по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 05, 2020
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 27-05-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2020
Эстетика и теория искусства
Белова Д.Н. - Манифестация женского образа в иконографии тибетской тханки и православной иконе c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.5.32764

Аннотация: В статье анализируется женское начало, выраженное в буддийском искусстве тханки и подчеркивается его специфика в сравнении с православной иконой. Рассмотрена символика основных изобразительных элементов, формирующих иконографию женских персонажей и их цветовое решение. Проанализирована символика света в тханкописи и иконописи. При сравнении световой символики женского образа в обоих видах религиозной живописи выявлено их несомненное сходство в восприятии света как божественного начала просветленного ума. Предметом исследования является тибетская тханка и православная икона, рассматриваемые автором в контексте развития женского божественного образа в хронологических рамках XV- XVII вв. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом различных специалистов к религиозной живописи тханка. При рассмотрении сакральных образов буддийских тханок и православных икон использовались сравнительно-исторический и иконографический методы исследования, опирающиеся на философские, культурологические и искусствоведческие научные материалы. Новизна исследования заключается в том, что на основе материала тибетских тханок и православной иконы в сравнительном анализе рассмотрены традиции изображения световых манифестаций женских священных образов. В иконографическом сюжете прослежено образование света и участие его в создании женской ипостаси мудрости. Сделан вывод, что для оценки тибетского буддийского искусства тханки и православной иконы необходимо понять сущность женского начала и значимость символики света, указывающий на воплощение аспекта мудрости и любви на пути духовного восхождения.
Философия культуры
Tomyuk O.N. - Creativity in Martin Heidegger's existentialism c. 18-26

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.5.32811

Abstract: In the conditions of globalization with characteristic for this era sociocultural transformations, the anthropological problematic, which emphasizes the role of interrelation between creativity and personal being, comes to the forefront. The object of this study is creativity in the philosophical-cultural concept of M. Heidegger. The subject is the phenomenon of creation in M. Heidegger's existentialism. Reference to the concept of M. Heidegger is not accidental, since the problem of human and creativity is focal in his philosophical writings. In his work “The Origin of the Work of Art”, Heidegger sets an ontological vector of studying creativity in art, assigning to being as such the core position.  The article explores M. Heidegger's understanding of creation, which he describes using the terms of "being", "time", "space", "unconcealment", "truth", "thingness", "beautiful", and "beauty".The theoretical and methodological basis of the study was the cultural and historical method. The appeal to the existential-phenomenological methodology allows identifying the peculiarities of comprehension of creativity in the concept of M. Heidegger. The systemic approach serves as the foundation for examining the phenomenon of creativity as a system. It is determines that Heidegger explains creativity as the artist’s way to personal fulfillment. The conclusion is made that according to the philosopher not every work can be attributed to creation, but only those that reflect the system of views of the artist and specificity of time. For Heidegger, art is the space of existence and creation; the essence of art consists in the truth being created in creation.
Изобразительные искусства
Ван Ц. - Экспрессионизм в европейской и китайской живописи. (конец 19 - начала 21 в.) c. 27-46

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.5.32729

Аннотация: В данной статье рассматривается влияние китайской традиционной живописи на формирование западной экспрессионистской живописи, а также трактуется влияние западной экспрессионистской живописи на китайскую живопись в экспрессивной манере разного периода. Автор раскрывает отношения взаимовлияния, а также сходства и различия между западной экспрессионистской живописью и китайской живописью в экспрессивной манере, китайской масляной живописью образов, китайской цветной живописью тушью,китайской живописью образов в западном стиле. Показали, что совместимость китайских и западных картин. Исходя из взаимосвязи между духовной идеологией живописи и художественной формой, проводится сравнительный анализ духовных и формальных факторов китайской и западной живописных систем, с тем, чтобы выяснить, как они влияют друг на друга, и как в результате их взаимовлияния формируются новые концепции живописи.Согласно структуре мазка кисти художника как основа для оценки его эстетического духа. В статье выявляется «цикличный» характер процессов взаимовлияния китайской и западной живописных систем, стимулирующих развитие человеческой цивилизации. Анализ соответствующих культурных генов позволяет оценить индивидуальные художественные характеристики живописи. Китайская и западная живописные системы вступили в период, когда духовная идеология живописи и художественные формы взаимодействуют между собой, открывая эпоху «глобализации» языка живописи.
Актуальный вопрос
Кормин Н.А. - Искусство и эстетические структуры метафизики цвета c. 47-76

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.5.32877

Аннотация: В статье анализируется эстетика цвета как ответвление метафизики света, всей фотонной сферы, представление о который можно феноменологически рассматривать в качестве источника интенциональных излучений в самых различных диапазонах. Показано, что картина цвета – это и результат работы эстетического, художественного сознания, которые панорамируют мир и место человека в нем; при этом в самой апостериорной партитуре цветового восприятия важно отметить мизансцены смысла со всеми его предикатами. Особое внимание уделяется рассмотрению феноменологии цвета. Метафизически он предстает тут как событие, где цвет встречает себя в цветности, где он обретает свою перспективу. С конструированием современного феноменологического отношения к действительности как более открытой позиции появляются новые возможности для опыта работы с цветом, переосмысления красоты колористических данных. Цвет, порожденный фантазией или живописной установкой, может, если следовать Гуссерлю, являться актом жизни в эстетическом сознании. Методология историко-философского и историко-эстетического исследования, методы гуманитарных наук в теоретическом изучении явлений мировой культуры. Несмотря на богатый исследовательский материал по данной теме, специального исследования, показывающего, как происходило художественное перемещение границ участка цветового изображения относительно метафизической системы отсчета (что становится лейтмотивом, например, метафизической живописи Джорджо Де Кирико), как возможен кросс-платформенный инструментарий, работающий на нескольких аппаратных системах эстетического знания и позволяющий осуществлять анализ эстетических методов исследования самого цвета, пока нет. Статья позволяет восполнить этот пробел.
Художественная культура и творчество
Кириллова Н.Б. - Роль маски в художественной культуре России эпохи Серебряного века c. 77-93

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.5.32950

Аннотация: Предметом анализа в статье является роль маски в художественной культуре Серебряного века как своеобразной эпохи «русского Ренессанса». Термин, введенный в обиход Н.А. Бердяевым, присутствует в содержании ряда работ философа. Объектом исследования является эпоха Серебряного века, и это определение воспринимается автором как понятие скорее мифологическое. В истории русской культуры «Золотым веком» принято считать пушкинскую эпоху, а «Серебряным веком» - период расцвета модернизма на рубеже XIX-XX веков, когда творческое обновление шло одновременно в изобразительном и сценическом искусствах, в литературе, музыке, сфере научной и общественной жизни. Цель работы – анализ динамики и взаимосвязи художественных поисков эпохи русского модерна и роли маски в этом процессе. Методология данной статьи базируется на источниках и исследованиях разных научных направлений: истории, культурологии, искусствоведения, философии, филологии. Автор, опираясь на историко-сравнительный метод и теоретические методы критического анализа, синтеза и обобщения, использует в статье синергетический (междисциплинарный) подход. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в искусстве Серебряного века превалирует культ маски как своеобразного вызова, протеста против реальности, что определило ее особую роль в творчестве живописцев, сценографов, поэтов-символистов и режиссеров-авангардистов, эксперименты которых были направлены на выявление новых форм взаимоотношений искусства и общества. Актуальность темы данного исследования обусловлена «перекличкой» эпох: новыми тенденциями в развитии социокультурной сферы на рубеже XX-XXI веков, когда маска вошла в повседневную жизнь человека, а имидж (образ) личности становится неотъемлемой частью коммуникационного процесса.
Социология культуры, социокультура
Макарова Е.А. - Коллекционирование в системе социокультурных практик c. 94-105

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.5.32885

Аннотация: Данная статья посвящена систематизации и анализу основных принципов социальной практики коллекционирования. Разбираясь в причинах собирательской деятельности, рассматривая мотивы и предпосылки коллекционирования, автор исследует социальный характер интеракции предмета и человека. Статья затрагивает феномен персонификации вещей и овеществления людей. Значительное внимание уделено осмыслению базовых принципов коллекционирования — вещи как таковой и времени вещи как основному условию трансформации этой вещи в предмет коллекции. Автором рассматриваются комплексные процессы культурного взаимодействия в ходе создания и использования коллекции. Характеризуя данное коммуникационное пространство, автор выявляет и подробно разбирает три сферы (поля) коммуникаций – «субъект –экспонат» (взаимодействие владельца коллекции с ее экспонатами), «субъект – субъект» (весь спектр средств коммуникационного взаимодействия, который делает коллекцию публичной и информационно насыщенной) и «коллекция – аудитория» (интерактивные мероприятия, созданные для формирования межкультурной коммуникации).
Художественная культура и творчество
Розин В.М. - Заметки о природе авангарда и конструктивизма c. 106-119

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.5.32555

Аннотация: В статье на материале творчества семьи архитекторов и дизайнеров Фаерштейн-Зимоненко обсуждаются особенности авангарда и конструктивизма. Роман Фаерштейн и Любовь Зимоненко учились в Московском архитектурном институте и еще застали педагогов, представителей авангарда и конструктивизма. Чтобы понять природу авангарда и конструктивизма, автор характеризует цели и задачи, которые решают эти направления и концепции, а также анализирует произведения Любови Зимоненко и Романа Фаерштейна. Он показывает, что конструктивисты создают художественную реальность, противопоставляя и одновременно соединяя разные процессы и содержания, и отсылая сознание зрителя к определенной реальности. Эта закономерность характерна не только для фигуративного искусства, но и литературы. В работе реализована определенная методология исследования: постановка проблемы, ситуационный и сравнительный анализы, реконструкция произведений прикладного искусства, обобщения В результате исследования удалось выяснить некоторые особенности авангарда и конструктивизма как подхода и деятельности, а также показать, что авангард и конструктивизм как подходы предполагают и концептуализм. Роль концептуализма ‒ указание на реальность, к которой художник отсылает зрителя, а также ее разъяснение.
История искусств
Тютелева С.М. - Гиппокампус: наследие античного бестиария в образах театрализованного действа и предметах искусства XVI века c. 120-129

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.5.32829

Аннотация: В статье представлены результаты исследования изобразительных и текстовых источников, связанных с образом гиппокампуса или морского коня, в европейской культуре античности и раннего нового времени. Автор рассматривает направления использования этого образа римской культурой и усвоения этого персонажа искусствами нового времени по римским образцам. В рамках исследования используются не только изобразительные источники, но и другие случаи употребления образа гиппокампуса. Особенный акцент делается на воплощениях образа гиппокампа в предметах искусства и изображениях театрализованных представлений XVI века. В данном случае были применены семиотический и комплексный методы исследования. Также были использованы традиционные для искусствоведения методы, исторический и формальный анализ. Исследование подобных частных случаев позволяет увидеть общую картину источников формирования различных форм европейского искусства нового времени. Отдельный интерес для автора представляют воплощения образа гиппокампуса в театрализованных представлениях нового времени, как одного из атрибутов морских божества, а также случаи его использования.
Тютелева С.М. - Иконография турецких женских головных уборов в театрализованных изображениях второй половины XVI-XVII веков. c. 130-139

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.5.32824

Аннотация: В статье представлены результаты исследования изобразительных источников, связанных с восточными, и в частности турецкими женскими головными уборами и вариантами их рецепции европейскими художниками второй половины XVI-XVII веков. Предметом исследования является восприятие изобразительной и сценической европейской традициями некоторых форм турецких женских головных уборов XVI-XVII веков. Автор рассматривает различные изобразительные источники, описывающие, как источники европейских представлений о женских турецких головных уборов, так и сценические, аллегорические костюмы исследуемого периода. В случае с таким мульти-символьным образованием как театральный костюм неизбежно использование семиотического метода в исследовании. Также были использованы традиционные для искусствоведения методы, исторический и формальный анализ. Исследование подобных частных случаев позволяет увидеть общую картину источников формирования форм сценических европейских костюмов нового времени. В статье делается вывод о продолжительном и разнообразном применении форм турецких головных уборов в театрализованных и аллегорических изображениях исследуемого периода, их постепенном изменении и отходе от представления об этих формах, как чисто этнических.
Сценические искусства
Шишкин А.Г. - Опера и религия: опыт постановки оперы Богуслава Мартину «Греческие пассионы» на сцене театра «Урал Опера Балет» c. 140-148

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.5.32932

Аннотация: Опера «Греческие пассионы», созданная по мотивам романа Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь», актуализирует библейскую историю в «страстях» ХХ века: впервые в России она была поставлена на сцене театра «Урал Опера Балет» в 2019 году. В статье анализируется интерпретация Мартину жанра пассионов, связанная как с музыкой, так и с народной мистериальной природой этого жанра. Рассматривается опыт взаимодействия театра в процессе постановки спектакля с представителями Русской православной церкви. Раскрывается трансформация конфликта между христианством истинным и ложным, темы внутреннего преображение человека. Анализ проводится на методологической основе современной теории и истории культуры, в сочетании культурологических, философских и театроведческих методов интерпретации. В заключении отмечается затронутая постановщиками идея о превращении христианства в часть культурной традиции, которая может вести к потере его духовного содержания. Делается вывод о том, что искусство и религия могут быть рассмотрены как равноценные способы приобщения к общезначимым гуманитарным ценностям.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.