по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 12, 2019
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 30-12-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2019
Культура и власть
Руцинская И.И. - Между солдатами и вождями: «две войны» в графике К.И. Финогенова 1940-х годов c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.12.31184

Аннотация: Статья посвящена некогда достаточно известному, а ныне почти забытому советскому графику К.И. Финогенову. Его работы 1940-х годов рассматриваются в качестве наглядного примера сосуществования двух основных стратегий, используемых советскими авторами при обращении к теме Великой Отечественной войны. Одна – предполагала визуализацию событий, фактов, лиц, которые художник видел собственными глазами, за ней стоял опыт пребывания автора на линии фронта. Другая – представляла собой идеологическую конструкцию, за которой не стояли (и не могли стоять) личные визуальные впечатления. Как правило, вторая стратегия была направлена на создание образа вождя: Сталина-полководца и стратега, представленного в окружении ближайших соратников. В статье разница в двух стратегиях осмысливается не просто как тематическое различие, но как различие концептуальное. Переход от изображения солдат к изображению вождей влек за собой жанровые, темпоральные, композиционные, интонационные трансформации образа войны. В трактовке советских художников 1940-х годов солдат пребывал «в настоящем», предполагалось, что место в истории ему отведут потомки, для которых художник и создает необходимые документальные свидетельства. Вождь же уже пребывал в истории. Художник фиксировал для потомков факт понимания и признания современниками его исторического статуса.
Актуальный вопрос
Шумилов К.С. - Особенности оркестрового письма в произведениях для духового оркестра Игоря Николаевича Савинова c. 10-20

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.12.27538

Аннотация: Целью настоящей работы является исследование особенности оркестрового письма Игоря Николаевича Савинова в его произведениях для духового оркестра. Выбор названного композитора обусловлен его вкладом в развитие отечественной музыки и инструментовки для духового оркестра. Его творчество охватывает многие жанры духовой музыки: марш, сюиту, фантазию, рапсодию, увертюру, поэму, балладу, концерт и др. В каждом из этих жанров И. Н. Савиновым созданы сочинения, как бы аккумулирующие то действительно ценное, что свойственно лучшим духовым партитурам. Творчество И.Н. Савинова получило общественное признание и широкое распространение в концертной практике. Методика исследования оркестрового письма основывается на накопленном в музыкознании опыте изучения особенностей оркестровой фактуры, выразительной и формообразующей роли тембра, трактовки оркестровых средств. Основные задачи исследования: дать эстетическую оценку произведениям для духового оркестра И.Н. Савинова, выявить жанрово-стилистические черты тематизма и особенности его тембрового воплощения, показать качественные изменения тембро-фактуры, выявить характерные черты оркестрового письма И.Н. Савинова в трактовке инструментальных средств духового оркестра, проследить характер преемственности и преломление в духовой музыке принципов оркестровки русской и советской классической музыки. Впервые проблемы современной инструментовки для духового оркестра рассматриваются через призму индивидуального творчества Игоря Николаевича Савинова в тесной связи с общей эволюцией духовой музыки начиная с 1980-х годов. Это и позволяет выявить индивидуальные особенности оркестрового письма композитора.
Изобразительные искусства
Лисицын П.Г., Грибанова А.В. - Нестойкие пигменты станковой масляной живописи в контексте механизмов активной деградации c. 21-27

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.12.31616

Аннотация: Предметом данного исследования являются основные нестойкие пигменты, используемые в станковой масляной живописи на разных этапах ее истории (киноварь, ультрамарин, свинцовые белила, ярь-медянка, аурипигмент, желтый хром). В зависимости от своего химического состава, деградация пигментов может протекать по трем основным механизмам, освященным в представленной статье. Группирование нестойких пигментов по механизмам деградации позволяет более точно скорректировать методики превентивной консервации живописных произведений с целью торможения процессов изменения колористических характеристик красочного слоя. Для проведения исследования были использованы метод анализа, исторический метод, логический метод, а также метод индукции и дедукции. Особым вкладом авторов в исследование темы является разделение дегенеративных процессов на пассивные и активные, что способствует четкому структурированию проблематики изменения цвета произведений, написанных в технике масляной живописи. В результате исследования было выявлено, что все варианты дегенеративных механизмов встречаются на протяжении всей истории станковой масляной живописи. Также в статье приведены общие рекомендации по хранению, экспонированию и реставрации произведений живописи, склонных к деградации цветовых характеристик в связи с физико-химическими свойствами красочного слоя.
Сценические искусства
Архангельская Р.И. - Исследование успеха русского кабаре в Вене в 1920-1930-х годах c. 28-34

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.12.31653

Аннотация: Предметом исследования являются обстоятельства стабильной успешности систематических гастролей русского театра-кабаре «Синяя птица» в Вене. Автор предлагает краткий очерк, включающий в себя рассмотрение различных аспектов, связанных с творчеством русских театров в эмиграции. Особое внимание уделяется культурно-историческому контексту Вены 1920-х гг., в котором стали востребованы программы русского театра-кабаре. В статье дана краткая историческая справка об австрийском кабаре и его традициях, а также информация о русской составляющей в театральной жизни Вены в исследуемый период времени. Изучение используемых источников мемуарного и научного характера позволило получить исторические и культурологические сведения, сопоставление которых позволило исследовать заявленную тему. Основным выводом статьи является следующий тезис - стабильный успех у избалованного венского зрителя в 1920-е годы русский театр-кабаре имел в силу ярко отличающих его от традиционного австрийского и немецкого кабаре особенностей - театральности, эстетизма, высокого исполнительского уровня, экзотичности тем и самобытного, уникального стиля конферансье Якова Южного. Статья предлагает отправной материал для дальнейшего изучения театрально-эстетической уникальности творчества русских театров-кабаре в Западной Европе, в частности - авангарда в сценографии русских художников.
Философия культуры
Володина А.В. - Делёзианская теория аффекта: эстетическая проблематика c. 35-45

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.12.31729

Аннотация: Предметом исследования является философская теория аффекта, разработанная Жилем Делёзом и получившая своё развитие в ряде работ современных философов и теоретиков культуры. В статье освещается генезис делёзианской трактовки аффекта, возникшей на основе концепции Б. Спинозы, а также подробно рассматривается специфика аффекта как коллективного доиндивидуального переживания, динамической интенсивности, представляющей собой способность воздействовать и испытывать воздействие. В качестве основных характеристик аффективного события выявляются его непсихологический и неизобразительный характер. Данное исследование совмещает историко-философский подход в решении задачи интерпретации текстов Ж. Делёза, Б. Массуми, Т. Бреннан и других философов и теоретиков культуры, имеющих отношение к заявленной проблематике, а также делёзианский имманентистский подход к эстетике и философии искусства и культуры. В статье доказывается, что делёзианская проблематика аффекта, мало разработанная в отечественной литературе, требует разворачивания на материале искусства, что обусловлено тем, что именно ситуация встречи с искусством позволяет не только концептуализировать аффект как воздействие и претерпевание воздействия, но и проследить его динамику (как неотъемлемый аспект существования и фукнционирования аффекта). Множественная, резонансная и материальная природа аффекта в свою очередь предлагает инструментарий для исследования, позволяющего уловить и осмыслить изменчивость, зыбкость и динамичность современных социокультурных процессов.
Культура и культуры
Хабибуллина З.Р. - Гендерный аспект паломничества (хаджа) в исламе c. 46-51

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.12.31776

Аннотация: Предметом исследования является гендерный режим в хадже – паломничества в Мекку, пятого и последнего из столпов ислама, составляющего основу религии и фундамент мусульманской общины, предписанного к совершению хотя бы один раз в жизни (в зависимости от материальных и физических возможностей верующего). В исламе существуют отдельные правила, касающиеся женщин совершающих хадж. На примере женской религиозности одного из крупных ареалов ислама в России – Южного Урала рассматриваются гендерные особенности исламского паломничества. Интервью, проведенные с паломниками, позволили проанализировать роль хаджа в современном мусульманском сообществе, оценить влияние паломничества на религиозность, поведение и статус женщин в исламе. Ритуалы и повседневная жизнь верующих строго регламентированы, для ислама характерно строгое гендерное деление, имеющее ярко выраженный характер в хадже. Хадж усиливает гендерные различия, чаще всего женщины возвращаются глубоко религиозными, отдают предпочтение тщательности выполнения религиозных обрядов, ношению платка и предписываемой одежды, послушанию и скромности по отношению к противоположному полу.
Музыка и музыкальная культура
Карачевская М.А. - Эстетические взгляды М.Ф. Гнесина: исторический контекст и концептуальные параллели c. 52-68

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.12.31847

Аннотация: Предметом исследования является эстетическая позиция М. Ф. Гнесина, рассматриваемая в сравнении с эстетическими взглядами его современников. В качестве объекта исследования выступают научно-критические тексты М. Ф. Гнесина, Л. Л. Сабанеева, В. Г. Каратыгина, Вяч. И. Иванова, Г. А. Лароша, А. Шёнберга, Б. В. Асафьева и др. в которых отражены ключевые положения их эстетической позиции. Основное внимание уделено вопросам о сущности музыкального искусства, особенностях музыкально-творческого процесса, проблеме синтеза искусств. Основными методами являются анализ рукописных и печатных текстов М. Ф. Гнесина, а также сравнительный анализ эстетических концепций М. Ф. Гнесина и Л. Л. Сабанеева, В. Г. Каратыгина, Вяч. И. Иванова, А. Шёнберга и др. Основными выводами статьи являются следующие: М. Ф. Гнесин является одним из наиболее прогрессивных мыслителей своего времени, изучавшим актуальные проблемы музыкальной эстетики: природу музыки, взаимосвязь искусств, роль "эмоций" и "рассудка" в процессе сочинения. Эстетические взгляды Гнесина обнаруживают параллели с идеями А.Н. Скрябина, Вс. Э. Мейерхольда, В. В. Кандинского, А. Шёнберга (в области синтеза искусств), с Л. Л. Сабанеевым, А. Шёнбергом (в области изучения музыкально-речевых связей), но и отличаются, в частности, введением собственных понятий «первичных» и «предельных» свойств искусства, «единосущности» звука, цвета, тембра и т. п. Новизна исследования заключается в том, что автором впервые предпринята попытка комплексного сравнительного анализа эстетических взглядов Гнесина с аналогичными концепциями современных ему художников и мыслителей.
Культурология и cultural studies
Склярова В.С., Соковиков С.С. - Функциональные особенности живого зрелища в контексте визуальной культуры c. 69-78

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.12.31785

Аннотация: Проблемой, рассматриваемой в данной статье, является отсутствие основательной представленности темы живого зрелища в исследованиях визуальной культуры. Авторы рассматривают феномен живого зрелища, определяют его специфичную ценность и выделяют различия между действительно интерактивным зрелищем и псевдо-взаимодействием. Особое внимание авторы уделяют причинам “визуального голода” в современной культуре и рассматривают широкий круг феноменов, которые являются способом удовлетворения культурной потребности в живом зрелище. В заключении статьи авторы предлагают контуры исследовательской программы понимания живого зрелища в культуре В основу исследования положены общенаучные методологические принципы объективности, достоверности, всесторонности и полноты, доказательности. Авторы применяют методы теоретического анализа научной литературы по исследуемой проблеме и опираются на широкий круг теоретических источников, а также проводят своеобразный культурный мониторинг современного общества в его зрелищной аспектации В процессе исследования авторы выявляют такие характеристики живого зрелища как неповторимость, событийность, реальность, подлинная интерактивность, чувственность, культурная активность, образность. В заключение статьи авторы определяют основные аспекты исследовательской программы понимания зрелищ в современной культуре: 1) культурные смыслы зрелища в синхронических и диахронических аспектах; 2) действенная структура зрелищного пространства/времени и его образная содержательность; 4) динамика и соотношение телесного и символического в зрелищном образе; 6) специфика событийности; 7) особенности дистантности и вовлеченности зрелища; 8) соотношение креативности и рекреативности; 9) политические, исторические и актуальные контексты живого зрелища; 11) социокультурная эффективность живого зрелища; 12) живое зрелище в контексте воспитания визуальной грамотности.
Искусство и искусствознание
Аганина Н.С., Ильмуратова И.Л. - Иероглиф: между явленным и сокрытым c. 79-87

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.12.29887

Аннотация: Китайская каллиграфия рассматривается в качестве ключа к более глубокому пониманию китайского культурного кода, поэтому цель исследования заключается в выявлении культурных смыслов, заложенных в пространственную структуру и визуальный образ иероглифа. В ходе работы авторы развивают идею отечественного синолога В. В. Малявина о том, что художественное пространство произведения китайской каллиграфии представляет собой пространство «срединности», в котором взаимодействуют два не совпадающих друг с другом измерения бытия – сокрытое и явленное («прежненебесное» и «посленебесное»). В исследовании применяется культурологический метод интерпретации художественного пространства иероглифа в контексте традиционных для китайской культуры моделей пространства. Формирование пространства «срединности» через написание иероглифа является свидетельством умения каллиграфа находить равновесие «в потоке перемен». Иероглиф представляет собой визуальную метафору движущегося человеческого тела, находящегося в состоянии внутреннего покоя (что отражается в чёткости внутренних связей знака, его соотнесённости с физическим центром и ощущении «твёрдости» пустоты).
История искусств
Ковальчук Л.И. - Алтарь и алтарное пространство в структуре францисканских церквей в Умбрии c. 88-99

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.12.31743

Аннотация: Статья посвящена особенностям организации алтарного пространства во францисканских церквях Умбрии c XIII по XVI вв. В статье подчеркивается типологическая и литургическая зависимость изначальной планировки церкви Сан Франческо в Ассизи от структуры апсид папских базилик в Риме (прежде всего Сан Пьетро и Сан Джованни ин Латерано). В свою очередь планировка главной базилики францисканцев повлияла практически на все церкви ордена в Умбрии (в Перудже, Читта ди Кастелло, Тоди, Борго Сансеполькро и др.). Хор в этих церквях располагался в заалтарном пространстве апсиды. Автор показывает, что опосредованно эта схема зависела от расположения трона папы вдоль дуги апсиды (в Сан Пьетро в Риме и в Сан Франческо в Ассизи). Сохранившиеся оригинальные алтари XIII–XIV вв. в церквях францисканцев позволяют поставить эти памятники в один стилистически-типологический ряд и выделить в отдельную категорию алтарей mensae: широкий каменный престол, окруженный стрельчатой аркадой. Анализ алтарного декора позволяет сделать определенные выводы о близости францисканских алтарей к раннехристианским саркофагам типа a colonne, подробно рассматривается казус использования саркофага в качестве гробницы блаженного Эгидия в церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже. Показывается, что структура алтарного пространства и наличие монументальной алтарной преграды tramezzo во многом определили отсутствие в церквях францисканцев формы надалтарного кивория.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.