по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 10, 2019
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 10-11-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2019
Прикладная культурология
Травин И.А. - Элементы саамского орнамента в декоре строений северо-запада Костромской области как проявление преемственности в культурном наследии региона c. 1-6

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.10.30875

Аннотация: Целью работы является поиск элементов саамского орнамента в домовой резьбе северо-запада Костромской области РФ, и исследование их влияния на формирование культурного наследия региона. Предметом исследования являются декоративные деревянные элементы жилых домов региона и орнаменты вышивки и декора, применяемые народом саами на территории современного проживания. Особое внимание уделяется применению декора в настоящее время. Также рассматривается декор предметов, созданных в период раннего расселения славян в регионе. Методом проведения работы является визуальное фиксирование элементов декоративной резьбы, проведение сравнения с элементами орнаментов и украшений различных эпох и народов, распространённых в этом географическом ареале. На основе анализа литературы, изображений, выставленных в музейных экспозициях образцов, изучения археологических данных, выстраивается цепь логических рассуждений. Анализ полученных данных даёт понимание визуального выражения культурного наследия региона и современное применение элементов декора народа, покинувшего эту территорию тысячи лет назад. Результатом работы является предоставление доказательств присутствия элементов декоративных саамских узоров в современных узорах декоративной домовой резьбы северо-запада Костромской области, что доказывает преемственность культурного наследия региона в декоративно-прикладном искусстве. Новизна данного научного исследования состоит в применении метода сравнения декоративных узоров различных поколений и народов, проживающих в ограниченном географическом ареале. Вывод научной работы состоит в том, что получено доказательство наличия элементов декора саамского орнамента в современных формах декоративной резьбы северо-запада Костромской области, что подтверждает преемственность культурного наследия данного региона на протяжении множества поколений.
Эстетика и теория искусства
Осокин А.Н. - Прогрессия наивного аспекта в трех формах иронической чувствительности: от эстетики Кэмпа к феноменам Новой искренности и пост-иронии c. 7-17

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.10.31145

Аннотация: Цель настоящей работы – проследить динамику взаимоотношений субъекта иронии с её объектом на примере таких культурных явлений как Кэмп, Новая искренность и пост-ирония. Выбор именно этих типов восприятия, связанных с иронией, мотивирован тем, что эта последовательность демонстрирует поэтапное изменение оптики творческого субъекта. В выделенном диапазоне видно, как меняется сама структура иронических операций сознания художника, в котором естественная установка начинает преобладать над критической, не поглощая её полностью. Методология настоящего исследования базируется на эстетико-теоретическом подходе и сравнительно-историческом методе; также мы обращаемся к иллюстративному материалу художественной литературы, а точнее к тем авторам, чье творчество выражает упомянутые в заглавии статьи творческие стратегии. Новизна исследования заключается в том, что естественность и ирония осмысляются как элементы единой структуры восприятия, благодаря чему выявляются важные закономерности в метаморфозах иронической оптики. В статье показано, каким образом каждый из перечисленных подходов к иронии взаимодействует со своими творческими ресурсами, из которых конструируется иронический приём, и раскрывается специфика эмоционального отношения ироника с осмысляемыми идеями и объектами действительности. В статье установлено, что актуализация наивного аспекта эстетической иронии соотносится с потребностью творческого субъекта переосмыслить и обновить иронический прием, не прибегая к нерефлективной наивности. Показано, что просвещенная наивность, ассоциируемая с упомянутыми типами иронической чувствительности, проявляет себя не столько как объект иронии, сколько в качестве её структурно образующего элемента, что позволяет субъекту выражать противоположные иронии интенции.
Культура и власть
Бочарова М.Ю. - Визуальные образы иллюстраций на японских открытках политической тематики второй трети 19 века c. 18-24

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.10.31192

Аннотация: В статье подробно рассматриваются визуальные образы на почтовых карточках политической тематики периода Мейдзи (1868 - 1912). Открытки пришли в Японию вместе с новой культурной политикой правительства второй трети 19 века и введением регулярного почтового сообщения. Выделился ряд сюжетов связанных с политической деятельностью, которые стали зеркалом культуры эпохи и её трансформации. Почтовые открытки выполняли не только пропагандистскую функцию, но и коммуникативную и эстетическую и обрели ряд характерных художественных приемов. Для данного исследования использованы методы классификации на основе визуальных изображений и индуктивного анализа полученных данных. Политические сюжеты почтовых открыток эпохи Мейдзи часто анализируются в направлении пропаганды во время военных конфликтов. Прочие вопросы визуальной составляющей остаются практически не исследованными. В данном исследовании классифицируются и анализируются визуальные образы новой элиты и их символов на иллюстрациях открытках с точки зрения трансформации культуры в данный период.
Теоретическая культурология и теория культуры
Фролов Д.А. - Латвийское искусство эпохи модерна и его место в палитре европейской культуры конца XIX – начала XX века: теоретико-методологический анализ c. 25-40

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.10.30848

Аннотация: Предметом исследования является латвийское искусство эпохи модерна. Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью исследования сущности творческих процессов в Латвии эпохи модерна, поскольку образ латвийского искусства берет свое начало в художественных практиках конца XIX - начала ХХ веков. Цель исследования - раскрыть специфику понятия «стиль», особенности изучения латвийского искусства эпохи модерна как части европейской культуры конца XIX - начала ХХ веков. Теоретическая значимость подтверждается характеристикой понятий «стиль», в частности – стиля модерна (Ар-Нуво, югендстиль) и символизма в контексте истории философско-искусствоведческого знания, а также - методологии науки. Практическая значимость подтверждается тем, что полученные результаты позволяют более широко понимать роль стиля и искусства эпохи модерна. Методологической основой исследования являются общенаучные методы (анализа и синтеза, индукции и дедукции, единства исторического и логического) и принципы (историзма, научной объективности, системности), а также искусствоведческие (компаративный, типологический и описательный) методы анализа стилевой идентификации латвийского искусства. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней обобщены научно-методические и теоретические подходы к изучению синтеза искусств стиля модерн; уточнено содержание ключевых понятий исследования: синтез искусств, предметная среда, стиль, модерн, Ар-Нуво, югендстиль, дизайн; выявлены характерные признаки синтеза искусств в европейском модерне; охарактеризованы особенности стиля модерн в латвийском искусстве конца XIX - начала ХХ веков. Результат работы. В ходе проведения анализа теоретических работ установлено, что переходная природа стиля модерн «между старым и новым» порождает ряд методологических проблем. Поэтому актуальность темы статьи представляется очевидной
Философия культуры
Ефимова Л.Н., Шехирева Н.А. - Основополагающие христианские истины в философско-религиозном трактате К. С. Льюиса «Просто Христианство» (1941-1943) c. 41-50

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.10.31264

Аннотация: Предметом исследования являются религиозно-философские, теологические и нравственно-эстетические взгляды британского писателя, поэта, преподавателя, ученого и богослова Клайва Стейплза Льюиса. Авторы рассматривают основные теологические проблемы в философско-религиозном трактате К. С. Льюиса «Просто Христианство». В исследуемом теологическом сочинении особый акцент ставится на аспектах нравственно-этических норм христианского поведения с точки зрения традиций восточных и западных Отцов Церкви. Целесообразно подчеркнуть, что трактат «Просто христианство» имел огромное значение для религиозной жизни Англии, особенно в сложный период Второй мировой войны. При написании данной статьи использовались сравнительный метод, метод филологического и философского анализа, диалектический метод, метод дедукции (переход от общего к частному). В статье сделаны выводы о том, что вера, надежда и любовь, как христианские добродетели, являются непременными составляющими личного общения с Богом, а для доступного толкования этих основополагающих теологических истин Льюис использовал язык символов, метафоры, сравнения. Особое своеобразие трактату «Просто Христианство» придают собственные взгляды Льюиса, основанные на глубоком знании классических средневековых традиций и согласующиеся с современными ритмами нашего общества, где все настойчивее требуется христианство не на словах, а в серьезном осмыслении его догматов и обрядов. Научная новизна заключается в том, что проанализированы все аспекты нравственно-этических норм христианского поведения в религиозно-философском трактате К.С. Льюиса "Просто христианство".
Искусство и искусствознание
Княжицкая Т.В. - Витражная мастерская русско-финского художника Владимира Сверчкова в Германии в 1860-1870-е гг. c. 51-71

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.10.29321

Аннотация: Цель работы – выявить хронологию деятельности мастерской В.Д.Сверчкова и место этого жизненного и творческого этапа в биографии художника, уточнить данные по ассортименту выпускаемой продукции, охарактеризовать способы взаимодействия различных мастеров и роль владельца мастерской в процессе создании витражей, а также определить круг его заказчиков. Статья основана на большом круге источников на русском, немецком и финском языках: архивных и периодических материалах, воспоминаниях о художнике, современных исследованиях российских и зарубежных авторов. Использованы исторический и иконографический методы изучения темы. Статья основана на большом круге источников на русском, немецком и финском языках: архивных и периодических материалах, воспоминаниях о художнике, современных исследованиях. Выявленный круг витражей характеризует их как характерные образцы немецкой школы витражного искусства. Будучи привезёнными в Россию не только в качестве украшения зданий, но и как экспонаты для художественно-промышленных музеев, витражи Сверчкова являлись наглядными пособиями, образцами высочайшего уровня художественного исполнительского мастерства и тем самыми дали толчок для развития искусства витража в России и в Финляндии в 1890—1900-е годы.
Книжная культура и искусство книги
Чурсина А.А. - Внедрение фотографического метода иллюстрирования в отечественные печатные издания 1918–1936 гг. c. 72-95

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.10.29253

Аннотация: Статья посвящена изучению использования фотоколлажа и фотомонтажа в качестве метода иллюстрирования отечественных печатных изданий 1918–1936 гг. Целью исследования является установление общих черт и коренных различий между рассматриваемыми методами. Задача статьи состоит в том, чтобы на примере ключевых событий в истории фотоколлажа и фотомонтажа проследить исторический путь перехода от использования в качестве иллюстрации фотографии в её самом привычном виде до активного внедрения в иллюстрирование изданий методов фотоколлажа и фотомонтажа. Методология исследования представлена анализом и синтезом информации из различных источников, функциональным методом, а также сравнением содержания методов фотоколлажа и фотомонтажа. Основные выводы проведённого исследования заключаются в том, что в нём выявлены достоинства и недостатки фотоиллюстрации в целом, рассмотрены её выразительные средства. В статье определены общие и различные черты фотоколлажа и фотомонтажа, раскрыта их сущность. Автором установлено, какое влияние оказали рассматриваемые методы на современные медиа.
Музыка и музыкальная культура
Сокольская А.А. - Структурообразующая роль ритма в оперных постановках Дарио Фо c. 96-103

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.10.30733

Аннотация: Предметом исследования является режиссёрская деятельность итальянского драматурга, актера и режиссера Дарио Фо в рамках оперного жанра. Рассматриваются четыре его спектакля по операм Россини - «Севильский цирюльник», «Итальянка в Алжире», «Газета» и «Путешествие в Реймс», поставленные им в 1980-2000-х годах. Постановки анализируются с точки зрения соотношения музыкального ритма с ритмом сценического действия. Основной задачей является определение типов возможных соотношений и их использование в оперных спектаклях Фо. В основе исследования лежит сочетание структурно-семиотической и герменевтической методологии; определяются структурные оппозиции, создаваемые ритмом спектакля, и выявляется их семантика. Делается вывод о функции зрителя в процессе синтезирования различных элементов оперного спектакля - звукового, визуального и словесного - в знаки, и центральной роли музыки в ходе этого процесса. Для семантизации музыкального пласта оперного спектакля, как и для определения соотношения всех его пластов, активная позиция зрителя оказывается необходимой.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.