по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 05, 2019
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 02-06-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2019
Культура и культ
Митько А.Е. - Исследовательское поле актора миссии c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.5.29688

Аннотация: Возрождение православной миссиологии в конце ХХ - начале XXI века происходило по преимуществу в качестве учебной дисциплины. Вместе с тем результаты, полученные в процессе практического миссионерского служения кумулятивно интегрировались в теоретических миссиологических исследованиях. Постепенное накопление эмпирических результатов вывело миссиологию на качественно новый теоретический уровень научно-исследовательской работы. Потребность в миссиологической актуализации экклезиологической проблематики теологии связана с высокой степенью динамики миссионерского служения, как выхода за границы Церкви. В данной статье рассматривается пример, характеризующий специфику данного процесса — активно употребляемое в этот период понятие миссионерского поля, предваряющее трансформацию предметной области миссионерской деятельности в исследовательское поле миссиологии. К миссионерскому служению неприменима модель субъект-объектных отношений, так как она реализуется скорее в субъект-субъектной парадигме. Этим определяется выбор терминологии настоящего исследования. Субъект миссии выражается понятием актора, а ее объект понятием адресата миссии, что определяет конфигурацию исследовательского поля миссиологии.
Актуальный вопрос
Герасимова А.А., Гаврицков С.А., Каган-Розенцвейг Б.Л. - Использование арт-объектов в технике художественного эмалирования при декорировании интерьера c. 8-19

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.5.29466

Аннотация: Предметом исследования в статье, является рассмотрение связи объектов дизайна и декоративно-прикладного искусства, необходимости грамотной организации пространства интерьера, создании определенной атмосферы, которая будет соответствовать мировоззрению, социальному статусу и внутреннему состоянию личности потребителя. Была обнаружена явная тенденция преобразования интерьеров с использованием объектов декоративно-прикладного искусства, которые соединяют традиционный и современный взгляды, определяют общую стилистику помещения и несут особую эмоциональную нагрузку. Сделан акцент на современную эмаль, как на процесс активного обновления одного из древнейших видов искусства, в котором знание ремесла, его технического наследия и специфики обязательно для художника декоративно-прикладного искусства. В ходе исследования были применены общенаучные методы, такие как систематизация искусствоведческой литературы и специализированных источников; синтез и обобщение при сопоставлении и интеграции принципов, идей и результатов отечественных и зарубежных исследований; типологический метод для анализа объектов декоративно-прикладного искусства; метод классификации и метод сравнений для рассмотрения объектов прикладного искусства; метод стилистического анализа для определения визуальных особенностей анализируемых объектов. Основными выводами проведенного исследования являются установления факта того, что в творческом процессе использование эмали помогает осмыслить и синтезировать традиционные технологии, художественный опыт и новые стилистические направления. Такой подход к работе в эмальерном искусстве делает эмаль элементом конструкции и формы, равнозначным металлу. В этом случае и объемно-пространственные объекты, и плоскостные композиции не могут существовать без нее, так как она выполняет роль цветовой, концептуальной или композиционной доминанты произведения.
Культура и наука
Розин В.М. - Математика: восстановление определенности (заход от методологии и культурологии) c. 20-30

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.5.29522

Аннотация: В статье обсуждается кризисная ситуация в математике. Анализируются проблемы происхождения, сущности и обоснования математики. Автор, опираясь на свои исследования математики, излагает концепцию математики, включающую идеи о «стартовых предметных областях» математики, ее конструктивной основе, концептуализации математики, механизмах ее развития. Он показывает, что математика представляет собой сложную сферу деятельности и институт модерна, и поэтому в ней с неизбежностью появляются противоречия, так же как и деятельность по их разрешению и обоснованию. В работе использована следующая методология: постановка проблем, ситуационный анализ, сравнительный анализ, построение новых понятий, культурно-историческая реконструкция. В результате исследования удалось построить методологическую концепцию математики, обсудить природу кризиса математики, показать, что программа обоснования математики и не могла быть реализована, что математика стоит перед задачей новой реформы. Эти результаты опираются на проведенные автором генетические и методологические исследования математики.
Культурное наследие, традиции и инновации
Усов А.А. - Традиционное крестьянское жилище в культурном ландшафте Онежского Поморья (на примере с. Ворзогоры) c. 31-41

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.5.29339

Аннотация: В статье проведено изучение традиционного крестьянского жилища (предмет исследования), как объекта, формирующего сельский культурный ландшафт северных и арктических территорий. Цель работы – изучение архитектурно-конструктивного устройства северорусского дома-двора в природно-культурном пространстве Онежского Поморья. Поморская культура – это русский вариант морской культуры в Арктике. Культурный ландшафт Русского Севера – это, прежде всего ландшафт сельских исторических поселений. Дом был одним из способов освоения природной среды, благодаря его адаптивным возможностям, отраженным в архитектурно-конструктивном и планировочном устройстве, стало возможным выживание человека на Севере и в Арктике. Источник исследований: эмпирические экспедиционные материалы по Приморскому и Онежскому районам Архангельской области 2018 года; архивные источники Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры (г. Архангельск), памятники деревянной архитектуры музея под открытым небом: «Малые Корелы» (Архангельская область). Статья основывается на использовании комплекса методов: системного, культурно-исторического, искусствоведческого, этнокультурологического. Произведена фотофиксация памятников архитектуры, выполнены схематические обмеры, проведено этнографическое анкетирование местных жителей методом интервью. Исследование опирается на применение авторской методики д-ра культурологии А.Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию объектов деревянного зодчества. В результате проведенной работы получены новые данные об архитектурно-планировочном устройстве поморского дома, приспособления его к условиям субарктического климата и градообразующей роли в формировании культурного ландшафта уникального исторического поселения Ворзогоры. Область применения результатов: в научной работе, формировании экспозиций музеев под открытым небом, реставрации памятников деревянного зодчества, современном сельском домостроении.
Художественная культура и творчество
Кирюхина Е.М. - Текст и визуальный образ в романе Майкла Фэрлесса "Обретения брата Хилариуса" c. 42-48

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.5.29839

Аннотация: Предметом исследования является единство текстуальной и визуальной составляющих в пространстве книжного организма романа М. Фэрлесса «Обретения брата Хилариуса». Цель работы: выявление взаимосвязи между художественным нарративом и визуальным образом книжных иллюстраций романа (издание 1913 г.). В ходе исследования анализировался художественный текст романа, помогший писательнице раскрыть образ главного героя и показать путь духовного становления от послушника до приора средневекового монастыря. Рассматривались и книжные иллюстрации, соответствие и авторские разночтения с художественным текстом. Методологию составили принципы научной объективности и историзма. В статье использованы сравнительно-исторический, ретроспективный, проблемно-хронологический, диахронический научные методы. Роман не переведен на русский язык и не известен отечественным исследователям, иллюстратор Э. Фортескью-Брикдейл мало известна в России, поэтому обращение к нему в контексте постановленной проблемы, выводы автора представляют новизну научного исследования. В выводах устанавливается несомненный факт успешного взаимодействия работы писателя и художника. Для писательницы не была важна историческая конкретика, акцентировалась эмоциональная составляющая текста. Перед художницей стояла более сложная задача: книжные иллюстрации должны были быть понятны читателю. Пространство, одежда, предметы быта, повседневные занятия героев иллюстраций исторически точно соответствовали средневековой английской повседневности. Несмотря на различия, связанные со спецификой визуального и вербального образа и авторских манер, был создан романтизированный, эмоционально-яркий книжный организм. Поэтому первоначальное английское иллюстрированное издание 1913 г. неоднократно переиздавалось. Издание − прекрасный пример единства пространства книжного организма.
Изобразительные искусства
Старцев А.В. - Круговая черта по лицу бездны c. 49-63

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.5.29620

Аннотация: Предметом исследовательского внимания является определение окружности, как способа пространственной и композиционной организации изобразительного материала. В статье излагается тезис о том, что пластическое движение, возникающее при использовании округлой геометрической формы в образном строе, определяет механику зрительного восприятия. Окружность, являясь формообразующим элементом композиции, обладает способностью усиливать не только художественную, но и смысловую выразительность изображения. В статье обращается внимание на приоритетное значение окружности в композиционном построении живописных произведений Рафаэля. Посредством аналитического рассмотрения особенностей художественного языка и композиционных приемов ряда произведений итальянского мастера определяются закономерности пластического построения. На основе проведённого исследования автор приходит к выводу, что окружность, доминируя в композиционной организации картин живописца, остаётся пространственно нейтральной. Архитектоническое применение окружности как фигуры плоскостной позволяет соотнести искусство Рафаэля, как с традициями Средневековой живописи, так и с наследием Пьетро Перуджино.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.