по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 03, 2019
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 01-04-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2019
Художественная культура и творчество
Панова О.С. - Профессия художника в Китае X-XI вв. c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.3.29067

Аннотация: Данная статья посвящена изучению особенностей профессии художника в Китае в эпоху Северная Сун (960-1127). Предметом исследования служат биографии живописцев, работавших в столице империи Сун, городе Кайфэн в конце X – первой половине XI вв. Цель данного исследования – в общих чертах наметить портрет профессионального художника в Китае рассматриваемого периода. Автор статьи анализирует такие стороны жизни художника, как профессиональная подготовка, жанровая специализация, формы профессиональных объединений живописцев и способы заработка. Проделанный анализ показал, что в эпоху Северная Сун в Кайфэне сложились благоприятные условия для деятельности профессиональных художников. Живописцы, не служившие при императорском дворе, могли зарабатывать на росписи столичных храмов, продаже своих работ на городских рынках, а также на выполнении частных заказов. Высокий спрос на произведения живописи в Кайфэне открывал перед мастерами большие возможности для коммерциализации своего таланта.
Эстетика и теория искусства
Белова Д.Н. - Символика синих цветов в европейском и японском изобразительном искусстве c. 9-20

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.3.29141

Аннотация: В статье анализируется эстетическая ценность природы, цветочная тематика в живописи европейских и японских мастеров XV- начала XX вв. Подчеркивается символика различных проявлений и общие закономерности связанные с кругооборотом в природе и кратковременностью присутствия цветов в мире, философское и религиозно-мистическое их значение. Предметом исследования являются синие цветы, рассматриваемые автором в контексте развития символизма и метафорического смыслового подтекста в европейской и японской живописи XV- начала XX вв. Использовались сравнительно-сопоставительный и иконологический методы исследования, опирающиеся на философские, культурологические и исторические научные материалы. Актуальность рассматриваемой темы определяется возрастанием культурного взаимодействия со странами Востока, с Японией в частности, и стремлением сохранить свои национально-специфические особенности. Предпринята попытка сопоставления европейского и японского изобразительного искусства, выявления цветочной символики, ее эстетического смысла и аллегорического подтекста, подчеркнута природа символических образов синих цветов. Сделан вывод: религиозно-мистическая направленность живописи более выражена у европейцев, у японцев художественное выражение чувств выше религии, что находит подтверждение в эстетическом восприятии цветовой гаммы.
Актуальный вопрос
Клешнева Л.И. - Философия российского самоуправления: историко-культурные аспекты отечественной социальной мысли XIX столетия c. 21-27

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.3.29165

Аннотация: В настоящей работе целью выступает реконструкция идей самоуправления и самоорганизации общества, которые разрабатывали российские мыслители в XIX веке. Для рассмотрения идей самоуправления и самоорганизации необходим анализ их концепций социального самоуправления. Политическая система России того времени нуждалась в модернизации и концептуальные построения деятелей науки и государства имели практическую значимость удовлетворяли потребность в общественном порядке и социальной стабильности. Интерес к самоуправлению с социально-философских позиций особо заметен в отечественной мысли XIX столетия. Россия переживала в то время не самые лучшие времена и это сказывалось на влиянии положительных и негативных последствий в обществе. Российское самоуправление одолело продолжительный путь своего развития с точки зрения истории, культурологии, теории, политики, но и социальной философии. Система самоуправления включает в себя общественно-исторические события, которые удовлетворяют потребность людей в общественном порядке и социальной стабильности.
Культура и власть
Гусева А.С. - Феномен художника-революционера в ранний советский период (на примере жизненного пути латышского стрелка Густава Клуциса) c. 28-35

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.3.29076

Аннотация: Густав Клуцис известен как основатель жанра фотомонтажа, теоретик искусства и преподаватель. Однако ранние годы его жизни менее изучены по причине отсутствия или недоступности ранее архивных данных. Также для полноценного раскрытия образа художника и анализа его творчества необходимо ознакомиться и с другой стороной его биографии – революционной деятельностью и службой в полку латышских стрелков – одной из самых надежных опор власти большевиков. Именно в тот период сложилась уникальная обстановка, когда далекие друг от друга профессии солдата и художника могли вполне гармонично сочетаться. Спустя сто лет после событий Октября, особый интерес для исследователей представляет период первых лет советской власти, отмеченный необычайным ростом и развитием художественной жизни. Предметом исследования выбран жизненный путь латышского стрелка и художника Густава Клуциса, убежденного большевика, состоявшего в пулеметном полку в Московском Кремле. Несомненно, опыт революционных лет, нахождение в эпицентре великих событий, встречи с В.И. Лениным повлияли на жизненные убеждения и развитие художественного метода. В качестве метода исторического исследования в статье применяется анализ архивных документов из архивов России, Греции и Латвии, исследованных автором. Новизна статьи заключается в освещении и анализе ранее малоизвестных или ошибочно описываемых подробностей биографии Густава Клуциса, исследовании феномена художника-революционера в первые советские годы. В качестве результата исследования можно считать формирование целостного образа художника и латышского стрелка Густава Клуциса на основании воссоздания его полноценной биографии.
Культурное наследие, традиции и инновации
Богданова М.В. - Диалектика православного свадебного ритуала как отражение культурных ценностей в рамках существующей системы c. 36-42

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.3.29122

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является православный свадебный ритуал как система культурных ценностей современного социума. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как литургические символы, церковный канон таинства Венчания. Отмечена неизменность, каноничность, цикличность и священный смысл таинства Венчания в православном храме. В статье сделан также анализ традиций и народная обрядовость празднования свадьбы в современном социуме, подчеркнуты архаичные, дохристианские символы и верования во время подготовки и празднования свадьбы Методология исследования основывается на сравнительно-историческом методе. Основными методами исследования были выбраны: анализ, синтез, наблюдение, сравнение и сопоставление современных реалии и традиционных обрядов Основными выводами проведенного исследования являются: нынешний православный ритуал таинства Венчания соответствует раннехристианскому канону и является неизменным, вся символика таинства в храме имеет священный, христоцентричный смысл; современный свадебный ритуал празднования содержит как древние народные верования, так и подвергается трансформации согласно современной моде
Культура повседневности
Рудь П.Д. - Антропофагия в бразильском искусстве 1960-80-ых: новые границы идентичности c. 43-52

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.3.29229

Аннотация: Антропофагическая тенденция в развитии культуры латиноамериканских стран возникла в самые первые дни колонизации и определила релевантную стратегию действия. В начале XX в. поэт Освальд де Андраде переосмыслил понятие антропофагии, метафорично сравнивая каннибализм с процессами культурной ассимиляции. В основе антропофагического подхода к созданию и интерпретации искусства лежат процессы трансформации, апроприации и обмена культурными нормами. Идеи Антропофагического манифеста Андраде претерпевали изменения на протяжении всего века. С течением времени, с изменением социально-политического контекста трансформировались цели и способы заимствований, иногда субъект и объект антропофагического акта менялись местами. Однако антропофагия не только не исчезала из поля зрения художников, критиков, историков и искусствоведов, но и смогла преодолеть собственное модернистское прошлое и активно вошла в инструментарий постструктурализма и постмодернизма Непрекращающаяся актуальность антропофагической теории объясняется ее открытость к изменениям и способностью встраиваться как в художественную, так и в политическую повестки. Впервые в российском искусствознании проанализирована трансформация концепции "антропофагия" в бразильской культуре XX в. Кроме того, статья исследует антропофагический подход к созданию и интерпертации произведений искусства. Художественные работы, проанализированные в статье, ранее не были изучены российскими искусствоведами. Статья может быть интересна как исследователям искусства Латинской Америки, так и самого региона.
Изобразительные искусства
Розин В.М. - Художественное пространство: исторические типы, схемы организации c. 53-64

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.3.29187

Аннотация: В статье обсуждается понятие «художественное пространство», которое противопоставляется обычному пониманию пространства. Автор предлагает анализировать становление и этапы развития художественного пространства в рамках учения о схемах, понятие которых он кратко характеризует. Рассматриваются четыре этапа формирования в культуре представлений о художественном пространстве. На первом, в архаической культуре создаются схемы, с помощью которых воссоздавались и собирались виды животных и людей. На втором, в следующей культуре Древних царств складывается способ изображения протяженных пространств способом наслаивания одних видов на другие. На третьем в эпоху Возрождения формируется концепция прямой перспективы. На четвертом ‒ концепция обратной перспективы. Обсуждаются культурные обстоятельства и схемы, обусловившие формирование художественного пространства на этих четырех этапах. В исследовании использована следующая методология: постановка проблем, ситуационный анализ, компаративный анализ, построение понятий, реконструкция формирования, аргументация визуальным рядом. В результате проведенного исследования удалось охарактеризовать представление и понятие «художественное пространство», наметить четыре этапа формирования художественного пространства, показать зависимость представлений о художественном пространстве от культурных обстоятельств (картин мира и коммуникации), а также схематизации пространства (схем и способов действия с ними).
Декоративно-прикладное искусство
Гаврицков С.А., Вандышева О.В., Кочеткова И.П. - Синтез материалов в декоративно-прикладном искусстве: металл и керамика. История и современные тенденции c. 65-73

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.3.29151

Аннотация: Тема синтеза материалов в декоративно-прикладном искусстве представляется недостаточно изученной в современных научных исследованиях. Целью и предметом исследования данной статьи стало изучение и анализ синтеза керамики и металла, как особого направления в декоративном искусстве, взаимосвязи художественных произведений, выполненных из этих материалов, с другими видами искусства и дизайна, а также влияние технологической составляющей на создание единого художественного образа, полученного в результате органичного взаимодействия двух разнородных материалов. Здесь мы подразумеваем создание качественно нового художественного явления, влияющего на материальную, эстетическую и духовную сферы человека Методология изучения данного вопроса базируется на комплексном сочетании искусствоведческих и культурологических методов, а также на опыте практической работы авторов. Был проведен сравнительно-исторический и художественно-стилистический анализ различных декоративных композиций, был затронут технологический аспект данного вопроса В данной статье впервые предпринята попытка комплексного изучения и обобщения вопроса синтеза материалов (на примере металла и керамики) в декоративно-прикладном искусстве. В результате проведенной работы были выявлены характерные особенности создания художественных произведений из керамики и металла, их специфика, эстетика и функциональное предназначение в разные периоды времени. Также были обозначены общие тенденции происходящих изменений в области выразительных художественных средств, связанных с изменение мировосприятия художников, с появлением новых технологий производства и пластических приемов формообразования. Современные произведения декоративного искусства отличаются своей гуманистической направленностью, обращением к внутреннему миру человека, преобладанием образно-эмоциональной стороны над традиционными формальными компонентами ремесла.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.