по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 12, 2021
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 31-12-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2021
Культура и власть
Тюхменева Е.А. - «Огнестрельные художества» в честь Российского государства за границей. К вопросу о репрезентации России в Европе при Петре I c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.12.36989

Аннотация: В исследовании автор выявляет основные принципы построения фейерверочных и иллюминационных композиций, созданных в честь Российского государства на территориях иностранных держав в конце XVII – первой четверти XVIII в. Анализ содержавшихся в их программах сюжетов и образов проводится в контексте проблематики репрезентативной культуры того времени. Впервые в статье активно привлекаются сохранившиеся графические источники и опубликованные письменные архивные материалы, обнаруженные в последние годы, в том числе – автором настоящей статьи. Особое внимание уделяется фейерверкам и иллюминациям по случаю Ништадтского мира в Европе, еще не получившим должного освещения в научной литературе. В связи с особенностями «огнестрельного художества» метод работы основан на научной реконструкции с применением искусствоведческого, историко-культурного, а также элементов иконографического и иконологического анализа. Исследование показало, что огненные «потехи» являлись одной из ярких форм репрезентации России за границей на протяжении всего анализируемого периода. Используя интернациональный язык иносказания, они не только прославляли Российское государство, но и отражали далеко идущие планы его монарха, нацеленные на обретение имперского статуса страны. Основу большинства фейерверочных и иллюминационных композиций составлял традиционный для посольской церемониальной культуры той эпохи мотив триумфальной арки, а арсенал задействованных сюжетов и образов был близок программам создававшихся в России праздничных комплексов. Построение огненных картин велось по схожим с геральдическими изображениями принципам: с выделением центра, соблюдением вертикальной и горизонтальной иерархии и законов симметрии. Важность огненных представлений как серьезного источника информирования и возможности заявить о себе Петр I осознавал еще во время своего первого путешествия по Европе.
Художественная культура и творчество
Золотухина Н.А. - Особенности современной религиозной росписи в храмовом зодчестве Крыма (на примере Кафедрального собора Александра Невского в Симферополе и Владимирского кафедрального собора в Херсонесе) c. 14-26

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.12.36988

Аннотация: Традиции, которые сопровождают человечество на протяжении всей его истории, являются основой культуры развития видов монументального искусства, формируя преемственность поколений, памяти и традиций храмовой архитектуры Крыма. На сегодняшний день представляет интерес тема изучения религиозной монументальной росписи. Объектом исследования является религиозное монументально-декоративное искусство Крыма; предметом – особенности современного религиозного письма в Кафедральном соборе Александра Невского в Симферополе и Владимирском кафедральном соборе в Херсонесе. Цель статьи – определить современную художественно-эстетическую форму росписи храмов выполненную специалистами монументального, декоративного искусства, владение своеобразными языками творческого переосмысления духовной целостности. Рассматривается храмовое религиозное письмо в произведениях искусства современных мастеров монументальной религиозной росписи, посредством анализа реализации академического стиля письма, использования классических канонов в образах фигур, художественно-стилевые, тематические, своеобразные системы в орнаментальной росписи. Определены качества проработки изображения, фактуры материала и пластическое моделирование художественной формы, что позволяет объединить в целостную систему материальных и духовных ценностей современную настенную роспись православных храмов Крыма. Важнейшим теоретико-методологическим направлением исследования является связь культурологических и искусствоведческих методов, что позволяет достаточно глубоко выявить приёмы, особенности академического письма в храмовом зодчестве.
Актуальный вопрос
Лебедева М.С. - Динамика социокультурных изменений в мире в условиях пандемии короновируса c. 27-42

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.12.37004

Аннотация: 2020 год стал переломным для всех сфер деятельности, и сфера культуры не стала исключением. Из-за пандемии короновирусной инфекции были закрыты все учреждения культуры по всему миру и также как учреждения образования переведены по возможности в дистанционный формат. Однако социокультурное развитие не остановилось, а направило свою деятельность на адаптацию к сложившимся условиям. В определенной степени этому способствовала набирающая обороты цифровизация, что предало диалогу культур новый импульс. С одной стороны страны понесли сильные финансовые потери, с другой – креативные подходы сделали имидж стран более привлекательным, прежде всего, в связи с тем, что цифровая культура обладает большой аудиторией и широкими возможностями распространения и тиражирования. Однако глобализирующийся мир бросает вызов культурной идентичности. И на данный момент возрастает потребность поиска путей развития мирового культурного пространства – без поглощения и доминирования более сильной над слабой, чему могут способствовать культурологический подход к их осмыслению и гуманитарный язык описания этих сложных и динамичных процессов. Гуманистические ценности жизни совместного существования, солидарности становятся все более универсальными, помогая избегать конфликтов, усиливая международные информационные-коммуникационные процессы. С другой стороны, сами эти ценности меняются, и межнациональные конфликты в период пандемии обострились. Объект – международные культурные отношения на современном этапе развития. Предмет данной статьи – особенности развития межкультурных отношений в условиях социальных изменений, продиктованных пандемией. Главная цель – показать потенциал международного культурного сотрудничества, трансформирующего под влиянием внешних и внутренних факторов. Новизна исследования – в теоретическом обосновании изменений, в понимании многообразия моделей межкультурного взаимодействия. Практическая значимость заключается в обобщении опыта и возможностях распространения новых форматов в деятельности учреждений культуры.
Культура и цивилизация
Жукова Л.Е. - Учение Б. К. С. Айенгара в контексте диалога Востока и Запада c. 43-55

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.12.35380

Аннотация: Объектом исследования является диалог культур Востока и Запада. Предметом исследования являются способы и формы ведения данного диалога в творчестве общественно-значимой личности, основателя одной из современных школ йоги Беллура Кришнамачара Сундарараджа Айенгара. В качестве цели исследования принимается рассмотрение различных аспектов взаимодействия Айенгара с представителями западной культуры на ряде этапов его жизнедеятельности. Для достижения этой цели устанавливаются условия ведения диалога, принципы эффективного взаимодействия, способы преодоления непонимания сторон. Автор проводит герменевтический анализ работ всемирно известного учителя йоги, для сбора исследуемой информации используются традиционный анализ текстов, контент-анализ и сравнительный анализ. Б. К. С. Айенгар известен, прежде всего, как основатель одной из школ йоги и популяризатор хатха-йоги, но его социальная роль до настоящего времени не изучена, хотя она заслуживает пристального внимания, учитывая общемировые тренды на здоровый образ жизни, неотъемлемой частью которых является йога. Автор стремится восполнить этот пробел, а также доказывает уникальность деятельности Айенгара в контексте общения Востока и Запада, так как в ней присутствуют все стадии, соответствующие различным подходам к ведению диалога культур. В результате исследования выявляются противоречия в позиции Айенгара в вопросе взаимоотношений западной и индийской культур, обозначается его вклад в возрождение традиций Древней Индии.
Искусство и искусствознание
Ширина Н.С. - Влияние деконструктивизма на шрифтовую графику XXI века c. 56-65

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.12.35628

Аннотация: Объект исследования: графический дизайн в стиле деконструктивизм. Предмет исследования: влияние деконструктивизма на шрифтовую графику XXI века. Цель исследования – определить влияние деконструктивизма на шрифтовую графику XXI века. В научной статье рассмотрено понятие «деконструктивизм», исследовано влияние этого феномена на графический дизайн и типографику. Материальную форму идеи деконструктивизма первоначально обрели в архитектуре, в связи с чем были рассмотрены сооружения, авторы которых вдохновились новыми философскими идеями и воплотили их в своих проектах. После знакомства с архитектурными памятниками, были перечислены основные характерные особенности деконструктивистской архитектуры, которая, в свою очередь, повлияла на различные виды дизайна. Проанализировав проектную ситуацию в сфере визуальных коммуникаций были выявлены и описаны отличительные характеристики объектов графического дизайна проектируемых под влиянием направления деконструктивизм. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе влияния деконструктивизма на шрифтовую графику. В результате проведённого исследования обозначены основные стилевые особенности современной шрифтовой графики созданной под влиянием деконструктивизма. Практическая значимость исследования. Материалы и результаты исследования транслируются в сферу графического дизайна и могут быть использованы в подготовке специалистов по графическому дизайну, а также в профессиональной и творческой деятельности дизайнера-графика, типографа.
История искусств
Крус Фахардо Ю. - Фернандо Ботеро и тема насилия в искусстве Колумбии c. 66-80

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.12.35556

Аннотация: Предмет исследования ‒ тема насилия в Колумбии в творчестве колумбийского художника Фернандо Ботеро, главным образом в его произведениях конца XX века. Обращено внимание на выявление предпосылок к появлению темы насилия в живописи Ботеро, для чего анализируется косвенное присутствие обозначенной темы в творчестве автора с самого начала его карьеры, исследовано зрелое и позднее творчество Ботеро. Показано, что художник подходил к отражению темы насилия с разных точек зрения, изображая массовые убийства, пытки, смерть и принудительное перемещение. Для подготовки данной публикации использовался метод, основанный на иконографическом анализе произведений мастера, а также метод художественно-стилистического анализа.   Научная новизна работы заключается в анализе темы, актуальной для культуры и истории латиноамериканской страны, раскрытой в творчестве художника, который на протяжении всей своей карьеры дистанцировался от понимания искусства как сопротивления. Среди сделанных выводов можно отметить мысль о том, что работы Ботеро можно назвать формой фиксации кровавой истории страны, без стремления со стороны их автора придерживаться какой-либо политической или партийной идеологии. Манера, используемая Ботеро для реализации серии "Насилие в Колумбии" - та же, к которой художник обращается на протяжении всей своей карьеры, что приводит к искажению и карикатурности художественной формы, в соединении с трагизмом сюжетов усугубляющей драматичность звучания выбранных тем. Работы Ботеро конца века имеют неоценимую культурную ценность для Колумбии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.