по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 09, 2018
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 28-09-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2018
Музыка и музыкальная культура
Азарова В.В. - Христианская концепция поэмы П. Клоделя «Жанна д’Арк на костре» c. 1-26

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.9.27253

Аннотация: Предметом исследования является многоплановая христианская концепция «музыкальной» поэмы Поля Клоделя «Жанна д’Арк на костре» (1934, опубл. 1948), которая представляет собой либретто одноименной драматической оратории А. Онеггера (1935). Объектом исследования является пространство смысла художественного текста произведения. Автор статьи подробно рассматривает претворение Клоделем в поэме текстов Священного Писания, аспекты смысла «жизни перед Богом» и жертвоприношения Христу. Особое внимание уделяется анализу привнесенных Клоделем в поэму аллегорических образов и образов-символов. Автор статьи обращает внимание на интеллектуализм, характеризующий смысловое пространство текста поэмы. Методология научных исследований в гуманитарной сфере (искусствоведение, философия музыки, музыкальный театр) лежит в основе рассмотрения «музыкальной» поэмы Клоделя «Жанна д’Арк на костре» как основополагающего элемента синтеза драмы и музыки. Методом герменевтической реконструкции автором статьи исследовано смысловое пространство поэмы и выявлены смысловые оттенки христианской художественной концепции. • Вывод о концептуальном смысле поэмы Поля Клоделя «Жанна д’Арк на костре». Названная поэма — христианская концепция, вдохновленная Священным Писанием как особым образцом духовного текста. • Особым вкладом автора в исследование темы является впервые сделанный анализ литературно-музыкальной формы «Ослиной прозы» и новой литературной пародии. Прослежено воспроизведение Клоделем элементов средневекового театра.
История искусств
Королева В.И. - Августин Христиан Ритт – мастер профильной портретной миниатюры в стиле античной камеи c. 27-42

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.9.27316

Аннотация: Предметом исследования являются художественные особенности получившей распространение во второй половине XVIII в. в России профильной портретной миниатюры в стиле античной камеи в творчестве миниатюриста Августина Христиана Ритта (1765-1799). Объектом исследования являются исполненные мастером портретные миниатюры, стилизованные под античные камеи при помощи живописных средств. Автором предпринята попытка наиболее полного изучения и анализа такого явления как миниатюра-камея в творчестве А. Х. Ритта и выявление особенностей его творческой манеры. В целях раскрытия темы автор использует многоаспектный анализ с применением формально-стилистического, сравнительно-типологического и иконографического методов. В процессе исследования автор пришел к следующим выводам. Используя правила создания изображения в камейной манере и знания, полученные во время обучения в Антверпене и Париже, мастер сформировал свой особый узнаваемый стиль, заключающийся в имитации цветов минералов, передачи их многослойности и создании иллюзии объемного изображения. Моделей художник изображает достаточно натуроподобно, а также вносит в произведения сентиментальные и предромантические черты, передавая настроение и эмоциональное состояния портретируемых, представляя их в образе героев современности. Особым вкладом автора в исследование темы является уточнение атрибуций нескольких миниатюр и их дополнения. Новизна исследования обусловлена стремлением наиболее полного рассмотрения миниатюры-камеи и манеры ее исполнения в творчестве А. Х. Ритта.
Теоретическая культурология и теория культуры
Мостицкая Н.Д. - Концепция «лаг» и «взрыв» в типологизации праздников c. 43-49

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.9.27419

Аннотация: В статье рассматривается феномен праздничной культуры с точки зрения её ценностно-смысловой функциональной значимости для формирования социокультурного пространства. Для обоснования новой модели типологии праздников предлагается концепция "взрыв" и "лаг" как характеристика коммуникативного пространства праздника и способа создания и трансляции ценностно-смыслового поля культуры. Автором предлагается дифференцировать праздники в зависимости от их социокультурной значимости для социальной стабильности и развития социокультурной системы. Выделены характерные особенности четырех типов праздника: "взрывной", "лаговый", "динамический" и "нейтрально-мнемный". Методологическим основанием предлагаемой в статье концепции является теория синергии, представленная в трудах российских ученых. Помимо базовых научных методов исследования используется компаративный подход и сравнительный анализ. Особым вкладом автора в исследование темы праздничной культуры является предложенная в статье методологическая концепция, позволяющая осуществить новую типологизацию праздников. Оригинальность исследования заключается в авторском подходе, предполагающем использование научных теорий, создаваемых на стыке гуманитарной и естественно-научной областей знания, для анализа феномена "праздничности" как сущностного ядра праздника.
Экранная культура и экранные искусства
Янковский А.Н. - Игра «квест» как синтез литературных и кинематографических традиций c. 50-58

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.9.27465

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является феномен популярного в медиакультуре и культурной жизни мегаполисов жанра «квест». Происхождение этого жанра связано с литературными и кинематографическими традициями, однако современные видеоигры начали оказывать обратное влияние на кинематограф. Жанр «квеста» в кино сегодня является имитацией видеоигр или прямым заимствованием сюжетов и принципов драматургии компьютерных игр. Предпринятый автором анализ материала по данному аспекту актуален в контексте общей тенденции современной культуры - виртуализации человека и общества. В работе был использован культурологический метод исследования включающий описание, сравнение, анализ, а также применен герменевтический подход. Основными выводами проведенного исследования являются: квест как художественно-игровая форма востребована как в игровой индустрии, так и в экранной культуре. Драматургия квеста выстраивается по принципам авантюрного романа и задействует такие основные архетипы, как модель замкнутого пространства и стремление пересечь границу, а также мотивы трагического, которые нейтрализуются идеей «хэппи-энда». Кроме того, этот процесс становится частью общей тенденции виртуализации человека и общества, что многие ученые считают стадией, предшествующей появлению «постчеловека», как представителя новой антропологии.
Искусство и искусствознание
Чжао Б. - Художественные открытия "турфановедения" на Великом Шелковом пути c. 59-65

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.9.27366

Аннотация: Появление «турфановедения» сопровождалось началом исследований и раскопок древних культурных реликвий в каменных пещерах великого Шелкового пути. Раскопки древних культурных ценностей в каменых пещерах Великого Шелкового пути в разные периоды привлекали внимание ученых разных стран , в том числе и России .Международная исследовательская деятельность, в том числе и российских экспедиций, в области изучения археологических находок и документов Турфана, позволила добиться значительных научных результатов. В настоящее время многие культурные ценности Турфана представлены в экспозиции Государственного Эрмитажа. Автор статьи убедительно обосновывает актуальность этой проблематики, показывает, опираясь на конкретный исторический материал, степень участия российской научной общественности (начиная с конца Х1Х века) в раскопках района Турфанской впадины. Многочисленные фото культурных памятников и древних руин Турфана, зарисовки планов целого ряда построек и сооружений, топографическая съемка, настенные рисунки и т.д. – вот далеко неполный перечень результатов научной деятельности российских экспедиций, о которых сообщается в предлагаемом материале. Знаменательно, что эти художественные реликвии сегодня составили часть художественной коллекции Государственного Эрмитажа.
Культурное наследие, традиции и инновации
Чернявская Е.Н. - Направления трансформации ландшафта исторических усадеб Москвы c. 66-75

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.9.27284

Аннотация: Объектом исследования являются ландшафты 33 исторических усадеб, которые были созданы под Москвой в XVII-XIX вв., а ныне охраняются как объекты культурного наследия Москвы. Границы этих объектов были разработаны автором статьи в 1972 г. для постановки на государственную охрану в качестве памятников садово-паркового искусства. Предметом исследования являются происшедшие за это время изменения сущностных параметров усадебных ландшафтов. К этим параметрам относятся сохранность территории, вид использования, восстановление и состояние ландшафтов. Использован метод сравнительного анализа указанных параметров объектов в 1970-е гг. и в наше время. Исследование показало, что утвержденные государством в 1970-е гг. границы памятников не нарушались, но уточнялись. В сфере изменения использования установлены явления положительные с точки зрения сохранения объектов культурного наследия – музеефикация (5 территорий), возрождение храмов (19 храмов), передача территории РПЦ (3), повышение статуса пользователей (2), и отрицательные – утрата пользователя (3) увеличение числа закрытых для общего доступа территорий (с 10 до 12). В сфере реставрации зафиксировано количественное и качественное превалирование зданий над парком (25 и 10 территорий), что создает визуальный диссонанс. В парках происходит нивелирование исторических параметров (20 территорий). При восстановлении парков выявлена тенденция включения новых форм, созвучных историческим. Сформированные таким образом ландшафты предлагается рассматривать как развивающиеся исторические ландшафты. Проведенный анализ ценен общим взглядом на процесс эволюции одного из сложных видов культурного наследия Москвы. Дополнительным вкладом автора являются конкретные предложения по оптимизации процесса.
Художественная культура и творчество
Розин В.М. - Любовь и искусство в фокусе современной науки и личности автора (комментарии к книге Е.Н. Шапинской «Лики любви в дискурсах и нарративах») c. 76-85

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.9.26836

Аннотация: В статье анализируются основные идеи и темы новой книги Е.Н.Шапинской. Объясняется, почему ее автор сближает три формы любви ‒ обычную любовь, любовь в искусстве и любовь к познанию. Характеризуются два основным метода, которые Е.Шапинская применяет в своем творчестве. С одной стороны, это дискурсивный анализ, особенности которого рассматриваются. С другой стороны, это метод, предполагающий вписывание дискурсов в пространство истории и современности. При этом указанное пространство задается оппозицией «модерн ‒ постмодерн», его элементы наделяются фиксированными, но соотносительными характеристиками. Обсуждаются этические проблемы, поднятые в новой книге автором «Ликов любви». В статье была реализована следующая методология исследования и комментирования: постановка проблем, ситуационный анализ, реконструкция текстов, параллельный анализ творчества и личности, сравнительный анализ. В результате исследования удалось выявить интересные идеи и особенности работы автора новой книги о любви, а также художественном и научном творчестве, охарактеризовать понятие дискурса и дискурсивного анализа, рассмотреть применение оппозиции «модерн ‒ постмодерн», обсудить этические проблемы, поставленные Е.Н. Шапинской.
История искусств
Хлебников Д.В. - Спас в Силах: К вопросу интерпретации иконографии. Замечания об источниках и параллелях на Востоке и Западе c. 86-114

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.9.26697

Аннотация: Задачей настоящего исследования является анализ существующих в литературе представлений о происхождении и содержании русской иконографии Спаса в Силах; предметом — её отношение к западным и восточным аналогам и изображениям Видения пророка Иезекииля. В иконографии Спаса в Силах присутствуют особенности, дававшие исследователям основание видеть её источником непосредственно текст Книги Иезекииля, а её саму понимать как изображение Видения; появление её связывают со введением чтений из Иезекииля в русское богослужение. Методологическая основа статьи — междисциплинарный и комплексный подход: привлечение богослужебных рукописей, церковных описей и изображений: икон, фресок, книжных миниатюр и т.д. Новизна исследования заключается в привлечении большого числа памятников, в том числе — неопубликованных. В статье показано, что появление иконографии не синхронно введению чтений из Иезекииля в русское богослужение. Автор делает вывод, что большинство западных и восточных изображений Видения не имеет сходства с исследуемой иконографией и не может считаться её источником; прямая связь с текстом Иезекииля ставится под вопрос.
Архитектура и дизайн
Аганина Н.С. - Опыт Кореи в решении проблемы стилизации алфавитного письма под иероглифы c. 115-122

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.9.27097

Аннотация: Проектирование визуального взаимодействия буквы и иероглифа в поликультурном поле графического дизайна – вопрос весьма актуальный. Проблема в том, что на практике графические решения часто оказываются вульгарной стилизацией, поскольку рисунки буквы и иероглифа связаны с принципиально разными культурами письма. Для решения проблемы стилизации буквы под иероглиф автор статьи предлагает обратиться к опыту Кореи, где используется уникальный слоговый алфавит, внешне напоминающий иероглифы, а потому являющийся мостом между буквенным и иероглифическим письмом. Соответственно, объектом исследования является корейская каллиграфия, а предметом - визуальная адаптация корейского алфавитного письма под иероглифы. Автор статьи опирается на корейские и японские источники, среди которых стоит выделить сборник научных докладов на международном симпозиуме в г. Ниигата (Япония, 2015), посвящённом проблемам эстетики каллиграфии Китая, Кореи и Японии. В результате исследования автор выделяет три исторически сложившихся способа визуальной адаптации хангыля под иероглифы (актуальные и для буквенного письма), которые не сводятся к стилизации, так как выражают собственно корейское представление о красоте. Поскольку иероглифическое письмо не укоренено в отечественной традиции, автор рассматривает поиск идентичности каллиграфии кистью как сверхзадачу проектировщика, позволяющую значительно улучшить качество стилизации буквы под иероглиф.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.