по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 06, 2019
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 17-07-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2019
Искусство и искусствознание
Васина Е.В. - «Поэма семи сказок» В.М. Васнецова. Биографический контекст. К постановке проблемы c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.6.29880

Аннотация: Статья посвящена изучению «Поэмы семи сказок» (1901-1926), единственного в творчестве В. М. Васнецова живописного цикла. Целью исследования стало определение и анализ биографического контекста, способного выявить личностный аспект творческого замысла, что особенно важно в условиях практически полного отсутствия архивных документов, связанных с интересующими нас сказочными произведениями. История создания "Поэмы семи сказок" исследуется в контексте мировоззрения художника, его творческой и общественной деятельности первой четверти XX века, предопределивших вектор развития творческого замысла. В качестве методологический базы были выбраны биографический метод и метод реконструкции, позволяющие достигнуть поставленных целей. В статье воссоздана история создания «Поэмы семи сказок» и выявлены этапы работы художника над картинами. Впервые предложена идея о том, что отправной точкой к сложению замысла «Поэмы семи сказок» стало неудачное выступление Васнецова на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, побудившее его создать масштабное и истинно национальное произведение. В истории создания "Поэмы семи сказок" выделяются три этапа: картины середины 1910-х годов — «Спящая царевна», «Царевна-Несмеяна» и «Кащей Бессмертный» — посвящены реконструкции древнерусского мира, а также религиозно-философским размышлениям художника; произведения 1917-1918 годов — «Баба-Яга» и «Царевна-Лягушка» — стали своеобразной рефлексией художника на современные события; в заключительных полотнах 1920-х годов — «Ковер-самолет» и «Сивка-бурка» — отразилось мироощущение Васнецова, на закате жизни отрешившегося от тягот и погрузившегося в мир сказочных грез.
Актуальный вопрос
Чжэн И. - Взаимодействие театрального искусства Китая и СССР в 1950–1960-х годах c. 10-15

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.6.29837

Аннотация: Предметом исследования являются межтеатральные коммуникаций Китая и СССР начала-средины XIX века, ‎китайские театральные постановки 1950–1960-х годов в советских театрах. Целью исследования: провести краткий обзор и выделить ключевые направления взаимодействия советского и китайского театрального искусства; определить соотношение вклада в развитие театрального искусства советской и китайской сторон. Граждане Советского Союза знакомились с жизнью в Китае не только через средства массовой информации и научные публикации, но также через достояние китайского драматического театрального искусства. Все это свидетельствовало о том, что в 1950–1960-е гг. китайский драматический театр имел действительно широкую популярность среди советских зрителей. Основа исследования — работы советских и китайских деятелей искусства, культуроведов, театральных критиков и публицистов. В работе проведён анализ взаимодействия советского и китайского театрального искусства, ‎процесса популяризации китайских пьес в Советском Союзе в 1950–1960-е гг. ‎ Особым вкладом автора в исследование темы является определение основных способов межтеатральных коммуникаций Китая и СССР начала-средины XIX века. Обозначено, что в китайско-советском культурном обмене присутствует односторонность ‎процесса. Эта односторонность отмечается в том, что советская культура возымела в Китае ‎значительно большее распространение, чем китайская культура в СССР‎. Востребованность же китайского театра в середине XX века в СССР была связана с переосмыслением ‎советскими режиссёрами произведений китайской драматургии, их постановками на ‎советской сцене.‎
Культура и культ
Митько А.Е. - Исследовательское поле адресата миссии c. 16-21

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.6.29950

Аннотация: Христианство исходит из онтологически определенного единства человеческого рода, как адресата миссии, но, человечество, как адресат миссии, не тождественно народу Божьему в лице Церкви. Напротив, Церковь и человечество на протяжении всей своей истории и до ее конца, оказываются трагически растождествленными. Адресат миссии не тождественен Церкви и противополагается ей как внешний мир. Изначально, миссия апостолов обращена именно к внешнему адресату, поэтому внешняя миссия является первоначальной формой христианского миссионерского служения. В данной статье рассматривается понятие адресата миссии через онтологическое определение, а также через его отношение к границам Церкви. Ситуация от апостольского века и до наших дней показывает условность разделения миссии на внешнюю и внутреннюю. Изначально Церковь состоит из людей, объединенных верой, основанной на живом опыте общения и присутствия. В этом отношении в статье показано, что любой адресат свидетельства этой веры является по отношении к апостольской миссии, внешним адресатом.
Актуальный вопрос
Кормин Н.А. - Трансцендентальный спектр цвета: эстетическая размерность c. 22-44

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.6.29973

Аннотация: В статье анализируется цветовой спектр как эстетический обертон трансцендентализма, наиболее полно воплощающий в себе все, из чего вытекает условие существования априори и апостериори данной матрицы познания мира, нашего онтологического положения в нем, создающего предпосылки для философского описания контуров означивания произведения искусства, его семантических особенностей, матрицы для визуального синтеза цвета, перспективы в живописи. Будучи предопределенным трансцендентальной природой художественного субъекта, колористический проект искусства выстраивает перспективу мыслить сам цвет как сокровенную материю, как непосредственное проявление духовного света, структур images spirituelles, как вспышку чистого сознания, окрашивание памяти. Решая вопрос, как придать трансцендентальный смысл эстетике цвета, как сама эстетика вписана в структуру трансцендентальной философии, автор отталкивается от кантовского подхода, показывающего, насколько колористику как науку можно рассматривать в качестве scientia transcendens, реализующей интенцию вопрошания о художественной истине и совпадающей с феноменологией видеть-как-расцвечивать. Методология историко-философского и эстетического исследования, анализа искусства в системе культуры, междисциплинарная методология гуманитарных наук для описания художественной реальности. Основными выводами являются положения о возможностях рассмотрения цвета в контексте мировой типологии художественного сознания, объяснения цвета в качестве чего-то эквивалентного проекции в пространстве, позволяющей эстетически созерцать в нем. Впервые на современном уровне проанализирована трансцендентальная экспозиция эстетического суждения о цвете, развернуто понимание структур, изначальных по отношению к световой волне и цветовосприятию субъекта, которые можно назвать трансцендентальной колористикой.
Розин В.М. - Концепция «посткультуры» c. 45-52

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.6.29768

Аннотация: В статье излагаются идеи авторской концепции «посткультуры». Сначала ставятся проблемы, заставляющие пересматривать традиционное понятие культуры, которое задается посредством четырех процедур (сравнение культур, задание их целостности, степени развитости и уникальности). Затем автор характеризует связь понятия культуры с концептом модерна. При этом модерн рассматривается как проект построения нового мира на основе овладения человеком природы. Автор объясняет введение концепции культуры проблемами, которые возникли в ходе реализации проекта модерна. В посткультуру он включает, с одной стороны, характерные для нашего времени процессы трансформации и перехода, с другой ‒ становление новой культуры («фьючекультуры»). Обрисовываются обе стороны этой новой культурной формации. В работе реализована следующая методология: постановка проблем, ситуационный анализ, культурно-исторические построения, введение новых понятий, их разъяснение и обоснование. В результате исследования удалось показать, что традиционное понятие культуры задается определенными процедурами и связано с концепцией модерна. В настоящее время в современности, которую автор называет посткультурой, он предлагает различать процессы трансформации социальности и перехода, а также становление культуры будущего. Последнюю он характеризует с точки зрения нового видения действительности, социальности и ценностей.
Скосырева А.В. - Традиции и новаторство в композиторской технике А. Берга на примере "Трёх фрагментов из оперы «Воццек»" c. 53-74

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.6.30018

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются "Три фрагмента из оперы «Воццек»" А.Берга. Опера «Воццек» является высшей точкой воплощения идей экспрессионизма. Выявление традиций, из которых вырастают музыкальный язык и музыкальные формы этого произведения, может стать увлекательной исследовательской задачей. Однако целая опера – произведение слишком масштабное для небольшой статьи, в то время как «Три фрагмента» как бы вбирают в себя ключевые моменты оперы, и по ним можно составить впечатление о произведении в целом. Предметом статьи являются традиционные и новаторские приемы музыкального языка, представленные в этом цикле. В статье приводится подробный анализ использования традиционных музыкальных жанров, форм, приемов. Также рассматривается интонационная преемственность. Наряду с этим проводится анализ новаторских приемов композитора, а также выявление нового использования традиционных средств в контексте экспрессионистской концепции. В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что в творчестве А. Берга, в частности в "Трёх фрагментах из оперы «Воццек»" происходит синтез музыкального языка, присущего романтической традиции и новаторских, экспрессионистских приемов. Такой метод рождает совершенно уникальный, неповторимый композиторский стиль, позволивший А.Бергу создать одно из главных музыкальных произведений XX века.
Сценические искусства
Уразымбетов Д.Д., Цой А.В. - Педагогические методы Рамазана Бапова в хореографическом искусстве (стамбульский период) c. 75-92

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.6.29125

Аннотация: Педагогическая деятельность выдающегося казахского танцовщика Рамазана Саликовича Бапова (1947–2014) стала результатом слияния академической школы русского балета, черт национальной казахской хореографии, а также более чем двадцатилетнего сценического опыта исполнителя. Впитав в себя основы русской балетной школы в московском хореографическом училище, он блистательно исполнял ведущие партии в репертуаре Государственного академического театра оперы и балета им. Абая. После окончания исполнительской карьеры, Р. С. Бапов занялся педагогикой, преподавая в школах Турции, Америки и Казахстана. До настоящего времени его педагогическая система оставалась за рамками научных исследований. Предметом настоящего исследования в выявлении и описании педагогических методов Р. С. Бапова в период его деятельности в Турции (1988–1995). Авторами применены такие методы как эмпирический, описательный, компаративистики и анализа источников, а также интервьюирования как основной способ сбора и сопоставления необходимой для исследования информации, что в целом составило объективность и объемность суждений. Новизна исследования заключается в принципиально первичном осмыслении и анализе педагогических методов Р. С. Бапова в хореографическом искусстве и их совокупном введении в научный оборот. Настоящее исследование может осуществить определенный вклад в развитие хореографического образования и станет источниковедческим трудом в этой области. Авторы из первоисточников восстанавливают точную хронологию событий, список основных учеников педагога в Турции. Работа включает в себя наиболее полный список (на сегодняшний день) выявленных педагогических методов Р. С. Бапова в период его работы в Стамбуле.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.