по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 02, 2019
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 25-02-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2019
Актуальный вопрос
Степанова П.М. - Философия пространства в современном польском антропологическом театре c. 1-6

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.2.28862

Аннотация: Паратеатральные опыты 1970-х гг. Ежи Гротовского дали толчок для развития в современном польском искусстве направления антропологический театр. На основе теории и методологических принципов культурной антропологии в современном театроведении существуют два равнозначных термина: теоретическая театральная антропология Э. Барба, которая опирается на исследования тела актера в момент представления в европейских и восточных театральных формах, и практическая антропология Е. Гротовского, создающая ритуальные действа с целью воссоздания пратеатральных форм взаимодействия актера и зрителя. Методология исследования опирается на основную терминологию культурной и театральной антропологии, используются исторический подход и сравнительный анализ. Самые яркие последователи паратеатрального периода творчества Гротовского ищут новую философию пространства представления. Сам Гротовский в паратеатре опирается на концепцию «памяти места», создает процесс единения актера и зрителя-соучастника с помощью исторического контекста места действа. В. Станевский в Центре театральных практик в Гардженице пытается создать единые место и время действия для актера и зрителя с помощью реконструкции синкретической модели существования исполнителя. Т. Родович в театре Хорея погружает зрителя-соучастника в полемическое пространство дискуссии после представления. Театр Венгайты максимально приближается к синкретической модели соучастия исполнителя и соучастника через работу с тканью религиозного ритуала в пространстве костела. Современный польский антропологический театр разными методами пытается доказать и осуществить на практике новый способ соучастия исполнителя и зрителя в пространстве единого театрально-ритуального действа с помощью воссоздания синкретического сознания.
Изобразительные искусства
Строева О.В. - Неомифологические черты в современном визуальном искусстве c. 7-13

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.2.28743

Аннотация: Предметом исследования являются современные арт-практики, рассматриваемые автором в контексте неомифологизма и тенденций постгуманизма. В статье проводится анализ современного подхода к созданию произведений искусства с использованием новейших цифровых технологий на примере работ российских и западных художников Е. Острова, К. Худякова, Б. Виолы, группы AES-F. Распространение VR технологий становится новым способом вести диалог с художественными образами прошлого, переосмысливать культурную традицию и определять в ней собственное место. В качестве методологической базы активно используется современный искусствоведческий и эстетический дискурс, а также концепции постмодернизма. Основные выводы: авангардное отрицание традиции привело к остранению, архивированию культуры, и разрушению связи между прошлым и будущим. Индивидуальный неомиф, создаваемый современным художником, - своего рода, компенсаторный механизм, попытка поместить в контекст нарастающих тенденций постгуманизма "тени" художественных образов прошлого. Особый вклад автора состоит в разработке концепции неомифологизма применительно к визуальным искусствам XX-XXI вв. Новизна исследования заключается в выявлении специфических неомифологических черт изобразительного искусства, характерного для новейшего периода.
Культура и культуры
Зыкин А.В. - Старообрядцы в духовной культуре полиэтнического населения Алтая c. 14-21

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.2.28903

Аннотация: В настоящей работе проводится анализ старообрядчества и его позиции в структуре этнических групп Алтая. Данное исследование является логическим продолжением серии работ, посвященных социолингвокультурологическим аспектам формирования, развития и современного состояния этносов Южной Сибири: шорцев, хакасов, тувинцев и алтайцев. В период 60-80-х гг. XVIII века на Алтае появляются русские поселения, и ссылается множество старообрядцев, преимущественно в Уймонскую долину в стремлении отыскать Беловодье, а к концу XVIII в. завершается процесс консолидации группы местного населения (сибиряков). Необходимо отметить, что старообрядцы в данном процессе было отведена значительная роль как в плане трудовые достижения, так и в развитие духовной культуры региона. Они смогли сберечь собственную особость, верования и культуру, а также не растеряли отличительные черты говора. Старообрядчество необходимо рассматривать в качестве духовно-религиозного течения, оберегающего устои, ритуалы и обрядовую практику прародителей, причем как в вопросах религии и в жизнедеятельности общины, так и в семейной жизни. Важно отметить значительную роль старообрядчества в совершенствовании художественной культуры. Благодаря им сохранились многие архитектурные памятники, иконы, старинные книги, рукописи, песни и многое другое.
Актуальный вопрос
Бочарова М.Ю. - Формирование образа природы Японии при межкультурной коммуникации c. 22-27

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.2.28746

Аннотация: Формирование образа природы Японии в визуальной культуре и передача этого образа при межкультурном общении в России. Вопрос будет рассматриваться на примере яркого явления современной культуры Японии - мультипликации. Именно она стала одним из основных источников передачи образов культуры в "другую" культуру. Транслируемые образы природы значимы для японской культуры и имеют историческое значение, особенно сакура и гора Фудзи. Именно на их примерах будет рассмотрена проблема исследования. В исследовании применены такие методы исследования как: сбор и анализ информации в Интернете, а так же абстрагирование. В ходе исследования было установлено, что: - имеющие значение для "своей" культуры образы природы передаются в первую очередь; - визуальные образцы искусства имеют большое значение при распространении образов природы за счет "массовости"; - образы природы Японии имеют большую узнаваемость и соотносятся с похожими в русской культуре.
Культура повседневности
Сидорова Г.П. - «Преодоление различий между городом и деревней», или советская городская повседневность против сельской c. 28-36

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.2.28762

Аннотация: Анализируются особенности городской и сельской субкультур в российско-советской культуре 1950-1980-х, в их повседневных проявлениях при непосредственных коммуникациях. Советская – городская и сельская – повседневность рассматривается через ее отражение в художественных произведениях соответствующего времени. Через художественные образы городской и сельской повседневности, проанализированные в историческом и социокультурном контексте, выявлена их субкультурная и национальная специфика. Источники: культовые тексты советской художественной литературы и кино 1950-1980-х, где городская субкультура представлена в непосредственной коммуникации с субкультурой сельской. Метод исторической и пространственной типологии, этнопсихологический метод, герменевтический метод, художественный метод познания культуры. Теории Л. Вирта, Г. Зиммеля, Р. Редфилда, Р. Франкенберга и Л.Н. Когана о городской и сельской субкультуре и соответствующем образе жизни. Городская субкультура – более «индустриальная» и «сложная», а сельская субкультура – более «традиционная» и «простая». В срединной по типу российско-советской культуре «преодоление различий между городом и деревней» в процессе ускоренной модернизации на повседневном уровне – нередко ассимиляция, а также маргинализация как городского, так и сельского общества. При непосредственных массовых коммуникациях это приводило к антагонизму городской и сельской субкультур.
Искусство и искусствознание
Бородкина Е.Н. - Создание новых художественных промыслов в ХIX-XX веках c. 37-43

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.2.28825

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является обобщение существующих представлений о судьбе художественных промыслов в социально-экономических реалиях конца XIX-XX вв. В исследовании ряд промыслов, существовавших ранее, но претерпевших значительные изменения в новых условиях, получили статус «новых». Художественные промыслы представляют собой культурное ядро этнических общностей, позволяют более глубоко осмыслить культуру этих народов, содержат возможность возрождения их культурной идентичности. Все это в контексте стремительно распространяющихся тенденций к культурной унификации приобретает особую актуальность. Методологической основой исследования служит культурологический подход, позволяющий проводить изучение художественных промыслов в междисциплинарном ключе. Кроме этого, представляется перспективными сравнительно-исторический и аналитико-синтетический методы. Научная новизна исследования состоит в том, что развитие художественных промыслов на современном этапе осмыслено как противоречивый процесс, заключающий в себе как деструктивную (унифицирующую) тенденцию, так и противоположный (консолидирующий) тренд. В новых социально-экономических условиях художественные промыслы почти полностью утратили утилитарную составляющую, перейдя в разряд элементов визуальной культуры.
Эстетика и теория искусства
Бычков В.В. - Мотив Вечно Женственного в символистском искусстве c. 44-56

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.2.28895

Аннотация: В центре исследования находится аналитика символистской живописи на предмет выявления ее эстетических особенностей, которые могут быть выражены метафорическим понятием «дух символизма». Поставлена задача на основе анализа наиболее характерных для символизма конкретных произведений живописи приблизиться к вербальному описанию этого понятию, введению его в научный инструментарий эстетического анализа искусства. Путем изучения художественно-эстетических средств выражения в произведениях Россетти, Бёрн-Джонса, Пюви де Шаванна, Борисова-Мусатова, Сегантини выявлена совокупность характеристик, которыми в определенном приближении может быть описан дух символизма. В качестве методологической установки использован компаративистский метод, опирающийся на искусствоведческий, философский и эстетический подходы к конкретным произведениям живописи. Из главных сюжетно-тематических линий искусства символизма в данном исследовании взята в основном тема выражения в живописи символистского понимания мифологемы Вечно Женственного. Подобный анализ является новаторским, впервые примененным в отечественной и зарубежной науке. К специфически символистским характеристикам выражения данной тематической линии относятся подчеркнутая пластичность образов, изысканные линеарные ритмы, просветленный колорит, статуарность фигур, самоуглубленность и неотмирность образов, меланхолическая грусть, подчеркнуто идеальная и как бы отрешенная от земного мира красота женских образов, далекая от чувственной материальности, и т.п. Все это приводит в живописи символистов и художников их круга к явлению здесь и сейчас кванта метафизической реальности, что и можно определить как «дух символизма».
Архитектура и дизайн
Розин В.М. - Современный архитектурный процесс, как условие поляризации архитектурных решений c. 57-64

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.2.28842

Аннотация: В статье ставится вопрос, на основе каких критериев осуществлять реконструкцию и типологию облика и строения в архитектуре зданий и особенностей городской среды. Автор предлагает такой критерий как «архитектурный процесс». Рассматриваются основные характеристики архитектурного процесса: проектные, экономические, социальные. На их основе намечаются три типа архитектурных решений, соответствующих трем типах проектирования ‒ типовому, индивидуальному и смешанному. Эти решения позволяют различить и три типа архитектурных облика зданий и среды. В работе была реализована следующая методология исследования: постановка проблем, историческая реконструкция, сравнительный и ситуационный анализ, социокультурный анализ. В результате исследования удалось показать необходимость при реконструкции типов и особенностей облика современных архитектурных зданий и среды обращаться к анализу, с одной стороны, особенностей архитектурного проектирования, а с другой ‒ к социокультурным условиям и требованиям. Предложен и вариант подобной реконструкции.
Музыка и музыкальная культура
Харламова Т.В. - Стилевые тенденции академической музыки постсоветского Казахстана (1991–начало 2000–х гг.) c. 65-71

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.2.28893

Аннотация: Объектом данного исследования является музыкальная культура Казахстана. Предмет исследования – творчество композиторов Казахстана постсоветской эпохи как художественный феномен и как специфическая форма проявления современного композиторского мышления. Автор акцентирует внимание на анализе историко-культурной ситуации в Казахстане 1990–х гг., а также на специфических особенностях творчества казахстанских композиторов постсоветской эпохи как отражения философско-эстетических и собственно музыкально-стилевых интенций. Особое внимание уделяется вопросам претворения фольклора в академической музыке, вопросам жанрового синтеза, основанного на взаимопроникновении казахских традиционных и академических жанров западноевропейской музыки. В русле обозначенной проблематики автор обращается к комплексной методологии, включающей культурологический, сравнительный, стилевой, целостный и функциональный методы анализа. Основным выводом проведенного исследования является выявление основных стилевых тенденций, ведущее место среди которых занимают этнографическая и неофольклорная, диктующие пути эволюции жанровой системы и содержания. Вклад автора в проведенное исследование заключается в рассмотрении композиторского творчества постсоветского периода как художественного феномена национальной культуры Казахстана в совокупности его историко-культурных и творческих процессов. Кроме того, в исследовательское поле вводится и анализируется ряд произведений, созданных в рассматриваемый период и ранее не освещавшихся в музыковедческой литературе.
Барсукова О.В. - Рок-мюзикл «Волосы» Г. Макдермота в контексте жанрово-стилевого синтеза c. 72-79

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.2.28896

Аннотация: В статье рассматривается историческое и художественное значение мюзикла «Волосы» Г. Макдермота в контексте развития жанра. Анализируется музыкальная ткань мюзикла, синтез стилей: джаз, блюз, кантри и соул, индийской музыки, синкопированных ритмов фанка, фолк-роковых мелодий. Но особое внимание уделяется привнесению «роковой» компоненты в стилистику мюзикла 1960-х гг., что обусловило новаторский характер данного сочинения, которое впервые анализируется в контексте жанрово-стилевого синтеза. Определяются ключевые различия театральных постановок и фильм-мюзикла М. Формана. В проведенной работе были использованы следующие методы: культурно-исторический, сравнительно-аналитический и метод музыкально-стилевого анализа. Мюзикл «Волосы» ранее исследовался в основном с историко-культурных и театроведческих позиций. Анализу лондонской постановки посвящена статья В. Ряполовой «“Волосы” в Лондоне» [10]; существуют упоминания в работах Е. Андрущенко «Мюзикл и рок-опера в отечественном музыкознании 1980-ых годов: к истокам исследовательской традиции» [1], В. Шулина «Российский мюзикл в контексте развития жанра» [15], монографиях Л. Данько [4], Э. Кампуса [5], Т. Кудиновой [7], Ханиш М., Краснова Г. В. [14], зарубежных публикациях [17, 18, 19, 20, 21]. В контексте жанрово-стилевого синтеза и анализа музыкального языка данный мюзикл рассматривается впервые. В статье делается вывод о том, что мюзикл Г. Макдермота «Волосы» стал отправной точкой в развитии новой разновидности жанра – рок-мюзикла, повлиял на становление рок-оперы, а также на развитие современного музыкально-театрального искусства в целом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.