по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 11, 2021
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 03-12-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2021
Культурное наследие, традиции и инновации
Усов А.А. - Особенности формирования и трансформации культурного ландшафта исторических поселений Онежского Поморья c. 1-21

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.11.36850

Аннотация: Объект исследования – историко-культурная и природная среда исторических поселений Русского Севера. Предмет исследования – традиционное жилище как фактор формирования и трансформации культурного ландшафта Онежского Поморья. Цель – изучить особенности формирования и трансформации культурного ландшафта сельских поселений Онежского Поморья на материале традиционного жилища. Исследование опирается на эмпирические данные, полученные в ходе экспедиционных работ НЦ традиционной культуры и музейных практик ФГБУН ФИЦКИА УрО РАН в Онежский район Архангельской области (2018-2021). Также, использованы архивные источники Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева (г. Москва), опыт изучения памятников деревянной архитектуры музея под открытым небом «Малые Корелы» (Архангельская область). Данные получены путем фотофиксации памятников архитектуры, выполнения схематических обмеров, проведения этнографического анкетирования местных жителей методом интервью. Исследование опирается на применение авторской методики д-ра культурологии А. Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию объектов деревянного зодчества. Культурный ландшафт Онежского Поморья (и Русского Севера в целом) - это, прежде всего, ландшафт сельских исторических поселений. Северные поселения возникали в тесной взаимосвязи с природным ландшафтом, преобразовывали его в культурный. Особую роль в этом процессе на территории Онежского Поморья сыграло местное население – поморы. При освоении пространства они руководствовались принципами создания компактной формы поселений, возводили замкнутый тип жилища для противодействия холодному климату. Благодаря адаптивным возможностям традиционного жилища, отраженным в его архитектурно-конструктивном устройстве, стало возможным выживание человека в условиях Севера. Дом представляет собой отражение природного пространства Русского Севера и Арктики, пропущенного через «призму» поморского менталитета и плотницкой культуры, является способом сосуществования человека и окружающей его природной среды, особым маркером северорусской идентичности, неотъемлемой частью севернорусского культурного ландшафта.
Культура и власть
Розин В.М. - Трансформация российской социальности: размышления и самоопределение аналитиков c. 22-35

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.11.36684

Аннотация: В статье приводятся и сопоставляются результаты размышлений и выводов известных российских социологов, экономистов, политологов. Анализируя транзит российской социальности, они приходят к очень неутешительным констатациям. К сожалению, наша страна не сумела занять достойное место среди европейских (западных в широком понимании) государств и обществ, не построила правовое общество и институты, а реально созданные рынок и частная собственность были существенно деформированы, поскольку власти и силовые структуры разных уровней жестко контролировали бизнес с целью участия в прибылях или просто захвата и присвоения чужой собственности.   Речь идет не просто о кризисе, но глубоком распаде и негативной трансформации социальной системы России. По мнению автора, современная социальность претерпевает трансформацию, связанную с завершением культуры модерна и становлением новой культуры («фьючекультуры»), строение которой еще не ясно. В процессе этой трансформации рождается социальность, весьма непохожая на предыдущую, но во многом, действительно, ее пионеры и «зачинатели дискурсивности» продолжают придерживаться принципов либерализма, однако, согласимся, очень видоизмененных, часто до неузнаваемости. В связи с этим автор обсуждает не только состояние социальных институтов, но и поиски выхода из сложившегося положения, которые ищут отдельные индивиды.
Теория коммуникации и медиалогия
Рябченко-Шац В.Д. - Специфика художественного журнала в контексте культуры Серебряного века c. 36-45

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.11.36838

Аннотация: Предметом исследования являются художественные журналы конца XIX – начала XX столетия и их роль в культурной жизни рубежной эпохи. Используя комплексный и системный культурологический подход, сочетающий историко–культурный метод, текстологический анализ, метод научной классификации (анализ первоисточников, вторичных данных), структурно–типологический и другие методы научного анализа, выдвигается общая характеристика специфики нового формата периодического издания как самоценного феномена Серебряного века. Особое внимание автор уделяет предпосылкам к созданию художественного журнала, а также культурному контексту, в котором он появился. Символистский журнал был не только рупором новых направлений в искусстве и литературе, но и сам формировал уникальные культурные феномены. Выступая платформой для бескомпромиссных и новаторских исканий, символистская периодика стала плацдармом для таких явлений, как символистская журналистика, символистская критика, новая иллюстрация, а также передовых методов оформления печатных изданий.     Новизна исследования определятся выделением, классификацией и подробным описанием специфических черт, отличающих художественные журналы Серебряного века, а также выявлением ряда порождённых этим форматом периодического издания феноменов. Проведённое исследование продемонстрировало, что помимо того, что художественные журналы рубежа веков стали уникальным дневником эпохи, наиболее ярко отразившим её умонастроение, а также развитие искусства и мысли конца XIX – начала XX века, они также во многом определили культурную парадигму Серебряного века. Материалы и выводы работы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и семинаров по истории и теории культуры, истории отечественной журналистики, а также при разработке курса «Художественные журналы рубежа XIX–XX веков». Кроме того, материалы и выводы исследования могут способствовать углублению теоретических представлений о культуре Серебряного века.
Культурное наследие, традиции и инновации
Моисеенко В.С. - Художественный образ современной японской женщины в аниме Сатоси Кона «Паприка» c. 46-57

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.11.34376

Аннотация: Сегодня межкультурные коммуникации обусловили выход на мировую культурную арену оригинального японского жанра аниме, который стал транслятором не только японского менталитета и традиционных ценностей Западу, но и позволил увидеть те изменения, которые происходят в Японии. Анализ художественного образа Ацуко Тиба (Паприки), героини аниме, является целью данного исследования. Положение женщины в японском обществе стало заметно меняться только с середины ХХ в., и сразу же эти трансформации нашли свое отражение в кинематографической продукции Японии. С помощью эмпирического и сравнительного методов было установлено, что в традиционном японском обществе изменения происходят с сохранением в культуре национальных особенностей. Аниме Сатоси Кона «Паприка», созданное по одноименному роману Ясутаку Цуцуи, наглядно демонстрирует, как меняется роль женщины в современном социуме. Анализ публикаций показал, что данная статья может претендовать на научную новизну, так как работ именно по анализу художественной образности в аниме, а также структуры современного женского образа в аниме практически нет. Через образы Ацуко Тиба и Паприки, перенесенные из романа в аниме, безусловно отражаются изменения, происходящие в японском обществе конца XX–начала XXI века, и именно женский образ позволяет их яснее понять и прочувствовать. Несмотря на те изменения, которые произошли и происходят в традиционном японском обществе, которые связаны и с влиянием Запада, и с переходом страны на новый уровень развития, в культуре сохраняются национальные особенности, основанные на многовековых традициях и японском менталитете.
Первушина Е.В. - Французская кадриль «на русские темы» c. 58-68

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.11.34939

Аннотация: В статье рассматриваются исторические причины возникновения и бытования Французской кадрили под русские плясовые наигрыши. Прослеживаются бытовавшие строгие правила исполнения Французской кадрили в высшем свете, их постепенные изменения с момента первоначального появления в России до 1917 года. Анализируется постепенный переход Французской кадрили в народные массы, дальнейшее ее развитие и сценическая обработка народной кадрили после революции. Особое внимание уделяется факту появления моды на русские костюмы, пляски и песни в конце XIX — начале XX века на балах Отечества. Автором сравниваются фигуры Французской кадрили и Контрданса с фигурами народной кадрили. Автор приводит примеры изданных сборников русских плясок и Французских кадрилей «на русские темы». В статье прослеживается и особо указывается факт влияния Французской кадрили на появление и формирование целого жанра массовой русской пляски, которая дошла до наших дней. В статье рассматривается вопрос о массовом возникновении плясовой частушки, ее взаимодействие с народной кадрилью и предполагается причина ее популиризации. Автор делает вывод, что именно Французкая кадриль "на русские темы" и фигуры Контрданса повлияли на массовое возникновение и бытование народной кадрили почти во всех регионах России.
Художественная культура и творчество
Соколова А.Н. - Виртуальная экскурсия по выставке черкесского костюма Мадины Хацуковой c. 69-95

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.11.36854

Аннотация: Исследуется творчество Мадины Алисаговны Хацуковой, известного кабардинского модельера, чьи костюмы носят гвардейцы охраны короля Иордании, артисты Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, известные государственные деятели Чечни, популярные певцы и музыканты, многочисленные молодые девушки в дни свадебных торжеств. Создана попытка представить творчество Мадины Хацуковой панорамно, с учетом всех интересов мастера. Показаны различные виды деятельности модельера – от ручной вышивки, плетения басонных изделий до создания выкроек и научных исследований по дешифровке узоров на музейных образцах старинных костюмов. Поводом для написания статьи стала персональная выставка национальных костюмов Мадины Хацуковой под названием «Тыгъэм игуащ» - «Княгиня солнца», которая состоялась в Северокавказском филиале Государственного музея Востока в Майкопе в сентябре-октябре 2021 года. Новизна исследования состоит в первом комплексном представлении творчества Мадины Хацуковой, достаточно широко известному на Северном Кавказе и малоизвестного российскому читателю и поклоннику современного этнического костюма. Сознательно ограничив себя рамками традиции в крое и комплектации, Мадина экспериментирует с видами тканей, их сочетаниями и цветовыми решениями. Национальный костюм для адыга – не только и не столько знак прошлого, сколько символ культурного возрождения, этномаркирующий знак и этнически идентификационный символ. Своими изделиями Мадина Хацукова способствует высокой символической нагрузке традиционного костюма, формирует эмпатию к нему не только адыгов (черкесов), но и весь многонациональный народ России.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.