по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 09, 2020
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 01-10-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2020
Сценические искусства
Хохлова Д.Е. - Особенности интерпретации женских образов поздней пьесы У. Шекспира «Зимняя сказка» в одноименном балете Кристофера Уилдона c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.9.33669

Аннотация: Предметом настоящей статьи является интерпретация К. Уилдоном женских образов «Зимней сказки» Шекспира в контексте ее идейно-образного тождества литературному первоисточнику. Исследование проводится с целью определения выразительных средств и элементов хореографической лексики, использованных балетмейстером в постановке женских ролей, а также их контекстуального сопоставления с текстом первоисточника. В процессе исследования автор статьи, в силу многосторонности проблемы интерпретации пьесы У. Шекспира на балетной сцене, пользовался комплексным подходом. Теоретической базой работы стали принципы критического и семантического анализа хореографической лексики, разработанные историками и теоретиками балетного искусства (Добровольской, Красовской, Слонимским, Лопуховым, Суриц). В процессе источниковедческого анализа были рассмотрены англоязычные рецензии на мировую премьеру балета (цитаты из статей приводятся в переводе автора), а также видеоматериалы из архивов лондонского «Royal Opera House» и московского Большого театра. Кроме того, использовался метод включенного наблюдения (основанный на личном опыте работы с Уилдоном в качестве исполнительницы партии Утраты в спектакле Большого театра), сопровождающийся анализом записей репетиций за март – апрель 2019 года, находящихся в архиве автора. Итак, проведенный в настоящей статье детальный семантический анализ композиции и хореографической лексики женских образов поздней пьесы Шекспира «Зимняя сказка», интерпретированных Уилдоном в одноименном балете, явился основным инструментом в разработке поставленной научной проблемы. К новым результатам исследования можно отнести значительный задел в аспекте выявления классических и инновационных художественных элементов танцевального языка, разработанных и использованных Уилдоном, позволивший сделать следующие выводы. Концептуально отталкиваясь от текста Шекспира, балетмейстер в определенной степени адаптирует трактовку женских образов, руководствуясь выразительным потенциалом условного балетного искусства. При этом в постановке женских ролей основным выразительным средством становятся индивидуализированные пластические интерпретации героинь.
Культура и власть
Быкова Ю.И. - Малые короны российских императриц в XVIII – первой половине XIX века. Создание, бытование, художественные особенности c. 15-29

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.9.33829

Аннотация: Объектом исследования являются Малые императорские короны российских императриц XVIII — первой половины XIX века. Целью исследования стало уточнение обстоятельств создания и бытования Малых императорских корон в России в этот период, выявление их художественных особенностей и анализ этих регалий как произведений ювелирного искусства с учетом стилистического развития. Для достижения обозначенной цели данного исследования автор применил комплексный метод, основанный на сочетании искусствоведческого и историко-культурного подхода. Для этого автор обратился к разнообразным источникам: неопубликованным архивным документам, воспоминаниям современникам, а также изобразительному материалу. В работе уточнен термин «Малая» корона. На основе архивных документов удалось, прежде всего, ввести в научный оборот сведения о ряде Малых корон, ранее неизвестных, уточнить обстоятельства создания этих корон и имена мастеров, их изготовивших. Впервые был проанализирован художественный образ Малых императорских корон. Исследование показало, что в XVIII в. этот образ изменялся под влиянием стилистических пристрастий в художественной культуре России и в связи со сменой придворных ювелиров, принадлежавших к различным художественным ювелирным школам. В XIX веке, наоборот, под воздействием национальных идей и благодаря уже сложившемуся государственному церемониалу, тяготеющему к традиционности, внешний образ Малых корон был полностью ориентирован на Малую корону 1797 года.
Естествознание, техника и культура
Попкова Н.В. - Социальные дисфункции философии в современном обществе c. 30-45

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.9.32924

Аннотация: В статье рассматривается современное содержание социальных функций философии. Философия, ранее считавшаяся одной из ведущих областей культуры и дававшая мировоззренческие основания для социальных движений, в техногенном обществе теряет популярность. Социальные функции, которые она выполняла ранее и могла бы выполнять сегодня, не встречают заинтересованности в обществе. Наука и политика не обращаются к философии с глобальными вопросами, на которые она всегда искала ответы. Делается предположение, что одна из причин угасания интереса к философии в современную эпоху – ее социальные дисфункции: философия, кроме пользы, способна приносить вред. Методология исследования включает постановку и обсуждение проблем, сравнительный и ситуационный анализ, построение понятий, культурно-исторические сопоставления, типологические построения, обобщения. В результате исследования выявлены две социальные дисфункции философии, которые могут быть причиной ее современной непопулярности. Социально-аксиологическая дисфункция расшатывает основы социального порядка, критикуя основные мировоззренческие принципы культуры. Гиперкритическая дисфункция дезориентирует человека множественностью философских учений и мешает ему выбрать собственные мировоззренческие принципы, показывая опровержимость любого мнения. Делается вывод, что философия могла бы принять более активное участие в гуманизации общества, если она будет стремиться нейтрализовать эти дисфункции и совершенствовать форму изложения философских исследований.
Знак, слово, речь, язык
Розин В.М. - Расширительное истолкование семиотического подхода c. 46-54

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.9.33991

Аннотация: В статье предлагается расширительная трактовка смысла семиотического подхода, позволяющего семиотически осмыслить не только знаки, удовлетворительно описанные в лингвистике и семиотике, но также иконические знаки, символы, схемы, произведения искусства. Для лучшего понимания автор предлагает два кейса, один взятый из культурологических исследований, другой из детской литературы. Опираясь на материал этих кейсов, формулируются особенности расширенного понимания семиотического подхода. Эффективность этого понимания иллюстрируется на примере семиотического истолкования одного художественного произведения Романа Фаерштейна. В исследовании реализована следующая методология: постановка проблемы, ситуативный анализ, анализ кейсов и художественных произведений, формулирование новых понятий и идеальных объектов, сравнительный анализ.   В результате проведенного исследования была предложена расширительная трактовка семиотического подхода, включающая в себя, во-первых, анализ ситуации и проблем, разрешение которых приводит к созданию новых семиотических средств, во-вторых, нетрадиционное понимание самих этих средств, в-третьих, реконструкцию реальности, на которую указывают различные семиотические средства. К семиотической трактовке автор относит и построение реальности некоторого текста или произведения, поскольку реальность наряду со схемами, знаками, символами, метафорами и другими семиотическими образованиями, является важным семиотическим понятием, если иметь в виду расширительный смысл семиотического подхода.
Культурное наследие, традиции и инновации
Рубин В.А., Спиридонова Е.В., Шуб М.Л. - Сущностные параметры военно-мемориального наследия как феномена культуры c. 55-67

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.9.32184

Аннотация: Актуальность исследования военно-мемориального наследия заключается в терминологической неопределенности феномена. Предметом исследования настоящей статьи являются основные сущностные параметры военно-мемориального наследия в пространстве гуманитарного знания. Объектом исследования является военно-мемориальное наследие как феномен отечественной культуры. Авторы рассматривают такие темы как основные структурные формы бытования, видовое разнообразие, социальные функции и специфические черты военно-мемориального наследия, на основании этого проводят структурно-функциональный анализ и определяют сущностные параметры «военно-мемориального наследия» как феномена культуры. Авторский коллектив использует междисциплинарный метод исследования, поскольку военно-мемориальное наследие привлекает ученых-гуманитариев разных научных направлений (культурология, социология, политология, история, философия и другие), а также дедуктивный метод, предполагающий повествовательную логику от общего к частному. В рамках нашей работы «общим» будут выступать такие феномены, как историческая память, наследие, культурная политика, а частными – производные от них социокультурные явления (военно-мемориальная культура, военно-мемориальное наследие и пр.). Научная новизна состоит в том, что авторами предпринята попытка определить сущностные параметры феномена военно-мемориального наследия, сделан вывод о том, что обладая конкретными характеристиками, военно-мемориальное наследие нуждается в концептуализации и глубоком научном постижении. Ключевые положения исследования осуществлены в рамках программы грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих молодых российских ученых – докторов наук (Конкурс МД-2020), проект «Культура памяти индустриальных городов российской провинции: мемориальные стратегии региональной идентичности».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.