по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 01, 2021
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 06-02-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2021
Прикладная культурология
Кысылбаикова М.И., Хохолова И.С., Васильева А.П. - Символическое пространство северных городов Республики Саха (Якутия) (на примере арт-объектов) c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.1.34823

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию символического пространства северных городов Республики Саха (Якутия), представленного арт-объектами нового времени. Интерпретация ландшафтного текста, его символьной трансформации в рамках преобразований государственного устройства способствует глубокому пониманию территориальной идентичности и выявлению ее новых форм и проекций. Авторы рассматривают опыт центральной России и западных городов. Проведена классификация арт-объектов, муралов и граффити городов Республики Саха (Якутия) по структурно-смысловой иерархии в монументально-декоративном искусстве городского пространства. Особое внимание уделяется ярким примерам с региональным и локальным кодами-компонентами, также объектам, созданным под влиянием западной культуры.   Новизна исследования заключается в попытке обзора и анализа арт-объектов северных городов Республики Саха (Якутия) с точки зрения семиотического подхода. Выделяются и описываются характерные особенности создания арт-объектов, их символика и значение. В результате выявлены основные недостатки в концепции создания городских пространств Севера и предложены возможные варианты для решения вопросов по формированию благоприятной городской среды с учетом грамотной адаптации ко времени и месту. Так, подчеркивается необходимость системного подхода в поиске собственной идентичности в возведении арт-объектов, использовании цвета и света, также необходимость в функциональности и экологичности арт-объектов северных городов Республики Саха (Якутия).
Актуальный вопрос
Розин В.М. - Экзистенциальные вызовы современности и направление их решения c. 12-21

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.1.34755

Аннотация: В статье рассматриваются вызовы и проблемы современности, а также обсуждаются идеи и направления, позволяющие их разрешить. Первая проблема обозначается автором как кризис культуры модерна и необходимость сохранения жизнь на планете. Она связана с характером и развитием европейской социальности, породившей экологический кризис, пандемию и другие проблемы. Автор утверждает, что культура модерна завершается и ей на смену приходит другая культура (фьючекультура). Вторая проблема обозначается как проблема «социальной теодоцеи», т.е. выработки отношения к возрастающему злу. Обсуждаются основные причины этого явления. Третья проблема, обозначенная автором, ‒ проблема спасения или правильной жизни.   В связи с этим рассматриваются две разные модели, определяющие культурную жизнь: смысловую картину жизни всего общества и сценарии индивидуальной жизни. Сравниваются сценарии индивидуальной жизни средних веков и нового времени, отмечается неопределенность последней (если не подготовка к парусии, то что: активное участие реализации проекта модерна, однако, с какой целью – обогащения, успеха, счастья, выполнение долга?). Намечается схема индивидуального сценария фьючекультуры. В ее рамках человек должен разрешить следующую дилемму – человек, с одной стороны, конечен и смертен, с другой – именно как человек истории и культуры, бесконечен и бессмертен. Предлагается вариант решения этой дилеммы. В заключение обсуждается опоры, на которые человек переходной эпохи может опираться: критическое и рефлексивное мышление, родственное сообщество, личность, творчество и искусство.
Культурное наследие, традиции и инновации
Рашитов Д.Д. - Традиции использования украшений и драгоценных металлов в обычаях, религии и фольклоре татар c. 22-36

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.1.32186

Аннотация: В статье рассматривается историко-культурологическая составляющая ювелирных украшений и драгоценных металлов в культурной и бытовой среде татарского народа Поволжья. Основная специфика рассмотрения - это народные обычаи, фольклор и религиозные аспекты, где встречаются упоминания о ювелирных украшениях и о драгоценном металле. Подробно раскрыто современное положение и значимость украшений в рамках заданной темы. Целью статьи является историко-культурологический обзор и анализ украшений и драгоценного металла в аспекте духовной культуры татар Поволжья. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть культовую составляющую ювелирных изделий, украшений и образов, связанных с драгоценным металлом. А также затронуть тему влияния культуры домусульманского и мусульманского периода на сохранившиеся артефакты. В статье использованы сравнительно-культорологические методы, эмпирический метод, основанный на работах по реставрации традиционных украшений. Автором в статье проанализированы несколько аспектов культуры татарского народа, в которых ювелирные изделия и украшения тесно связаны с духовным наследием и религией. В работе удалось рассмотреть моменты, где именно украшения отражают нематериальную культуру в материальной составляющей татарского народа. Также выявлен уникальный код татарской культуры, который непосредственно отображается в той или иной степени на украшениях. Удалось рассмотреть некоторые культурные следы добулгарского периода и хронологически рассмотреть развитие татарской культуры до сегодняшнего дня уже под влиянием ислама.
Рубин В.А. - Основные этапы создания и функционирования объектов военно-мемориального наследия c. 37-49

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.1.34559

Аннотация: Актуальность исследования военно-мемориального наследия заключается в принятии новых норм Конституции Российской Федерации о защите исторической правды, под которой среди прочего понимается почитание российским государством памяти защитников Отечества, подвига народа. Предметом исследования настоящей статьи являются этапы создания и функционирования объектов военно-мемориального наследия во времени и в пространстве. Объектом исследования является военно-мемориальное наследие. Автор выделяет и анализирует шесть ключевых этапов создания и функционирования объектов военно-мемориального наследия: мотивационно-обосновывающий (поиск причины мемориализации); процедурно-мемориальный (процедура увековечения памяти); эксплуатационно-охранительный (ремонт, реставрация, благоустройство; пресечение, предупреждение и профилактика противоправных действий (бездействия) в отношении объектов военно-мемориального наследия); мобилизационный (перемещение военно-мемориального объекта); деструктивный (уничтожение, повреждение объекта либо группы объектов военно-мемориального наследия); созидательно-восстановительный (воссоздание объектов). В статье использованы междисциплинарный, ретроспективный, проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы исследования. Научная новизна состоит в том, что автором предпринята попытка осмысления основных этапов создания и функционирования объектов военно-мемориального наследия, что представляет научно-теоретический и практический интерес для формирования эффективных культурных стратегий будущего. Ключевые положения исследования осуществлены в рамках многолетних авторских исследований отечественного военно-мемориального пространства. Автор приходит к выводам о том, что период создания и функционирования военно-мемориальных объектов характеризуется наличием шести основных этапов. Материальный компонент памятника (группы памятников) может быть подвергнут деструктивным процессам вплоть до уничтожения. Однако, устойчивость символического компонента позволяет впоследствии регенерировать материальные носители памятников, что подтверждается созидательно-восстановительной деятельностью. Отмечена антагонистичность материального и символического компонентов военно-мемориального наследия, при котором материальный постоянно подвержен модернизации, а символический должен оставаться неизменным.
Культура повседневности
Сидорова Г.П. - Советская повседневность: миграции из деревни в город и их отражение в образах киноискусства (1930-1980-е) c. 50-62

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.1.32384

Аннотация: Предметом исследования являются историко-типологические особенности воплощения в советском киноискусстве 1930-х - середины 1980-х годов внутренних миграций, главным образом, сельских. Выявление в исторической динамике их ценностных мотиваций, факторов, средств и гендерной специфики. Объект исследования - советская повседневность как целостный жизненный мир, способ бытия присутствия, периода времени с начала 1930-х до начала 1980-х, включающего три эпохи духовной жизни советского общества: тоталитаризм, "оттепель" и "семидесятые". Предмет рассматривается во взаимосвязи идеологического и повседневного уровней бытования, в их исторической динамике. Используется историческая типология культуры, компаративный, герменевтический методы и контент-анализ. Теоретическим обоснованием исследования являются концептуальные положения о художественных методах познания культуры. Основными выводами проведенного прикладного исследования являются: образы миграции в киноискусстве тоталитарного периода по отображению факторов, мотиваций и средств недостоверны. Между тем, с позиции системно-целостного подхода, «типичные» художественные образы, недостоверно воплотившие внутренние миграции, в то же время выразили глубинную сущность советской культуры тоталитарного периода: сокрытие правды, лакировка и романтизация действительности. В более достоверных образах киноискусства «оттепели», как в зеркале, отразилась глубинная сущность культуры той эпохи: «правда жизни» и эстетизация действительности, натуралистический стиль и социальный оптимизм. Официозные и «просветительские» картины «семидесятых» отобразили глубинную сущность культуры своего периода: нарастание системного кризиса. В произведениях киноискусства, где так или иначе затронута тема внутренних миграций, особенно в 1950-1980-х, многообразно воплотились как бинарность российско-советской культуры, так и российско-советский менталитет.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.