по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 01, 2019
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 28-01-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2019
Философия культуры
Балакирева Т.А. - Основания взаимодействия фантастики и медиареальности в современной культуре c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.1.27544

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье являются отношения взаимозависимости между фантастикой как жанром литературы и медиареальностью. Современная культура содержательно наполняется художественными образами из фантастических произведений, которые репрезентируются в формах, предоставляемых медиа. Новые способы коммуникации позволяют расширять фантастические универсумы, обогащая их сюжетику благодаря творчеству фанатов, ролевым играм и пр. Взаимозависимость фантастики и медиареальности друг от друга должна базироваться на каких-то основаниях, которые и являются предметом научно-исследовательского интереса автора данной статьи. Методология исследования опирается на приемы из теории литературы, семиотики и медиафилософии, а так же используется исторический метод. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что фантастические произведения, положительно зарекомендовавшие себя серди публики конца XX века, стали содержательным наполнением большинства произведений культуры эпохи медиа. Тотально и экспансивно расширяющаяся медиареальность вобрала в себя и фантастический дискурс, продолжающий оставаться на пике популярности больше четверти века. Медиареальность репрезентирует себя в феноменах современного фантастического дискурса, а тот получает больше возможностей для распространения. Основания этого союза требуют исследования с целью понимания тенденций развития культуры.
Культурология и cultural studies
Колосков А.Н., Соколов Б.Г., Чуан Д. - Транспарентность в структуре художественного сознания: феномен современного китайского рисунка тушью c. 9-32

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.1.28625

Аннотация: Статья посвящена изучению феномена китайского рисунка тушью, истории данного жанра и его сущностной специфики. Анализ процессов существования художественной вещи (в частности, рисунка тушью) в пространстве культуры позволяет говорить о её транспарентности, обусловленной наследованием и связью с традицией. Исследуются этапы и социокультурная обусловленность особенностей жанра, влияние европейской традиции специфику символических значений образов и мотивов. Авторы обращают внимание на устойчивость и способность к "самообновлению" китайского рисунка тушью. Предпринимается попытка осмыслить разнообразный эмпирический материал в связи с особенностями структуры художественного сознания. В связи со спецификой объекта исследования используются классический метод историко-культурного исследования в сочетании с компаративистикой и элементами структурно-семиотического анализа. Научная новизна обусловлена попыткой целостного культурфилософского анализа классического, но разрозненного материала, изучавшегося главным образом региональными специалистами. Новизна заключается в отходе от искусствоведческого дискурса при исследовании художественного материала и выборе философского ракурса анализа. В результате исследования сделаны выводы, что можно говорить о транспарентности жанра, обусловленной наследованием и связью с традицией. Учитывая природу символа, можно утверждать, что китайский рисунок тушью воспроизводит парадигматику смыслов каждого этапа культуры и сохраняет преемственность этих этапов. Жизнеспособность этого жанра подтверждает его «существование», а оно, в свою очередь, актуальность художественных «вещей» в структурах художественного сознания многих поколений носителей культуры.
Актуальный вопрос
Петрухина О.В. - Прикладная анимация в России на рубеже 1920–1930-х гг. в контексте синтеза художественных, идеологических и социокультурных преобразований c. 33-41

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.1.28653

Аннотация: Объектом исследования является прикладная анимация в России на рубеже 1920–1930-х гг. Предметом исследования выступают процессы, происходящие в культурном пространстве страны в связи с формированием динамики новых ценностных парадигм. Проводится параллель между лубочным стилем, плакатным творчеством в советском графическом дизайне и анимацией. Раскрываются исторические предпосылки возникновения прикладной советской анимации как средства взаимодействия различных видов искусств и коммуникационных технологий. Делаются выводы о влиянии предыдущих процессов на возникновение самобытного облика прикладной анимации, выделяются ее характерные особенности. В работе используется теоретический анализ научной специализированной литературы. Основополагающим для данного исследования является метод описания, включающий приемы наблюдения, сопоставления, обобщения и интерпретации. Актуальностью исследования выступает аспект происхождения прикладной анимации в контексте трансформации лубочного стиля, идеологического плакатного творчества и многочисленными графическими и технологическими экспериментами в мультипликации-анимации. Выявляется уникальная эклектичная и собирательная природа анимации. Малая изученность темы в данном аспекте требует дальнейших тщательных разработок. В заключении статьи раскрываются пути пролификации прокладной анимации в социокультурном пространстве и возможности ее использования на современном этапе.
Культура и культуры
Изотова Н.Н. - Деньги как элемент японской культуры c. 42-49

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.1.28615

Аннотация: Статья посвящена исследованию денег как важнейшего элемента японской культуры, универсального средства, способного актуализироваться в различных дискурсах. В русле аксиологической концепции рассматривается история японских денег, описываются виды монет и бумажных банкнот, которые находятся в обращении в настоящее время, определяются их отличительные особенности. Особое внимание уделяется этнокультурной специфике монетарного поведения японцев. Выявляются культурно маркированные японские традиции: обычай дарить деньги, отсутствие общепринятой системы чаевых, особое отношение к наличным. Исследование основывается на использовании комплекса методов: контекстуально-интерпретационного анализа, метода диахронического исследования, сопоставления и теоретического обобщения результатов анализа языкового материала. Научная новизна проведенного исследования связана с малой изученностью денег в Японии в культурологическом аспекте. Работа вносит определенный вклад в расширение представлений о деньгах как консервативном и национально-специфичным способе социокультурного взаимодействия. Проведенный анализ представляет возможность лучше понять ценностные ориентации японцев, амбивалентный характер отношения к деньгам в обществе.
Зарипова А.И. - Восприятие арабо-мусульманской культуры современными французами: старые проблемы и новые тенденции c. 50-58

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.1.28678

Аннотация: Статья посвящена характерным особенностям восприятия французским обществом арабо-мусульманской культуры как одной из наиболее заметных проблем межкультурной коммуникации в современной Европе. Исследование культурных стереотипов сегодня занимает важное место в анализе взаимодействия представителей различных этноконфессиональных групп как на внутригосударственной, так и на международной арене. Именно благодаря грамотному и вдумчивому исследованию восприятия культурных различий и взаимодействия различных культур можно понять корни многих проблем уже в других сферах жизни общества. Благодаря таким историческим методам исследования как историко-сравнительный, историко-системный и историко-генетический, а также синхроническому методу культурологического исследования автор выявляет не только те характерные черты франко-исламских взаимоотношений на протяжении истории, но и ментальные особенности восприятия человека иной культуры, сопровождавшие эти межкультурные взаимоотношения в исторической перспективе, а также в начале XXI века. Для анализа были использованы в основном работы франкоязычных и англоязычных исследователей, опросы общественного мнения, а также наиболее актуальные публикации в СМИ. В результате было установлено, что несмотря на позиционируемый и транслируемый имидж толерантной к исламу культурной среды, французское общество не избавилось от негативных стереотипов в отношении исламской культуры, демонстрирует устойчивые стереотипизированные представления о носителях арабо-мусульманской культуры, более заметные в текущем десятилетии на фоне ухудшения внутри- и внешнеполитической обстановки и негативно влияющие на межкультурное взаимодействие.
Культурное наследие, традиции и инновации
Рубин В.А., Спиридонова Е.В. - Вклад поискового движения в сохранение, расширение и укрепление отечественной военно-мемориальной среды в конце XX – начале XXI вв. c. 59-68

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.1.28671

Аннотация: Актуальность научной статьи обусловлена малоизученностью темы, а также формирующейся на постсоветском пространстве государственной политикой в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества, проблемой вовлеченности в вопросы сохранения военно-мемориального наследия различных министерств и ведомств, органов местного самоуправления, отсутствия координации между ними. Авторы изучают вклад поисковых организаций в сохранение военно-мемориального наследия, расширение и укрепление отечественной военно-мемориальной среды в конце XX – начале XXI столетий. Объектом исследования выступает – государственная политика России. Предмет исследования – вклад поискового движения в формировании и реализации государственных молодежной и культурной политик в сфере сохранения военно-мемориального наследия в период с конца XX века до наших дней. Концептуальные основания культурной политики современности и проблемы трансляции российских традиций сохранения культурного наследия исследуются О.Н. Астафьевой, О.Г. Аванесовой, С.Б. Синецким, О.В. Галковой, М.Л. Шуб и рядом других исследователей. Научная новизна состоит в том, что авторами проанализирована на конкретных примерах деятельность поисковых объединений России по учету, сохранению и популяризации военно-мемориального наследия, сделаны вывод о приоритетном внимании поисковиков к объектам с прахом военнослужащих (воинским захоронениям), трансформации объединений от разрозненных отрядов до единого движения, значительной зависимости от поддержки государства.
Культура повседневности
Розин В.М. - Две жизни Анны Зимоненко и Романа Фаерштейна (история творчества и жизни одной семьи архитекторов) c. 69-79

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.1.28479

Аннотация: В статье автор излагает историю жизни и творчества сначала в России, а затем в Германии семьи архитекторов. Его интересуют причины и обстоятельства, по которым они в самом конце прошлого столетия эмигрировали в ФРГ. Глава семейства Роман Фаерштейн известный российский архитектор и дизайнер, автор ряда больших выставок, на которых в свое время демонстрировались достижения народного хозяйства и промышленности СССР. Его дочь, Анна Зимоненко научный сотрудник, работавшая в ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева. Переехав в Германию семья продолжала делать выставки, но уже небольшие, причем все контакты и, так сказать, рыночное обеспечение взяла на себя Анна. Реализованная в статье методология включает в себя: историческую реконструкцию, сравнительный и ситуационный анализ, биографический анализ, анализ личности наших героев. В проведенном исследовании на примере истории семьи Фаерштейна-Зимоненко автор прослеживает отдельные моменты развития в России выставочного дизайна, а также судьбу архитекторов на переломе эпохи и смены социальных отношений. Материалом для этого исследования послужила история и творчество указанной еврейской семьи, оказавшейся вполне успешной как в России, так и в Германии.
Художественная культура и творчество
Золотухина Н.А. - Творчество крымских мастеров в формировании монументального искусства Крыма в период 1970-1980-х гг. XX века c. 80-93

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.1.28557

Аннотация: Организация посредством монументального искусства социально значимых заказов оказала непосредственное влияние на становление крымской региональной культуры позднего советского периода. По этой причине объектом данного исследования является монументальное искусство Крыма в период 1970-1980-х гг. XX века. Творчество крымских мастеров, чьи работы и на сегодняшний день являются знаковыми для ряда крымских городов (Севастополь, Алушта, Керчь и др.) представляют объект исследования. В частности анализ работ П. П. Грейсера, А. А. Крамаренко, В. Н. Атлантова и Н. Е. Волобувой. Методология данного исследования состоит в необходимости посредством философско-искусствоведческого, а также семиотического анализа, составить характерные для художественного текста рассматриваемых работ определяющие образно-стилевые концепты творчества, и их влияния в городском пространстве. В качестве самостоятельного, целостного явления, монументальное искусство Крыма периода 1970-1980-х гг. ранее не было научно изучено, что представляет собой новизну исследования. Автором проведен анализ монументальных работ, техника которых в настоящее время не используется в творчестве современных художников, в частности мозаика, роспись в технике энкаустики.
Искусство и искусствознание
Салиенко А.П. - «Маргинальное» в искусстве 1920-х гг. Влияние или отсутствие Кандинского c. 94-102

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.1.28350

Аннотация: Статья содержит рассуждения о «влиянии и отсутствии» В. Кандинского в искусстве 1920-х гг., попытки найти те грани, где есть возможные пересечения с Кандинским и размышления о том, были ли какие-либо идеи художника и теоретика искусства хотя бы отчасти реализованы на практике и связано ли это с его влиянием или нет. Казалось бы, один из самых прославленных мастеров ХХ века, В. Кандинский, расцвет творчества которого приходится на 1900-10-е гг., практически не оказал влияния на развитие российского искусства первого послереволюционного десятилетия. И всё-таки, творческие принципы и уроки художника, стоявшего у истоков реформирования художественного образования в Советской России, для вхутемасовской молодежи не прошли бесследно. И прежде всего, речь идет о культивируемом им чувстве внутренней свободы – маргинальном понятии для искусства советской эпохи. В написании статьи использованы методы искусствоведческого и историко-культурного анализа. Привлекаются и исследуются неопубликованные архивные материалы. Новизна исследования заключается в том, что до сих пор не изучалась проблема влияния В. Кандинского на искусство/художников 1920-х гг. После его отъезда из Советской России в 1921 году след Кандинского теряется, имя художника фактически забывается. Таким образом, в данной статье впервые предпринимается попытка осмыслить феномен отсутствия влияния при очевидных предпосылках обратного. Окончательных результатов в этой ситуации достигнуть сложно, выводы балансируют на грани обнаружения влияния и невлияния художника на искусство 1920-х годов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.