по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 08, 2020
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 04-09-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2020
Культурология и cultural studies
Дай Ч. - Ситуация современного искусства в Китае: традиция и постмодернизм c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.8.33621

Аннотация: Статья посвящена изучению феномена современного китайского искусства, его сущностной специфики в рамках традиции и в условиях глобализации. Для выполнения этой задачи применяется метод историко-культурного исследования в сочетании с элементами структурно-семиотического анализа произведений современного искусства в Китае конца XX века. По историческим и социальным причинам современное искусство стало сознательной частью творчества китайских художников уже после «Реформы и открытия» в 1980-ых годах. Тем не менее, Китаю удалось сохранить огромное творческое наследие, так что его современное искусство воплотило в себе нечто третье между традицией и постмодернизмом. Научная новизна работы обусловлена попыткой целостно проанализировать разрозненный материал, который до этого изучался, главным образом, региональными специалистами. Новизна заключается в отходе от искусствоведческого дискурса при исследовании художественного материала и в использовании философского ракурса анализа. В результате исследования сделаны выводы, что с 1980-ых годов и до сих пор Китай проходит радикальный период трансформации искусства из традиционного в современное. В произведениях этого времени отражаются такие темы как: отчуждения современного человека от традиции, изменения опыта восприятия мира и конфликт между современной политикой и обществом.
Актуальный вопрос
Пугин С.В. - Творческое единство личности, жизни и истины в философии Ф. А. Степуна c. 11-21

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.8.33692

Аннотация: Творчество Ф. А. Степуна представляет важное явление в эмигрантской дискуссии о свободе личности начала 1930-х гг. Несмотря на сравнительно небольшой интерес, до сих пор проявленный к его наследию и даже его личности, многие его идеи и размышления приобретают сегодня остро социальную значимость. Пользуясь методом текстологического анализа и сравнительным (компаративным) методом, мы покажем, что развиваемая Ф. А. Степуном идея о триединстве личности, истины и жизни может быть осмыслена как развитие в антропологическом ключе взглядов на проблему личности в контексте русского либерализма. Его преемственность русской либеральной мысли хорошо заметна в том, что он, во-первых, понимает свободу творчески, во-вторых, в нерасторжимой связи с истиной.   Ф. А. Степун мыслит свободу в качестве необходимого условия личного развития, реализации творческого начала в человеке и провозглашает триединство свободы, истины и личности, которые переплетаются в теснейшей взаимосвязи, сообщая друг другу онтологическую полноту. Личность не мыслится вне творческого поиска, поскольку никакой свободы помимо свободы творчества нет. Творческое начало в человеке понимается как начала божественное, космическое, относящееся к абсолютным ценностям и смыслам. При этом личность философ всегда мыслил как что-то большее, чем только человеческая индивидуальность. Однако целиком и полностью, как бы в предельном творческом выражении, личность проявляется в судьбе. Именно судьба раскрывает динамизм становлении личности, изображает ее в движении и развитии.
Культура и цивилизация
Makarova N.И. - Супружество в Венеции периода позднего Возрождения в свете судебных институтов c. 22-33

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.8.32947

Аннотация: Предметом исследования являются несколько властных институтов Венеции периода позднего Возрождения, которые занимались вопросами брачных отношений. Брак в этот период играл не только важнейшую социальную роль, он также рассматривался церковью как одно из таинств, способствующих спасению верующих. Поэтому вопросы действительности брака или иски о раздельном проживании супругов рассматривались только церковным судом. Государственные институты ведали преступлениями против брака, наблюдали исполнение законов в отношении имущества супругов, решали вопросы опекунства несовершеннолетних и пресекали ненадлежащее поведение супругов в отношении друг друга. Особое внимание уделяется судебным институтам Венеции с точки зрения их деятельности в отношении супружества. Автор пользуется описательным методом, который дополняется и уточняется благодаря сравнительно историческому анализу политических и религиозных институтов рассматриваемой эпохи. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ случаев, например таких, как похищение женщин или нарушение мужчинами обещания жениться, которые по-разному толковались религиозными и светскими судами. В результате, в конце XVI – начале XVII века преобладание в этих вопросах получила светская администрация.
Розин В.М. - От концепции техногенной цивилизации к концепциям посткультуры и культуросоообразной техники c. 34-47

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.8.33488

Аннотация: В статье рассматривается концепция техногенной цивилизации, намеченная академиком В.С. Степиным. Анализируются условия ее мыслимости и недостатки: исторический проект Ф.Бэкона овладения процессами природы, ориентация социальных институтов на реализацию этого проекта, негативные последствия, связанные с подобной реализацией. Автор обсуждает, каким образом обычно предлагают преодолевать эти последствия. Выход, по Степину, состоит не в отказе от научно-технического прогресса, а в при¬дании ему гуманистического измерения; другой вариант (биолог Тимофеев-Ресовский) ‒ максимальное использование современных наук и инженерии, а также разумное и рациональное управление.   Автор формулирует другую концепцию, отличающуюся от высказанных двух. С его точки зрения, на смену культуре модерна приходит новая культуры, которую он называет «посткультурой». В рамках посткультуры будет формироваться и своя специфическая, культуросообразная техника, нужная для решения проблем и задач поскультуры. Кратко характеризуется замысел посткультуры и альтернативы, которые, возможно, придется решать в ходе ее становления, например, необходимость решать проблему сохранения жизни на земле. Автор видит свою задачу в постановке и обсуждении проблем и построении схемы перехода от концепции техногенной цивилизации к концепциям посткультуры и культуросоообразной техники.
Культура и наука
Попов Д.А. - Структурализм и современное массовое искусство c. 48-55

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.8.32542

Аннотация: Предметом исследования является воздействие, оказанное структурализмом как научным направлением на массовое искусство. Устойчивые инвариантные структуры, обнаруживаемые структуралистами во множестве различных художественных произведениях, обнаруживаются также и в произведениях массового искусства. Структурирование, представлявшее первоначально исследовательский прием, в массовом искусстве превратилось в одну из практических рекомендаций по созданию новых произведений. Цель работы заключается в анализе причин восприимчивости массовой культуры к структуралистским идеям и результатов применения структуралистской методологии для производства массовой художественной продукции. Исходной методологической установкой работы стала концепция противопоставления ремесла и искусства, восходящая к И. Канту и используемая в современной эстетике. Автор опирался также на общие методы структурирования и сравнительный структурный анализ, а также на элементы функционального анализа. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что восприимчивость массовой культуры к структуралистским идеям обусловлена ее экономическими целями, необходимостью обладать надежным и научно обоснованным инструментарием, способным обеспечить коммерческий успех произведениям. Тем не менее, шаблонное применение структурирующих методов в массовом искусстве способно создавать только ремесленную продукцию, но не настоящее искусство.
Философия культуры
Тарасов А.Н., Лукьянчиков В.И. - Смысловые векторы социокультурных трансформаций: культурфилософский анализ c. 56-66

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.8.32902

Аннотация: Предметом исследования являются условия, при которых в переходные эпохи, определяемые автором понятием "социокультурная трансформация", осуществляется выбор культур-доминантных характеристик, образующих суть следующего после такого периода поступательного этапа в динамике культуры. Выявление этих условий происходит на основе анализа динамики культуры стран европейской (евроатлантической) цивилизации. Для анализа были взяты такие переходные периоды как поздний эллинизм, Возрождение и Реформация, авангард и постмодерн, которые и есть - социокультурная трансформация между античностью, средневековьем и Новым временем, соответственно. Основным методом исследования стали анализ и метод философской интерпретации явлений культуры стран европейской (евроатлантической) цивилизации. Основным выводом проведённого исследования является выделение таких смысловых векторов социокультурной трансформации как: релятивизация смыслов, парализация смыслов, принцип сомнения и неуверенности, игортизация, а также разрыв с предшествующей культурной традицией. Эти смысловые векторы задают направление для развития культуры на стадии поступательного развития.
Прикладная культурология
Розин В.М. - Каким образом можно действовать культуросообразно в условиях глубокого кризиса современной культуры? c. 67-75

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.8.33441

Аннотация: В статье обсуждается проблема культуросообразного социального действия в условиях современного кризиса культуры. Автор обращает внимание на то, что принципы природосообразности и культуросообразности были впервые сформулированы в педагогике (Песталоцци, Фребель, Дистервег), но в настоящее время они нуждаются в переосмыслении, поскольку существенно изменилось понимание культуры. Рассматривая это понимание, он предлагает различать культуру модерна, национальные культуры и посткультуру. Анализируются кризисные явления модерна и национальных культур; перечисляются тренды современного развития, образующие посткультуру, процессы и структура которой формируются, но пока еще не ясны. В результате будущее все чаще характеризуется сложностью и неопределенностью. На основе предложенных различений и понятий обсуждаются два способа культуросообразных действий. Один предполагает пересмотр привычных когерентных (т.е. общих для всей культуры) представлений, другой ‒ задание целого и сущности явлений модерна и посткультуры. Необходимость заново установиться в привычных понятиях и задание целого автор понимает не как исследование культуры, а методологическую критику и конструирование, построение схем и гипотетических сценариев. Для лучшего понимания указанного подхода он приводит два развернутых примера ‒ обсуждение С. Бенхабиб миграционной политики и авторский проект нового культурного смысла посткультуры.
Историческая культурология и история культуры
Бабенко О.В. - Истоки русской оперы как ключ к пониманию современного оперного искусства c. 76-86

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.8.33608

Аннотация: Предметом исследования являются истоки русской оперы и ее развитие. Зачатки русской оперы можно видеть в народных и церковных обрядах Древней Руси. Истоки русской оперы уходят в Средневековье, когда певческая традиция формировалась под воздействием византийского влияния и русских народных традиций. Народно-церковные действа XVI-XVII вв. содержали в себе те театрализованные элементы, которые впоследствии вобрал в себя профессиональный музыкальный театр. До XVIII в. театральные спектакли были доступны только царственным особам и высшему обществу. В 1672 г. в России для царя Алексея Михайловича был построен первый театр под названием «комедийная хоромина», в котором ставились оперы на библейские темы. Первые русские оперы светского характера появились во второй половине XVIII в. В 1756 г. императрица Елизавета Петровна сделала театр государственным и публичным учреждением. Русские оперы того времени во многом подражали западным образцам. А появление подлинно национальных опер связано с именем М.И. Глинки (1804-1857).    Основным выводом данного исследования является вывод о том, что современная опера заимствовала у своих предшественниц принципы народности и гуманизма. Автор проводит параллели между первыми операми, классической русской оперой, с одной стороны, и современной российской оперой, с другой стороны. Анализируется происхождение сюжетов и либретто спектаклей. П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович и другие композиторы, как и первые создатели опер, писали свои оперы на литературные и исторические сюжеты.
Музыка и музыкальная культура
Скосырева А.В. - Альбан Берг: от композитора-любителя к автору Altenberglieder c. 87-102

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.8.33532

Аннотация: Объектом исследования данной статьи стали ученические фортепианные произведения Берга, Струнный квартет op. 3 и вокальный цикл Altenberglieder op. 4. Предметом исследования является творческая трансформация Берга от композитора-любителя, писавшего романтическую музыку, до автора сложноорганизованного атонального произведения. В статье рассмотрены наиболее важные аспекты ученичества Берга, повлиявшие на его творческое становление. Освещены особенности педагогического метода Шёнберга, наставника и друга композитора. Систематизированы музыкальные впечатления Берга, полученные им в годы обучения и открывшие ему мир "новых звучаний". Большое внимание уделено личностным качествам Берга, его стремлению к познанию нового музыкального мира. Проведен анализ некоторых фортепианных пьес, относящихся к периоду обучения у Шёнберга. Рассмотрены opp. 3 и 4 на предмет схожих авторских приемов и их постепенного усложнения. Основным выводом статьи является понимание того, что феномен стремительных перемен в творчестве композитора кроется в комплексном взаимодействии факторов. Бергу удалось преодолеть изначально песенную романтическую природу своего композиторского мышления не только благодаря педагогическому гению Шенберга и возможности быть в Вене, центре музыкальной жизни того времени. Ключевые особенности характера композитора - преданность делу и своим идеям, работоспособность и стремление к творческой правде. Его природная пылкость и впечатлительность уравновешивались математической скрупулезностью, тягой к систематизации. Это послужило основой для удивительных изменений, которые произошли от ученических набросков до первого самостоятельного произведения – вокального цикла Altenberglieder op. 4. Научная новизна статьи заключается в постановке вопроса о том, как Берг в течение краткого периода выработал такой сложный современный язык, который вывел его на первые позиции в мире композиторов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.