|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Культура и искусство"
> Содержание № 03, 2020
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 02-04-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 03, 2020
Мелкова С.В. - Фэшн-дизайн в структуре современного дизайна |
|
c. 1-12
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2020.3.32432
Аннотация: Объектом исследования является фэшн-дизайн как одно из новых направлений в дизайне. В связи с тем, что в настоящее время значительно расширяются области применения дизайна, у людей постоянно появляются новые идеи и новые потребности, поэтому дизайн находится в постоянном развитии. Одним из новых направлений в дизайне является фэшн-дизайн, распространяющийся на все сферы деятельности, порождаемые модой. Предмет исследования – понятийно-терминологический аппарат фэшн-дизайна. Автор в статье раскрывает содержание нового понятия «фэшн-дизайн», отражающего широкое распространение дизайн-деятельности, порождаемой модой, включая дизайн костюма, журналы мод, обложки журналов, фэшн-иллюстрации, фэшн-альбомы, реклама модных брендов и др. Цель данной статьи – систематизировать и упорядочить разрозненные теоретические сведения о фэшн-дизайне как новом направлении дизайна. В данной работе применялись следующие методы исследования: терминологический анализ, анализ документальных потоков, отраженных в профессиональной печати по теме исследования "Фэшн-дизайн". Научная новизна исследования заключается в трактовке термина «фэшн-дизайн» и определении места фэшн-дизайна как нового направления в структуре современного дизайна. Проведенное исследование позволило выявить тесную связь этого понятия с дизайном костюма и графическим дизайном. Материалы статьи могут использоваться в обучении графических дизайнеров и дизайнеров одежды профессиональным дисциплинам «Графический фэшн-дизайн», «Проектирование». Результаты исследования нашли применение в учебном процессе Кемеровского государственно института культуры при обучении будущих дизайнеров.
Фокеева М.П. - Аналитика травмы в эстетическом дискурсе |
|
c. 13-22
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2020.3.32309
Аннотация: Предметом данной работы являются основные понятия аналитики травмы и способы их интеграции в эстетический дискурс. Цель исследования состоит в выявлении теоретических аспектов эстетики травмы. Влияние исторической травмы XX века на человека и целые сообщества огромно, и искусство становится пространством репрезентации травматического опыта. Автор рассматривает такие виды искусства как литература, кино и живопись и показывает пути преломления травматического опыта в произведениях искусства. В данной статье дисциплина эстетики травмы рассматривается как самостоятельное явление, которое имеет очень большое значение для развития современных философских и эстетических концепций. Методы исследования строятся на философско-эстетическом подходе, который основывается на анализе отдельных понятий эстетики травмы, эстетические методы исследования в разработке собственно эстетических понятий при практическом исследовании художественного текста сочетаются с методами литературоведения и культурологическим подходом. Автор приходит к выводам, что литература и кинематограф воссоздают нарратив вокруг исторической травмы путем свидетельствования о ней таким образом, чтобы реципиент мог заимствовать его и испытать облегчение в проговаривании травмы посредством языка искусства. Живопись изображает ужасное и через столкновение с ужасным позволяет пережить зрителю терапевтическое воздействие.
Культурное наследие, традиции и инновации |
Миронов А.С. - Авторские «былины» Л.Н.Толстого как фактор искаженной рецепции эпоса в российском эпосоведении, педагогике, искусстве конца XIX - начала XX вв. |
|
c. 23-37
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2020.3.32371
Аннотация: В статье предпринята попытка выявить смысловые и ценностные отличия авторских былин, написанных Л.Н.Толстым для педагогического проекта “Азбука”, от аутентичных эпических песен русского народа, а также проследить влияние толстовской интерпретации на рецепцию эпоса в российском образованном обществе конца XIX столетия. Подменяя эпического Николу титаническим «мужичком-пахарьком» Микулой, Толстой корректирует исходный смысл былины противопоставлением Святогора и Микулы Селяниновича, отражающим социально-классовый конфликт аристократии и народа. Стихотворный рассказ Л.Н. Толстого о Вольге и Микуле презентует толстовский идеал мирного пахаря, не противящегося злу кормильца, на труде и смирении которого держится общество. Этот идеал продвигает прежде неизвестные русскому эпическому сознанию ценности: сакрализацию земледельческого труда, уклонение от воинской жизни и управления государством, а также исключительную ценность крестьянского происхождения. Толстовский образ «мужичка-пахарька» был воспринят в хрестоматиях Ф.Буслаева и А.Галахова, в трудах В.Авенариуса, в творчестве М.Врубеля, К.Бальмонта, Н.Рериха.
Художественная культура и творчество |
Ли И. - Советские гравюры и китайский писатель Лу Синь |
|
c. 38-50
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2020.3.32397
Аннотация: В статье анализируется отношения между Китайским писателем Лу синем и советскими гравюрами. Лу Синь относится к числу наиболее известных китайских литературных деятелей прошлого столетия. Но, наряду с этим, его существенный вклад в развитие культуры заключается еще и в том, что в 30-х годах ХХ века им было собрано, отредактировано и опубликовано значительное количество советских гравюр. Вот почему он также известен в Китае как “Основатель коллекции гравюр по дереву”. Статья является междисциплинарным исследованием в области искусствоведения, культурологии и литературы, особенно в области истории советского искусства и китайской литературы. В настоящей работе освещены основные вехи жизненного пути Лу Синя, связанные с повышением культурного уровня китайских молодых студентов посредством знакомства широких слоев населения с советской гравюрой. Однако его отношения с советским искусством и, в частности, с советской гравюрой, освещены в Китае недостаточно. В статье говорится о забытых достижениях в советские искусства в Китае.
Книжная культура и искусство книги |
Розин В.М. - Записные книжки Романа Фаерштейна как зеркало его личности |
|
c. 51-69
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2020.3.32291
Аннотация: В статье автор анализирует записные книжки художника, архитектора и дизайнера Романа Фаерштейна. В них отражены определенные стороны более чем двацателетнего творчества этого мастера эмигрировавшего в Германию вместе с семьей. Приводятся отдельные рисунки и фрагменты дневниковых размышлений из записных книжек. Автор рассматривает личность Романа Фаерштейна и высказывает гипотезу, что последний жил как бы в зазоре двух культур (российской и немецкой), создав собственный мир. Этот мир он как художник, проектировщик и эмигрант наделил соответствующими чертами ‒ эстетическими, конструктивными, рефлексивными. Увидеть это позволило изучение записных книжек мастера. В статье реализована определенная методология: анализ рисунков и текстов из записных книжек, формулирование гипотез, демонстрация рисунков, сравнительный анализ, реализация гуманитарного дискурса. В результате проведенного исследования автору удалось лучше понять трансформацию, личности, которая произошла с Романом Фаерштейном, объяснить некоторые особенности его творчества в эмиграции, высказать гипотезу о характере рисунков и текстов из записных книжек, использовать для анализа эволюции личности мастера некоторые результаты реконструкции личности Павла Флоренского.
Декоративно-прикладное искусство |
Чернова А.В. - Художественная керамика Приморского края России: этапы развития |
|
c. 70-82
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2020.3.30669
Аннотация: Целью настоящей работы является определение этапов развития художественной керамики в Приморском крае России и их специфики. Установлено, что история художественной керамики Приморья, как и современное ее состояние, изучены недостаточно. История художественной керамики Приморья рассматривается в контексте производств и предприятий, ее развивающих и производящих. Рассматривается роль в формировании и развитии художественной керамики Приморья трех заводов - Владивостокского фарфорового завода, Артемовского фарфорового завода и Спасского завода художественной керамики Методологическим основанием послужил комплексный подход, включающий историко-сравнительный и историко-типологический методы, формально-стилистический метод, а также метод наблюдения Источниками исследования являются произведения художественной керамики приморского происхождения из фондов музеев и частных коллекций, электронные ресурсы, в том числе, сайты организаций, материалы, опубликованные в СМИ, а также интервью с мастерами-керамистами. Сделаны выводы о двух этапах развития приморской художественной керамики - первый этап – деятельность заводов фарфора в городах Владивостоке и Артеме и завода художественной керамики в городе Спасске-Дальнем, что повлекло за собой приток в Приморский край дипломированных специалистов в области декоративно-прикладного искусства и формирование оригинального стиля приморской художественной керамики; и второй этап – новые формы бытования художественной керамики в Приморье после закрытия заводов и создания частных мастерских различной направленности, развивающих керамическую отрасль декоративно-прикладного искусства, в том числе его сувенирное направление, использование изделий из глины и фарфора в дизайне ландшафта и интерьера, применение керамики в инклюзии и инклюзивном образовании.
|
|