных художников. Подчеркивается, что эстетические идеалы направлены на восприятие красоты в контексте национальной культуры Китая и Японии, изменяющиеся в каждой последующей эпохе, воспитанные буддизмом, синтоизмом, даосизмом и конфуцианством, что способствовало развитию женского образа, его символическому звучанию. Использовались сравнительно-исторический и иконографический методы исследования, опирающиеся на культурологические, философские и искусствоведческие научные материалы. Актуальность темы обусловлена утратой мировоззренческой ориентации в отношении к женщине, ее статусу в обществе стран Дальнего Востока. Новизна исследования заключается в сравнительном анализе философско-эстетических традиций китайской и японской живописи, отраженных в женских образах в историческом развитии с акцентом на современное ее развитие. Сделан вывод, что для оценки женского образа в китайском и японском искусстве необходимо учитывать национальный менталитет, духовные традиции и взаимовлияние культур. Особую роль играет восприятие меняющегося образа женщины в социуме. Выявлено, что изображение женщин в одежде, скрывающей телесный облик с лицом в маске грима, отсутствием эмоций, способствует безликости, лишая ее индивидуальности, снижая социальный статус. Эта тенденция по-прежнему наблюдается в современном искусстве этих стран. В женских образах отчетливо прослеживается символика изображений, связь с природой, переплетение и взаимодействие внешнего и внутреннего содержания, обусловленных эстетическим, этическим и философским наполнением живописи, указывая на уникальность каждой культуры и ее национальное наследие, что прослеживается и в настоящее время.
Музыка и музыкальная культура
Шириева Н.В. - Музыкальные символы добра и зла в «Стихах покаянных» А. Шнитке c. 139-157

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.5.33166

Аннотация: Статья посвящена определению системы музыкально-выразительных средств, с помощью которых Альфред Шнитке символически отражает в «Стихах покаянных» этическую оппозицию добра и зла. Актуальность исследования обосновывается с позиций повышенного внимания композиторов XX века к музыкальной символике, пришедшей на смену программности. Основным методом стал предложенный Е. М. Акишиной способ выявления символов добра и зла в разных слоях тембро-фактурной организации инструментальных сочинений А. Шнитке. Использование данного метода применительно к «Стихам покаянным» для хора a cappella позволило отследить, как данные символы обнаруживают себя на уровнях тембрики, фонизма, мелодической организации, музыкальной лексики, склада.   Новизна работы обосновывается тем, что, в отличие от инструментальной музыки композитора, его сочинения для хора a cappella еще не подвергались исследованию в таком аналитическом ракурсе. Выводом послужили следующие умозаключения: во-первых, в хоровых сочинениях А. Шнитке, как и в инструментальных, содержится разветвленная система музыкально-выразительных средств, в которой явственно опознаются символы добра и зла; во-вторых, данные символы организуют логику драматургического развития каждого номера «Стихов покаянных»; во-третьих, их взаимодействие в рамках общей концепции цикла несет в себе высший идейный посыл — человеческий выбор, определяющий его путь по стезе греха как вечного Зла или — через покаяние — по дороге к Богу как высшему Добру.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.