по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 07, 2020
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 30-07-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2020
Актуальный вопрос
Кабылинский Б.В. - Тотемы-символы в изобразительной традиции народов доколумбовой Америки: конфликт или гармония? c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.7.32827

Аннотация: Объектом исследования является тотем-символ в изобразительной традиции народов доколумбовой Америки. Предметом исследования являются изображения ягуара в искусстве индейских народностей Мезоамерики. Упомянутые в статье образы человека и ягуара запечатлены на металлических, каменных и глиняных артефактах доколумбовых цивилизаций, находящихся в открытом доступе в Антропологическом музее Мехико, Национальном музее Перу в городе Лима, а также Метрополитен-музее в Нью-Йорке и исторических музеях Смитсоновского института в Вашингтоне. Методология исследования основывается на компиляции результатов фундаментальных исследований ведущих ученых североамериканской антропологической школы. В статье производится общая систематизация и краткая аналитика научных сведений о специфике мезоамериканской изобразительной традиции тотемов-символов на протяжении обширного периода времени: 1500 год до н.э. - 400 год н.э. (ольмекская цивилизация), 3 век до н.э. - 7 век н.э (теотиуаканская цивилизация), 900 год до н.э. - 200 год н.э. (чавинская цивилизация), 750 год до н.э. - 100 год н.э. (цивилизация Паракас), 2300 - 1200 год до н.э. (цивилизация котошцев), 1250 - 1470 гг. (цивилизация Чиму). Материалы исследования аргументируют тезис о том, что ягуар в качестве тотема-символа выполнял функции объединения и идентификации народностей Мезоамерики, отражая актуальные социокультурные тенденции на различных этапах антропогенеза. Новизна исследования заключается в произведенной научной систематизации доказательств того, что нюансы сочетания образов человека и ягуара в арт-объектах индейских культур выражают гармоничное или беспокойное расположение духа истории в доколумбову эпоху.
Культура и наука
Буданов В.Г., Синицына Т.А. - Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности: От антропологии театра к очеловечиванию искусственного интеллекта, проблема границ c. 13-28

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.7.33362

Аннотация: Проблема понимания телесности в философии, науке, медицине, культуре насчитывает не одно тысячелетие, и в наше время интерес к ней только усиливается. Это связано, в первую очередь, с антропологическими вызовами кризисной техногенной цивилизации, пытающейся улучшать человеческую природу, без понимания ее целостности, с экзистенциальными проблемами гибридных человекомашинных систем и соций, виртуальных и киберфизических умвельтов, в которых наша телесность становится скорее атавизмом и тормозом для стремительных миров, управляемых мощным искусственным интеллектом. В философии ХХ века осмысление обобщенной телесности связывается, в первую очередь, с феноменологическим проектом Э. Гуссерля и его развитием в работах Мерло-Понти, с работами французских постструктуралистов А.Арто, Ж.Делеза, Ф.Гватари, которые концептуализировали представление обобщенной телесности, скорее в терминах культуры, чем естествознания. Мы же предлагаем введение онтологий обобщенной телесности на основе дифференциации ее функциональных проявлений в актах коммуникации, деятельности и театрального искусства, обращаясь к современным представлениям о механизмах их возможной реализации, как на уровне физиологии и психо-ментальной сферы личности, так и на уровне субстанциональных причин биологии, психофизики и робототехники. Для этих целей привлекаются представления синергетики и квантовой теории как модельных оснований таких функциональных онтологий, причем, полная онтология обобщенной телесности представлена прямым произведением онтологий состояний и темпоральных онтологий физических и психоментальных процессов человека, что позволяет, например, создать семиотику телесности игры актера или антропоморфного аватара-робота. Рассмотрены границы эмуляции человеческой телесности современными методами IT-технологий и вопрос принципиальной недостижимости многих творческих и духовных подтел личности техническими средствами.
Естествознание, техника и культура
Розин В.М. - Деятельность в социокультурной и природной среде c. 29-37

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.7.32667

Аннотация: В статье предлагается пересмотреть онтологию деятельности. Такая необходимость возникла, в том числе, в связи с проблемами исследования современной техники. Достаточно очевидно, что инженер и технолог действуют в сложной среде и обусловлены разными ситуациями, но теоретические представления деятельности эти обстоятельства не учитывают. Автор рассматривает традиционную картину и сценарий деятельности. Анализирует несколько ситуаций (экологическую, антропологическую, культурную, социальную, популятивную), влияющих на работу и мышление инженера и технолога. Предлагает новую схему акта деятельности. В работе реализована следующая методология исследования: постановка проблем, ситуационный и сравнительный анализы, типологический анализ, построение нарративной схемы деятельности. В результате удалось охарактеризовать ситуацию, требующую пересмотра онтологии деятельности. Показать необходимость различения нескольких сфер (значимых экологически, антропологически, культурно, социально, популятивно). Наметить схему акта деятельности, включающей по-новому истолкованного субъекта деятельности, нескольких процессов, запускаемых осуществлением деятельности, обратную связь от этих процессов к постановке целей и задач деятельности.
Культурное наследие, традиции и инновации
Тун Д. - Китайские народные сказки: анализ культурного кода в народном творчестве c. 38-46

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.7.33500

Аннотация: В последние годы в свете расширения китайско-российского сотрудничества в самых разных сферах, вслед за повышением уровня интереса к китайской культуре и культурным обменам, обращение к сказкам и их более глубокому изучению становится все более актуальным. В статье изучаются и анализируются китайские народные сказки, содержащиеся в них этнокультурные представления о мире, ценностях, взаимоотношениях, оценках окружающей действительности. Понимание традиционных сюжетов и образов помогает осознать образ мышление народа, приоритеты, убеждения. Проводятся сравнения с русскими сказками и анализ на фоне русских стереотипов. Выделяются как универсальные нравственные посылы, характерные для человека практически любой культуры, так и специфические, характерные непосредственно для народа Китая.   Рассматриваются сходства и различия восприятий разных образов, поступков и выводов на примере китайской и русской культур. Представлена популярная модель повествования в сказках «два брата». На примере нескольких сказок проанализирована эта устоявшаяся модель и показаны её особенности, а также характерные для Китая поведенческие модели. Проведенный анализ может быть полезным как в делах более глубокого изучения китайской культуры, и в особенности народной культуры, так и найти применение в повышении качества межкультурных связей и эффективности изучения китайского языка путём формирования понимания народных стереотипов и языковой картины мира.
Архитектура и дизайн
Григорьева М.Б. - Ведущие приемы трансформации традиционного декоративного искусства Японии в художественном оформлении современных ресторанов. c. 47-58

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.7.33019

Аннотация: Статья направлена на исследование и систематизацию основных проектных подходов при проектировании этнического интерьера, в частности японских ресторанов, расположенных на территории России. Исследование детерминирует разницу между восприятием пространства в японской и европейской культуре, а также устанавливает приемы использования традиционных и инновационных методов решения художественного образа. В практической деятельности проведенное исследование может стать оценочной категорией, при анализе творческих подходов современных авторов, реализующих дальневосточную тематику при проектировании среды ресторанов. Предметом исследования являются художественно-декоративные подходы при интерпретации аутентичной японской среды европейскими авторами. В рамках установленных подходов выявляются дополнительные проектные методы решения образа. Объект исследования-рестораны японской кухни, расположенные на территории России и спроектированные европейскими авторами. Для решения поставленных задач выявления приемов трансформации традиционного декоративного искусства использовались метод семантико-морфологического, искусствоведческого и композиционного анализа. Новизна исследования состоит в том, что систематизированы основные композиционные приемы при проектировании современных ресторанов на территории России, художественный образ которых отображает этническую тематику. Установлено, что ведущими подходами в декоративно-художественном оформлении проанализированных пространств является интерпретация компонентов, заимствованных из аутентичных архитектурных объектов и декоративного искусства, а также формирование ассоциативных впечатлений для реализации темы, которая предполагает передачу заданного автором этнического колорита. При этом подход, основанный на интерпретации узнаваемых европейским реципиентом архитектурных приемов и декоративных составляющих предметно-пространственной среды, является доминирующим, что позволяет рассматривать элементы интерьера и традиционного декоративного искусства как ведущий компонент аутентичной культуры, подвергающийся стилизации при формировании художественного образа современных ресторанов.
Сценические искусства
Юй Я. - Учение Конфуция «Лунь Юй» в тренинге по сценической речи «Диалог» c. 59-65

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.7.33383

Аннотация: Автор рассматривает четыре основных предмета, которым учил Конфуций: добродетель, речь, политические вопросы и литература в ракурсе их использования для преподавания сценического искусства. Автор утверждает, что речь считается очень важной, поскольку она имеет уникальную позицию, которая является не только критерием для оценки добродетели, но и необходимым средством участия в политических делах и овладении литературой. Приводится набор руководящих принципов для руководства речевой практикой и их использования в преподавании актерского мастерства и значении для тренинга «диалог» на уроке по сценической речи. Основное внимание в статье сосредоточено на обучении актеров импровизированному диалогу. Данный тренинг предназначен для логической организации речевых способностей учащихся. По итогам исследования, автор статьи приходит к выводу, что именно понимание Конфуцием речевых практик позволяет наиболее эффективно обучить будущего актора импровизированному диалогу. На начальной стадии обучения импровизационному диалогу очень важно привить студенту чувство собственного самосознания, настроить его на волну самовоспитания, научить его находиться в стабильном рабочем состоянии, а уже потом организовывать свою речь исходя из предложенных обстоятельств. Во время этого тренинга необходимо следить за подлинностью проживаний, за взаимным доверием, за искренностью общения и, самое главное, — следить за тем, как студент преодолевает трудности при логическом выстраивании линии диалога. На следующем этапе необходимо обучить будущего актера разумному видению ситуации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.