по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 01, 2020
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 05-02-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2020
Культура и власть
Руцинская И.И. - Выставки к юбилеям Сталина: особенности построения биографического нарратива c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.1.31908

Аннотация: В 1939-м и 1949-м годах в музеях и выставочных залах больших и малых советских городов были организованы десятки художественных выставок, посвященных юбилеям Сталина. Построенные в строгом соответствии с текстом его канонизированной биографии, они становились важным элементом юбилейных торжеств и одновременно своеобразной кульминацией визуальных репрезентаций вождя, переполнявших общественное пространство каждого населенного пункта страны. Выставки подводили итоги и определяли дальнейшие пути развития изобразительной сталинианы. В статье сделана попытка рассмотреть общие черты, объединявшие юбилейные экспозиции, независимо от их масштаба, представительности и места проведения. Особое внимание уделено соотношению вербального и визуального текстов, логике построения биографического нарратива, способам организации диалога со зрителем, а также формам «диктата» над творческим процессом советских художников. Источником исследования стал обширный комплекс документов: буклеты, каталоги, путеводители, сопровождавшие данные выставки и отражавшие их концепцию, логику, структуру, коммуникативные задачи.
Культура и наука
Токоева Ж.Т. - Основные вопросы взаимосвязи кыргызского кино с музыкой c. 8-16

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.1.31956

Аннотация: В киноискусстве, как и в науке, всё большее значение приобретают процессы, происходящие на стыке нескольких областей, нескольких сфер. Кинематограф синтезирует в себе выразительные средства различных искусств. Предметом рассмотрения статьи является анализ основных путей взаимосвязи и взаимовлияния кыргызского кино с музыкой. Основной целью исследования является изучение основных проблем синтеза кыргызского кино и музыки путем историко-культурологического художественного анализа отечественных художественных фильмов, с детальным рассмотрением музыкальных особенностей кинокартин. методом исследования является системный и комплексный подход в изучении данной проблемы, основанное на культурно-историческом анализе взаимодействия кыргызского кино и с музыкой. Исследование основных границ взаимодействия и взаимовлияния кыргызского кино с музыкой составляет научную новизну статьи. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке культурологических проблем кыргызского киноискусства, а также в практической деятельности работников кыргызской кинематографии. В условиях современного развития киноматографии изучение взаимосвязи кыргызского кино с музыкой дает возможность для более глубокого изучения полифункциональности киномузыки.
Социология культуры, социокультура
Розин В.М. - Как можно помыслить социальную науку, социальную реальность и онтологию c. 17-26

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.1.32042

Аннотация: В статье ставится вопрос о существовании представлений о социальной природе как предельной онтологии социальных наук. Формулируются затруднения, которые не позволяют признать такое существование. Указываются на альтернативные современные трактовки предельной онтологии социальных наук ‒ представлений о культуре, саморазвивающихся системах с синергетическими эффектами, социальности, интеркультуре и др. Утверждается, что понятие природы было введено с целью определение в научном исследовании условий эффективного практического действия. Для прояснения представления о предельной онтологии социальной науки обсуждаются особенности социальной науки и теории, а также различение идеальных объектов, схем и моделей. В работе была реализована следующая методология исследования: постановка проблем, ситуационный, сравнительный и концептуальный анализы, построение новых понятий, критика ряда представлений социальной науки. В результате исследования удалось показать, что привычное понятие социальной природы, по сути, исчерпало себя и не работает в социальных науках. Что на смену ему предлагаются новые категориальные представления, которые можно рассматривать как предельные онтология социальных наук. Но для этого по-новому нужно задавать и характеризовать строение и сущность социальных наук.
Экранная культура и экранные искусства
Шелест В.В. - Травестирование культового образа Ленина в постсоветском кино на материале фильмов "Комедия строгого режима"и "Деревня Хлюпово выходит из союза" c. 27-42

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.1.30366

Аннотация: Статья написана в рамках исследования темы "Образ Ленина в художественном кинематографе России XX – XXI веков". Исследуется период слома эпох, когда в 1991 году закончил своё существование СССР и на политической карте мира появилось новое государство Российская Федерация. В центре внимания две картины, снятые в 1992 году. В этих фильмах подвергается травестированию культовый образ Ленина, созданный основоположниками художественной ленинианы на сцене и на экране. Поскольку фильмы были сняты на сломе исторических эпох в них просматриваются черты нового художественного мышления – постмодернизма, которые также исследуются в данной статье. Цель данной статьи — на материале фильмов «Комедия строго режима» и «Деревня Хлюпово выходит из союза» доказать, что стилистический приём травестирования используется кинематографистами постсоветского периода, чтобы подвергнуть развенчанию и осмеянию культовый образ Ленина, созданный основоположниками светской ленинианы. Новизна исследования в том, что эти картины в таком аспекте ранее никто из исследователей не рассматривал. Практическое значение в том, что статья может послужить фундаментом к дальнейшему исследованию постсоветской ленинианы. Автор статьи приходит к выводу, что осмеянию и развенчанию подвергается не личность В. И. Ульянова-Ленина, а образ, созданный мастерами советской ленинианы. По идейной направленности оба исследуемых фильма относятся к категории «иконоборческих», в них авторы обращаются к центральной для постмодернизма проблеме освобождения человека от тоталитарной системы и подают её в ироническом ключе.
Искусство и искусствознание
Кревченко Е.В. - Символика mappae mundi: генезис и эволюция исторических образов c. 43-55

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.1.30247

Аннотация: Предметом исследования является генезис и эволюция иконографии исторических образов в иллюминации средневековых монастырских карт мира типа mappa mundi. Через данные образы на картах происходила визуальная фиксация процесса священной христианской истории. Отображение священной истории было необходимо для внесения в модель мира, который представляла собой карта типа mappa mundi, временной составляющей. Данный момент был важен в свете представлений о существующей неразрывности мира и его истории, в связи с неизбежностью осуществления относительно него божественного плана. В целях анализа иконографии исторических образов карт, к их конкретным примерам были применены средства формального, иконологического, иконографического и сравнительного анализа. Средневековая иллюминированная карта мира рассматривается как комплексная информационная матрица, а также методологический инструмент ведения историографии священной истории. Роль средневековых карт типа mappa mundi для сложения мировоззренческих представлений эпохи до сих пор остается недостаточно разработанной не только в отечественной, но и в зарубежной науке.
Тихоненко С.В. - Явление «просвещенных балетоманов» в русской балетной критике c. 56-61

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.1.30512

Аннотация: В данной статье рассматривается явление «просвещенных балетоманов» в русской балетной критике (XIX век), характерные особенности, основные черты их критической деятельности. Балетная критика, так же, как и современная ей театральная критика, рекрутировала в свои авторы образованных и литературно одаренных любителей балета. Регулярно наблюдая за балетом, театральные завсегдатаи становились его знатоками, начинали разбираться в танцевальной технике, в содержании балетов, в его слабых и сильных сторонах, могли описать сценическое действие и танец, сформулировать свои впечатления и оценки. Таких знатоков, хорошо к тому же владевших пером, по аналогии с «просвещенными театралами» стали называть «просвещенными балетоманами». Кто-то из них начинал жизнь актером, кто-то журналистом или драматургом, кто-то был военным или государственным деятелем, но, находясь в постоянном контакте с балетным театром, они врастали в профессию рецензентов и обозревателей балета, способствуя становлению профессиональной балетной критики своего времени.
Архитектура и дизайн
Горелова Ю.Р. - Архитектурная среда Омска эпохи развитого социализма c. 62-80

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.1.30068

Аннотация: В статье рассматриваются тенденции, характеризующие развитие архитектурной среды Омска 1960-х – 1980-х гг. Преобразования архитектурной среды Омска рассматриваются во взаимосвязи с историко-культурным контекстом и историко-архитектурным процессом. Автор анализирует как общероссийские тенденции, так и региональную специфику. Особенностью данного исследования является выстраивание параллелей между архитектурно-художественным и историко-культурным процессами. Рассмотрены такие вопросы как смена стилистических тенденций, тенденции в области жилищного строительства и возведение значимых объектов общественного назначения. Основными методами данного исследования явились метод изучения специальной научной литературы и источников и метод натурного обследования архитектурных объектов. Особенностью является привлечения материалов воспоминаний горожан, содержащих информацию рефлективного характера, позволяющую понять восприятие изменений, происходящих в городской среде горожанами Результаты исследования позволяют охарактеризовать развитие архитектурной среды крупного сибирского города (Омска) в период развитого социализма (1960-е – 1980-е гг.) во взаимосвязи с историко-культурным и архитектурно-художественным контекстами. Результаты исследования могут быть использованы при уточнении градостроительных решений и выработке концептуальных основ региональной культурной политики. Статья будет интересна специалистам по истории архитектуры и строительства, а также широкой аудитории, интересующейся историей и культурой своего края.
Аббасов И.Б., Вань Ц. - Дизайн пространства фестиваля воздушных змеев c. 81-91

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.1.30362

Аннотация: Объектом исследования является фестиваль воздушных змеев в г. Вэйфан, Шаньдунь, Китай. Предметом исследования является влияние графического обеспечения фестиваля воздушных змеев на повышение интереса к истории народной культуры. Разработка новой дизайн-концепции проведения фестиваля позволит повысить её привлекательность и популяризировать традиции китайских народных промыслов. Появившись в Китае воздушные змеи быстро распространились в соседние страны Юго-восточной Азии и позднее появились на Западе. Они имели достаточно широкое применение, начиная от зрелищных мероприятий и передачи информации до военных целей. Целью работы является выявление особенностей традиционного народного искусства Китая в области проведения культурно-массовых мероприятий на примере Международного фестиваля воздушных змеев в г. Вэйфан. Для этой цели анализированы особенности логотипов и афиш проведенных фестивалей, предложены критерии для анализа рекламно-графической информации. Разработан новый дизайн и графическое сопровождение фестивальных мероприятий, представлены проектные предложения по организации пространства фестиваля. Результаты исследований, разработанные средства, новая концепция графического обеспечения фестиваля воздушных змеев в г. Вэйфан помогут популяризации культурных традиций Китая и повысит его туристическую привлекательность.
Музыка и музыкальная культура
Шалаева А.А. - Об интеграции методических принципов вокальных школ в практике зарубежных преподавателей вокального искусства в системе высшего музыкального образования Китая c. 92-98

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.1.30508

Аннотация: Цель данной статьи – выявить актуальные проблемы в подготовке студентов, обучающихся академическому сольному пению в Институте искусств Цзингангшанского Университета в классах преподавателей, представляющих вокальные школы России. В статье рассматриваются основные положения проблем китайского вокального образования в контексте европейского представления об основах вокального мастерства. Статья посвящена сравнению учебных программ двух ведущих ВУЗов России и Китая, а также подробному анализу учебных планов. В основе учебного плана Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена делается уклон на развитие общегокультурного и вокально-профессионального цикла, а в Цзингангшанском университете на центральном месте стоит задача воспитания идеологически верного гражданина КНР. Проведен метод сравнительно-исторического анализа, в результате которого автор статьи приходит к выводу, что несмотря на огромное влияние на музыкальное, в частности, вокальное образование лидера Китайской Народной Республики Мао Цзедуна, а также вокально-методической конференции, которая прошла в 1957 года в Пекине, развитие вокально-педагогический процесс не получил. Основными выводами проведенного исследования является постановка следующих задач, которые должны быть поставлены перед обучающимися и преподавателями в системе музыкального образования КНР: • открытость новому как условие культурного развития; • гармоничное сочетание национальных духовных ценностей и профессиональных навыков; • раскрытие роли культурного диалога как способа существования искусства в современном коммунистическом Китае; • сохранение и постоянное совершенствование системы музыкального образования и художественного воспитания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.